Научная статья на тему 'Программа элективного курса «Духовные традиции семьи в контексте русской литературы»'

Программа элективного курса «Духовные традиции семьи в контексте русской литературы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ / ТРАДИЦИИ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ (СЕМЬЯ / ДОМ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ) / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Наталья Владимировна

Содержание программы нацелено на изучение духовных традиций православной семьи в произведениях русской литературы, на развитие оценочно-исследовательских, художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к семейным ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа элективного курса «Духовные традиции семьи в контексте русской литературы»»

В организации семинаров, конференций учащихся и педагогов принимают участие представители всех учреждений СПО города, профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «АГАО им. В.М. Шукшина», Бийского технологического института, филиала КГБОУ «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», БОУ «ИПКиППРО Республики Алтай». Особое внимание организации открытых научных мероприятий уделяют представители Федерального научно-производственного центра «Алтай» (г. Бийск)

• наличие системы социального партнерства с другими общеобразовательными учреждениями. В мероприятиях, проводимых в рамках РКРЦ, принимают участие обучающиеся общеобразовательных учреждений сельских школ Бийского образовательного округа, городов Алтайсккого края, Кемерова, Республики Алтай и Республики Казахстан.

За последние годы география участников мероприятий Регионального комплексного ресурсного центра «Одаренные дети» значительно вышла за территорию Бийского образовательного округа, что свидетельствует об эффективности деятельности . В настоящее время РКРЦ лицея - это координатор сетевого взаимодействия различных образовательных учреждений Алтайского края, Республики Алтай. В перспективе - расширение взаимодействия с образовательными учреждениями Казахстана и развитие сотрудничества с Семипалатинским педагогическим институтом. Библиографический список

1. Первые шаги в науку [текст] тезисьП-ой Межрегиональной научно-практической конференции учащихся «Первые шаги в науку» /под. Ред. А.А. Черемисина. -Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. -148 с.

2. Первые шаги в науку [текст] тезисы II-ой Межрегиональной c международным участием научно-практической конференции учащихся и студентов «Первые шаги в науку» /под. Ред. А.А. Черемисина. -Бийск: ФГБОУ вПо «АГАО», 2012.-154 с. ISBN 978-5-85127-699-6

3. Электронный ресурс [http://www.educaltai.ru/news/common/7055.html] - Сайт Главного управления по образованию и молодежной политике Алтайского края Информация о выездной сессии школы молодых ученых 2012

4. Электронный ресурс [http://www.biysk-liceum.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=14&Itemid=29] Сайт Бийского лицея

5. Электронный ресурс [festival2012.biysk-liceum.ru] - Сайт компьютерного фестиваля

6. Городской компьютерный фестиваль -2010 среди школ города Бийска и Бийского образовательного округа [Текст.Иллюстрации]©Бийск, 26 апреля - 6 мая 2010 г.) /сост. В.Л. Стригин, С.Н.,Назарова.; Бийский гос. Пед. Ун-т им. В.М. Шукшина, Бийский лицей-интернат Алтайского края. -Бийск:БПГУ им. В.М. Шукшина, 2010 с илл.-76 с.

7. Профильное обучение: проблемы и перспективы развития [Текст]: сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции (28 октября 2011 года) /Алтайская гос. Академия обр-я им. В.М. Шукшина. -Бийск:ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. -258 с. ISBN 978-5-85127-666-8

8. Эффективное использование ИКТ в образовательном процессе [Текст]: методические рекомендации для учителей и студентов педвуза. /сост. Стригин В.Л., Назарова С.Н.; Бийский пед. Гос. Ун-т им. В.М. Шукшина. Бийский лицей-интернат Алтайского края. -Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. -76 с.

9. Электронный ресурс [http://www.educaltai.ru/news/common/7087.html] - Сайт Главного Управления образования и молодежной политики Алтайского края

10. Электронный ресурс [http://biysk-liceum.ru//index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=14&Itemid=29&limit=10&limitstart=50] Сайт лицея

11. Электронный ресурс [http://biysk-liceum.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=112&Itemid=171] Сайт лицея Никулина Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №136», г. Нижний Новгород Schola136nn@list.ru

Программа элективного курса «Духовные традиции семьи в контексте русской литературы» Аннотация. Содержание программы нацелено на изучение духовных традиций православной семьи в произведениях русской литературы, на развитие оценочно-исследовательских, художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к семейным ценностям. Ключевые слова: православная культура, православная семья, традиции, общечеловеческие ценности (семья, дом, родители, дети), русская литература.

