Научная статья на тему 'Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников'

Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4815
520
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАРОДНАЯ СКАЗКА / НАРОДНЫЕ ИГРЫ / MORAL EDUCATION / TRADITIONAL FOLK CULTURE / PRESCHOOL EDUCATION / PROGRAMS FOR MORAL EDUCATION / CULTURAL APPROACH / FOLK TALE / FOLK GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабодаш О. А.

В статье анализируются педагогические подходы к нравственному воспитанию старших дошкольников, рассматривается влияние русской народной культуры на нравственное воспитание старших дошкольников в условиях ДОУ. Традиционная народная культура это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. Дошкольный возраст время активного познания мира, человеческих отношений и формирования основ личности. Важнейшее воспитательное средство народные сказки, праздники, традиции, игры. В статье сделан анализ программ по нравственному воспитанию дошкольников средствами народной культуры: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой; «Мой родной дом» под редакцией Т.И. Оверчук; «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» под редакцией Кутьиной Н.Б.; «Горенка» М. В. Хазовой; «Оберег» Е.Г. Борониной. Рассмотрена возможность использования в работе с детьми культурологического подхода, чтобы воспитание осуществлялось как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes pedagogical approaches to the moral education of senior preschoolers, examines the influence of Russian folk culture on the moral education of older preschool children in the conditions of pre-school education. Traditional folk culture is a source of great folk wisdom and accumulated centuries of experience. Preschool age is a time of active knowledge of the world, human relations and the formation of the foundations of the individual. The most important educational means are folk tales, holidays, traditions, games. In the article the analysis of programs on moral education of preschool children by means of folk culture is made: "From birth to school" edited by N.E. Veraksy, M.A. Vasilyeva, Т.S. Komarova; "My Home" edited by T.I. Overchuk; "Heritage" under the editorship of M.Yu. Novitskaya, E.V. Solovyovoy; "The acquisition of children to the origins of Russian folk culture", edited by O.L. Knyazeva, M.D. Makhaneva; "A child in the XXI century. Education by Culture "edited by Kutina NB; "Gorenka" MV Khazova; "Obereg" E.G. Boronina. The possibility of using the culturological approach in working with children is considered, so that upbringing is carried out as a cultural process based on the values of national and universal human cultures.

Текст научной работы на тему «Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников»

УДК 373.034

О. А. Сабодаш

Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников

В статье анализируются педагогические подходы к нравственному воспитанию старших дошкольников, рассматривается влияние русской народной культуры на нравственное воспитание старших дошкольников в условиях ДОУ.

Традиционная народная культура - это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. Дошкольный возраст - время активного познания мира, человеческих отношений и формирования основ личности.

Важнейшее воспитательное средство - народные сказки, праздники, традиции, игры. В статье сделан анализ программ по нравственному воспитанию дошкольников средствами народной культуры: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой; «Мой родной дом» под редакцией Т.И. Оверчук; «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» под редакцией Кутьиной Н.Б.; «Горенка» - М. В. Хазовой; «Оберег» - Е.Г. Борониной.

Рассмотрена возможность использования в работе с детьми культурологического подхода, чтобы воспитание осуществлялось как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культур.

The article analyzes pedagogical approaches to the moral education of senior preschoolers, examines the influence of Russian folk culture on the moral education of older preschool children in the conditions of pre-school education.

Traditional folk culture is a source of great folk wisdom and accumulated centuries of experience. Preschool age is a time of active knowledge of the world, human relations and the formation of the foundations of the individual.

The most important educational means are folk tales, holidays, traditions, games. In the article the analysis of programs on moral education of preschool children by means of folk culture is made: "From birth to school" edited by N.E. Veraksy, M.A. Vasilyeva, Т.Э. Komarova; "My Home" edited by T.I. Overchuk; "Heritage" under the editorship of M.Yu. Novitskaya, E.V. Solovyovoy; "The acquisition of children to the origins of Russian folk culture", edited by O.L. Knyazeva, M.D. Makhaneva; "A child in the XXI century. Education by Culture "edited by Kutina NB; "Gorenka" - MV Khazova; "Obereg" - E.G. Boronina. The possibility of using the culturological approach in working with children is considered, so that upbringing is carried out as a cultural process based on the values of national and universal human cultures.

Ключевые слова: нравственное воспитание, традиционная народная культура, дошкольное воспитание, программы по нравственному воспитанию, культурологический подход, народная сказка, народные игры.

Key words: moral education, traditional folk culture, preschool education, programs for moral education, cultural approach, folk tale, folk games.

