Васина Е.А.
к.психол.н., доцент Лужского института (филиала) ЛГУ им. А.С.Пушкина
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР СОЦИОГЕНЕЗА: ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ
Ключевые слова: семья, социализация, воспитание, отношения детей и родителей.
Семья как древнейшее жизнеустройство и первичная форма общности людей является продуктом общественной системы и одновременно важнейшей детерминантой социогенеза - глобального процесса, под которым понимается не только становление и эволюция социально-культурных форм жизни людей и общества в целом, но и воспроизводство и развитие самого человека, социально обусловленное становление и совершенствование организации его психики. Формирование комплекса человеческих свойств в индивидуальном развитии выходит за рамки биогенетической программы и определяется социокультурными факторами, прежде всего той социальной микросредой, в которой оказывается ребенок в первые годы своей жизни.
Вступая во взаимодействие со своим социальным окружением - родителями и другими людьми, ребенок усваивает их социально-психологический опыт (язык, особенности поведения, нравственные качества, нормы и ценности). Этот общий процесс и результат социального развития человека (усвоения им различных модусов социального опыта под влиянием социокультурных факторов) описывается понятием социализации и происходит по механизмам социального наследования, социального научения. Социальные психологи (Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 2001) выделяют следующие ключевые аспекты социализации: инкультурация (вхождение человека в социум и культуру своего народа), интернализация (усвоение социальных норм и ценностей и превращение их во внутренние, автономные стимулы социального поведения) и адаптация (достижение определенного соответствия человека требованиям социальной среды). Особый аспект социализационного процесса представляет социальное творчество как конструирование новой социальной реальности, без которого невозможен социальный прогресс. Важнейшими детерминантами социализации (культурного социогенеза) являются воспитание и обучение, общение и совместная деятельность людей.
Социализационный потенциал родительской семьи определяется ее личностно-развивающим ресурсами. Семья, объединяя людей в уникальный элементарный социум, создает пространство человеческого бытия - социальный микромир со специфичной нормативно-ценностной структурой и определенными межличностными взаимоотношениями, которые могут способствовать личностному развитию или, наоборот, ограничивать его. Обобщая результаты исследований в области возрастной и педагогической психологии, У. Бронфенбреннер резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом: «Для того чтобы развиться - интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно, - ребенку необходимо участвовать в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная эмоциональная связь и которые озабочены благополучием и развитием ребенка желательно на протяжении всей его жизни» (БгопГепЪгеппег и., 1990. -Р. 29). Подобные базовые условия для полноценного развития человека может создать только семья. Эта же мысль об экологии пространства детского развития выражена в работах В.И. Слободчикова и А.В. Шувалова: «Ребенок зарождается, рождается и живет в системе реальных, живых связей с другими людьми (первоначально с матерью, затем с близкими, впоследствии с дальними)... Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим близкий взрослый человек. Иными словами, взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления становиться действительным автором собственного развития» (Слободчиков В.И., Шувалов А.В., 2001).
Социализационная функция родительской семьи заключается в межпоколенной трансляции социального опыта. Тем самым семья обеспечивает необходимую преемственность человеческого рода, трансляцию и воспроизводство витальных, социальных и духовных ценностей жизни, цивилизации и культуры от поколения к поколению. Она, как отмечает Д.Г. Лощаков, «является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передает, но и создает такие духовные ценности, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность. (Лощаков Д.Г., 2002, с. 147). Через семью дети входят в общество, и за всю историю человечество не создало и, видимо, никогда не создаст лучшего института социализации. Ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение и взаимодействие ребенка с родителями и близкими. Можно сказать, что семья фактически создает общество и определяет его будущее - ведь от качественного состояния семьи, ее нравственных основ зависит здоровье нации. Не случайно во все времена семейные отношения занимали особенно важное место в человеческом обществе: крепкие семьи были залогом его стабильности на протяжении всей истории и являлись нормой и ценностью.
