Научная статья на тему 'Сохранение ценностей традиционной культуры как условие объединения усилий современной семьи и образовательного учреждения'

Сохранение ценностей традиционной культуры как условие объединения усилий современной семьи и образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ДАГЕСТАН / СТУДЕНТЫ / СЕМИНАР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Разият Магомедовна

В статье рассматриваются возможности использования традиций и обычаев народов Дагестана в эстетическом воспитании детей. Описаны особенности и представлены результаты составления и использования спецкурса «Традиции эстетического воспитания детей в системе народной педагогики народов Дагестана» для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазанова Разият Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение ценностей традиционной культуры как условие объединения усилий современной семьи и образовательного учреждения»

Психолого-педагогические науки

79

УДК 37

СОХРАНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

THE PRESERVATION OF TRADITIONAL CULTURAL VALUES AS THE EFFORTS OF MODERN FAMILY AND

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

©2014 Рамазанова Р. М. Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Ramazanova R. M. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматриваются возможности использования традиций и обычаев народов Дагестана в эстетическом воспитании детей. Описаны особенности и представлены результаты составления и использования спецкурса «Традиции эстетического воспитания детей в системе народной педагогики народов Дагестана» для студентов.

Abstract. The article discusses the traditions and customs of peoples of Daghestan in the aesthetic education of children. Learn about the features and presents the results of the compilation and use of the special course “Traditions of aesthetic education of children in the system of traditional pedagogy of peoples of Dagрestan” for students.

Rezjume. V stat'e rassmatrivajutsja vozmozhnosti ispol'zovanija tradicij i obychaev narodov Dagestana v jesteticheskom vospitanii detej. Opisany osobennosti i predstavleny rezul'taty sostav-lenija i ispol'zovanija speckursa «Tradicii jesteticheskogo vospitanija detej v sisteme narodnoj pe-dagogiki narodov Dagestana» dlja studentov.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, этнопедагогика, традиции, обычаи, Дагестан, студенты, семинар, эффективность.

Keywords: aesthetic education, ethnopedagogics, traditions, customs, Dagestan, students, workshop, efficiency.

Kljuchevye slova: jesteticheskoe vospitanie, jetnopedagogika, tradicii, obychai, Dagestan, stu-

denty, seminar, jeffektivnost'.

Сегодня, находясь на перепутье, Россия, выбирая между Восточной и Западной системами образования, пытается осознать свое национальное своеобразие. В связи с ломкой старой системы воспитания и обучения детей с лозунгом «деидеологизации», педагоги оказались в не простом положении:

- с одной стороны, в содержании программ был ликвидирован главный раздел образовательной работы с дошкольниками - раздел нравственного и патриотического воспитания;

- с другой стороны, следуя общемировой образовательной тенденции, пе-

дагоги стали прививать дошкольникам «общечеловеческие ценности» и воспитывать их как «граждан Вселенной» до того, как дети поймут, кто они и что у них есть Родина. Таким образом, в самый важный период для развития личности, когда выстраивается нравственная позиция и целостная картина мира, когда формируется чувство сопричастности к своему народу, в период дошкольного детства, вопросы нравственного, патриотического и трудового воспитания оказываются на втором плане. Проблема нивелируется в связи тем, что в зарубежных программах ее не сущест-

80

Известия ДГПУ, №2, 2014

вует, а отечественные авторы адаптируют их, не беря во внимание современную ситуацию в России.

Попытки некоторых родителей воспротивиться вторжению инородной культуры в процесс воспитания и обучения их детей тонут в обвинениях в ксенофобии и духовном невежестве. Самое страшное, на наш взгляд, заключается в том, что у тех родителей и воспитателей, которые еще «дорожат тем, что они родились в великой стране, средствами массовой информации и общественного мнения искусственно формируется комплекс неполноценности по отношению к себе и своему народу» [1. С. 34]. Как следствие, «воспитывающие взрослые постепенно утрачивают тот иммунитет, который мог бы сохранить у детей чувство безопасности от общения с внешним миром, сопричастности своим корням, гордости от того, что живешь на своей земле» [2]. Многие семьи либо распадаются, либо постоянно решают задачу материального выживания. Нравственное, трудовое и патриотическое воспитание становится ненужным, так как на него надо тратить душевные силы и время.

