Научная статья на тему 'Роль народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста'

Роль народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3977
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДЕКОРАТИВНО-ПРИ-КЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / FOLK ARTS / FOLK CULTURE / DECORATIVE APPLIED ART / MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забельская Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к русскому народному искусству. На основании психолого-педагогических исследований рассмотрен вопрос о важности народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Представлены результаты исследования умения применять различные виды народно-прикладного творчества (как самостоятельной комплексной отрасли народного искусства) в процессе изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забельская Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FOLK ART IN THE MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the problem of accustoming high school children to the Russian folk arts. On the basis of psychological-pedagogical research the author considers the importance of folk arts in moral education of preschool children. The article adduces the results of researching the ability to apply various types of folk applied arts (as an independent complex branch of folk arts) in the process of visual graphic activity.

Текст научной работы на тему «Роль народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

УДК 373.24

Т. В. Забельская

РОЛЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к русскому народному искусству. На основании психологопедагогических исследований рассмотрен вопрос о важности народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Представлены результаты исследования умения применять различные виды народноприкладного творчества (как самостоятельной комплексной отрасли народного искусства) в процессе изобразительной деятельности.

Ключевые слова: народное искусство, народное творчество, декоративно-прикладное искусство, нравственное воспитание.

T. V. Zabel'skaya

THE ROLE OF FOLK ART IN THE MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Abstract. The article is devoted to the problem of accustoming high school children to the Russian folk arts. On the basis of psychological-pedagogical research the author considers the importance of folk arts in moral education of preschool children. The article adduces the results of researching the ability to apply various types of folk applied arts (as an independent complex branch of folk arts) in the process of visual graphic activity.

Key words: folk arts, folk culture, decorative applied art, moral education.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, закрепленный в произведениях народного искусства.

Теоретическую основу исследований народного искусства составляют труды Э. Е. Алексеева [1], В. Е. Гусева [2], М. А. Некрасовой [3], Е. Ю. Стрельцовой [2], в которых данный вид искусства рассматривается как самостоятельная комплексная отрасль культуры.

И. С. Бочарникова [4] определяет народное искусство как художественную коллективную творческую деятельность народа, отражающую его основные ценности жизни, воззрения, идеалы. Зародившееся в глубокой древности, оно является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания. Все функции, выполняемые народным искусством, по своему характеру являются социальными, так как вне социума не может быть творческой деятельности, с помощью которой решаются эстетические и этические, образовательные задачи.

Исследователем предложена структура народного творчества, которая выглядит следующим образом:

- традиционные формы (архаический (традиционный) фольклор, бытовое художественное творчество);

- инновационные формы (неофольклор, фольклоризм, художественная самодеятельность).

Функциональное поле народного творчества можно представить следующим образом:

1. Приоритетные социально-ролевые начала (подфункции) различных жанров и направлений народного творчества.

2. Утилитарные функции: фольклор (сохранение, фиксация и трансляция опыта, ритуально-обрядовая, коммуникативная, этносоциализирующая), неофольклор (отбор традиций, этномаркирующая, пропаганда ценностей традиционной культуры, игровая, семиотическая и т.д.).

3. Эстетические функции: фольклоризм (сценическая модернизация традиций, гедонистическая, рекреационная и т.д.), художественная самодеятельность (образовательная, воспитательная, познавательная, аксиологическая, информационно-коммуникативная и т.д.).

В исследовании Л. И. Михайловой [5] говорится о народном искусстве как о сложном и многогранном явлении, которое, с одной стороны, представляет собой созидательную, творческую деятельность народа, в процессе которой появляются новые духовные и материальные ценности. Они зафиксированы и хранятся либо в народной памяти, либо в предметном виде (изделия декоративно-прикладного искусства, народного промысла, народная игрушка и т.п.), распространяются, осваиваются из поколения в поколение через устные способы передачи. С другой стороны, народное искусство - определенный способ деятельности с использованием музыкально-поэти-ческого, игрового языка, техники исполнения и других средств выразительности, это и культура, содержащая в себе определенные знаки, символизирующие нормы и образцы жизнедеятельности.

Народная культура в разных своих проявлениях - народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и предания, фольклор -стала объектом изучения многих педагогов в работе с детьми дошкольного возраста (Е. Н. Водовозова [6], Т. С. Комарова [6], Е. А. Флерина [6] и др.).

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Л. А. Венгер [7], А. В. Запорожец [8], Т. С. Комарова [6], Н. П. Сакулина [6], наиболее сензитивным к восприятию народного искусства. «Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему» [6].