Семья как важнейший базовый элемент социума функционирует в изменяющихся социальных условиях. Общее направление эволюции института семьи под влиянием модернизационных процессов в обществе связано с усилением индивидуалистической ориентации и становлением более демократичных отношений между супругами, родителями и детьми. В индустриальных и постиндустриальных обществах происходит переход от расширенной многодетной семьи, состоящей из нескольких поколений, с доминированием старших, к малодетной нуклеарной семье, в которой брачные узы выше родовых-родительских. При этом в самом супружестве интересы пары оказываются подчинены личным интересам супругов: система семьецентризма уступает место системе эгоцентризма. Наблюдается изменение устоявшихся традиционных представлений о семье, становление малых форм семьи, нестабильность браков, превращение в норму неполных семей и рост их числа, снижение роли семьи в социализации детей. Изменяется нормативно-ценностная база взаимоотношений мужчин и женщин, взрослых и детей, изменяются роли женщины-матери, мужчины-отца, нарастает инверсия социальных ролей в семье. В результате претерпевают значительные изменения социальные институты родительства и детства. Одна из современных тенденций - увеличение вариативности родительских практик, усложнение взаимоотношений между социальным родительством и биологическим. В соответствии с новой реальностью пересматриваются морально-этические и юридические нормы, наблюдается снижение порогов этических норм, расшатываются стереотипы и запреты. Все эти процессы ведут к дестабилизации воспитательной функции семьи и накладывают отпечаток на характер детско-родительских отношений.
Многие исследователи, изучающие современную семью (Д.Г. Лощаков, А.Б. Орлов, Т.А. Гурко и др.) приходят к выводу, что в настоящее время семья переживает институциональный кризис, причем проявления этого кризиса тем ярче, чем выше уровень жизни и материального благополучия людей. Действительно, объективные изменения социального института семьи в индустриально развитых странах свидетельствуют об уменьшении количества детей в семье, росте числа разводов, уменьшении количества браков, и «... пока не видно каких-либо биологических и стихийных социальных «защитных механизмов», которые могли бы остановить эти тенденции на каком-то безопасном для общества уровне» (Лощаков Д.Г., 2002, с. 159).
Эволюция современной семьи обусловлена значительными изменениями социальной жизни в целом, ускорением темпов социальной динамики и трансформацией традиционных социальных ценностей - от материалистических (предпочтение безопасности, материального благополучия и стабильности) к экзистенциальным, постматериалистическим (предпочтение ценностей общения, самовыражения, свободы и качества жизни). Исследования, ведущиеся на стыке социологии и психологии, показывают, что радикальные изменения взаимоотношений в системе социальных связей человека с семьей и социумом, лежащие в основе институционального кризиса семьи, связаны с изменением ее социальной ориентации, с переходом от социоцентрированной к человекоцентрированной семье.
Семья как посредник между человеком и социумом имеет двойную ориентацию - социоцентрическую и чело-векоцентрическую, что отражается на семейных ценностях и характере внутрисемейных отношений. Специфика со-циоцентрической ориентации семьи состоит в трансляции и формировании социально приемлемых и социально одобряемых ценностей. При этом семья способствует сохранению традиционных ценностей, опосредуя социальные изменения и являясь своеобразным «демпфером», который сглаживает влияние быстрых социальных перемен на жизненные ценности и нормы поведения подрастающего поколения. Воспитание в семье в значительной мере определяется имплицитным ценностно-нормативным каноном, существующим в социокультурной среде, и обеспечивает преемственность общечеловеческих ценностей в процессе социализации и приобщение ребенка к родовой человеческой сущности.
Человекоцентрическая (психологическая) ориентация семьи состоит в развитии индивидуальности человека, его аутентичного творческого и жизненного начала, основана на безусловном принятии себя и другого, эмпатии, любви и доверии в межличностных отношениях. Эта ориентация способствует становлению уникального и неповторимого «Я», утверждению и сохранению самобытности человека, наращиванию его жизнеспособности, самостоятельности, относительной автономности и самодостаточности. Органичное сочетание социоцентрической и человекоцентриче-ской ориентаций в семье, процессов социализации и индивидуализации способствует сохранению нравственно-психологического здоровья личности и общества в целом.
