Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста на примере народной текстильной куклы'

Формирование духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста на примере народной текстильной куклы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1085
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ КУКЛА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / TRADITIONAL TEXTILE DOLL / FOLKLORE CULTURE / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева Марина Александровна

В статье рассматриваются вопросы приобщения детей дошкольных образовательных организаций к народной культуре, формирование духовно-нравственной культуры через знакомство с народной текстильной куклой в процессе художественно-творческой деятельности. Художественно-творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста в области декоративно-прикладного искусства, занятия декоративно-прикладным искусством помогут ребенку приобщиться к высоким идеалам искусства, научить его пониманию, познанию народного декоративно-прикладного искусства, мирового искусства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Spiritual and Moral Culture of Senior Preschool Age Children on the Example of Folk Textile Doll

The article focuses on the issues regarding integration of pre-school age children in folklore culture life and cultivation of their spiritual and moral upbringing through acquaintance with a traditional textile doll in the process of artistic and creative activities. Artistic and creative activities for senior pre-school age children in the sphere of handicraft, as well as applied and decorative studies, will help a child to become part of high standards of arts, and to perceive the folklore handicraft and global arts as a whole.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста на примере народной текстильной куклы»

1УДК 373.2 ББК 74.100.5

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ

М. А. Корнеева

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы приобщения детей дошкольных образовательных организаций к народной культуре, формирование духовно-нравственной культуры через знакомство с народной текстильной куклой в процессе художественно-творческой деятельности. Художественно-творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста в области декоративно-прикладного искусства, занятия декоративно-прикладным искусством помогут ребенку приобщиться к высоким идеалам искусства, научить его пониманию, познанию народного декоративно-прикладного искусства, мирового искусства в целом.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, народная текстильная кукла, народная культура, художественно-эстетическая деятельность.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN ON THE EXAMPLE OF FOLK TEXTILE DOLL

M. A. Korneeva

Abstract. The article focuses on the issues regarding integration of pre-school age children in folklore culture life and cultivation of their spiritual and moral upbringing through acquaintance with a traditional textile doll in the process of artistic and creative activities. Artistic and creative activities for senior pre-school age children in the sphere of handicraft, as well as applied and decorative studies, will help a child to become part of high standards of arts, and to perceive the folklore handicraft and global arts as a whole.

Keywords: spiritual and moral culture, traditional textile doll, folklore culture, artistic and creative activities.

За последние годы в нашей стране произошли большие законодательные, социальные и экономические изменения, тем самым перед педагогами и специалистами возник ряд вопросов, требующих решения, в том числе и в области воспитания и обучения детей на этапе дошкольного образования. Появление в жизни дошкольников информационных компьютерных технологий в наше время требует пересмотра, так как это неблагоприятно влияет на формирование духовно-нравственной культуры и культурных ценностей, на развитие и образование подрастающего поколения. Необходимость формирования духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста и знакомство с народными традициями объясняется многими причинами:

становится более значимой роль российской культуры в мире, появляется необходимость в разработке более современных программ по знакомству с народной культурой с целью отчуждения детей от компьютерной реальности и привития интереса к отечественной культуре, формированию общечеловеческих идеалов и духовных ориентиров.

Народные традиции, игры и развлечения уступают место компьютерным играм и пластмассовым куклам, мало похожим на образ человека. Детей окружают искусственные материалы, которые не свойственны потребностям маленького человека. Процесс знакомства с народным искусством должен быть органично связан с развитием ребенка, а не быть навязанным, искусство должно окружать дошкольни-

ка, и приобщать к нему следует как можно в более раннем возрасте. Ребенок может знакомиться с культурой и традициями своего народа через различные формы общения со взрослыми, родителями и воспитателями: сказки, потешки, колыбельные и т. д.

К сожалению, в наше время все меньше ценятся рукотворные вещи, хранящие историю и теплоту рук мастера. Ручной труд, на наш взгляд, является основой для формирования духовно-нравственной культуры на занятиях изобразительной деятельностью не только детей, но и их родителей. Работу с семьей педагоги могут осуществлять в рамках родительских встреч, так как родители являются проводниками и образом подражания для детей на этапе дошкольного детства.

В настоящее время дошкольные образовательные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), согласно которому реализация образовательной программы дошкольного образования должна осуществляться в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) в формах, соответствующих дошкольному возрасту. Основными являются художественно-эстетическая деятельность, познавательно-исследовательская, физическое развитие и другие виды деятельности. Но в рамках реализации ФГОС ДО и примерной основной образовательной программы дошкольного образования достаточно мало внимания уделяется знакомству с народной куклой, народными игрушками и традициями русской культуры в целом.

