№ 3 (54), 2014 "Культура и общество. Философия. Социология
И. В. ГОРДИЕНКО, М. Г. ДАВИТЯН
ПРОБЛЕМА ОТЦОВСТВА И МАТЕРИНСТВА КАК ФЕНОМЕН РОДИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье предпринята попытка обобщения социологических и педагогических подходов к родительству как ключевому механизму воспитания детей. Рассмотрено значение этого социального феномена в системе жизненных ориентаций россиян, проанализированы педагогические и социологические взгляды на родительство и основную ее составляющую - родительскую любовь.
Ключевые слова: родительство, культура родительства, поддержка семьи, социализация.
Проблема отцовства и материнства в последние годы в отечественных исследованиях обсуждается довольно широко, сегодня как никогда, на наш взгляд, актуален вопрос о необходимости укрепления института семьи. В российской системе образования реализуется «Концепция духовно -нравственного развития и воспитания российских школьников», где основополагающим элементом является семейное воспитание, которому государство рекомендует уделять больше внимания. Кроме того, этот нормативный документ рекомендует школьное и семейное воспитание объединить, указывая, что такое взаимодействие будет содействовать успешному духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию не только обучающихся, но и их родителей, в целом способствовать нравственному оздоровлению российского общества [1].
Исследователи ставят перед собой задачу выявить и обосновать основные характеристики феноменов отцовства и материнства как составляющих родительства в современном обществе и предположить пути и перспективы развития ро-дительства в начале XXI века.
Институт родительства и семьи всегда являлся социальной основой любого государства, он выполнял важнейшую функцию воспитания подрастающего поколения, передачу традиций из поколения в поколение. В современном обществе семья также рассматривается как институт первичной социализации ребенка, растущей личности. Изучая исследования ученых: Э. Р. Алексеева, Т. А. Гурко, М. О. Ермихина, И. С. Кон, Р. В. Овчарова и др., мы выявили, что авторы пришли к единому мнению: родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями обязанностей и функций по уходу за детьми, заботой о их воспитании, выявление модели ролевого поведения. Ситуация складывается таким образом, что именно родители несут ответственность перед обществом за организацию условий по формированию личности ребенка, будущего гражданина, входящего в социум.
Рассматривая социологический аспект роди-тельства, Т. А. Гурко определяет данный процесс как динамический, который может продолжаться
на протяжении всей жизни человека. Многие авторы отмечают, что родительские роли и чувства качественно меняются в зависимости от возраста ребенка или количества детей. Указанный автор условно делит понятие «родительство» на следующие составляющие: родительство в отношении несовершеннолетних детей (в России - до 18 лет) и родительство в отношении взрослых детей.
В современной России наблюдается проблема инфантилизации, т. к. дети долгое время находятся в зависимости от родителей, поздно вступают во взрослую жизнь. Теоретически такие отношения должны качественно меняться, однако на практике этого не происходит. С позиции педагогики можно считать такую заботу приемлемой, но с позиции социальной подобная опека приводит к тому, что процесс обучения, а затем и поиск работы растянут во времени. Молодым людям нет необходимости беспокоиться о будущем, пока о них заботятся родители. Такая позиция является для общества неприемлемой: формируется социальная группа молодых людей, лишенных навыков социализации, сталкиваясь с жизненными проблемами, они испытываю психологический стресс, страдают от невостребованности, их страшит будущее [2].
С. П. Акутина в своем исследовании определяет ответственное родительство как интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций и убеждений относительно себя как родителя. Продолжая мысль, М. Растина по вопросу ответственного родитель-ства, мы выявили ряд аспектов: ответственность за более слабых, коррекция собственного деструктивного поведения и включенность в жизнь детей. Автор ряда работ Акутина С. П. утверждает, что ответственное родительство выступает как духовно-нравственная и социальная потребность личности, ориентированная на ценностное воспитание детей, подготовке к позитивным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим отношениям в семье, субъективному ощущению себя родителем, эффективному взаимодействию в семье и формированию ценностных установок родительства [3]. Анализируя мнения авторов, согласимся с тем, что все же родители должны нести ответственность за своих детей, для того мы
"Культурная жизнь Юга России" № 3 (54), 2014
44 ■
и рассматриваем данную проблему и приглашаем к диалогу других исследователей, кому не безразлична данная проблема.