Детско-родительские отношения являются частью семейных отношений и особенно важны при анализе процессов личностного развития и межпоколенной трансляции ценностей, норм и моделей социального поведения. Стиль воспитания, по определению А.Л. Венгера (Психология развития. Словарь, 2006), это стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов. Существует два главных параметра детско-родительских отношений, влияющих на развитие ребенка: 1) эмоциональное отношение к ребенку (принятие, любовь, теплота, эмоциональная близость - отвержение, негативизм, холодность, дистанция); 2) способы воздействия на ребенка, характер требований и контроля (разрешительный, ситуативный, ограничительный, отсутствие контроля), определяющие степень зависимости - автономии ребенка. На основании этих критериев могут быть выделены различные типы детско-родительских отношений: зависимо-дистантные взаимоотношения (уклонение от близкого контакта с ребенком с ориентацией на установление отношений зависимости); эмоционально-близкие взаимоотношения с установлением отношений зависимости; умеренно-близкие взаимоотношения с установлением отношений независимости; уступчиво-оберегающие взаимоотношения (концентрация внимания на детях с отсутствием требовательности) и другие. Если для нормального личностного развития маленьких детей наиболее благоприятными являются эмоционально-близкие взаимоотношения с установлением отношений зависимости, то в более старшем возрасте, по мере взросления необходимо предоставление большей автономии и самостоятельности при сохранении уважения, доверия и положительного эмоционального контакта.
Эмоционально-близкие взаимоотношения между родителями и детьми, дружественная атмосфера в семье формируют у детей гуманистические ценности и такие важные черты характера, как хороший самоконтроль, ответственность, социальная смелость, реалистичность, вера в себя и свои возможности, оптимизм, спокойствие, адаптивность. Родители стремятся к кооперации с ребенком, поощряют инициативу и самостоятельность, доверяют ребенку.
Наряду с нормальными существуют нарушенные детско-родительские отношения, которые обусловливают трудности в психическом развитии детей и приводят к дисгармоничному личностному развитию. «Психологические дисфункции детско-взрослой общности отличаются патогенетической направленностью: блокируют своевременную реализацию индивидуальных способностей и возрастных возможностей ребенка, обусловливают деформации его интер- и интраиндивидуальных отношений, препятствуют нормативному движению к самоопределенности и самостоятельности (нормативность означает оптимальность обретения человеческих способностей). В своем крайнем выражении они проявляются в тех или иных формах невротического реагирования и дезадаптивного поведения ребенка» (Слободчиков В.И., Шувалов А.В., 2001). Выделяется несколько типов неправильного воспитания (отвергающее, ги-персоциализирующее, эгоцентрическое и др.), где общим фактором, препятствующим нормальному развитию личности ребенка, выступают искаженные отношения с родителями, отсутствие взаимопонимания, отчужденность и обде-ленность полноценным общением.
Изучение влияния детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания на процессы ценностно-нормативной социализации и личностного развития детей стало одной из задач нашего исследования межпоколенной трансляции ценностей, в ходе которого мы провели анализ детско-родительских отношений в семьях студентов и старшеклассников (242 человека) с использованием авторской методики «Мои родители», выявляющей особенности ретроспективного восприятия семейной ситуации и взаимоотношений с родителями в период школьного детства (Васина Е.А., 2010).