«На самом раннем этапе развития куклу и скульптуру объединяла общая (иконическая) знаковая природа, а также общая по структуре форма - материальное воплощение знака, которая представляла собой универсальную объемную модель человеческого тела. Так же, как и все первые изображения человека, это была попытка отделить свое "Я" от мира, объективировать его. <...> Кукла как материальный объект воспроизводит человека буквально, указывает его функционально-значимые элементы в их номинальном значении, что выражается в конкретной образности куклы, ее особом художественном языке» [1, с. 215].

Приобщение детей к народному искусству есть почти во всех программах воспитания и обучения, но не во всех программах или в недостаточном объеме есть занятия изобразительной деятельностью по знакомству с русской тряпичной куклой. В большинстве случаев это направление декоративно-прикладного искусства ограничено одним лишь упоминанием о существовании такого вида игрушки, хотя в изготовлении она в большинстве случаев довольно проста и доступна для ребенка дошкольного возраста.

Проанализировав программу «От рождения до школы», мы считаем, что необходимо более широко раскрывать для детей старшего дошкольного возраста тему народной куклы и разработать серию занятий и методические рекомендации по обучению детей данному виду декоративного искусства, так как этот культурно-исторический пласт довольно обширен. На сегодняшний день только народных тряпичных кукол насчитывается около 90 видов. Современные дошкольники и школьники не имеют возможности видеть процесс изготовления вещей, индустриализация общества сделала закрытым для подрастающего поколения этапы появления на свет различных предметов. Дети редко могут объяснить, как изготавливается ткань для пошива одежды, как выделывается кожа для производства обуви, где «рождается» посуда и продукты питания. В связи с этим изготовление вещей своими руками поможет им познакомиться с технологией и секретами производства, а также работами народных мастеров. А начинать эту работу необходимо с обучения детей старшего дошкольного возраста, когда их познавательная инициатива достаточно высока.

Неоценимый вклад декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в художественно-эстетическое развитие дошкольников отмечали советские и российские ученые, педагоги и искусствоведы (З. А. Богатеева, Л. А. Буровкина, А. А. Грибовская, Т. Н. Дороно-ва, В. Я. Езикеева, Н. С. Карпинская, Е. Г. Ковальская, Т. С. Комарова, В. В. Корешков, С. П. Ломов, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, В. М. Федяевская, Н. Б. Халезова, В. Н. Чуракова, Т. Я. Шпикалова и др.). В исследованиях данных авторов говорится, что знакомство с народным искусством и

произведениями народного творчества вызывают в детях интерес к культуре своей страны, воспитывает любовь к Родине и патриотические чувства. Так, Л. А. Буровкина пишет: «Человечество веками сохраняло то духовное богатство, которое накапливалось за время его существования. Духовные ценности народа, его обычаи и традиции играли решающую роль в нравственном становлении подрастающего поколения, в формировании его эстетических качеств, социализации личности в целом» [2, с. 10].

Ребенок на этапе дошкольного детства активно принимает и усваивает знания, которые в будущем станут платформой для его дальнейшего развития. Дети накапливают опыт, на который будут опираться его умения и навыки. Ручная работа для детей дошкольников - это развитие его познавательной активности, мышления, памяти, моторики и социальных навыков. Дети продумывают этапы выполнения, подбирают материалы и оформление куклы. Происходит знакомство с различными материалами, инструментами и техниками.

Посредством изготовления народной куклы, которая очень доступна для детей старшего дошкольного возраста, можно помочь ребенку спрогнозировать результат своей работы, представить, как изменится кукла, если изменить цвет или форму костюма, если добавить новые элементы или использовать другой материал.

В пособии Л. В. Куцаковой говорится: «Ребенок дошкольного возраста творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. Дошкольник приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию» [3, с. 4]. Для детей 5-7 лет хорошо развитые художественно-эстетические способности являются основой для успехов в образовательной деятельности в начальной школе, поэтому стоит уделять этой сфере детской деятельности большее внимание. Развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка, поэтому так важно воспитать у него

трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, стремление доставить своим трудом радость окружающим.

В ходе занятий изобразительной деятельностью у воспитанников групп старшего и подготовительного к школе возраста формируется интерес к окружающей действительности, эстетическому отношению к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности; художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности. Развивается детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Знакомство детей-дошкольников с народной куклой мы считаем важным и необходимым этапом в воспитательной работе, так как с давних времен тряпичная и другие виды кукол была традиционной игрушкой русского народа, и для развития современного дошкольника народная кукла на занятиях изобразительной деятельностью является важным звеном в развитии ребенка и в его знакомстве с историей своего народа.