В научно-педагогической литературе, посвященной теории и практике воспитания средствами народного искусства, проблема формирования нравственных качеств личности занимает одно из ведущих мест. Поэтому приобщение детей к литературе, музыке, художественно-прикладному творчеству, зодчеству и другим видам народной культуры способствует не только укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, но и формированию нравственной личности ребенка.

Исследования под руководством Т. С. Комаровой [6] доказывают, что наиболее эффективно культурологическое самосознание ребенка формируется в процессе художественно-эстетических практик. Данный процесс возможен на основе постоянного соприкосновения ребенка с оригинальными образцами народного искусства, говоря о котором, Н. П. Сакулина [6] в своих

исследованиях не раз отмечала следующее: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их этических переживаний и первых эстетических суждений».

Язык народного искусства не несет эклектики, он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Т. Я. Шпикалова [6] отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающие полнокровное и оптимистическое восприятие мира.

Н. К. Гаранина [9] в своем исследовании указывает, что первым видом подлинного искусства для дошкольника выступает народное декоративноприкладное творчество, и прежде всего народная игрушка, многосторонне формирующая нравственное отношение ребенка к окружающему миру. Результат воздействия всегда целостен и охватывает весь духовный мир развивающейся личности. Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему.

По мнению М. Н. Братухиной [10], произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы нравственной культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в различных ситуациях. Словесное творчество народа представляет собой особый вид народного искусства, т.е. вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты». Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа, получает первые уроки доброты.

Сходную позицию отстаивает Э. А. Музенитова [11]. Она отмечает, что устное народное творчество раскрывает целесообразную гармонию и красоту окружающего мира, те правила поведения, которые способствуют его сохранению. Одним из ведущих приоритетов воспитания ребенка является обращение к фольклору, который содержит знания о мире и способы отношения к нему, сложившиеся в культурно-историческом процессе и представленные в образной, метафоричной форме, доступной для восприятия дошкольников. Воспитательный потенциал фольклора заключен в глубинных процессах пробуждения позитивного отношения к миру, зафиксированного в лаконичной форме пословиц, поговорок, сказок, содержанием которых являются устойчивые образы, имеющие определенные качественные характеристики, вызывающие симпатию или антипатию и другие чувства.

В ходе исследования проблемы по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами этнической культуры анализировались умения использовать разные виды народно-прикладного творчества (как самостоятельной комплексной отрасли народного искусства) в процессе изобразительной деятельности (на основе схемы анализа детских работ, предложенной Т. С. Комаровой), оценивалось содержание выполненного изображения, передача формы, композиция, цвет, ассоциативное восприятие пятна, изобразительные навыки, регуляция деятельности, уровень самостоятельности и творчества.

Исходя из перечисленных критериев оценки детских работ, было выявлено и охарактеризовано три уровня сформированности практических навыков изображения предметов декоративно-прикладного творчества: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: 17-21 балл.

У детей есть опыт восприятия разных жанров русского искусства. Усвоенные сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений говорят об использовании пословиц и поговорок, загадок, образных выражений, знании народных примет, характерных особенностей о предметах народного быта, фольклоре, народных праздниках. Дети знают названия праздников и умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает, имеют представления о народных промыслах (хохлома, городец, дымка, филимо-новская игрушка, жостово, гжель, матрешки (семеновские, загорские, полхов-майданские и др.)) и используют их элементы в своих работах. При анализе работ, выполненных детьми в ходе эксперимента, отмечен высокий уровень овладения умениями и навыками работы с декоративными композициями, использования средств выразительности для создания орнаментов.

Средний уровень: 9-16 баллов.

Дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение, помнят русские народные загадки, образные выражения, знают названия некоторых народных праздников, но затрудняются объяснить их суть. Собственное отношение детей к тому, что они принадлежат именно к русской культуре, не сформировано, хотя усвоено то, что они -русские. В процессе рисования наблюдается фрагментарность представлений о возможности использовать такие средства выразительности, как выделение элементов узора, цвета, сочетания и композиции. В процессе выполнения задания дети стараются самостоятельно моделировать свою деятельность, обращаясь за незначительной помощью.

Низкий уровень: 0-8 баллов.

Дети знают некоторые загадки, приметы, назначение предметов русского народного быта (могут даже различать дымку, хохлому), но при этом не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний. Оценки произведений русского искусства носят ситуативно-эмоциональный характер («нравится - не нравится»), отсутствует мотивация их восприятия. Дети выполняют те работы, для исполнения которых хватает минимальных технических навыков. Отмечены значительные искажения в передаче формы и цвета, непродуманность композиции.

