УДК 373.24
Т. В. Забельская
ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Аннотация. Рассматриваются воздействие декоративно-прикладного искусства на нравственную сферу личности ребенка, его важная роль при формировании у детей личностных взглядов, нравственных убеждений и внутреннего стремления к самосовершенствованию.
Ключевые слова: народное искусство, декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическое воспитание, интеграция.
Abstract. The article considers the strength of the impact of decorative-applied art on child’s moral sphere, its significance in formation of child’s individual views, moral beliefs and an internal endevour to self-perfection.
Key words: folk art, decorative-applied art, art-aesthetic education, integration.
У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов -авторитет, достойно завоеванный русским искусством.
Л. А. Лялина
В развитии современного образования акцент сделан на обсуждение ценностных ориентаций человека. Конечно, ценности формируются в течение всей жизни. Но педагоги, психологи уверены, что наиболее важен для их развития именно дошкольный возраст, в котором складываются интеллектуальные механизмы, определяются картина мира и место человека в нем. Ученые признают, что одним из эффективных способов воспитания нравственных ценностей является общение педагога и ребенка, которое опирается на высокие моральные и нравственные эталоны и протекает в условиях окружающей культурной среды. Факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит сомнению. Она воспитывает человека незаметно для него самого. Его воспитывает история, прошлое, открывающее ему окно в мир будущего.
Нравственные ценности во все времена были и остаются основополагающими в гуманистическом образовании. Очень важно, чтобы развивался не только интеллект ребенка, но и его чувства, умение мыслить и сопереживать. Такие чувства, как доброта, любовь, согласие, взаимопомощь, составляют основу общечеловеческих нравственных ценностей. Выявлено, что одним из главных компонентов нравственности в обществе является народная культура, которая стала объектом изучения многих педагогов в работе с детьми дошкольного возраста (М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, О. И. Соловьева,
О. А. Соломенникова, Е. А. Флерина и др.). Поэтому развитие интереса у детей к литературе, музыке, художественно-прикладному творчеству, зодчеству
и другим видам народной культуры и приобщение к ним способствуют не только укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, но и формированию нравственной личности ребенка. Исследования, проведенные под руководством Т. С. Комаровой, доказывают, что развитие нравственной, творческой личности наиболее эффективно проходит в процессе художественно-эстетических практик, формирующих культурологическое самосознание человека, помогающих ему понять мир и самого себя через включение в эмоционально-чувственное познание. Именно искусство предоставляет человеку возможность подняться на новую ступень культурного развития, эмоционально обогатиться и привить стремление жить по законам красоты, а не жестокости и агрессивности. Процесс художественно-эстетического воспитания и развития детей возможен лишь на основе постоянного соприкосновения ребенка с подлинным народным искусством. Эмоциональный язык искусства - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется главный принцип - воспитание детей в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; образуются образное представление, мышление, воображение; появляется стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые ему понравились; у него формируются эстетические чувства и эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь помогает развитию художественных и интеллектуальных способностей.
Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества. Говоря о народном искусстве, Н. П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художе -ственному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений» [1, с. 94]. Ученый обратила внимание педагогов дошкольных учреждений на необходимость знакомства детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и их обучения декоративно-прикладной деятельности. В связи с этим была разработана программа и методы обучения, изучены теоретические основы народного декоративного искусства, проанализированы выразительные средства, техника народных стилей по дереву, по глине, созданы узоры в народном стиле. Также изучены стилистические особенности некоторых видов русского народного искусства: дымковской игрушки, хохломской и городецкой росписи по дереву. В результате отобраны доступные узоры для восприятия детьми пяти-семи лет и созданы образцы на основе подлинников, определена последовательность в работе [2, с. 86].
Исследователи народного искусства В. Н. Василенко, В. С. Воронов, Т. Я. Шпикалова, Е. А. Флерина и другие отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллектив-
ный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
А. Кравчунас в книге «Детское рисование как художественное творчество» пишет: «Духовное богатство, высокая содержательность, отсутствие второстепенных, малозначительных смысловых элементов, то есть сам характер информации, заключенный в произведениях народного искусства, обуславливают такие существенные качества принятой в нем художественной системы, как поэтичность, декоративность, неизменно подчеркиваемые исследователями изобразительного фольклора. Как самые обыденные сюжеты не могут существовать в устном народном творчестве вне их поэтического осмысления, так и в изобразительном искусстве народа «поэтический, волшебный реализм» служит непреложной основой, своего рода художественным методом» [3, с. 68].
Язык народного искусства не несет эклектики, он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Т. Я. Шпикалова отмечает и такие черты народного искусства, как праздничность и мажорность, которые отражают полнокровное и оптимистическое восприятие мира [4, с. 37].
Ученые убедительно доказывают, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственных чувств, приобщает к миру прекрасного.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Яркое впечатление производят на детей красочные росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений в произведениях Гжели, насыщенные по цвету, декоративные жостовские подносы, семеновская расписная матрешка. Образы, фантазии, навеянные произведениями декоративно-прикладного искусства, вызывают реальные переживания, и чем они ярче и отчетливее, тем более глубже чувства, а желание отразить накопившиеся образы в практической деятельности сильнее. Поэтому очень важно предоставить детям возможность свободного выражения своих чувств на бумаге, с помощью глины, важно проявить внимание к их творчеству.
Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны не только воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла. В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации педагогами используются приемы, разработанные Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловой, А. А. Грибовской.
1. Прием создания игровой ситуации (в начале занятия и во время анализа детских работ). Например: знакомство с новым промыслом, изделием этого промысла. Создание игровой ситуации повышает интерес детей к занятиям.