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы можем сегодня представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. В условиях развития современного общества рукотворная тряпичная кукла является важным звеном в преемственности поколений, игрушкой, которую мы не можем потерять и должны беречь, тем самым приобщая детей к истории своего народа.

Многие ученые считают, что основным видом детской деятельности является игра. Игра с куклами должна поощряться педагогами и родителями, так как, играя в них, ребенок учится не только взаимодействовать со сверстниками и окружением, но и знакомится с бытом и учится вести хозяйство.

Перед педагогами в дошкольных организациях стоит важная задача - сформировать интерес к народной игрушке. На занятиях изобразительной деятельностью есть много методов

и приемов для активации творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Содержание образовательной программы дошкольного образования должно быть направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. При этом охватывать определенные направления развития и образования детей.

Проведенные занятия изобразительной деятельностью с использованием народной тряпичной куклы показали нам, что современные дошкольники проявляют открытый интерес к процессу ее изготовления своими руками. Дошкольники не испытывали трудностей в работе над изготовлением куклы, задавали много вопросов, тем самым проявляя познавательный интерес к работе.

Проанализировав методическую и специальную литературу, можно сделать вывод, что большинство методических рекомендаций по проведению занятий изобразительной деятельностью в дошкольных образовательных организациях с детьми старшего дошкольного возраста основываются на «шаблонном» выполнении педагогических обязанностей воспитателями и педагогами изобразительной деятельности в группах, в то время как знакомство детей с народной куклой может способствовать развитию интереса к народному искусству и выходу из шаблонов обычных занятий. Познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста достаточно высок, поэтому педагог может использовать в работе с детьми различные формы и методы, такие как проектная и исследовательская деятельность, что, соответственно, вызовет больший интерес у детей, мотивирует их к самостоятельному поиску информации.

При выборе материала для изготовления кукол педагог должен учитывать возрастные особенности детей. Может ли ребенок порвать лоскут руками, или необходимо использовать ножницы, можно ли доверить ему мелкие бусины, или для работы подойдет только крупный материал. Оборудование должно подбираться исходя из возрастных особенностей детей, усложняться и увеличиваться к концу учебного года. После знакомства с новым видом куклы или образом костюма, можно переходить к его непосредственному изготовлению. При этом «эффективным в организации художественно-

творческой деятельности детей является использование метода стимулирования и поощрение ребенка, что активизирует его мотива-ционную сферу, которая, в свою очередь, влияет на деятельность» [4, с. 113]. Возможно использовать в работе сюрпризные моменты, организовывать игровые ситуации. По окончании занятия необходимо провести выставку-показ получившихся работ, провести устный анализ, обратить внимание на детали работ, получить обратную связь от детей, позволить им высказать свои впечатления от работы, дать воспитанникам возможность самостоятельно оценить красоту изделия. В работе также необходимо использовать различные виды игр (сю-жетно-ролевые, дидактические, подвижные и другие). При проведении занятий по изобразительной деятельности можно использовать интеграцию образовательных областей, то есть дополнить их музыкальным сопровождением (народные песни, заклички и т. д.), стихотворными произведениями народного фольклора, презентациями и видеофильмами с применением ИКТ-оборудования.

С 4-5 лет у детей сильно развивается сенсо-моторный опыт и воображение. Это, в свою очередь, заметно влияет на умение в графических и изобразительных навыках, эстетическое восприятие, на развитие мелкой моторики рук.

В каждой возрастной группе должны учитываться психологические особенности детей, о которых нельзя забывать, выстраивая методическую работу. Оптимальным видом занятий для детей старшего дошкольного возраста являются групповые, фронтальные занятия 1 раз в неделю по 25-30 мин. В год проводится 27-30 занятий. Занятия проводятся воспитателями или педагогами дополнительного образования. Также необходим индивидуальный подход для выявления уровня развития и качества выполнения работы детьми, их отношения к новому для них виду деятельности. Интересной формой занятия является изготовление коллективных работ, кукольных хороводов, которые впоследствии можно использовать в театрализованной деятельности. Создание коллективных работ воспитывает у детей положительное и внимательное отношение друг к другу и является важным в социально-коммуникативной сфере.

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста технологически можно изготавливать различные виды кукол, от простых «кукол-скруток», до сложных «кукол-перевертышей». Дошкольники с большим интересом мастерят таких кукол, как «Зайчик», «Неразлучники», «Берегиня», «Масленица», «Крупеничка», «Рождественский ангел» и другие. У каждой разновидности кукол своя методика изготовления, что делает занятия яркими, запоминающимися и познавательными. В качестве примера можно рассмотреть историю и технологию изготовления куклы «Колокольчик». Занятия с детьми можно начать рассказом о происхождении куклы с использованием наглядного материала, показом образцов кукол или с использованием ИКТ.

