Научная статья на тему 'Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала'

Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2271
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVITY / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / СЕМЬЯ / FAMILY / ДЕТСКИЙ САД / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / CHILDCARE CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкрыль Наталия Михайловна, Шарафутдинова Лилия Наильевна

Статья посвящена проблеме развития творческого потенциала старших дошкольников в контексте совместной творческой деятельности в системе отношений «педагог родитель ребенок». Описана модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями по вопросам творческого развития ребенка через включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкрыль Наталия Михайловна, Шарафутдинова Лилия Наильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF A PRESCHOOL INSTITUTION AND A FAMILY IN MATTERS OF CHILDREN’S CREATIVITY

This paper is devoted to development of creativity of the senior preschool children in the context of joint creative work in the system of relations «teacher parent child». A model of interaction of a preschool educational institution with a family is described. Parents’ as equal participants’ role in pedagogical environment is highlighted.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала»

соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование [2, с. 7]. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

В СОШ № 3 введено профильное обучение старшеклассников. Учителя математики этой школы разработали, например, такие элективные курсы, как «Текстовые задачи», «Рациональные и иррациональные алгебраические задачи», «Функции и построение графиков», «Многогранники», «Задачи с параметрами», «Логические основы математики».

ООП по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профили: «Математика» и «Информатика») включает в себя следующие дисциплины и курсы по выбору:

- «Элементарные функции», «Применение свойств функций при решении задач школьного курса математики» (2-й семестр);

- «История математики», «История математического образования в России», «Кратные и криволинейные интегралы и их приложения», «Интегрирование функций многих переменных» (5-й семестр);

- «Избранные вопросы алгебры и теории чисел», «Алгебраические и теоретико-числовые задачи повышенной трудности» (6-й семестр);

- «Неевклидовы геометрии», «Геометрия Лобачевского», «Различные способы построения гра-

фиков элементарных функций», «Функционально-графический метод решения уравнений и неравенств» (7-й семестр);

- «Элементы топологии и дифференциальной геометрии», «Проективная геометрия», «Методика обучения школьников решению задач с параметром», «Решение нестандартных задач по математике» (8-й семестр);

- «Комплексные и гиперкомплексные числа», «Различные методы решения логических задач», «Решение математических задач разными способами», «Методика обучения школьников решению задач на отыскание расстояний и углов» (9-й семестр).

Каждому студенту необходимо ознакомиться с тематикой и программами курсов по выбору в профильном обучении учащихся общеобразовательного учреждения, в котором он планирует проходить педагогическую практику. Тогда каждый студент имеет возможность выбрать и изучать в вузе соответствующие дисциплины и курсы по выбору. Такая взаимосвязь курсов по выбору в высшем и среднем учебных заведениях способствует углублению знаний студентов по отдельным математическим дисциплинам базовой части, а также позволяет подготовить их к успешному прохождению педагогической практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Приказ № 413 от 17 мая 2012 г. Министерства образования и науки РФ. Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012, рег. № 24480.

2. Профильное обучение: Нормативные правовые документы. М. : ТЦ Сфера, 2006. 96 с.

©2014

VOCATIONAL ASPECT OF ELECTIVE COURSES

G.E. Shehmameteva, lecturer of the chair of mathematics and methods of teaching

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: Educational process based of personal approach is notable for its elective courses. Facing teaching practice in schools, students should be prepared for teaching elective subjects as well. Therefore, each student has to study the programmes of elective courses in subject oriented curriculum of the school he is to have his teaching practice at. In this case a student is able to make a deliberate choice and study relevant disciplines and courses at the university.

Keywords: subject oriented education; elective courses; optional courses; teaching practice.

УДК 372.3.4

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

© 2014

Н.М. Шкрыль, заведующий Л.Н. Шарафутдинова, тьютор стажировочной площадки факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, заместитель заведующего по

воспитательно-методической работе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 25 «Катюша»,

Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития творческого потенциала старших дошкольников в контексте совместной творческой деятельности в системе отношений «педагог - родитель - ребенок». Описана модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями по вопросам творческого развития ребенка через включение родителей как равноправных участников в развивающее педагогическое пространство.

Ключевые слова: творческий потенциал; детско-родительские отношения; семья; детский сад; дошкольники; сотрудничество; развитие.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), вступивший в силу 1 января 2014 года, нацелен на внедрение в практику дошкольных организаций современной педагогики развития, педагогики творчества и свободы [1].