В прошлые времена наши предки тонко чувствовали опасность потери эмоциональной и духовной связи между родителями и детьми. Семейное воспитание считалось основной формой знакомства с окружающим миром и формирования духовно-нравственных ориентиров в нем, что позволяло нашему обществу, сохраняя стабильность и устойчивость, выдержать достаточно тяжелые испытания, когда под угрозой оказывалось само существование народа и государства. Обязательным элементом всей воспитательной системы являлась любовь к Отечеству, лежавшая в основе всей духовной картины мира. «В настоящее же время зачастую оказывается нарушенной не только преемственность поколений - бабушек и дедушек, мам и пап, внуков, но и дети оказываются преданными собственными родителями» [2. С. 61]. Проходя через развод родителей, дети перестают верить в то, что они - «хорошие», что ими можно гордиться, не хотят быть на них похожими. Происходит отторжение от своих корней, следовательно, и от своей Родины. Проблема осложняется тем, что во многих, даже полных, семьях дети перестают ценить и уважать своих родителей. Сын

или дочь привыкают «пользоваться» их услугами, заботой, любовью, но не научены отзываться тем же, проявлять сострадание и благодарность.

Нельзя сказать, что данные вопросы не обговариваются с детьми дома или с воспитателем, например, во время изучения некоторых лексических тем на занятиях по развитию речи или учителей на уроках чтения. Наоборот, в современных образовательных программах, несмотря на их вариативность, тема «семьи» практически всегда стоит в списке обязательных лексических тем, однако при ее изучении происходит подмена нравственных и патриотических направлений воспитания на цели, связанные с социальным и коммуникативным развитием ребенка.

«Уровень общей культуры взрослых, - отмечает И. Н. Реутская, - не может быть условием для сохранения окрашенных национальной спецификой культурных ценностей и смыслов, условием для возрождения традиционной культуры семейного воспитания» [3. С. 14]. Он даже не может способствовать согласованию целей и задач семейного и общественного воспитания в области патриотического воспитания дошкольников и младших школьников. По результатам наших наблюдений, в условиях семьи приоритетными являются такие задачи патриотического воспитания дошкольников, как воспитание любви к родному дому, семье, малой родине - городу, краю, воспитание у детей чувства принадлежности к своему народу, а в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) - воспитание интереса и уважения к истории Отечества, людям разной национальности, их деятельности, культуре, быту. Аналогичная ситуация наблюдается относительно расхождения целей и задач патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях семьи и школы. Так, для школы становятся приоритетными задачи формирования у детей запаса знаний и патриотических представлений об отношении к обществу, труду, самому себе, другому человеку, проявления терпимости к религиозным установкам людей другого вероисповедания, воспитание любви и бережного отношения к родному языку, воспитание культуры чтения на основе народного поэтического наследия.

Психолого-педагогические науки •••

Для семей младших школьников это тоже кажется важным, но большее значение придается использованию детьми знаний о семье, роде и народе, Родине как основы для формирования своих личных ценностных ориентаций, мотивов. В результате расхождения целей и задач патриотического воспитания у детей наблюдается относительно низкий уровень соответствия поступков и поведения патриотическим представлениям и знаниям, а также умений самостоятельно ставить задачи самовоспитания.

Между тем, реальным условием «перекреста» целей и задач патриотического воспитания детей в семье и образовательном учреждении является высокий уровень проявлений отношенческого компонента, активности взрослых в сохранении и трансляции взрослыми, родителями и педагогами, данных ценностей. Разница в сформированное™ отношенческого

компонента особенно очевидна при сравнении соответствующих показателей у педагогов обычных детских садов и садов с приоритетом этнокультурного и духовно-нравственного компонента воспитания и аналогичных школ. Она составляет 10% у педагогов и 20% - у родителей воспитанников. При этом выяснилось, что чем выше уровень отношенческого компонента у родителей, тем выше он у воспитателей и учителей.