© Сабодаш О. А., 2017

Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные проблемы, и вопрос воспитания детей в семье в широком смысле этого слова незаметно отошёл на второй план. Главное - одеть, накормить и выучить ребёнка. В большей степени современные родители делают акцент на развитие его интеллектуальных способностей и талантов, и порой за внешним благополучием умного, эрудированного и всесторонне развитого ребенка скрывается холодное сердце, безразличие, неспособность к сочувствию, сопереживанию и восприятию чужой боли.

За стремлением сделать наших детей «умными» мы порой забываем про самое главное, про их душу, а ведь знания без души -это робот, способный выполнять лишь бездумные действия и манипуляции. В этой гонке за материальным благом мы уже потеряли не одно поколение детей, для которых слова - Родина, мама, ничего не значат, молодежь, для которой не существует семейных ценностей, нравственных позиций. Поэтому необходимо возрождать в обществе культуру и духовность.

Дошкольный возраст является важным периодом в жизни - это отправная точка для дальнейшего развития, «фундамент» для «строительства жизни» ребенка.

Д.Б. Эльконин подчеркнул, что поведение человека, степень его духовной и культурной идентичности, личностные смыслы и нравственно-патриотические ценности во многом определяются тем, что он впитал в детстве [13, с. 254-292].

В последние годы приняты важные нормативные документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. за № 273, приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования», «Концепция дошкольного воспитания». Они ставят перед дошкольным образованием новые цели и задачи, актуальные на современном этапе. На первый план выходит сам ребенок. Личностно ориентированная модель образования предполагает новые подходы к пониманию периода дошкольного детства как наиболее значимого, ценного в становлении личности индивида.

Одной из главных задач дошкольного образования является воспитание самостоятельного, инициативного, активного гражданина с четко выраженной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. В качестве одной из составляющих данного процесса принято считать нравственное воспитание дошкольников. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, Д.В. Менжерицкая, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская, А.П. Усова, К.Д. Ушинский в своих трудах делали акцент именно на

нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Современные педагоги: М.И. Богомолова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А. Козлова, Д.В. Сергеев, Э.К. Суслова в своих исследованиях раскрыли различные аспекты нравственного воспитания дошкольников. В конце ХХ в. в своих работах О.В. Артамонова, Г.И. Григоренко, Г.Н. Гришина, Т.И. Ерофеева продолжили изучение актуальной проблемы нравственного воспитания.

Обобщение опыта современных педагогов и методистов свидетельствует, что нравственное воспитание должно быть направлено на эмоциональное развитие, на осознание детьми явлений социальной жизни, на формирование стремления сопереживать чужому горю, проявление радости и гордости за успехи других, формирование эталонных, правильных представлений о зле и добре и соответствующих моделей поведения - доверия и уважения к старшим. Реализация задач данного направления воспитания может эффективно осуществляться в процессе приобщения дошкольников к русской народной культуре.

Чтобы из ребенка не выросла убогая личность, необходимо воспитывать его чувства [3, с. 20].

Нельзя не оценить важность пространства, в котором находятся и живут наши дети, его влияние на нравственное воспитание. На детей, с их еще не окрепшими душами сегодня обрушивается целый шквал негативной информации. Поэтому вопрос о нравственном воспитании детей в наше время стоит очень остро. В жизни наших детей должно быть что-то особенное, что поможет им, даст нужные ориентиры - это может быть и должна быть народная культура.

Русские философы Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.Ф. Флоренский рассматривали человека как эпицентр культуры. Педагоги в своей работе с детьми должны использовать культурологический подход в воспитании, т. е. опираться на принцип культуросообразности с учетом центральных положений этнопедагогики, который рассматривает воспитание как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культуры. Корни духовности, гражданственности, нравственности и самобытности личности находятся в том, что человек осознает, что он является частью национальной культуры. Важнейшая задача воспитания на сегодняшний день - это осознание детьми какой культуре мы принадлежим, где мы живем.

Традиционная народная культура - это духовные и материальные ценности, созданные народом, т. е. передаваемые от поколения к поколению этнопедагогические, семейно-бытовые и обрядовые традиции. Это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. Воспитывать детей в национальных традициях - значит донести до их сознания, что они явля-

ются носителями и хранителями народной культуры. Достичь этого можно при условии, что народная культура станет неотъемлемой частью их жизни. Нужно воспользоваться тем богатейшим опытом и материалом, который есть в арсенале отечественной педагогики.

Это использование народной педагогики, воспитательный потенциал которой высоко оценивал К.Д. Ушинский. Он писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» [12, с. 6]. К.Д. Ушинский очень хорошо знал народные обычаи, традиции и обряды и сделал вывод, что «мудрость предков - зеркало для потомков» [12].