Кукла «Колокольчик» - кукла добрых вестей. Зародилась эта кукла на Валдае, именно оттуда и пошли валдайские колокольчики. Считалось, что колокольный звон оберегал людей от болезней и других несчастий. Колокольчики звенели на тройках под дугой во время всех важных праздников. Колокольчик имеет куполообразную форму и напоминает символ солнца. У куклы трехслойная юбка, это символизирует три царства человека - медное, серебряное и золотое, счастье человека также складывается из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, значит, человек счастлив.

Этот вид куклы олицетворяет веселье, жизнь, приносит в дом радость, удачу и любовь. Это оберег для создания хорошего настроения. Подарить куклу «Колокольчик»- значит желать другу получать хорошие новости.

Для изготовления куклы «Колокольчик» на занятиях с детьми-дошкольниками потребуется: белая ткань, желательно льняная; колокольчик; цветные лоскутки ткани в форме квадрата (хлопок или ситец); натуральные нитки различных цветов; линейка и кусочек синтепона или ваты.

При изготовлении данной куклы в работе с детьми не требуется использование колющих и режущих предметов, то есть иглы и ножниц. Ткань необходимо разрывать только руками. Обычно используется квадратный лоскут льняной ткани с размером стороны 22 см. Далее из трех цветных лоскутов изготавливают три

юбочки, для этого из цветной ткани педагог заранее вырезает три круга трех различных диаметров: 28, 32 и 36 см. На первом этапе детям понадобится самый большой круг ткани, в его центре необходимо разместить кусочек синтепона или ваты и колокольчик, затем следует собрать его наподобие мешочка так, чтобы синтепон с колокольчиком оказались внутри. Чтобы синтепон держался крепко, с помощью нити необходимо крепко закрепить материю. Далее детям необходимо взять средний по размеру круг ткани и обернуть им получившийся шарик. Затем таким же образом необходимо сверху положить меньший круг и также закрепить его ниткой. В древности часто использовали нити красного цвета, так как красный цвет имел сакральное значение. Считалось, что он способен отгонять злые духи и привлекать счастье в дом. Получившаяся заготовка - это сформированные голова и туловище. Следующим этапом выполняется изготовление рук куклы. Ребенку необходимо взять белую материю и расположить ее перед собой в виде ромба изнаночной стороной вверх. Затем следует подогнуть два противоположных края. Заготовку будущей куклы расположить на ромбе головой в центре. Ткань необходимо обернуть вокруг головы и закрепить в области шеи красной нитью. У обереговых кукол-мотанок и кукол-скруток черты лица не выделялись. Считалось, что куклы, которые имеют черты лица, могли привлечь злых духов и несли беды своему владельцу. Запястья куклы «Колокольчик» также перематываются красными нитями в три оборота. Для изготовления рук белую ткань располагают по боковым сторонам куклы и скручивают, а концы закрепляют нитями в области запястий. Оставшуюся белую ткань аккуратно подгибают вовнутрь и затягивают нитками так, чтобы получилась рубаха с подпоясанной талией. На голову кукле «Колокольчик» одевают платочек. По желанию дети могут самостоятельно украсить куклу бусинками или тесемкой.

Т. С. Комарова пишет: «Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрос-

лых к результатам детской художественной деятельности...» [5, с. 4]. Народную куклу можно использовать и для организации предметно-пространственной среды в группе, в игровых уголках, в уголке театрализации и ряжения, это необходимо для создания эмоционально благополучного фона в процессе занятия.

Важным является проведение досуговых мероприятий по различным видам народного декоративно-прикладного искусства, проведение открытых показов и выставок, посвященных народным промыслам. Немаловажным является работа с педагогами, которая должна включать в себя мастер-классы, консультации, обмен опытом, совместное посещение выставок и экспозиций декоративно-прикладного искусства, семинары, практикумы, консультации, общение с искусствоведами, знакомство с литературой по данному направлению работы.

Проводя занятия изобразительной деятельности с использованием народной куклы, педагог развивает и раскрывает возможности детей, позволяет им обрести уверенность в своих силах, поддерживает стремление создавать прекрасное, смотреть на окружающее глазами художника.