Важную роль в формировании отношенческого компонента родителей играет проведение устных и письменных опросов, бесед и консультаций по проблеме патриотического воспитания детей в условиях семьи и детского сада, начальной школы.

Например, может выясниться, что родители мало играют с детьми в народные подвижные и дидактические игры и с трудом вспоминают их названия.

Мы составили анкету для родителей, которая может включать следующие вопросы:

1. Затрагивается ли Вами тема, связанная с патриотизмом?

2. Каким образом Вы приобщаете ребёнка к национальной культуре?

3. Считаете ли Вы нужным обращать внимание ребёнка на его национальность?

4. Как Вы акцентируете на это внимание?

5. Как часто Вы рассказываете ребёнку о предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребёнок?

81

6. Устраиваете ли Вы совместные чаепития?

7. Читаете ли Вы ребёнку народные сказки? Как часто? Кто чаще всего читает?

8. Используете ли Вы в моменты общения с ребёнком народные поговорки:

а) до прихода в детский сад;

б) после детского сада;

в) укладывая спать.

9. Есть ли дидактические игры, связанные с ознакомлением с национальными обрядами и традициями? Если есть, то, какие?

10. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребёнка?

11. Какие, по Вашему мнению, основные причины возможных затруднений в процессе приобщения к национальной культуре в современном обществе.

При этом может быть выявлена специфика формирования отношенческого компонента педагогической компетентности родителей в области патриотического воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста, а также младших школьников.

Результаты анкетирования показали, что большинство родителей считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «еще маленькие» для получения таких знаний.

Родители с высшим профессиональным образованием, приобщая детей к национальной культуре, в основном, обращают внимание на ознакомление детей с народной литературой, и плохо ознакомлены с национальными подвижными играми, которые можно использовать в воспитании ребенка. Причинами возможных затруднений в приобщении к национальной культуре видят «влияние и пропаганду» западного образа жизни.

Родители детей с общим и полным средним, средним профессиональным образованием акцентируют внимание на использовании подвижных игр, связанных с ознакомлением с национальными обрядами и традициями. Вместо образцов устного народного творчества предпочитают рассказы «про героев» и о своей стране. Причинами затруднений в приобщении современных детей к на-

82

Известия ДГПУ, №2, 2014

циональной культуре видят недостаточность литературы для родителей.

Большинство родителей детей старшего дошкольного возраста с высшим образованием рассказывают ребёнку о предках и корнях семьи, отвечают на вопросы, интересующие ребёнка, но, в отличие от родителей со средним образованием, мало уделяют внимания и времени совместным чаепитиям и досугам со своими детьми. Так же родители со средним образованием в общении с детьми, в режимных моментах больше используют фольклор.

Родители детей младшего школьного возраста во многом отвечают похожим образом. Однако обращает на себя внимание то, что цели и задачи патриотического воспитания становятся все более формализованными, перекладываются на учителей начальной школы, так как возможности их решения, средства, которые упоминают родители (использование дидактических игр, национальных подвижных игр и др.) либо остаются на прежнем уровне, либо используются все реже.

Обобщая данные, можно сказать, что «родители дошкольников и младших школьников ведут работу по приобщению детей к национальной культуре, но при этом не считают важным акцентировать внимание на национальной принадлежности детей» [4. С. 52]. Большинство родителей обращают внимание на то, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад и начальная школа, а родители - только помогать в этом. В этом заключается специфика семей, обладающих низким и средним уровнем сформированное™ компонента педагогической компетентности в области патриотического воспитания детей. Семьи с высоким уровнем сфор-мированности данного компонента оказывают активизирующее влияние даже на сотрудников детского сада, и, особенно, учителей начальной школы, и обладают выраженной педагогической позицией относительно проблемы патриотического воспитания дошкольников и младших школьников.

