Научная статья на тему 'Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи'

Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1523
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / FAMILY TRADITIONS / УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ / RESPECT FOR FAMILY TRADITIONS / ФОРМЫ / FORMS / МЕТОДЫ И УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ / METHODS AND CONDITIONS OF INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AND FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Елена Исааковна

В статье раскрываются особенности и педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются формы и методы реализации данного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF CHILDREN''S RESPECT FOR FAMILY TRADITIONS IN SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AND FAMILY

The article describes the features and pedagogical conditions of education of children's respect for family traditions in senior preschool age. It examines the forms and methods of implementation of the process in preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»

Mетодический раздел

YAK 373.3 ББК 74.100.5

Е.И. ПОПОВА

E.I. POPOVA

ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИиИЯМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

EDUCATION OF CHILDREN'S RESPECT FOR FAMILY TRADITIONS IN SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AND FAMILY

В статье раскрываются особенности и педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются формы и методы реализации данного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

The article describes the features and pedagogical conditions of education of children's respect for family traditions in senior preschool age. It examines the forms and methods of implementation of the process in preschool educational institution.

Ключевые слова: семейные традиции, уважительное отношение к семейным традициям, формы, методы и условия взаимодействия ДОУ и семьи.

Key words: family traditions, respect for family traditions, forms, methods and conditions of interaction of preschool educational institution and family.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» безусловным приоритетом объявлена семья и семейные ценности. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Значимость данной проблемы обозначена в нормативных документах дошкольного образования. Так в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования социальный портрет ребёнка (в рамках изучаемой проблемы), как итоговый результат, выглядит следующим образом: ребёнок имеет представление о себе, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях и т. п. [6].

Семейные традиции имеют свои специфические особенности, которые обусловлены собственно субкультурой детства и субкультурой семьи.

Семейные традиции: - служат основанием построения семейной жизни, её планирования и функционирования; средством упорядоченной организации семейной жизнедеятельности и воспитания детей; являются основанием стабильности семейного общения; согласовывают социальные задачи, потребности и интересы членов семьи; упорядочивают взаимодействия между членами семьи в процессе их совместной деятельности; поддерживают равновесие в семье

и в её взаимодействии с другими социальными системами; регламентируют роли всех членов семьи; сохраняют национальную культуру семьи;

- служат некоторыми образцами деятельности для членов семьи; выступают критерием, основанием для оценки членами семьи своей деятельности; выступают в качестве средства адаптации семьи всех её членов к условиям жизни и т. д. (ценностно-ориентирующая функция);

- выступают основанием реализации социальных семейных законов и целей и т. д.;

- выступают носителем информации о порядке, целях и средствах деятельности; являются средством информации о семье и её жизнедеятельности;

- выступают моделями будущей семейной деятельности; служат основанием для предсказания её результатов и т. д. [2].

Особенности воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста и приобщения к ним изучались В.А. Сухом-линским, В.А. Титаренко, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой, Т.А. Марковой, Т.А. Березиной, Т.М. Бариновой, О.Л. Зверевой, Л.В. Загик, Д.О. Дзинтере, Л.Д. Вавиловой, Е.С. Бабуновой, Т.А. Репиной, Т.Н. Гришиной, Т.Ю. Хабаровой и др.

Признанию особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений уделялось внимание в трудах В.М. Ивановой, О.Л. Зверевой, Т.А. Репиной и др. Г.А. Марковой, С.М. Тищенко изучались вопросы организации взаимодействия детей со старшими в семье.

Ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству рассматривалось в работах Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, Н.А. Стародубовой и др.

Освещение вопросов, связанных с воспитанием познавательных интересов детей в семье, можно найти в трудах С.А. Козловой, Т.А. Куликовой и др.

Применение в семейном воспитании произведений народного народных традиций освещалось в работах Л.Д. Вавиловой, Д.О. Дзинтере.

Изучению особенностей возрождения семейных традиций (семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования и т. п.) посвятили свои исследования Т.Е. Березина, Г.Н. Гришина, Н.А. Каратаева.

Значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию ценностного отношения к семейным традициям исследовалась И.С. Хомяковой, Н.А. Каратаевой и др.

С.П. Акутина относит семейные традиции к родовым ценностям и включает в них религиозные ритуалы, семейные праздники, коллекционирование, создание вернисажей, фотографий, семейный досуг, преемственность педагогических традиций, бережное отношение к реликвиям [1].

Т.А. Маркова выделяет нравственные, трудовые, фольклорные традиции и традиционные праздники [4]. Т.Ю. Хабарова предлагает следующую классификацию семейных традиций:

- выполнение трудовой деятельности в семье;

- распределение ролей и обязанностей в семье;

- организации досуговой деятельности в семье;

- обеспечение физического развития ребёнка;

- эстетическое обустройство быта семьи;

- организация познавательного развития детей [7].

Мы определили содержание семейных традиций, позволяющее:

- изучать родословную семьи, историю, традиции, обычаи, помнить рассказы членов семьи о своём детстве, участвовать в днях памяти, ухаживать за могилами, хранить семейные реликвии;

- уважительно относиться к старшим членам семьи (к их знаниям и опыту), любить их, оказывать внимание старикам посредством добрых дел, добровольно брать на себя работу стариков по силам возраста и здоровья, уметь видеть, что нужно в данной ситуации, исполнять сказанное старшим, участвовать в изготовлении сувениров и др. подарков);

- проявлять заботу по отношению к родителям, знать нужды родителей, слышать, слушать и понимать, что говорят родители, соблюдать установленный порядок, прислушиваться к их мнению, помимо порученного выполнять ещё какую-либо работу, не говорить грубых слов, не вмешиваться в разговор взрослых, спрашивать позволенья;

- проявлять доброжелательность и доброту по отношению к малышам, заботиться о них и оказывать помощь;

- организовывать совместные мероприятия (игры, конкурсы, семейный отдых на природе, семейные чтения, поездки в музеи и театры, посещение выставок, просмотры кинофильмов, постановка спектаклей и т. п.), выпускать семейную газету, создание семейного архива и семейного альбома, благотворительная деятельность, традиционные семейные праздники: дни рождения, день Ангела (именины), День Матери, юбилеи, поздравления, традиционное чаепитие, сюрпризные моменты, традиционное семейное блюдо и т. п.;

- поддерживать традиционные занятия членов семьи (кружевоплете-ние, вязание, лоскутное шитьё, традиционная кукла, вышивка бисером и крестом, оригами, декорирование стекла, дерева, пластмассы, макраме, роспись по дереву, семейные мастерские, коллекционирование и т. п.);

- организовывать спортивный досуг: вовлекать детей в занятия физической культурой и спортом, посещать ледовый каток, бассейн, организовывать совместные подвижные игры (футбол, бадминтон, теннис, купание в реке и др.), создавать фотоколлажи и т. п. [5].

Вслед за Н.А. Каратаевой, мы будем понимать «уважительное отношение к семейным традициям», как образование личности, которое включает понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; стремление к здоровому образу жизни; эмоциональную отзывчивость на чувства, заботы и переживания членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, потребность принимать активное участие в жизни семьи [3].

Уважительное отношение к семейным традициям может рассматриваться как интегративное качество личности, включающее следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий (кона-тивный).

В когнитивной сфере у ребёнка необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о семейной истории и культурно-исторических традициях (соотносить предмет познания со своими знаниями и представлениями, со своим жизненным опытом, включить этот предмет в систему причинно-следственных связей, на основании которых возможно его объяснение, интерпретация и оценка).

В эмоционально-мотивационной сфере необходимо формировать активно-положительное, устойчивое отношение к семейным традициям со стороны ребёнка, интерес к познанию собственных корней; толерантное отношение к близким, где определяющей мотивацией являются мотивы помощи, сотрудничества, любви, содействия, сопровождения, уступчивости, желание следовать семейным традициям, эмоциональные переживания, настрой на оптимизм и позитивное восприятие жизни.