Особое значение имеет в дошкольном возрасте развитие творческих способностей. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в научной литературе существует разные подходы, связанные с вопросами творческого развития дошкольников в разных видах деятельности: познавательной [2, 3, 4, 5], игровой [6, 7], художественной [8, 9], литературной [10, 11], те-

атральной [12, 13], конструктивной [14]. Развивающий потенциал совместной деятельности детского сада и семьи в этом аспекте менее исследован.

Признание приоритета семейного воспитания потребовало совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения, новых подходов к воспитанию личности, аккумулирующих систему гуманистических принципов, методов и форм педагогической деятельности. Немаловажное значение в развитии творческого потенциала ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Психологическую основу развития творческой личности создают доверительные отношения, доброже-

лательность и благоприятная атмосфера в доме. Часто родители стараются развить определенные способности ребенка, но это не всегда приводит к положительным результатам. Это связано с тем, что, обнаружив у своего ребенка задатки одаренности, родители направляют все усилия на развитие именно этой способности, ограничивая ребенка в общении со сверстниками, составляя напряженный распорядок дня, расписание множества специальных занятий, лишая ребенка основного вида деятельности - игры. В таких условиях не происходит полноценного развития личности [15, с. 49-50].

Важным аспектом является установление конструктивных взаимоотношений педагога с родителями, поиск оптимальных форм общения, которые позволяют повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческого потенциала детей дошкольного возраста. Социальное партнерство детского сада и семьи рассматривается как целенаправленное, организованное взаимодействие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний в области развития творческого потенциала, развитие мотивационно-потребностной сферы, овладение эффективными методами организации воспитательно-образовательного пространства «родители - дети - педагоги». Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог - ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребенок - взрослые - сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

Таким образом, возникает потребность в построении взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию. Данная проблема не исследована комплексно с современных позиций. Возникает противоречие между декларируемой необходимостью творческого развития старших дошкольников в разнообразных видах деятельности и недостаточным использованием развивающего потенциала семьи в этом аспекте в практике работы ДОУ.

Разрешение названных противоречий обусловило выбор проблемы исследования: каковы необходимые и достаточные педагогические условия для выстраивания партнерских отношений между дошкольной организацией и семьей в развитии творческого потенциала старших дошкольников.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию организации партнерства детского сада и семьи в развитии у детей старшего дошкольного возраста их творческого потенциала.

Объект исследования - партнерство детского сада и семьи как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - педагогические условия развития творческого потенциала старших дошкольников через партнерство детского сада и семьи на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Гипотеза исследования.

Партнерство детского сада и семьи является эффективным средством развития творческого потенциала старших дошкольников при соблюдении следующих условий:

- определение общих и специфических задач, эффективных форм взаимодействия дошкольной организации и семьи в решении проблемы развития творческого потенциала у детей в дошкольной педагогической практике;_

- описание условий, механизмов и процессов их реализации; выявление взаимосвязи между процессами развития взаимодействия детского сада и семьи, использованием ИКТ и качеством развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста;

- основа для организации взаимодействия дошкольной организации и семьи определяется тем, что его участники дополняют друг друга в своем позитивном влиянии на ребенка, а информационно-коммуникационные технологии усиливают это влияние.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать современные подходы к проблеме развития творческого потенциала и обосновать целесообразность и своеобразие партнерских отношений в развитии творческого потенциала в разных видах деятельности старших дошкольников.

2. Изучить особенности развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

3. Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала старших дошкольников через сотрудничество детского сада и семьи.

4. Разработать и апробировать педагогическую технологию взаимодействия детского сада и семьи в контексте развития творческого потенциала старших дошкольников в различных видах детской деятельности, выявить ее развивающий эффект.