Малые фольклорные формы: частушки, сказки, песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки - это кладезь, несущий познавательный и воспитательный потенциал. Они сохраняют для нас особенные черты, присущие только русскому характеру, нравственные ценности, представления о красоте, доброте, храбрости, трудолюбии, правде, верности. Поговорки и пословицы - это сжатые, краткие изречения, которые сложились на основе векового жизненного опыта. В них очень точно и кратко оценивают жизненные ситуации и позиции, восхваляют положительные качества, подвергают высмеиванию человеческие недостатки. Они являются незаменимым, богатейшим источником как нравственного, так и познавательного развития детей. К.Д. Ушинский так оценивал пословицы и поговорки: это «речевые самородки, в которых выкристаллизовывалась мудрость народа» [10, с. 489]. В.И. Даль называл пословицы «цветом народного ума», сводом «народной опытной премудрости и целомудрия», «житейской народной правдой» [6, с. 29]. В пословицах и поговорках он слышал голос сердца, видел блеск народного ума и ощущал силу житейской мудрости.

В работе с детьми незаменима такая форма словесного народного творчества, как загадки. Взрослому необходимо грамотно подобрать их так, чтобы смысл загадок был понятен и близок опыту детей. Ведь использование загадок состоит не в том, чтобы как можно быстрее ее разгадать, а в том, чтобы ум ребенка искал ответ; сравнивая и сопоставляя, развивая мышление детей, приучая их анализировать явления и предметы окружающей действительности. Это также средства, осуществляющие нравственное и умственное воспитание, воздействующие на сознание и тем самым способствующие формированию личности ребенка.

Душа народа в народных песнях - это целый философский мир, выраженный поэтическими формами. Их главная цель - выработать эстетические вкусы и взгляды, привить любовь ко всему прекрасному. Все события жизни народа сопровождались песней, поэтому в ней собрано все: радость, горе, переживания, гордость. В этом и есть педагогическая ценность народной песни.

Важнейшее воспитательное средство - народные сказки. Русские педагоги всегда высоко оценивали воспитательный и образовательный потенциал народных сказок и рекомендовали широко использовать их в педагогической работе. Н.А. Добролюбов стремился по сказкам понять психологию и взгляды народа, так как считал, что именно в них народ выражает свое отношение к действительности и жизни. К.Д. Ушинский считал, что сказки близки и понятны детям. Любимы детьми потому, что просты и непосредственны: соответствуют детской психологии. Он говорил, что «это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думал, что кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [10, с. 496].

В.Г. Белинский ценил в сказках национальный характер и народность. Он считал, что за вымыслом и фантазией в сказке стоят реальные переживания, жизнь и социальные отношения. Сказка -это творение народа, и потому она является источником воспитания любви к родной природе, родной земле, к Родине. Она эмоционально воздействует на душу ребенка, затрагивая сердце и разум, учит быть справедливыми и добрыми, ненавидеть и презирать злодеев, хитрецов и лжецов, противостоять злу. Сказка-ложь, на деле оказывается самой, что ни на есть, правдой. Она учит быть сильным и мужественным, великодушным и добрым, милосердным и заботливым, предлагает образы женского и мужского поведения. Она моделирует различные очень важные жизненные ситуации и показывает последствие неверных необдуманных решений. Рассказывание сказок - это искусство, которым должны овладеть взрослые, чтобы раскрыть весь ее потенциал для детей.

Народные праздники, традиции должны использоваться в работе с детьми. Это клад, накопленный и сохраненный для потомков, вобравший в себя ценные наблюдения за тем, что нас окружает: погодные изменения, поведение животных и птиц, особенности времен года и связанные с этим труд, жизненный уклад, различные стороны жизни человека. Это история народа, народная мудрость. Народные праздники с песнями, хороводами, обрядами и, конечно же, играми - это источник внутренней энергии понимания и познания жизни нашего народа. Праздники впитали в себя веселье и отдых, сказания и предания, по сути, это и есть история нашего народа. Многие праздники мы продолжаем отмечать, даже не отвечая на вопрос - почему? Генетически это нам близко, у нас есть потребность почувствовать себя частичкой чего-то значимого.

Народные игры - это неотъемлемая часть воспитания. В игре дети проживают, проигрывают различные роли, развиваются физически и нравственно. Народные игры имеют многовековую историю: из глубокой старины дошли они до наших дней, хранимые и передаваемые из поколения в поколение, вбиравшие в себя все самое лучшее из национальных традиций.