Программа элективного двухгодичного (8 - 9 классы) курса «Духовные традиции семьи в контексте русской литературы» состоит из 10 разделов. Содержание каждого из этих разделов рассчитано на 34 учебных часов и может изучаться как отдельно друг от друга, так и в совокупности.

Русская литература способствует формированию личности, развивающейся на основе православных ценностей русского народа. Данный курс направлен на изучение текстов русской литературы с православной тематикой и помогает углубить представление о семье как основе духовных и нравственных ценностей человека, университете его души, понять, что семья - это малая церковь. Новизна данного элективного курса заключается в освоении специфики литературы как части духовной православной культуры, основные ценности которой находили свое воплощение в православной жизни семьи и общества и так или иначе закреплялись в законах, рассматривались в памятниках литературы.

Цель программы - восстановить «связь времен», связь поколений, помочь осознать школьнику общечеловеческие ценности (семья, дом, родители, дети) как свои личные. Задачи курса:

- исследовать образ семьи в художественной литературе и определить влияние семьи, семейных отношений на личность ребенка;

- выявить, обосновать проблемы, связанные с построением семьи как основы человеческого бытия;

- вернуть слову «семья» святоносный смысл.

Структура программы соответствует наличию обязательных общепризнанных компонентов:

• Пояснительная записка включает цели и задачи, актуальность и новизну работы, срок реализации программы.

• Содержательная часть включает разделы программы, тематическое планирование; раскрывает методику работы над содержанием изучаемого материала, основные формы и методы работы (беседа, семинары, диспуты, сочинения на нравственные темы, составление текстов разных жанров, подготовка и проведение праздников, просмотр фильмов с их последующим обсуждением).

• Список используемой литературы соответствует последним требованиям образовательных стандартов и содержанию факультативного курса.

• Приложение включает тематику творческих заданий (диспут, эссе, семинар, кроссворд) и рефератов.

Содержание программы нацелено на развитие оценочно-исследовательских, художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к семейным ценностям.

Элективный курс «Духовные традиции семьи в контексте русской литературы» может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества, позволяет успешно решать образовательные и воспитательные задачи; соответствует основным требованиям и критериям и может быть рекомендована для использования в учебной деятельности.

Программа «Духовные традиции семьи в контексте русской литературы» (8 - 9 классы)

Введение в курс 8-го класса Лингвистическая работа «Биография одного слова» (создание книги «Семья») 1 час

Раздел 1. Духовно-нравственные основы семьи Тема 1. Нравственные основы семьи в свете Священного Писания Библейские сюжеты в живописи (работа над презентациями). Тема 2. Формирование духовной семейной традиции в России. Тема 3. «Поучение к своим детям» Владимира Мономаха. Диспут и сочинение-рассуждение «Поучение к своим детям» 3 часа 1 часа 1 часа 1 часа

Раздел 2. Семья - надежное пристанище. Тема 1. Семейные заповеди. Устное народное творчество. Пословицы о семье. Создание иллюстрированных книжек-малышек для учащихся начальной школы «Пословицы о семье». Тема 2. Члены семьи. Прообраз русской семьи в волшебной сказке. Семинар. 4 часов 2 часа 2 часа

Раздел 3. Духовно-нравственная жизнь семьи. Тема 1. Религиозная жизнь семьи. Тема 2. Порядок жизни. Взаимоотношения внутри семьи. Два семейных гнезда в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Просмотр фильма «Капитанская дочка» Тема 3. Примеры благочестивой жизни семьи. Тема 4. Семья как основа нравственности. Значение семьи в жизни героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 8 часов 2 часа 2 часа 1 час 1 час 2 часа

Раздел 4. Родовое предание. Тема 1. Моя родословная. Творческая работа «Мое генеалогическое дерево» Тема 2. Семейные реликвии. Роль икон в Древней Руси. «Домострой»: традиции семейного воспитания. Тема 3. «Любовь к отеческим гробам» (повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»). Круглый стол «Священное место - место упокоения предков» 7 часа 2 час 2 часа 2 часа 1 час

Раздел 5. Роль родительского дома в духовном воспитании. Тема 1. Жизнь усадьбы. Роман И.А. Гончаров «Обломов» (глава «Сон Обломова»). Комментированное чтение главы «Сон Обломова» Тема 2. Духовная жизнь в крестьянской семье. Отрывок Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (гл. «Матрена») Семинар «Духовная жизнь в крестьянской семье» (по произведениям Н.А. Некрасова) 5 часа 2 часа 1 час 2 часа