Взаимодействие с ними как раз и является одним из самых значимых факторов эффективности сотрудничества детского сада и семьи по данной проблеме.

Следующее условие - уровень методической компетенции родителей и воспитателей в области приобщения детей к традиционной культуре и патриотического воспитания. При этом оказалось, что чем выше уровень методической компетенции воспитателей, тем он выше у родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обратных закономерностей не выявлено.

Изменению методической компетенции родителей способствует целый ряд факторов, учитывающих особенности культуры семейного воспитания детей, семейной культуры. В семьях с низким уровнем семейной культуры в процессе патриотического воспитания и реализации соответствующей методической компетенции на практике у родителей нередко возникает ряд проблем, с которыми взрослые не могут справиться адекватным образом. Причиной возникновения конфликтной ситуации является то, что в таких семьях нарушаются как показатель семейной гибкости (в среднем, на 80%), так и показатель семейной сплоченности (в среднем, на 60%). При этом отмечается излишний контроль над самостоятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста и игнорирование их возрастных потребностей в самовыражении, вместе с изоляцией от непродуктивной деятельности и общения со сверстниками. С другой стороны, в подобных семьях возможен факт противопоставления требований родителей и воспитателей детского сада или учителей начальной школы.

Анализируя выявленные особенности, родителям, которые относятся к первой группе, можно следовать путем оптимизации семейного воспитания, которое направлено на совершенствование технологического компонента семейной культуры, приобщение к ценностям и смыслам народной педагогики, знакомство с методами воспитания, характерными для нее, в процессе тренинга детско-родительских отношений, например, на основе использования народных ремесел.

Овладение технологиями воспитания и общения с детьми происходит здесь на основе народных традиций и опыта культуротворческой деятельности, что благоприятно влияет на изменение стиля семейных взаимоотношений и пере-

Психолого-педагогические науки •••

осмысление лежащих в их основе ценностей.

Изучение особенности структуры семейных взаимоотношений в семье со средним уровнем семейной культуры родителей показало, что в такой семье показатели семейной сплоченности и гибкости нарушаются в меньшей степени (соответственно, на 60% и 40%). Для родителей характерны непонимание или неумение создать условия для качественного развития ребенка в семье, склонность перекладывания воспитательных функций вместе с долей ответственности за воспитание и развитие детей, на дошкольное учреждение и школу.

В данном случае многие взрослые понимают важность единства стиля требований к ребенку, признавая, что на практике это не всегда получается. Не исключением из этого является и осуществление патриотического воспитания детей в процессе организации сотрудничества семьи и воспитателей или учителей.

Родителям, имеющим средний уровень педагогической культуры, специалисты рекомендуют путь оптимизации семейного воспитания, заключающийся в изменении модели семейных взаимодействий по параметру адаптивности, вместе с совершенствованием технологического и личностно-творческого компонентов педагогической культуры. Для этого с родителями проводятся не только тренинги детско-родительских отношений, но и семинары-практикумы, позволяющие продемонстрировать конкретные технологии воспитания и обучения детей в процессе осуществления патриотического воспитания в семье и детском саду, начальной школе.

Например, практически всегда является востребованным проведение семинара-практикума на тему: «Проблемы и направления подготовки к школе в условиях сотрудничества семьи и детского сада с этнокультурным компонентом образования».

В семьях с высоким уровнем педагогической культуры родителей также часто возникают проблемы. У таких родителей отмечается первостепенность целей формирования интеллектуальной над коммуникативной компетенцией детей в процессе приобщения детей к традиционной культуре и осуществлении патриотического воспитания. По-

83

этому одной из главных проблем воспитания считается раннее и интенсивное обучение, завышенный уровень притязаний родителей, не всегда соответствующий возможностям детей. Показатели семейной гибкости и семейной сплоченности нарушаются реже.