На занятиях изобразительной деятельностью с детьми с использованием тряпичных народных кукол педагогу необходимо ставить перед собой и решать множество разнообразных задач:

• дать представление об истории возникновения различных видов кукол;

• познакомить детей с отличительными чертами и особенностями кукол;

• развивать умение выделять характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров, анализировать и сравнивать виды игрушек;

• формировать навыки ориентации в информационном пространстве, навыки отбора и систематизации материала, навыки публичного представления работы;

• развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности, фантазию и наблюдательность;

• воспитывать интерес к истории России, любовь к русской народной культуре.

Всего ФГОС ДО предусматривает пять образовательных областей. И рассматривая знаком-

ство и изготовление народной куклы в рамках занятия по изобразительной деятельности, можно отметить, что данное направление развития детей отвечает всем задачам в области художественно-эстетического развития и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.), развитие воображения и творческой активности.

В ходе художественно-эстетического развития у воспитанников формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическому отношению к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности. «Важнейшим достоинством народной культуры является то, что в ней заложены гуманные идеи единства человека и природы, мудрость цикличности жизни, как части мира, устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слов, мужества, любви к отчей земле» [6, с. 17].

Мир народной куклы богат и разнообразен, куклы сопровождают ребенка с рождения и на протяжении жизни. Поэтому мы видим возможным использование народной куклы не только на занятиях изобразительной деятельностью, но и в досуговой, проектной и совместной дет-ско-родительской деятельности, на родительских встречах и мастер-классах, что позволит заинтересовать семьи и родителей воспитанников и приобщить их к удивительному миру куклы посредством изготовления их своими руками.

В наше время многое в истории государств меняется, пересматриваются исторические ценности, поэтому очень важным остается показать, что искусство, в том числе народное творчество и народная кукла, вечно и незыблемо. Воспитание любви к народному искусству и

народной кукле у дошкольников нераздельно связано с изучением истоков русского народа. Именно поэтому, на наш взгляд, начинать эту работу необходимо с дошкольниками, тем самым развивая познания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными традициями, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла.

Изготовление тряпичной народной куклы даст детям представление о быте и культуре наших предков, о том, как зарождался народный костюм, традиции и обычаи, что необычайно важно в условиях современного общества для разностороннего и гармоничного развития ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лопаткина Е. В. К вопросу о типах и видах кукол: генезис и особенности // Вестн. С.-Петербургского ун-та. - 2008. - № 2. -С. 215-220.

2. Буровкина Л. А. Народное декоративно-прикладное искусство в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания личности // Materialy X Mi^dzy-narodowej naukowi-praktycznej konferencji "Aktualne problemy nowoczesnych nauk -2014". Vol. 13. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia. - С. 9-14.

3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

4. Буровкина Л. А. К вопросу организации декоративно-прикладной деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования // Искусство и образование. -2010. - № 2.- С. 109-133.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 96 с.: цв. вкл.

6. Буровкина Л. А. Культура народа как комплексная система духовно-нравственного и эстетического воспитания личности // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2015. - № 8 (39), Ч. 5. - С. 17-19.

REFERENCES

1. Lopatkina E. V. K voprosu o tipakh i vidakh ku-kol: genezis i osobennosti. Vestn. S.-Peterburg-skogo un-ta. 2008, No. 2, pp. 215-220.

2. Burovkina L. A. Narodnoe dekorativno-priklad-noe iskusstvo v sovremennoy teorii i praktike khudozhestvenno-esteticheskogo vospitaniya lichnosti. In: Materialy X Miqdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji "Aktualne problemy nowoczesnych nauk - 2014". Vol. 13. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia. Pp.9-14.

3. Kutsakova L. V. Tvorim i masterim. Ruchnoy trud v detskom sadu i doma. Posobie dlya peda-gogov i roditeley. Dlya zanyatiy s detmi 4-7 let. Moscow: Mozaika-Sintez, 2008. 112 p.

4. Burovkina L. A. K voprosu organizatsii dekora-tivno-prikladnoy deyatelnosti uchashchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitelnogo obrazovaniya. Iskusstvo i obrazovanie. 2010, No. 2, pp. 109133.

5. Komarova T. S. Izobrazitelnaya deyatelnost v detskom sadu: Srednyaya gruppa. Moscow: Mozaika-Sintez, 2016. 96 p.

6. Burovkina L. A. Kultura naroda kak komplek-snaya sistema dukhovno-nravstvennogo i es-teticheskogo vospitaniya lichnosti. Mezhdun-arodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal. Ekaterinburg, 2015, No. 8 (39), part 5, pp. 17-19.

Корнеева Марина Александровна, аспирант кафедры живописи и композиции Московского городского педагогического университета e-mail: m—k@mail.ru

Korneeva Marina A., post-graduate student, Painting and composition Department, Moscow City Pedagogical University

e-mail: m---k@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.