Раздел 6. Известные русские семьи. Тема 1. Династия Рюриковичей. Тема 2. Династия Романовых. Просмотр фильма «Романовы: венценосная семья» с последующим обсуждением. Тема 3. Благочестивые семьи. Род Шихобаловых. Доклады по теме. 6 часов 1 час 1 час 2 часа 2 часа

Заключительное занятие по первой части курса. 1 час

Введение в курс 9-го класса 1 час

Раздел 1. Особенности духовно-нравственной традиции в России Тема 1. Духовные ценности - основа традиций русской семьи. Былина «Исцеление Ильи Муромца». «Слово о полку Игореве...» (гл. «Плач Ярославны») Сочинение-эссе «Крепка семья - крепка держава!» Тема 2. Самый великий подвиг - подвиг семейной жизни. Неразрывная связь семейного уклада с Церковью. «Житие протопопа Аввакума». Круглый стол «Образцовая семья протопопа Аввакума» 6 часа 3 часа 2 час 1 час

Раздел 2. Брак и семья. 10 часов

Тема 1. Христианское понимание семьи и брака в Библии. 2 часа

Тема 2. Цели христианского брака. 1 час

Тема 3. Таинство брака. Браки на Руси. «Бери, чтоб не маяться, жить в любви, чтоб не каяться» (свадебные 2 часа

обряды на Руси) - обрядовая поэзия.

Исследовательская работа «Свадебные обряды на Руси»

Тема 4. Законный брак - символ правильно налаженного мира. 2 часа

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отражение христианского понимания брака. 2 часа

Экскурсионная поездка в г. Муром «По святым местам» 1 час

Раздел 4. Культура отношений в семье (на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»). 16 часов

Тема 1. Взгляд на семью с позиции мужа и жены. 2 часа

Тема 2. Отношения между супругами в браке 2 часа

Тема 3. Что такое отцовство? 1 час

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» 1 час

Просмотр одноименного фильма, диспут по фильму. 2 часа

Тема 4. Что такое материнство? 2 часа

Тема 5. Христианское понимание роли родителей в жизни ребенка. 2 часа

Семинар «Семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир») 2 часа

Тема 6. Семейные заповеди. «Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет». Мотив блудного сына 2 часа

в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» .

Просмотр фильма с последующим обсуждением.

Исследовательская работа «Мотив «блудного сына» в искусстве».

Заключительный урок. Сочинение-эссе «Какой я вижу мою будущую семью» 1 час

Содержание программы.

8 класс

Раздел 1. Духовно-нравственные основы семьи

Тема 1. Нравственные основы семьи в свете Священного Писания.

Библия. Что мы знаем из Священной истории. Нравственные устои православной семьи. Чистота жизни. Благопристойность. Непорочность семьи. Честь и достоинство семьи. Понятия благородства и долга в семье. Бдительность родителей. Обретение целостности в семейной жизни. Отношение в христианской семье. Идеал - семья многодетная. Духовно-нравственная атмосфера в семье. Насыщенность духовной жизни семьи. Поддержание духовно-нравственного климата в семье.

Библейские сюжеты в живописи (работа над презентациями)

Тема 2. Формирование духовной семейной традиции в России.

Формирование духовных семейных традиций в России. «Поучение к своим детям» Владимира Мономаха.

Диспут и сочинение-рассуждение «Поучение к своим детям»

Раздел 2. Семья - надежное пристанище.

Тема 1. Семейные заповеди. Устное народное творчество. Пословицы о семье.

Создание иллюстрированных книжек-малышек для учащихся начальной школы «Пословицы о семье».

Тема 2. Члены семьи. Прообраз русской семьи в волшебной сказке.

Семинар.

Раздел 3. Духовно-нравственная жизнь семьи.

Тема 1. Религиозная жизнь семьи.

Тема 2. Порядок жизни. Взаимоотношения внутри семьи.

Два семейных гнезда в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь рода семьи Гриневых. Семья Мироновых. Идеал человеческих отношений - семья, во главе которой - Отец, Мать, а все - дети и братья. Модель патриархального семейственного общежития, основанного на христианской этике милосердии, - «простые, теплые, домашние отношения, связывающие жителей Белогородской крепости.