Народные игры - это любовь русского человека к удальству и веселью. Народное прикладное искусство доступно пониманию детей дошкольного возраста и воспитывает в детях чувство прекрасного. Объектом творчества и произведением искусства могла стать любая вещь: одежда, орудия труда, утварь. Тесная связь труда и быта нашла свое отражение в особенностях народно-прикладного искусства. С помощью несложных орудий и материала, который поставляла природа - шерсть, глина, дерево, металлы - рождались шедевры народного творчества, которые сопровождали человека в праздники, в будни, в течение всей жизни.

В своем творчестве народные умельцы использовали образы, которые они наблюдали в природе: растения и животные превращались ими в затейливые сюжеты и орнаменты.

Дымковская глиняная игрушка - плод богатой фантазии народа, легкой шутки. Яркие краски и элементы росписи создают неповторимую графику орнамента. Гжельская керамика - это фигурки птиц и животных, изображение пейзажа и сюжетных сцен и неповторимая по своей красоте посуда. Городецкая, хохломская роспись, изделия из дерева, вышивка - все это осталось нам в наследство и несет огромную информацию о том, как жили наши предки, как трудились, отдыхали, что любили - это близко нам, так как это частица души нашего народа.

Слова Д.С. Лихачева отражают всю важность нравственного воспитания подрастающего поколения, именно на основе народной культуры: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое» [2, с. 9].

В последнее время в условиях вариативности образования, закрепленной в «Законе об образовании», появилось много разнообразных программ, которые предусматривают различные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Для организации работы по нравственному воспитанию старших дошкольников в ДОУ нам необходимо проанализировать программы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народной культуры.-Рассмотрим некоторые из них.

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой [5]. Программа направлена на становление личности ребенка, его индивидуальных особенностей; развитие общечеловеческих и духовных ценностей, разнообразных видов деятельности. Культуросообразие - это принцип программы, который обеспечивает учет традиций в образовании и национальных ценностей, восполняет недостатки эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей.

«Мой родной дом» под редакцией Т.И. Оверчук [4]. Программа нравственно-патриотического воспитания, направленная на приобщение детей к национальной культуре, формирование любви и уважения к России, как к своей родине, и социализации личности дошкольников. Направления работы по программе: воспитание любви к семье, дому, малой родине, к своему краю и большой Родине - России; развитие межличностных отношений, приобщение к основам национальной культуры и быта; развитие желания и потребности в творческом, активном преобразовании окружающего пространства в духе народных традиций.

«Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой [7]. Парциальная программа патриотического воспитания направлена на восстановление преемственности в воспитании, освоении традиционной отечественной культуры; приобщение дошкольников к традиционной русской культуре; формирование дружбы и уважения между людьми разных национальностей, основ национального самосознания и любви к Родине. Программа состоит из следующих блоков: «Святые наши имена» - знакомство с историко-культурным наследием России, основанное на памятных датах календаря; «Круг чтения» - воспитание потребности и культуры чтения на основе отечественной литературы и устного народного творчества; «Музыкальное наследие» - ознакомление с традиционной отечественной музыкальной культурой; «Встанем в круг» - психолого-педагогическая коррекция и физическое воспитание на основе игровой народной культуры. Все блоки выстроены в одну линию и рассматривают три аспекта: «Человек и семья», «Человек и природа», «Человек и его вклад в историю». Главный принцип программы -совместное взаимодействие детей, родителей и педагогов.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой [8]. Целью программы является ознакомление с жизнью и бытом родного народа, присущими ему нравственными ценностями, особенностями и традициями, формирование у дошкольников «базиса культуры». Авторы программы сделали акцент: на предметы, которые окружают ребенка, должны быть национальными, соответствовать культуре народа, быть направлены на использование фольклора, народных традиций и праздников.

«Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» под редакцией Н.Б. Кутьиной, науч. ред. В.В. Селиванов [9]. Целью программы является развитие и воспитание у детей дошкольного возраста интереса к объектам мировой и национальной культуры, способности воспринимать их в музейном пространстве, воспитание начал толерантности и патриотизма, развитие творческих и интеллектуальных способностей. Задачи программы: заложить в душу ребенка основы гуманизма; предоставить возможность прикоснуться к культуре с

помощью лучших коллекций музеев Санкт-Петербурга; сближать детский сад и семью, развивать уважительные взаимоотношения между детьми и родителями.

«Горенка» М.В. Хазова [11]. Принцип программы - использование «сквозного воспитания» на основе народного календаря. Цель -привлечение внимания к народной педагогике. Авторы программы сделали акцент на создании интерьера группы и всего учреждения в национальном духе и организации музея русской культуры; на создании фольклорного ансамбля, состоящего из педагогов и детей; наличии соответствующего репертуара и национальных костюмов для взрослых и детей.