В поведенческой (конативной) сфере требуется формировать осознанное отношение к своим действиям, выражающееся в опыте воплощения соответствующих знаний и представлений в конкретных ситуациях, которое

может быть как стихийно, так и целенаправленно сформировано в процессе намеренно организованной деятельности, что способствует приобретению самостоятельного опыта в исследовании и сохранении семейных традиций.

Анализ литературных источников и собственного опыта позволил нам определить и реализовать педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

Одно из важных условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста: разработка и реализация программы, направленной на воспитание уважительного отношения к семейным традициям;

Методическое обеспечение разработанной нами парциальной программы «Моя семья» включает описание теоретических положений, на которых основана программа («Основная концепция программы»), целей и задач, а также методов и формы организации проведения занятий. Более подробно содержание программы раскрывается в конспектах занятий и описании используемых на занятиях упражнений и игр.

Целевое назначение программы: воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи воспитания уважительного отношения к семейным традициям, применительно к периоду дошкольного детства, в целом связаны с формированием у детей знаний о семье, семейных ценностях, традициях, семейных реликвиях, а также умений руководствоваться семейными законами в жизни, действовать согласно им, приумножать семейные традиции и т. п.).

Для решения поставленных задач в программе предлагаются методические средства и методы обучения. В качестве методических средств -ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры, игры-драматизации, свободное рисование, фольклор, праздники и др. Овладение знаниями о семейных традициях и отработка необходимых поведенческих навыков может осуществляться через использование активных методов, к которым мы отнеси проблемный рассказ, беседу, метод познавательных игр, метод проектов, моделирование и анализ жизненных ситуаций, элементы дискуссии, проблемные ситуации.

Перечень тем занятий представлен в программе следующим образом: «Чтить память предков», «Почитание старших в доме», «Уважать родителей», «Забота о младших», «Жить дружно», «Традиционные семейные праздники», «Традиционные занятия членов семьи», «Спортивный досуг». Предполагается, что закрепление детьми знаний, получаемых в детском саду, будет осуществляться через их применение в реальной практике дома.

Другим условием воспитания уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников является взаимодействие ДОУ и семьи. Анализ исследований по теории взаимодействия позволил определить задачи взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании уважительного отношения к семейным традициям:

- формирование у детей и родителей понимания семейных ценностей и традиций;

- создание установки на активизацию и возрождение семейных традиций;

- развитие потребности обогащать эмоциональный мир детей за счёт досуга на основе семейных традиций;

- гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;

- формирование способов передачи семейных ценностей в процессе общения детей и взрослых;

- создание условий для обмена семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.

С целью решения названных задач нами разработана трёхступенчатая модель взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании уважительного отношения к семейным традициям, включающая: создание общей установки на совместное решение задач воспитания уважительного отношения к семейным традициям в условиях ДОУ и семьи (первая ступень), выработку общей стратегии сотрудничества для приобщения детей к сохранению и укреплению семейных традиций (вторая ступень), определение условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников в семье и ДОУ на основе диагностической информации (третья ступень).

Взаимодействие ДОУ и семьи осуществлялось через:

- проведение лектория для родителей «Семейные традиции», включающего следующую тематику: «Традиции и обычаи в семье», «Истинные и мнимые семейные традиции», «Особенности возрождения и создания семейных традиций», «Как привлечь детей к соблюдению семейных традиций», «Воспитательные возможности семейных традиций», «Современное содержание семейных традиций»;

- включение родителей в подготовку и проведение мастер-классов («Творящих рук - мастерство», «Моя родословная», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Загляните в семейный альбом», «Семейные чтения: возрождая традиции», «Развивающие возможности коллекционирования в семье», «Рождественские забавы», «История вещи - история семьи, история народа, история Отечества»;

- обогащение предметно-развивающей среды воспитателем совместно с родителями и детьми (музей семейных историй, уголок семейного чтения и коллекционирования, выпуск газеты «Гнездышко» и др.);

- создание детско-родительских проектов («Традиции семьи», «Семейный круг», «Древо жизни», «Цепочка поколений», «Семейные законы», «Старший в доме», «Семейная хроника», «Домашний музей», «Семейные реликвии», «Семейные коллекции», «Семейный маршрут по памятным местам родного города» и др.).