Просмотр фильма «Капитанская дочка»

Тема 3. Примеры благочестивой жизни семьи.

Тема 4. Семья как основа нравственности. Значение семьи в жизни героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» произведений художественной литературы.

Раздел 4. Родовое предание.

Тема 1. Моя родословная.

Что такое род? Сохранение и приумножение духовно-нравственных традиций в семье. Родословная. Семейные реликвии. Смерть - урок для живых. Поминовение. Роль родительского дома, усадьбы в духовном воспитании. Семейные и православные праздники, традиции. Традиционная иерархия в семье. Нарушения её в современной семье и последствия этого.

Творческая работа «Мое генеалогическое дерево»

Тема 2. Семейные реликвии. Роль икон в Древней Руси.

Родовые и семейные реликвии: фотографии, ордена, старинные предметы, передаваемые из поколения в поколение. Святыни. Иконы. Из поколения в поколение переходящие иконы. Иконы, которые заказывались в день рождения ребенка по его росту - «мера рождения» дитяти - очень старый обычай, уходящий в глубь еще допетровской Руси. Семейные или родовые иконы - воплощение жизни поколений, истории семьи или рода с отцовской или материнской стороны.

«Красный угол» в древнерусском доме с иконами, божницей или домашняя часовня - центр религиозной и духовной жизни семьи. Роль икон в жизни дома в древней Руси.

«Домострой»: традиции семейного воспитания.

Тема 3. «Любовь к отеческим гробам» .

Священное место - место упокоения предков. «Праздничное» кладбище. Кладбище - «святое поле» (А.А.Золотарев). Повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».

Круглый стол «Священное место - место упокоения предков».

Раздел 5. Роль родительского дома в духовном воспитании.

Тема 1. Жизнь усадьбы. Роман И.А. Гончарова «Обломов» (глава «Сон Обломова»).

Комментированное чтение главы «Сон Обломова».

Тема 2. Духовная жизнь в крестьянской семье.

Цельность народной нравственности - православная вера. Понятия передавались из поколения в поколение. Постоянное звучание нравственных поучений в церковных проповедях, наставлениях родителей.

Аккуратные посещения церкви, соблюдение постов и обрядов, хождение на богомолья. Выполнения нравственных норм в целом. "Креста на тебе нет" - говорили человеку, совершившему бессовестный поступок. И наоборот, "живет по-божески", "живет по-христиански" - говорили о тех, кто был совестлив и милосерден.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Матрена»).

Семинар «Духовная жизнь в крестьянской семье» (по произведениям Н.А. Некрасова).

Раздел 6. Известные русские семьи.

Тема 1. Династия Рюриковичей.

Тема 2. Династия Романовых.

Высоконравственное религиозное воспитание: уважение «к седой старине", любовь к Отечеству. Святая мученица-цесаревна Ольга Николаевна. Попечение о больной матери, уход за тяжелобольным братом. Истинно христианское отношение к членам семьи. Родительский пример. Образец чистой патриархальной жизни простой, русской, религиозной семьи.

Просмотр фильма «Романовы: венценосная семья» с последующим обсуждением.

Тема 3. Благочестивые семьи.

Род Шихобаловых. В XIX веке в Самаре они самые крупные землевладельцы, хлебопромышленники, купцы и очень известные благотворители, на чьи деньги были построены более десяти храмов и даже монастырь. Уклад жизни этой трудолюбивой и благочестивой Православной семьи. Жизнь по заповедям Христовым. За их благочестие и милосердие Господь чудесно хранил и хранит их потомков. Воистину, Господь милует до десяти родов! Хочешь счастья своим детям - живи по-христиански, собирай и им, и себе богатство на Небесах.

Доклады по теме.

Заключительное занятие по первой части курса.

9 класс

Раздел 1. Особенности духовно-нравственной традиции в России

Тема 1. Духовные ценности - основа традиций русской семьи.

Благословение родителей, совместные молитвы, заветные, родовые.

Благословение родителей детям - это стержень и путеводный маяк в жизни детей при всех обстоятельствах жизни: в обыденной, ежедневной обстановке семейного тепла и уюта, при прощании, в моменты решающих событий жизни детей -при отъездах, разлуках, особенно при основании детьми собственной новой семьи, при предсмертном прощании родителей с детьми. Благословение родителями детей или взаимное благословение всех членов семьи на сон грядущий - черта, свойственная патриархальным русским семьям - молитвенное общение детей с родителями.