На основе кластерного анализа было выявлено несколько ценностно-нормативных типов личности, формирующихся в юношеском возрасте. При этом данные нашего исследования подтверждают существование взаимосвязи между характером детско-родительских отношений в семье, личностными особенностями и ценностными ориента-циями молодого поколения. Так, у студентов и старшеклассников, относящихся к просоциальному активному ценностно-нормативному личностному типу (31,2%), стиль воспитания в родительской семье был основан на сотрудничестве, уважении и доверии, эмоциональном принятии и поддержке, ориентации на гуманистические ценности, предоставлении детям достаточной самостоятельности и автономии при удовлетворении их базовых потребностей (в том числе потребности в общении). Эта группа характеризуется высокой нормативностью и ответственностью, чувством собственного достоинства, хорошей саморегуляцией, выраженной интернальностью, альтруистичностью и позитивным восприятием своих родителей (особенно матери). Просоциальный пассивно-созерцательный ценностный тип (17,3%), отличающийся высокой нормативностью при пониженной ответственности, формируется в условиях авторитарного стиля семейного воспитания при недостатке внимания и поддержки со стороны родителей, а также в условиях чрезмерной опеки и симбиотических отношений с матерью. Сверхопека и ограничительный контроль являются факторами, усиливающими зависимость детей от родителей и затрудняющими процесс взросления. Эта группа воспринимает своих родителей как людей сверхавторитарных и директивных и характеризуется инфантильностью, размытостью жизненных целей и ценностей. В условиях дисгармоничного, противоречивого и попустительского стиля семейного воспитания формируется асоциальный личностный тип (8,9%), для которого свойственны аномия и безответственность, повышенная агрессивность и негативизм, экстернальный локус контроля, склонность к деструктивному поведению. В структуре ценностей данного типа ведущими являются блоки гедонизма, безопасности и самовозвышения. Эта группа отличается критичным отношением к своим родителям, что связано с недостатком родительского внимания и заботы, эмоциональным отвержением, отсутствием уважения, взаимопонимания и согласия в семье. Вышеназванные типы не исчерпывают всей вариативности взаимосвязей между стилями семейного воспитания и особенностями личностного развития: по данным кластерного анализа выделяется еще несколько маргинальных ценностно-нормативных типов, где также прослеживается связь личностных ценностей и детско-родительских отношений в семье.
В целом, как показывают результаты, наиболее оптимальным стилем семейного воспитания является сотрудничество, предполагающее положительный эмоциональный контакт детей и родителей, доверие и взаимопонимание в отношениях, партнерский стиль взаимодействия, разрешительный контроль, поощрение активности и самостоятельности, стимулирование личностного развития, удовлетворение материальных и духовных запросов детей. Этот стиль воспитания является важным условием нормального развития, психологического здоровья и жизнестойкости, успешной самореализации и адаптации человека в социуме. Дисгармоничные варианты детско-родительских отношений в семье (потворствующая сверхопека, авторитарная гиперсоциализация, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, попустительство и другие) осложняют процессы социализации и индивидуализации ребенка, препятствуют его жизненному самоопределению и обретению взрослого статуса, являются источниками социальных девиаций и аномального развития личности (невротизации, формирования акцентуаций характера) и требуют коррекции.
Детерминантами взаимоотношений в семье, стиля общения и взаимодействия родителей с детьми являются ценности родителей, аккумулирующие их жизненный опыт. Ценности являются базовой конструкцией ментальности на индивидуальном и социальном уровнях, отражая идеи, идеалы, убеждения, к которым стремится человек и общество. Они участвуют в формировании высших нормативных представлений и нравственных образований, управляют согласованием жизненных целей и выбором в различных жизненных ситуациях, являются критериями для оценки и сравнения желаемого и действительного, обеспечивают относительно устойчивую направленность потребностей и интересов, последовательность линии поведения. Реализуясь в практике семейного воспитания, ценности передаются
от поколения к поколению по законам социального наследования. При этом характер детско-родительских отношений является важным фактором межпоколенной трансляции ценностей в семье, влияющим на их преемственность и изменчивость. Сотрудничество, уважение и доверие между детьми и родителями, внимание и забота их друг о друге, предполагающие отношение к другому человеку как безусловной ценности, способствуют формированию просоци-альной направленности личности, в то время как дисгармоничные семейные отношения затрудняют интернализацию гуманистических ценностей, ограничивают освоение личностью потенциала своего развития и ее полноценную самореализацию в будущем.
