ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 373.24
АНАЛИЗ ПРОГРАММ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЦЕССА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Т. В. ЗАБЕЛЬСКАЯ Педагогическая академия последипломного образования, г. Москва, кафедра дошкольного и младшего школьного образования e-mail: [email protected]
Забельская Т. В. - Анализ программ и методического обеспечения по осуществлению процесса этнокультурного образования детей дошкольного возраста // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 647-649. -
В статье анализируются наиболее часто применяемые в практике работы дошкольных образовательных учреждений программы и методическое обеспечение, где рассматривается процесс этнокультурного образования детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: программа, этнокультурное воспитание, парциальная программа, методическое пособие.
Zabelskaya T. V. - The analysis of curricula and methodological books and guides on ethno-cultural teaching of preschool children // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. Р. 647-649. - This article deals with analyzing the most frequently used in preschool institutions curricula and methodological books and guides on ethno-cultural education of preschool children.
Key words: curriculum, ethno-cultural up-bringing, partial curriculum, methodological guide.
В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) для дошкольныхобразовательныхучрежденийразработан целыйрядкомплексныхпрограмм«новогопоколения» («Детство»,«Радуга», «Развитие»),ипарциальных, в которых, так или иначе, находит отражение проблема этнокультурного воспитания детей дошкольного воз-раста(«Мойроднойдом», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др.).
Всистемедошкольногообразованияпроблемаэт-нокультурного образования рассматривается в контексте морально - нравственного воспитания и чаще всего отождествляется с социальным развитием ребенка.
Рассмотрим подробнее на характеристике и анализе некоторых программ аспект этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста.
В содержании базисной «Программы обучения и воспитания в детском саду» 2007 г. под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой [1] этнокультурное воспитание представлено в разделах «Умственное воспитание», в котором предусматривается формирование интереса к своей родословной, государственным и народным праздникам, родной стране, достопримечательностям, культуре, традициям родного края. «Нравственное воспитание»- большое внимание уделяется развитию друже-
ских взаимоотношений, коллективной деятельности. Раздел «Художественная литература» знакомит детей с русскими народными волшебными сказками, произведениями игрового фольклора (прибаутки), календарные обрядовые песни, небылицы, былины и др. «Художественно-эстетическое воспитание» предполагает знакомить с народным искусством с учетом региона,вкоторомрасположенодошкольноеучрежде-ние, национальный состав в группе и регионе. Для восприятия наиболее доступна народная игрушка (фили-моновская,богородская,дымковская,каргопольская), а также народные игрушки - забавы (пирамидка, грибок, матрешка). «Игровая деятельность» - театрализованные постановки по мотивам народных сказок, дидактические игры на воспитание гуманных или патриотическихчувств, способствующих развитию комплексных социокультурных качеств.
Программа «Истоки» Л. А. Парамоновой [2] включает раздел «Элементарные историко-географические представления». Основная цель введения данного раздела в программу - воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контакте с историей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-историческогопроцесса,проживающихнаопределен-ном географическом пространстве.
24 2011
Задачи, которые ставятся авторами программы на данных занятиях:
- приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры;
- воспитывать у детей чувство любви к своей Родине;
- развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.
Воспитываясь в рамках данной программы, дошкольники узнают, что:
- существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями;
- каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам, которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать;
- жизнь людей в современном мире невозможна безуважительногоотношениякнародаминыхкультур.
Такимобразом,формированиесамосознанияре-бенка - дошкольника в программе связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии, и культуре Родины, со стремлением найти свое место в окружающем мире. Можно сказать, что задачи этнокультурного воспитания, в данном случае, решаются, восновном,посредствомнравственногои умственного воспитания.
Программа «Детство» В. И. Логиновой [3] предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры черезрисование,музыку,детскуюлитературу,родной язык. В связи с этим большое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладным искусствам народов России.
В программе «Радуга» Т. Н. Дороновой [4] этнокультурное воспитание включено в разделы «Изобразительная деятельность и ручной труд» (эстетическое воспитание) и «Занятия по развитию речи» (умственное воспитание). Основу данных разделов составляет устное народное творчество, ознакомление с образцами декоративно-прикладного искусства.
Следуетотметить,чторассмотренныекомплекс-ные программы не решают проблему знакомства до-школьниковснароднойкультурой.Каждаяпрограмма отражает в большей или меньшей степени несколько сторон этнокультурного воспитания детей. Парциальные программы решают вопросы этнокультурного воспитания более углубленно.
Целью программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы - О. Л. Князева, М. Д. Маханева) [5] является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Для этого авторами были установлены следующие приоритеты:
1) окружающие ребенка предметы должны быть национальными, и воспитывать чувство красоты, любознательности.
2) необходимо широко использовать все виды фольклора, так как в устном народном творчестве наилучшим образом сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.
3) большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
4) очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью.