Известное стихотворение А. С. Хомякова «К детям».

Благословение перед разлукой, обычай в молчании «посидеть» вместе в безмолвной молитве перед отъездом. Материнское «благословение». Невидимые скрепы и нити, которые делают семью единым духовным организмом. Величайший художник русского патриархального семейного быта Л. Н. Толстой. Благословение княжной Марьей брата Андрея, отправляющегося на фронт.

Н.А. Некрасов «Русские женщины». Прощание старика-отца, графа Лаваль, с дочерью княгиней Трубецкой, едущей навсегда в Сибирь к мужу (блаословение перед дорогой)

Старая русская былина «Исцеление Ильи Муромца». Родительское благословение богатырю, отправляющемуся на свои подвиги.

«Слово о полку Игореве...» (гл. «Плач Ярославны»).

Сочинение-эссе «Крепка семья - крепка держава!»

Тема 2. Самый великий подвиг - подвиг семейной жизни.

Неразрывная связь семейного уклада с Церковью. «Житие протопопа Аввакума». Аввакум - образцовый семьянин. Образ Анастасии Марковны. Семья главы старообрядческой церкви. Тяготы изгнания и страдания за веру.

Круглый стол «Образцовая семья протопопа Аввакума».

Раздел 2. Брак и семья.

Тема 1. Христианское понимание семьи и брака в Библии.

Тема 2. Цели христианского брака.

- «плодитесь и размножайтесь и наполните землю»;

- духовное объединение людей, что вместе пройти жизненный путь. «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному, сотвори ему помощника по нем»;

- обуздание в человек плотского. «Хорошо человеку не касаться женщин, но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа»;

- «приготовление» себя, своих детей к «жизни будущей», к будущему вечному блаженству (могут достигнуть люди, соединенные узами брака.).

Тема 3. Таинство брака. Браки на Руси. «Бери, чтоб не маяться, жить в любви, чтоб не каяться» (свадебные обряды на Руси) - обрядовая поэзия.

Исследовательская работа «Свадебные обряды на Руси».

Тема 4. Законный брак - символ правильно налаженного мира.

Правильный мир: дом уютен, женщина - хранительница очага, дети -воспитанные и ухоженные, в детях закреплены основы христианской веры.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отражение христианского понимания брака.

Экскурсионная поездка в г. Муром «По святым местам».

Раздел 4. Культура отношений в семье (на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Тема 1. Взгляд на семью с позиции мужа и жены.

Мужественность и женственность. Муж - глава семьи, защитник жены. Жена - помощница в жизни мужа. Потребности мужчины-мужа (лидерство, красивая жена, тепло и уют, восхищение его поступками, свободное время и т.д.). Потребности женщины-жены (внимание, ответственность и материальная забота, наличие хорошего собеседника и т.д.).

Тема 2. Отношения между супругами в браке

«Жене глава муж» - главный принцип. «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы». Гармония в супружеских взаимоотношениях. Любовь и уважение. Честность в отношениях и взаимная верность.

Тема 3. Что такое отцовство?

Что такое отцовство? Современная семья и роль отца в воспитании детей. Предназначение отца в семье. Место отца в семье. Отношение к детям. Отец - образец настоящего мужчины. Отец, как воспитатель. Понимание, прощение, сострадание. Отношение к своим родителям. Личный пример. Воспитание будущего мужчины, отца.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Просмотр одноименного фильма, диспут по фильму.

Тема 4. Что такое материнство?

Предназначение матери в семье. На что решается женщина, дающая жизнь? Хранительница домашнего очага. Особые взаимоотношения с детьми. Духовная близость. Отношение к своим родителям. Личный пример. Воспитание будущей женщины, матери. Нравственная сила женщины, её влияние на жизнь семьи и общества.

Образ русской матери и жены, центра семьи и семейного очарования и носителя религиозного принципа. Центр всей жизни, ее вдохновляющий источник - мать. Значение матери, женщины в русской патриархальной, культурной семье. Духовная роль женщины в русской культурной семье (внутренний очаг семейной жизни) .

Внутренний семейный мир в романе Льва Толстого «Война и мир». Сцена возвращения Николая Ростова в родительский дом с театра войны.

Тема 5. Христианское понимание роли родителей в жизни ребенка. «Детей вразумлять есть долг родителей.».

