Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство
с «Малой Родиной»
Коваленко О.В.
Заведующий ГБОУ детский сад № 1784 Москва, Россия
Аннотация: Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашем государстве в настоящее время. В последнее время чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей. Это связано с тем, что материальные блага стали все больше доминировать над духовными ценностями, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Ключевые слова: Воспитание, патриотизм, Малая Родина.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается...
Слушая песню на стихи М. Матусовского, мы погружаемся в свои детские и юношеские воспоминания. А с чего начинается Родина для наших маленьких воспитанников? С маминой улыбки, с первой ласковой колыбельной, с первых семейных радостей и путешествий. Наши малыши еще малы для дальних поездок и первые свои открытия и путешествия они совершают по району, в котором живут.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Проблема патриотического воспитания традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Мы хотим воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому родному дому и детскому саду, а ведь это основа патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике "от близкого к далекому" - от любви к родителям (к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране. Важным условием для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома и детского сада, который, по сути, должен являться вторым домом для ребенка, могут стать:
• Эмоционально благополучная атмосфера дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, господствует личностно-ориентированный способ общения, ребенок чувствует себя желанным и защищенным.
• Соблюдение прав ребенка на игру, на досуг, на национальную самобытность, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
• Представление дошкольнику права участвовать в обсуждении программ семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
• Интересная, содержательная жизнь ребенка в семье и детском саду, предоставление ему возможности быть инициативным, оборудовать свою библиотеку, свой игровой уголок.
• Бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности детей.
• Упражнение ребенка в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о нем заботится в детском саду, и сам нуждается в его участии.
• Побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
• Самостоятельность ребенка в пределах разумного и ответственность за выполнение взятых на себя обязанностей.
• Предоставление ребенку возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
• Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где родился человек. Воспитание любви к своей Родине - это долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Итак, патриотизм - это любовь к Родине, к её природе, людям, культуре, к своему
дому.
Базовый компонент патриотического воспитания - это семья, и жизнь в определённой мезосреде.
Каждый человек рождается в определённой среде, он биологически связан с матерью, которая по - своему стремится создать для него условия эмоционального благополучия, спокойствия. Так в семье формируется основа патриотического воспитания.
Жизнь в определённой мезосреде позволяет ребёнку «впитывать» культуру своего народа: мама поёт ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Человек привязан к своей Родине, и эта связь определяет его мировоззрение.
Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.
Подтверждена необходимость особого влияния в процессе патриотического воспитания на эмоциональную сферу ребенка. Обогащение знаний и впечатлений детей ведет к обогащению продуктивной деятельности, что свидетельствует об интересе и эмоционально положительном отношении ребенка к содержанию предложенного ему материала.
Внимание старших дошкольников нужно привлекать к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии со следующими условиями:
- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Технология патриотического воспитания современных дошкольников включает
следующие компоненты (С.А. Козлова):
этапы патриотического воспитания средства патриотического воспитания методы патриотического воспитания построение педагогического процесса Остановимся подробно на каждом из них:
Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно - ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно - эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально - действенный (формирование желания и умения реализовывать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Построение педагогического процесса на каждом этапе с учётом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.
Работу по патриотическому воспитанию предлагается проводить в несколько этапов: общее нравственное воспитание - развитие чувств, эмоциональной сферы, познавательных интересов, первая практика нравственного поведения; формирование представлений о стране в сочетании с воспитанием чувств и отношения к ней.
Предлагается уточнение и формирование представлений детей о доме как месте, в котором живут люди. Во время прогулок дети рассматривают и обсуждают дома: большие они или маленькие, для чего предназначены. После прогулки во время беседы, рисования, конструирования с детьми уточняются понятия: «моя квартира», «мой дом», «моя улица», «мой город», «моя страна». Используя приемы моделирования, сравнения, включения детей в воображаемую ситуацию, воспитатель подводит детей к обобщению понятия «дом».
Эта работа сочетается с решением задач нравственного воспитания, дети отвечают на вопросы: почему каждому нужен свой дом, как нужно относиться к своему дому, что означает беречь его, есть ли свой дом у животных, кто его строит, берегут ли животные свой дом?
На этом же этапе можно показать детям дома разной архитектуры, из разного материала. В сюжетно-ролевых играх, играх-путешествиях дети закрепляют приобретенные знания.
Методы ознакомления с социальной действительностью можно условно разделить на четыре группы:
- методы, повышающие познавательную активность (сравнение, группировка, классификация, моделирование, конструирование и др.)
методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемая ситуация, игры-драматизации, сюрпризные моменты, элементы новизны и др.)
методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности (беседа, перспективное планирование, создание предметной среды и др.)
методы коррекции и уточнения детских представлений о социальном мире (повторение, наблюдение, экспериментирование, опыты).
Рассмотрим подробнее группу методов, направленных на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о социальном мире.
Эмоциональная активность - это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств игровые методы и приёмы.
Воображаемые ситуации - такие игровые ситуации раскрепощают детей, снимают обязательность изучения по воле взрослого, делают процесс познания естественным и интересным для ребёнка.
Игры - драматизации - они могут включаться в занятие как фрагмент после прочтения художественного произведения или при подготовке концерта.
Сюрпризные моменты и элементы новизны - эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку или просто порадоваться, удивиться.
Шутки и юмор - дети быстрее откликаются на предложение заниматься, играть, трудиться, если оно сделано весело, с шуткой. Весёлые потешки, стихи, прибаутки, смешные истории и ситуации создают атмосферу непринуждённости на занятии и способствуют эмоциональной близости между педагогом и детьми.
Из методов обучения большое внимание необходимо уделить игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир.
Основная форма познания окружающего мира - наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепки, конструирование и т. д.
Естественная среда жизнедеятельности для ребенка это «малая родина»: социальная и природная сфера микрорайона, отдельные страницы истории и культуры Москвы.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району и городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.
Чувство Родины начинается с восхищения, тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Много ли знает любой из нас об истории и заслугах своего района? Задача педагога - привлечь внимание детей к тому, что позволит гордиться своим районом, своей «Малой Родиной», стать его искренним патриотом.
При правильной организации процесса патриотического воспитания на основе знакомства с достопримечательностями своей «Малой Родины», старшие дошкольники получат полное представление о том месте, где они живут. Им будет привито чувство гордости и ответственности за свой район, уважения к его истории и культуре, они
будут испытывать чувство сопричастности к текущей социально-культурной жизни района. Таким образом, на этой базе старшие дошкольники смогут без труда воспринять понятие «Родина» в более широком смысле слова: как город, в котором они живут, свою страну и мир в целом. И, даже попробуют себя в роли архитекторов и создадут район будущего - место, где будут счастливы дети!
Библиография
1. Вишневская В. Н. 2004. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.
2. Григоренко Г.И. 1979. Игры с краеведческим содержанием как средство нравственного воспитания старших дошкольников: автореф.дис. .. .канд.пед.наук (13.00.01 - теория и история педагогики). М.
3. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М. 2006.
4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. 2007. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа. М.
5. Козлова С.А. 2003. Патриотическое воспитание дошкольников: современный взгляд: материалы научно-практической конференции, прошедшей 20 марта 2003 года в МГПУ/ Отв. ред. Т.А. Куликова. М. С.18-22.
6. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 17-19 мая 2005 г., г. Новосибирск. Новосибирск. 2005.
7. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М. 2004.
8. Суслова Э. 2003. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников// Детский сад от А до Я. № 3. С. 10-12.