Список литературы
1. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. - М.,
2006. - № 3. - С. 67-77.
2. Бахадова Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей // Вопросы психологии. - М., 2009. - № 1. - С. 37-50.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М., 2001.
4. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. -М., 2006. - № 11. - С. 61-73.
5. Васина Е.А. Ценности как детерминанты детско-родительских отношений // Семья в современном мире / Сост. и науч. ред.
B.Н. Куницына. - СПб, 2010. - С. 29-37.
6. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социс. - М., 1997. - № 1.
7. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001. № 11. -
C.108-113.
8. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. - М., 2004.
9. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. - М., 2006.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб: Питер, 2011.
11. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи // Вестник МГУ. 1997. - Сер.14, № 3. -С. 59-68.
12. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. - М., 2003. -№ 7. - С. 92-99.
13. Кочкина О.Н. Влияние семейных традиций на первичную социализацию детей // Социально-гуманитарные знания. - М., 2008. -№ 5. - С. 128-140.
14. Куницына В.Н. Проекция детства во взрослость: стиль семейных отношений в детстве и его влияние на формирование личности ребенка // Социально-психологические проблемы общения и взаимодействия людей. - СПб.: Речь, 2006. - С. 5-12.
15. Лощаков Д.Г. Семья как элемент социальной структуры. Демографические характеристики общества // Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник. - М., 2002. - С. 147-178.
16. Любимова А.Б. Статус семьи: проблема эволюции: социально-философский аспект. - Н. Новгород, 1998.
17. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 1994. - № 1. - С.24-27.
18. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социс. - М., 2004. - № 5.
19. Михайлова Н.Ф., Смирнова А.В. Особенности копинг-стиля ребенка в семьях с разной структурой // Вестник СПетерб. Ун-та. Сер 12. 2008. - Вып. 3. - С. 157-165.
20. Моисеева А.А. Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье: Дисс. ... канд. психол. наук. - СПб.,
2007.
21. Морозова Е. А. Специфика семейной ментальности и особенности ее проявления в семейных отношениях // Вестник СПетерб. Ун-та. Сер. 12. 2008. Вып. 4. - С. 262-267.
22. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. - М., 2001. -№ 1. - С.19-26.
23. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. - М., 2002.
24. Плотникова Н.Ю., Филиппова Е.В. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2008. - № 4. - С. 71-81.
25. Поликарпова Е.К. Влияние семьи на развитие Я-концепции дошкольника / Е.К. Поликарпова // Вопросы психологии. - М., 2003. - № 2. - С. 28-35.
26. Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 2006.
27. Репринцева Г.И. Социально-педагогический анализ детско-родительских отношений в сельской семье // Педагогика. 2008. -№ 10. - С. 36-44.
28. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. — М.: Академический Проект, 2004.
29. Сапогова Е.Е. Микросоциум семьи и семейный нарратив как психологическая основа культурного социогенеза // Индивидуальные и стилевые особенности личности / Отв. ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромек. - Ростов-на-Дону, 2002. - С. 177-190.
30. Сидоров К.Р. Особенности родительской семьи у старшеклассников с разным сочетанием самооценки и уровня притязаний // Психологический журнал. 2008. - Т. 29, № 6. - С. 98-102.
31. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. - М., 2001. - № 4.
32. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. - М., 1988.
33. Ткаченко И.В. Личностно-развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология. Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. -Сочи, 2009.
34. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 2003.
35. Циринг Д.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. - М., 2009. - № 1. -
C. 22-31.
36. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.
37. Bronfenbrenner U. Discovering What Families Do // Rebuilding the Nest: a New Commitment to the American Family / Ed. by
D. Blankenborn, S. Bayme, J.Elstain. - Milwaukee (WI), 1990.