Основные задачи воспитания в семье. Духовная среда. Слова и дела родителей - пример для ребенка. Проявление духовности в жизни семьи: благотворительность, гостеприимство, милосердие, сострадание, милостыня. Идеал домашнего тепла. Ритм жизни семьи - дневной, недельный, месячный, сезонный, годовой. Традиция чтения в семье. Семинар «Семьи в романе Л .Н. Толстого «Война и мир»

Тема 6. Семейные заповеди. «Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет». Мотив блудного сына в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» .

Просмотр фильма с последующим обсуждением. Исследовательская работа «Мотив «блудного сына» в искусстве. Заключительный урок.

Сочинение-эссе «Какой я вижу мою будущую семью». Примерные темы семинаров

1. Семейные ценности в русском фольклоре, литературе и искусстве.

2. Семья в пословицах и поговорках русского народа.

3. Семейные традиции русского народа в сказке «Царевна-лягушка»

4. Семья в произведениях А.С. Пушкина

5. Семья и семейные отношения в сказках А.С. Пушкина

6. Темам семьи в творчестве А.П. Чехова

7. Биография семьи И.С. Тургенева и история создания цикла расскаов «Записки охотника» (связь семейной жизни писателя с созданием цикла рассказов «Записки охотника»)

8. «Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне») (по произведениям Н.В. Гоголя «Мертвые души», Л.Н. Толстого «Детство», «Война и мир», И.С. Шмелева «Лето Господне», Ф.А. Абрамова «Дом»).

9. Тема семьи в «Последнем поклоне» В.П. Астафьева

10. «Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне») (по произведениям Н.В. Гоголя «Мертвые души», Л.Н. Толстого «Детство», «Война и мир», И.С. Шмелева «Лето Господне», Ф.А. Абрамова «Дом»).

11. Проблема семьи и детства в творчестве Л. Улицкой (роль семьи и семейных ценностей в жизни человека)

12. Семинар «Духовная жизнь в крестьянской семье» (по произведениям Н.А. Некрасова).

13. Сочинение-эссе «Крепка семья - крепка держава!» Сценарии к праздникам

1. Русь-Матушка и Горе-Злосчастье (по сказкам «Царена-лягушка», «Двенадцать месяцев», «Чудесная монетка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и др.)

2. «Широкая Масленица»

3. Под Покровом любви (викторина для 9 класса) Библиографический список

1. Библия. Любого издания.

2. Брак да будет честен. (О долге и обязанностях православных супругов). Сборник статей о целомудрии и браке. - М.: Образ, 2005.

3. Домострой. Юности честное зерцало. - М.: Изд. «Даръ», 2006.

4. Душа обязана трудиться: Методическое пособие по организации проведения праздников в ОУ /Автор-сост. Н.М.Мищенко. Сыктывкар: КРИРОиПК, 2007.

5. Закон Божий. Для семьи и школы. Сост. Протоиерей Серафим Слободской. М.: 2007.

6. Как создать православную семью. 250 мудрых советов мужу и жене. - М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2006.

7. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. - М.: Даниловский благовестник, 2009.

8. Православное воспитание. Афоризмы и поучения / Сост. А.М.Яций. - М.: Паломник, 2007.

9. «Пустите детей приходить ко Мне.» Что необходимо знать каждому отцу и каждой матери. - М.: «Ковчег», 2005.

10. Свет материнства: Сборник сценариев религиозных и светских праздников: Методическое пособие / Сост. В.Ц.Попова; Сыктывкар: КРИРОиПК, 2007.

11. Семья. Прочность, цель и назначение. Изд.2-е. М.: Самшит-издат, 2008.

12. Шишова Т.Л. Ребенок не слушается. Что делать? Советы православного педагога. - Клин: «Христианская жизнь», 2008.

Огнева Марина Владимировна,

учитель физики, МБОУ ООШ № 269, ЗАТО Александровск, г. Снежногорск, Мурманская область ogneva mv@mail.ru

Формирование целостного мировоззрения школьников на внеклассных мероприятиях по физике Аннотация. В статье представлен сценарий интеллектуальной игры, построенной на соревновании групп учащихся. Применяется нетрадиционный вид тематического контроля знаний -тест-кроссворд для оценки результатов усвоения тем «Механические, тепловые, электрические и магнитные явления». Изучение физических явлений с помощью художественных произведений и исторических фактов способствует формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню образования обучающихся. Ключевые слова: физика, игровое моделирование, проектная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.