«Наследие» - парциальная программа патриотического воспитания М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой [6]. Цель программы - введение детей в традиционную русскую культуру, восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения, дружбы между людьми разных национальностей. Программа включает следующие разделы:
- «семейный круг» - приобщение детей и родителей к семейной культуре;
- «круглый год» - знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством с опорой на праздникитрадиционногоземледельческогокалендаря;
- «святые наши имена» - освоение историкокультурного наследия России с опорой на памятные даты именного календаря;
- «круг чтения» - ознакомление с народным устно-поэтическим наследием;
- «музыкальное наследие» - освоение традиционной отечественной музыкальной культуры;
- «встанем в круг!» - освоение народной игровой культуры на занятиях по физическому воспитанию.
Парциальная программа «Оберег» Е. Г. Ворониной [7] предполагает углубленное изучение детьми музыкального фольклора. Программа состоит из двух разделов:
- «Народоведение» (народный календарь, народные обычаи и обряды, быт, круг жизни; многочисленные жанры народной словесности);
- «Музыкальный репертуар» (слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах).
Каждыйвозрастнойпериодобеспечиваетсяпод-
программами.
Парциальная программа «Живой мир образов», разработанная Р. Г. Казаковой и др. [7], содержание этнокультурного воспитания дошкольников включает три направления работы, которые осуществляются параллельно и в тесной взаимосвязи с художественноэстетическим и умственным воспитанием детей:
- ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и обыденной жизнью;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
- ознакомление систорией русского народа, биографиями выдающихся деятелей русской культуры;
- изучение исторических документов и классических произведений русской литературы.
В связи с разнообразием предлагаемых методических подходов к этнокультурному воспитанию в рамках федеральной программы издаются методические и практические пособия для работников дошкольных образовательных учреждений.
В книге Г. А. Ковалевой «Воспитывая маленького гражданина...» [7] представлены модели гражданского воспитания начиная с дошкольного возраста, и тематические блоки работы с детьми. Кроме того, в пособии есть сценарии, конспекты и сетки занятий с детьми разных возрастных групп.
В пособии Г. Н. Данилиной «Дошкольнику - об истории и культуре России» [7] предложена методика изучения истории и культуры России на основе русского народного творчества, истории родного города, русских традиций. Для реализации методики предлагается включение сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности. Весь материал систематизирован и представлен в виде конспектов занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Также даны примерный перечень изучаемых художественных произведений и тематика продуктивной деятельности.
В книге Н. В. Алешиной «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» [7] при работе над темой «Родная страна» особоевниманиеуделяетсяследующимнаправлениям:
- рассказам детям, что Россия - страна многонациональная, воспитанию у них чувства уважения к особенностям жизни людей других национальностей;
- знакомству с различными традициями русского народа, с его культурой.
В руководстве для воспитателей «Как научить детей любить родину» (авторы - составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова) [7] для работы с детьми разработан цикл занятий по народной культуре. этот цикл состоит из 5 ступеней: народная философия и народная педагогика, жилище как Космос, искусство народных празд-ников,традиционныенародныеремесла.Такойподход помогает детям понять, как друг с другом соединялись предки и потомки; осознать, что народная культура - это целостный мир, где внутренняя идеальная сущность любого предмета тесно связана с его внешним обликом.
В учебном пособии «Родной дом» (авторы -М. Ю. Новицкая, Е. В. Мартинкова) [7]. Пособие с
помощью загадок, произведений детского фольклора знакомит дошкольников с миром природы, со старинным домом, его внешним и внутренним устройством и утварью, со способами воспитания детей в старину ватмосферелюбви, заботы,взаимопомощи. Практические задания в пособии развивают эстетический вкус, способствуют развитию памяти, речи, наблюдательности, самостоятельности, воли, терпения, тренируют мелкую моторику, подготавливая руку к письму.
Обобщая сведения о программах этнокультурного воспитания дошкольников можно сделать выводы, что современные программно-методические разработки позволяют педагогу расставить собственные акценты при реализации следующих направлений этнокультурного воспитания детей:
- в процессе постижения детьми основ традиционной народной культуры и традиций семейного воспитания дошкольников совместно с родителями (О. Л. Князева,М. Д. Маханева, М.Н. Новицкаяидр.);
- через социализацию детей и вхождение их в общественные отношения, характеризующиеся коллективистской направленностью и ориентацией на духовно-нравственные идеалы (В. В. Абраменокова, Н. И. Алексеева, Т. И. Бабаева, Р. С. Вуре, А. М. Виноградова, В. Г. Нечаева и др.);
- через ознакомление детей с искусством родного народа (Л. М. Данилова, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, О. П. Радынова, О. А. Соломенникова и др.);
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Воспитание дошкольника, 2007.
2. Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника / под ред. Л. А. Парамоновой, А. Н. Давид-чук, К. В. Тарасовой. М.: Карапуз, 1997.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткина. СПб: Акцидент, 1996.
4. Доронова Т. Н., Гербова В. В., Якобсон С. Г. Радуга. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
5. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа / под ред. О. Л. Князевой, М. Д. Ма-ханевой. СПб: Детство Пресс, 2005.
6. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-пресс, 2003.
7. Программы дошкольных образовательных учреждений: методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / сост. О. А. Соломенникова. М.: Аркти, 2000.