Научная новизна исследования заключается в разработке:

- концепции взаимодействия дошкольной организации и семьи в вопросах развития у старших дошкольников творческого потенциала на основе ИКТ, обосновывающей изменения в позициях социокультурных институтов, возможности эффективного использования их потенциала в решении современных задач творческого развития детей дошкольного возраста и утверждающей новый формат этого взаимодействия;

- модели взаимодействия дошкольной организации и семьи в вопросах развития у старших дошкольников творческого потенциала, основанной на ИКТ, обеспечивающей повышение уровня творческого развития детей; выделение общих и специфических характеристик процесса взаимодействия; описание процесса реализации модели;

- требований к педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность реализации разработанной модели (сетевая форма взаимодействия институтов; ориентация на открытое, гибкое взаимодействие со средой, увеличивающее результативность воздействий на развитие творческого потенциала старших дошкольников; проектный характер совместной деятельности; развитие общественных форм управления развитием взаимодействия);

- механизмов взаимодействия дошкольной организации и семьи в вопросах развития у старших дошкольников творческого потенциала, основанных на ИКТ.

Использование структурно-функциональной модели взаимодействия детского сада и семьи по вопросам развития творческого потенциала ребенка включает целевой, практический и контрольно-оценочный блоки. Данные блоки позволяет наиболее эффективно организовать целостную педагогическую систему взаимосвязанных и взаимообусловленных целей и задач, содержания, средств, нетрадиционных форм, результатов взаимодействия детского сада с семьей в развитии творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Данная модель предполагает нацеленность на реализацию следующих компонентов:

- мотивационная готовность - осознанное отношение родителей и педагогов к вопросам развития творческого потенциала дошкольников;_

- творческая готовность - вовлечение педагогами родителей в совместную творческую деятельность, ориентированную на развитие творческой активности детей;

- педагогическая готовность - создание воспитательно-образовательного пространства «родители - дети -педагоги» на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка, применения технологий развития творческого потенциала дошкольников, использования системно-деятельностного подхода, ИКТ;

- социальная готовность - создание открытого образовательного пространства в дошкольном учреждении для сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.

Основной целью модели развития творческой активности в дошкольном учреждении выступает раскрытие следующих показателей у дошкольников: высокая познавательная активность, легкость усвоения нового, стремление к творчеству в различных видах деятельности, положительное отношение к себе и к другим людям, эмоциональная стабильность, саморегуляция, нацеленность на успех, получение удовольствия от процесса творчества, немаловажным является привлечение родителей к раскрытию творческого потенциала детей [16, с. 11-15].

Целевой блок предполагает постановку цели и задач как идеальное представление будущего результата деятельности, определяет характер и способы сотрудничества педагогов с родителями. На данном этапе происходит сбор (с использованием специальных диагностических методик) и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи развивать творческую активность своих детей в тесном взаимодействии с педагогами. Большое внимание на данном этапе уделяется просвещению родителей в вопросах воспитания творческих детей в семье (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.), организации продуктивного общения всех участников образовательного пространства, то есть обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение.

Выстраивая взаимодействие с родителями в процессе реализации практического блока, можно развивать и использовать как традиционные формы (родительские собрания, лекции, практикумы), так и современные формы (устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, творческие мастерские, игры и т.п.). Современные родители готовы к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, поэтому в настоящее время актуальны формы взаимодействия, отвечающие следующим требованиям: оригинальность, востребованность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в процесс воспитания детей. К ним можно отнести:

- информационно-аналитические: анкетирование, опрос, «почтовый ящик»;

- наглядно-информационные: родительские клубы, мини-библиотека, информационные стенды «Маленькие дарования», выпуск газеты «Шедевры руками детей»;

- познавательные: родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии;

- досуговые: праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в конкурсах, выставках.

Трудно определить, какие формы наиболее значимы и продуктивны, как правило, на практике они существуют сами по себе, часто работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализи-

руются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

Решение данной проблемы осуществляется в рамках третьего блока, который предусматривает анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, реализуемых педагогами в ходе взаимодействия с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата [17].

В процессе реализации данной модели у родителей формируются навыки осознанного включения в единый, совместный с педагогами процесс развития креативности ребенка, отношение к «престижности роди-тельства» поднимается на абсолютно новый уровень, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Построение и реализация модели сотрудничества на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов дает возможность подготовки педагогов ДОУ к личностно ориентированному взаимодействию с родителями воспитанников и предполагает учет принципов системности, целостности, этапности.

Развитие креативного (творческого) потенциала подразумевает формирование таких качеств личности, как рефлексия (способность к самоанализу), произвольность (управляемость) поведения, ответственность, целеустремленность, эмоциональная устойчивость. Перечисленные качества входят в понятие деятельност-ных способностей, развитие которых чрезвычайно важно для современного человека и без которых он не сможет быть действительно успешным [16, с. 4-10].