В ходе экспериментальной работы было установлено, что на занятиях по изображению предметов декоративно-прикладного творчества 48 % детей обнаружили средний уровень развития изобразительных умений и навыков. Содержание выполненного изображения частично отображало компоненты выбранного для рисования вида росписи. При изображении отгадки дети отдавали предпочтение матрешке, дымковской барышне, предметам быта. Хотя все они имеют представление о таких промыслах, как гжель, хохлома, изображение их элементов отсутствует в рисунках. Данная особенность объясняется отсутствием непосредственного восприятия. Изображения детей не отличаются особой оригинальностью. При построении композиции рисунка прослеживается миниатюрное или увеличенное изображение предметов. Причем такая особенность может относиться не ко всему изображению,

а только к отдельным частям. Форма изображенных предметов передается с искажениями. Передавая элементы костюма матрешки, большинство детей изобразили платок, фартук, сарафан, а у дымковской барышни обязательно присутствовал кокошник.

В основном дети в своих работах используют яркие цвета. При украшении игрушек, предметов быта изображают элементы, соответствующие данному виду росписи, но в некоторых рисунках наблюдается несоответствие.

Исходя из вышеперечисленных особенностей детских работ, можно заключить, что необходимо последовательное и систематическое обучение детей рисованию предметов декоративно-прикладного творчества с использованием различных средств познания народной культуры, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Для определения реального отношения дошкольников к предметами народной культуры мы проанализировали результаты наблюдения за детьми в повседневной жизни, в педагогической ситуации.

При наблюдении были выделены следующие показатели.

Инициативность - отражает желание ребенка привлечь внимание сверстника к средствам народной культуры, побудить к совместной деятельности с предметами декоративно-прикладного искусства, к играм, фольклору и т.д. Проявляется заинтересованность к действиям других детей, умение разделить радость или огорчение.

Чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения организовать или поддержать деятельность со средствами народной культуры. Проявляется в отношении ребенка к затруднительному положению партнера, в оказании помощи сверстникам, в отношении к успехам и неудачам ровесников во время данной деятельности.

Преобладающий чувственный фон - проявляется в чувственной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивный, негативный.

В ходе наблюдения, в соответствии с выделенными показателями, было выявлено следующее.

56 % детей часто проявляют инициативу для привлечения к себе внимания сверстника, заинтересованность, пытаются организовать совместную деятельность с предметами народной культуры, но не бывают настойчивыми.

36 % детей активно включаются в совместную деятельность со сверстниками, предлагают различные варианты взаимодействия, что свидетельствует о заинтересованности, желании использовать в своей деятельности предметы народной культуры.

5 % детей редко проявляют активность, предпочитая выполнять поручения, указания других детей. Предметы народной культуры используют по рекомендации взрослых или более активных детей.

2 % детей не выступают инициаторами активных действий с предметами народной культуры, совместная деятельность если и возникает, то по инициативе более активных детей и носит эпизодический характер.

54 % детей охотно откликаются на инициативу сверстников, активно подхватывают их идеи, действия, касающиеся действий с предметами народной культуры. Проявление таких чувств, как симпатия, доброжелательность, отзывчивость, радость, отмечено по отношению к сверстникам в ситуациях

их успеха или неудач, при осуществлении какой-либо деятельности с данными предметами.

41 % детей внешне проявляют симпатию, дружеские чувства, но не всегда вступают во взаимодействие со сверстниками ввиду отсутствия определенных умений, навыков, качеств, необходимых для возникновения совместной деятельности с предметами народной культуры.

4 % детей проявляют заинтересованность в предложениях сверстников, но предпочитают индивидуальную деятельность в связи с личными чертами характера.

В ходе наблюдения выявлен позитивный преобладающий чувственный тон у 95 % дошкольников при взаимодействии с предметами народной культуры, а проявление по отношению к сверстникам в группе таких чувств, как недоброжелательность, эгоизм, антипатия, вызвано недостаточной сформи-рованностью нравственных чувств, неумением найти подход к сверстнику.