Родителям, относящимся к группе семей с высоким уровнем педагогической культуры, рекомендуется путь оптимизации семейного воспитания, направленный на коррекцию модели семейных взаимодействий по параметру гибкости и оптимизацию личностно-творческого компонента педагогической культуры. Первое возможно при условии организации семейного клуба, в котором проводятся консультации специалистов, занятия по интересам родителей, демонстрируются приемы и методы совместной работы детей и взрослых в ходе работы над творческими проектами, экскурсиями и праздниками.

Естественно, что проблематика заседаний семейного клуба и связанных с ним форм сотрудничества с родителями определяется на основе выявления интересов и запросов взрослых, но содержание занятий подбирается в соответствии с годовым циклом народных праздников, позволяющим осуществить действенное приобщение детей и взрослых к историческому и культурному прошлому и настоящему нашего Отечества.

Данный подход предполагает формирование системы мотивационных действий на каждом этапе сотрудничества детского сада и семьи - на этапе планирования, анализа и ориентировки в социальной и образовательной ситуации, организации совместной деятельности и контроля.

При этом все направления педагогической поддержки семьи и методической работы в ДОУ и начальной школе направлены на то, чтобы способствовать формированию идентичности детей и родителей в процессе патриотического воспитания:

- формирование позитивного образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре;

- формирование преемственности между поколениями и присвоения себя к своей семье, народу, нации;

- воспитание социальных, нравственных и духовных чувств и представлений в процессе знакомства ребёнка с родной культурой;

84

Известия ДГПУ, №2, 2014

- воспитание чувства сопричастности своей семье и Родине в процессе становления гармоничного образа малой и большой Родины.

Естественно, что это требует не просто деятельного подхода к организации их взаимодействия, но и использования современных активных форм и методов обучения (анализа проблемных ситуаций, развивающих тренингов, работы в паре, ресурсного круга, обсуждений в группе и экспертной оценки и др.). Однако в «погоне» за эффективными методами и формами обучения, новейши-

ми образовательными технологиями воспитывающие взрослые забывают про самих детей. Потому что ориентируются на результат, в первую очередь, на обеспечение, как сейчас говорят, «равных стартовых условий для поступления ребенка в школу», на реализацию их прав на образование. Между тем, самое главное право, реализации которого от них ждут дети - это право на любовь. Если они будут знать и чувствовать, что их любят, это и будет самым главным условием сохранения мира.

Литература

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1999. 2. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное

воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Метод. пособие. М. : АРКТИ, 2005. 3. Реутская И. Н. Формирование эстетической культуры младших школьников //

Формирование национального самосознания в процессе художественного образования. Карачаевск, 2008. 4. Саидов Т. Г. Традиции народов творят человека. Махачкала: Дагучпедгиз.

1994.

References

1. Volkov G.N. Ethnopedagogics. Cheboksary, 1999. 2. Kokuyeva L. V. Spiritual and moral education of preschool children on the cultural traditions of their ethnoses: the method. book. M. : ARKTY, 2005.

3. Reutskaya I. N. Formation of aesthetic culture of senior schoolchildren // Forming the ethnic identity in the process of art education. Karachaevsk, 2008. 4. Saidov T. G. Traditions of people create

human. Makhachkala: Daguchpedgiz. 1994.

Literatura

1. Volkov G. N. Jetnopedagogika. Cheboksary, 1999. 2. Kokueva L. V. Duhovno-nravstvennoe vospita-nie doshkol'nikov na kul'turnyh tradicijah svoego naroda: Metod. posobie. M. : ARKTI, 2005. 3. Reutskaja I. N. Formirovanie jesteticheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov // Formirovanie nacion-al'nogo samosoznanija v processe hudozhestvennogo obrazovanija. Karachaevsk, 2008. 4. Saidov

T. G. Tradicii narodov tvorjat cheloveka. Mahachkala: Daguchpedgiz. 1994.

Статья поступила в редакцию 18.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.