Задачи программы: формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа; воспитывать уважительное отношение в общении к взрослым и другим детям; учить понимать роль семьи, свое место в семье; посредством музыкального фольклора развивать активное восприятие музыки.

Программа состоит из разделов: «Народные игры»; «Календарные праздники»; «Народные музыкальные инструменты»; «Народный театр»; «Народная песня и ее режиссура»; «Народная хореография».

«Оберег» Е.Г. Боронина [1]. Целью программы является воспитание ребенка в традициях народной культуры. Задачи: используя средства народной педагогики, формировать у детей миропонимание; развивать сенсорные способности и эмоциональную сферу ребенка; развивать музыкальный слух; творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; формировать целостное восприятие народной культуры.

Проанализировав программы, направленные на нравственное воспитание дошкольников, мы пришли к выводу, что во многих программах разработана модель нравственного воспитания посредством народной культуры, но нет такой программы, где наряду с народной культурой с детьми велась бы работа по ознакомлению и использованию настольного кукольного театра. Процесс создания настольного кукольного театра представляет собой деятельность, а роль деятельности в становлении личности неоценима, ее в своих трудах рассматривали А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многие другие педагоги и психологи.

Воспитание нравственности не приведет к желаемому результату, если мы не затрагиваем переживания, эмоции ребенка, не обращаемся к его душе. Поэтому мы в работе с детьми должны использовать культурологический подход, т. е. рассматривать воспитание как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культур. Важнейшая задача воспитания на сегодняшний день - это осознание детьми, какой культуре мы принадлежим, где мы живем.

Список литературы

1. Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. - М.: Владос, 1999.

2. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. - М.: Просвещение,

1983.

3. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 7 лет: метод. пособие. - М.: Сфера, 2000. - 96 с.

4. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / под общ. ред. Т. И. Оверчук. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 130 с.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.

6. Перчун Н.В. Русские народные игры как средство нравственного воспитания современных младших школьников / Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. - Липецк: Липецк гос. пед. ун-т, 2000.

7. Программа «Наследие» / М. Новицкая, Е. В. Соловьева // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М., 2000. -С. 164-170.

8. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева // Программы дошкольных образовательных учреждений. - М.: Аркти, 2003. - С. 47-48.

9. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой». - СПб.: Детство-Пресс, 2004 (ГПП Печ. Двор). - 205 с.

10. Ушинский К.Д. и современная школа. Ч.1 / Тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф. (23-25 февраля 1994 г.). - Курск. Изд-во: Гос. пед. ин-та, 1994.

11. Хазова М.В. Горенка. Комплексное изучение музыкального фольклора: [на основе материала школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой] / М.В. Хазова // Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программно-методическое пособие / под ред. С. И. Мерзляко-ва. - М.: Владос, 2003. - С. 6-35.

12. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. - М.: Сфера, 2011. - 128 с.

13. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. -М., 1986.

УДК 371.033

В. Г. Сотник

Педагогические условия, обеспечивающие формирование экологической культуры учащихся

В статье рассматривается один из важнейших результатов образования -формирование экологической культуры учащихся. Раскрываются основные составляющие этого показателя, описывается модель и определяются педагогические условия, обеспечивающие формирование экологической культуры школьников.

Особое внимание уделяется экологическому проекту «Формирование экологической культуры учащихся на занятиях кружка по экологии», в котором организация деятельности школьников, основанная на технологии проектного обучения, предоставляет возможности реализации условий формирования экологической культуры. Определены основные этапы формирования экологической культуры. Выделены критерии оценки качества проектных работ, представлены уровневые показатели сформированности экологической культуры.

Подробно освещается педагогический эксперимент по реализации цели представленного проекта. Констатируется анализ результатов формирующего эксперимента, который подтверждает обоснованность созданного проекта.

The article is dedicated to one of the most important educational results -school students' ecological culture development. The model is described and pedagogical conditions are designed to provide development of school students' ecological culture.

The particular attention is given to the ecological project "Class of development of school students' ecological culture". The organization of students' activity is based on the educational project technology. The organization provides an opportunity to achieve conditions of ecological culture development. Main phases of ecological project are specified. Evaluation criteria of the project works is singled out. Phase rates of ecological culture completeness are specified.

Pedagogical experiment on implementation of represented project goals is highlighted in details.The analysis of results of main experiment confirming the validity of created project is stated.

Ключевые слова: экологическая культура, педагогические условия, проект, технология проектного обучения, кружковое движение.

Key words: ега^^ culture, pedagogical conditions, project, educational project technology, experimental class.

© Сотник В. Г., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.