2. Прием пошаговой ориентировки. Взрослые и дети связывают рассматривание узоров с последующим их составлением, определяют те задачи, которые затем должны быть решены в рисунке. Например: дети рассматривают в образцах дымковской росписи такие элементы узора, которые потом учатся рисовать, - волнистые линии, круги, кольца.
3. Прием сравнения. Сравниваются два элемента узора, композиции, для того чтобы научить понимать закономерности художественной росписи. Прием показывает возможности варьирования отдельных элементов узора при создании нового мотива. Например: гжельская традиция - сравниваются два элемента «усики» и «пружинки»; предлагаются варианты их расположения в той или иной композиции.
4. Прием акцентирования. Например: используется движение руки -очерчивающий жест для выделения элементов узора на предмете, определения расположения их на листе бумаги и последовательности заполнения рабочего пространства.
5. Прием моделирования. Формируется умение расположить элементы узора, происходит поиск вариантов построения композиции. Например: прежде чем нарисовать узор, дети выкладывают варианты узоров на плоскости, подбирая композиционное и цветовое сочетание.
6. Прием комментирования действий детей в речи. Взрослые и дети проговаривают действия при воспроизведении элемента в процессе рисования. Например: «Завиток ведем вверх, теперь вниз».
В ходе контрольного этапа опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе предметов декоративно-прикладного творчества нами были выделены уровни технических умений и навыков по изображению художественных образов, что позволило проследить динамику закрепления полученных навыков в процессе эксперимента (табл. 1):
- высокий: при отображении в рисунке своих впечатлений передается сущность нравственных отношений к героям сказки; используются элементы русского народного костюма; наличие правильной передачи и пропорционального соотношения частей тела, фигуры человека, животного на листе бумаги; наличие характерной динамики (изменение положения тела) в сюжете работы; самостоятельное решение концепции рисунка на основе творческих задумок;
- средний: содержание работы детей отражает суть нравственных отношений к персонажам (жалеет, ухаживает, сочувствует, помогает и т.д.); используются детали русского народного костюма; при передаче в рисунке изображения частей тела отмечается несущественная диспропорция; динамики в изображении не наблюдается; при раскрашивании отмечается выход за контур изображения; при наличии творческого подхода иногда требуется помощь педагога;
- низкий: в содержании детского рисунка отсутствует нравственный компонент по отношению к персонажам либо изображен негативный поступок; при передаче частей тела человека, животного выявляются нарушения пропорциональных соотношений; динамика в сюжете рисунка отсутствует; творческих проявлений не отмечается; требуется помощь педагога.
Данные таблицы показывают, что уровень технического изображения художественных образов в экспериментальной группе, где проводилась систематическая и целенаправленная работа по ознакомлению детей со средствами этнической культуры, значительно выше уровня технических умений и навыков детей контрольной группы. Стремление испытуемых экспериментальной группы отобразить в работах элементы средств этнической культу-
ры, выразить характерные особенности, присущие данным персонажам, передать их настроение, переживаемые чувства говорит о направленном влиянии средств этнической культуры на нравственное развитие ребенка, раскрытие его творческого потенциала.
Таблица 1
Распределение по уровню развития технических умений и навыков старших дошкольников в изображении художественных образов
Степень сформированности знаний и представлений о средствах этнической культуры Группы (в количестве детей) Общие показатели
Экспериментальная группа Контрольная группа Количество детей %
Высокий 19 (63,3 %) 5 (20 %) 24 43,6
Средний 9 (30 %) 13 ( 52 %) 22 40
Низкий 2 (6,7 %) 7 ( 28 %) 9 16,4
Все перечисленные приемы используются во всех видах изобразительной деятельности: рисовании, аппликации, лепке. Перед педагогами стоит задача - построить работу так, чтобы дети, усвоив некоторые навыки, могли составить узор, расписать вылепленную игрушку и, самое главное, почувствовать радость творчества. По убеждению Л. С. Выготского, интенсивное развитие воображения у дошкольников в изодеятельности как «основы творчества, создания нового» является существенным фактором становления личности, таким же значимым, как «формирование устойчивых и соподчиненных мотивов» [5, с. 33].
О необходимости занятий художественным творчеством на основе народного искусства, способствующего удовлетворению потребностей детей в самоутверждении, говорят исследования, выполненные под руководством Т. С. Комаровой.
В процессе художественно-эстетического воспитания предусматривается возможность интегрирования различного содержания воспитательнообразовательной работы с детьми на материале народного искусства.
При использовании возможностей и средств народной культуры, которая входит в жизнь ребенка вместе с декоративно-прикладным искусством, происходит формирование способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе ее отображения. Художественно-эстетическое воспитание средствами народных культурных ценностей формирует личностные взгляды, нравственные убеждения и внутреннее стремление ребенка к самосовершенствованию.
Список литературы
1. Сакулина, Н. П. Народное декоративное искусство в воспитательной работе детского сада / Н. П. Сакулина // Известия АПН РСФСР. - Вып. 11. - М., 1947.
2. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1982.
3. Кравчунас, Б. К. Детское рисование как художественное творчество / Б. К. Кравчунас. - СПб. : Аркада, 2002.
4. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т. Я. Шпикалова. - М. : Просвещение, 1979.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991.
Забельская Татьяна Викторовна
заведующая МБДОУ «Детский сад № 54», Щелковский муниципальный район Московской области (Московская область, г. Щелково)
E-mail: [email protected]
Zabelskaya Tatyana Viktorovna Head of the municipal government-financed preschool educational establishment “Kindergarten № 54” of Shchyolkovsky municipal district of Moscow region (Moscow region, Shchyolkovo)
УДК 373.24 Забельская, Т. В.
Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребенка / Т. В. Забельская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. -№ 3 (23). - С. 136-141.