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение - психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления [17; 18; 19; 20; 21; 22]. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения - опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.

Психологами разных стран проводилось много исследований, касающихся влияния среды на развитие детского интеллекта. Хорошо, если эта среда красочна, насыщена разными оттенками цветов, содержит много ярких игрушек, привлекательную мебель, ведь именно такое окружение стимулирует интеллект всех детей, а одаренных в особенности. Конечно, во всем нужна мера, гибкое чередование, благоприятное сочетание. Здесь необходимы хороший вкус, этичность и творческие импульсы родителей. Здесь нужны источники благотворного влияния. Ведь главная задача в семье - пробудить у ребенка живой интерес.

Следует выделить ещё одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества детей - оно всегда насыщено яркими положительными эмоциями [23, с. 247-267]. Благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость своих первых, пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д. Яркие положительные эмоции - основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества

мы имеем возможность управлять формированием новых духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребёнка.

Одним из доминирующих личностных качеств одаренного ребенка является любопытство. Швейцарский педагог Жан Пиаже писал, что задача активного интеллекта заключается в быстрой обработке информации и аналогична задаче организма по переработке пищи. Поэтому структурирование информации проистекает от взрослых. Надо найти верный момент, правильные слова. Но слова - это еще не главный канал для детей. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия. Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи. При удовлетворении любопытства одаренного ребенка не следует давать ему готового ответа, а предоставить возможность самому дойти до сущности.

Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:

- создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами;

- увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе;

- реализация творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности;

- изменение общественного мнения и осознание родителями их приоритетного значения в жизни ребенка;

- повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах развития творческого потенциала.

Задача взрослых, стремящихся развить в ребенке его творческий потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно.

В заключение следует подчеркнуть, что дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. г. Москва. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М. : Знание, 1973. 96 с.

3. Запорожец A.B. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка // Избр. псих. труды. В 2-х т. М. Педагогика, 1986. Т. 1. С. 235-247.

4. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. М. : Детство-Пресс, 2008. 384 с.

5. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспеюг. Волгоград : Перемена, 1994. 48 с.

6. Короткова Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1982. 21 с.

7. Михайленко Н.Я. Формирование сюжетно-роле-вой игры в дошкольном детстве : автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1987. 40 с.

8. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М. : Мнемозина, 1995. 160 с.

9. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду : пособие для воспитателей. М. : Просвещение, 1982. 208 с.

10. Сомкова О.Н. Формирование творческих умений у детей 5-6 лет в процессе освоения художественных речевых образов (загадок) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1987. 18 с.

11. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. 1972. № 9. С. 22-32.

12. Акулова О.В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 18 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Фурмина Л.С. Театр - дома // Дошкольное воспитание. 1990. № 12. С. 60-63.

14. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М. : Изд. дом «Карапуз», 1999. 240 с.

15. Лобанова В.А. Развитие творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 6. С. 49-55.

16. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников : методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010. 128 с.

17. Практика внедрения принципов качественной педагогики ISSA. Пособие для педагогов [Электронный ресурс] // http://www.psy.su/content/files/.

18. Ахмедова Э.М. Артпедагогическое пространство как инновационная среда творческого развития дошкольника // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 36-38.

19. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Проектирование образовательной деятельности дошкольников на основе вариативно-модельного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 5-7.

20. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 98-100.

21. Руденко И.В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками // Вектор науки ТГУ. 2013. № 2 (24). С. 423-426.

22. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 5-7.

23. Репина Т.А. Развитие воображения // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М. : Просвещение, 1964. С. 247-267.

INTERACTION OF A PRESCHOOL INSTITUTION AND A FAMILY IN MATTERS

OF CHILDREN'S CREATIVITY

© 2014

N.M. Shkryl, head

L.N. Sharafutdinova, tutor internship site Faculty of Special Education Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, deputy director on educational-methodical work

Municipal budget educational institution, kindergarten № 25 «Katyusha», Togliatti (Russia)

Annotation: This paper is devoted to development of creativity of the senior preschool children in the context of joint creative work in the system of relations «teacher - parent - child». A model of interaction of a preschool educational institution with a family is described. Parents' as equal participants' role in pedagogical environment is highlighted.

Keywords: creativity; parent-child relationships; family; childcare centre; preschoolers; cooperation; development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.