Кроме традиционных методов взаимодействия, включающих методы активизации родителей, организации общения и рефлексии, активно использовались и интерактивные: метод «модерации», метод презентации, метод проектов.

Доказали свою эффективность следующие формы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у детей: родительские собрания, тематические конференции, консультации, лекции, бинарные семинары, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, презентации, просмотр видеофильмов о семейных традициях, дни открытых дверей, педагогические советы и др. (педагогическое просвещение родителей); анкетирование родителей, совместные праздники и досуги, рождественские забавы, спортивные праздники, выставки, кружки, семейные клубы, выпуск газет, конкурсы, создание мини-музея, викторины (включение родителей в деятельность ДОУ).

Кроме названных, широко использовались письменные формы общения: брошюры, пособия, папки-передвижки, бюллетени, еженедельные записки, личные блокноты, доска объявлений, ящик для предложений.

Реализация названных условий в МА ДОУ «Центр развития ребёнка д/с № 19» и в МА ДОУ «Центр развития ребёнка д/с № 5» г. Ишима Тюменской области позволила получить следующие результаты:

- дети старшего дошкольного возраста узнали о прошлом своей семьи; об именах дедушек, бабушек минимум до третьего колена; о происхождении своей фамилии; о профессиях бабушек и дедушек, своих родителей;

- овладели умениями: ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи; составлять рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвиях; уважительно относиться к своим родителям, членам семьи; выступать в качестве экскурсоводов в музее семейных коллекций; применять полученные знания в сюжетно-ролевых играх.

Родители осознали значимость создания и сохранения семейных традиций, их воспитательное влияние на развитие детей; узнали свою родословную, минимум до третьего колена, откуда произошли их фамилии; стали уважительно относиться к своим предкам, внимательно - к событиям в доме; познакомились с историей своих реликвий; научились хранить и чтить свои семейные традиции; научились организовывать семейные праздники; получили первый опыт создания видеоархивов семейных праздников и традиций; стали проявлять активность во всех мероприятиях ДОУ, посвящённых воспитанию уважительного отношения к семейным традициям; овладели способом обобщения своего опыта возрождения и укрепления семейных традиций и др.

Воспитатели научились выстраивать партнёрское взаимодействие с родителями детей, овладели методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей по проблеме воспитания уважительного отношения к семейным традициям и включения их в деятельность ДОУ; лучше узнали семьи воспитанников, их уклад жизни, традиции; получили опыт разработки сценариев и программ мероприятий, опираясь на традиции семьи; научились стимулировать семьи, проявляющие инициативу по внедрению семейных традиций в практику ДОУ; стали использовать возможности семьи, учреждений дополнительного образования, библиотеки для обогащения семейных традиций; овладели ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми по названной проблеме.

Как видно, содержание и организация сотрудничества ДОУ и родителей по проблеме воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей включают:

- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям;

- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям;

- изучение лучшего опыта возрождения и сохранения семейных традиций, пропаганду его среди широкого круга родителей;

- использование разнообразных форм и методов работы ДОУ с семьёй в их взаимосвязи и др.

Литература

1. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей [Текст] / С.П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 9-20.

2. Баринова, Т. Семейные традиции как часть общечеловеческой культуры и социально- педагогическое явление [Текст] / Т. Баринова // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 4. - С. 64-75.

3. Каратаева, Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для студ. факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии / Н.А. Каратаева. - Шадринск : Изд-во Шадринский гос. пед. институт, 2007. - 118 с.

4. Маркова, Т.А. Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Т.А. Маркова. - Красноярск, 2000. - 365 с.

5. Попова, Е.И. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е.И. Попова // Вестник ИГПИ. - 2014. -№ 3. - С. 64-75.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Режим доступа: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

7. Хабарова, Т.Ю. Историко-методологические основы развития креативности младших школьников средствами семейных традиций [Текст] / С.Ю. Хабарова // Вестник ТГУ. - 2010. - Вып. 8 (88). - С. 112-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.