Выводы ученых, проведенное нами исследование убедительно доказывают, что ознакомление с произведениями народного искусства пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Психолого-педагогические исследования доказывают, что народное искусство - это синтез ремесла и художественного творчества, поскольку вечные идеи, заложенные в народном искусстве, оттачивались сотнями поколений мастеров. В нем нашло отражение мировоззрение русского народа, включающее в себя мироощущение, миропонимание, миропринятие и миро-действие. Не случайно в работах Т. С. Комаровой [6], О. А. Соломенниковой [6] называются такие черты народного творчества, как его жизнеутверждающее начало, демократизм, гуманизм, преображающее, творческое отношение к действительности, гармоничное сочетание эстетического и этического.

Эффективность воспитательных возможностей средств этнической культуры русского народа определяется их нравственным содержанием, социально-психологическими особенностями, влиянием на чувственный мир ребенка, что способствует в дальнейшем оправданию тех требований и ожиданий, которые ему предъявляет общество.

Список литературы

1. Алексеев, Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры / Э. Е. Алексеев. -М. : Сов. композитор, 1988.

2. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. - Л., 1968.

3. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. -М. : Изобразительное искусство, 1983.

4. Бочарникова, И. С. Народное творчество как социальный феномен в современном российском обществе / И. С. Бочарникова. - Майкоп : Изд-во АГУ, 2010.

5. Михайлова, Н. Г. Ориентация на традиционную культуру в современном народном творчестве / Н. Г. Михайлова. - М., 1997.

6. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Т. С. Комарова. -М. : Рос. пед. агентство, 1997.

7. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988.

8. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9.

9. Гаранина, Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства (в условиях музея дошкольного учреждения) /

Н. К. Гаранина. - М. : Экспо, 2010.

10. Братухина, М. Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5-б лет : дис. ... канд. пед. наук I Братухина М. Н. -М., 2000.

11. Музентинова, Э. А. Особенности толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора I Э. А. Музентинова II Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 2.

References

1. Alekseev, E. E. Fol'klor v kontekste sovremennoy kul'tury I E. E. Alekseev. - M. : Sov. kompozitor, 19SS.

2. Gusev, V. E. Estetika fol'klora I V. E. Gusev. - L., 196s.

3. Nekrasova, M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury I M. A. Nekrasova. - M. : Izobrazitel'noe iskusstvo, 19S3.

4. Bocharnikova, I. S. Narodnoe tvorchestvo kak sotsial'nyy fenomen v sovremen-nom rossiyskom obshchestve I I. S. Bocharnikova. - Maykop : Izd-vo AGU, 2010.

5. Mikhaylova, N. G. Orientatsiya na traditsionnuyu kul'turu v sovremennom narod-nom tvorchestve I N. G. Mikhaylova. - M., 1997.

6. Komarova, T. S. Narodnoe iskusstvo v vospitanii detey I T. S. Komarova. - M. : Ros. ped. agentstvo, 1997.

7. Venger, L. A. Psikhologiya I L. A. Venger, V. S. Mukhina. - M. : Prosveshchenie, 19SS.

S. Zaporozhets, A. V. Psikhologiya vospriyatiya skazki rebenkom-doshkol'nikom I A. V. Zaporozhets II Doshkol'noe vospitanie. - 194S. - № 9.

9. Garanina, N. K. Priobshchenie doshkol'nikov k narodnoy kul'ture sredstvami deko-rativno-prikladnogo iskusstva (v usloviyakh muzeya doshkol'nogo uchrezhdeniya) I N. K. Garanina. - M. : Ekspo, 2010.

10. Bratukhina, M. N. Ustnoe narodnoe tvorchestvo kak sredstvo formirovaniya tvor-cheskoy aktivnosti detey 5-6 let : dis. ... kand. ped. nauk I Bratukhina M. N. - M., 2000.

11. Muzentinova, E. A. Osobennosti tolerantnogo mirootnosheniya u doshkol'nikov sredstvami fol'klora I E. A. Muzentinova II Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo univer-siteta. Pedagogicheskie nauki. - 2009. - № 2.

Забельская Татьяна Викторовна

соискатель, Академия социального управления (г. Москва, Староватутинский переулок, 10);

заведующая детским садом № 54 Щелковского муниципального района Московской области (Московская область, Щелковский район, г. Щелково, Фряновское шоссе)

E-mail: tat_vikt@list.ru

Zabel'skaya Tat'yana Viktorovna Applicant, Academy of Social Administration

(Moscow, 10 Starovatutinsky lane); Head of kindergarten № 54, Shchyolkovsky municipal district, Moscow region

(Moscow region, Shchyolkovsky district, Shchyolkovo, Fryanovskoe highway)

УДК 373.24 Забельская, Т. В.

Роль народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста / Т. В. Забельская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 1 (25). - С. 165-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.