Отметим: не менее важным условием формирования ответственного родительства в обществе и семье является соблюдение родительской культуры в сфере воспитания детей. С педагогической точки зрения родительская культура является одной из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, т. к. имеет важное значение не только для отдельно взятой семьи, но и для общества в целом. Именно в семье происходит передача следующему поколению социокультурного опыта, формируются ценностно-смысловое пространство культуры, культурный облик человека. Дети проецируют отношение в семье в социальных институтах: дошкольных образовательных учреждениях, школе, профессиональных образовательных организациях, наконец, в трудовом коллективе. Ведущие ученые в области демографии считают, что потребность в родительстве, стремление к продолжению рода, качественное своеобразие воспитательных установок в подготовке потомства к жизни определяется национальными и культур -ными традициями социума. В советском обществе считали и прививали детям мысль о том, что «Семья является первоначальной ячейкой общества». Что же изменилось сегодня? Ученые-социологи, да и педагоги встревожены проблемой семейного взаимоотношения в современной России. Институт семьи находится под угрозой, это связано с активной ве-стернизацией российского общества. Среди молодых людей получили распространение гражданские, так называемые гостевые браки, однополые браки. Это нарушает традиции: начиная с Древней Руси, после принятия христианства семья всегда находилась под защитой государства и православной церкви, культура семейных взаимоотношений воспитывалась с детства именно в семье.
Согласимся с мыслью о том, что родительская культура может определяться как система практически реализуемых взрослыми членами семьи ценностных отношений и норм, определяющих демографическое поведение человека, степень материнской и отцовской компетентности и творческой активности в процессе первичной социализации ребенка, осуществляемых в семье.
Как социальный институт «родительство» предполагает выполнение семьей социокультурных норм в отношении необходимости планирования ребенка и поведения матери и отца в период беременности (в социологических исследованиях это ответственное родительство), содержания родительских ролей и отношения к детям, включая обозначение отклонений от одобряемых в данной культуре моделей обращения с детьми: пренебрежение основными потребностями.
Несомненно, что детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и являются важнейшим элементом социализации. Отношения
родителей и детей длительны, непрерывны, строятся в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Позиция ребенка и родителей в системе отношений строится на активности. Родители должны стремиться к достижению согласованности и сотрудничества, но и любви к своему ребенку.
Важным компонентом родительской культуры является родительская любовь. Традиционно родительскую любовь разделяют на материнскую и отцовскую, которая имеет существенные отличия по содержанию, природе, формам проявления и оказывает различное влияние на развитие ребенка, становление его как личности.
Согласимся с тем, что материнская любовь по своей природе безусловна (Э. Фромм), она не связана с достоинствами и успехами ребенка в повседневной жизни. Мать признает самоценность ребенка и строит отношения, как правило, по принципу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, безответной самоотдаче. По мнению Э. Фромма, мать всегда любит своего ребенка, каким бы он ни был: здоровым или больным, успешным или безуспешным, красивым или некрасивым и т. п. Любовь же отца носит обусловленный характер: она может быть заслужена или временно утеряна - в этом проявляется такие качества отцовской любви, как разумность и рациональность. При этом отцовская любовь зависит от социальных причин (культурные особенности, социальные нормы и др.). Отцовская любовь требовательна, ее ребенок должен заслужить. В отличие от материнской, она не имеет врожденных предпосылок, формируется на протяжении первых лет жизни ребенка [4]. Поэтому отцовство традиционно воспринимается как воплощение совести, долга и закона, что соответствует внутреннему семейному миру ребенка и внешнему социальному окружению.
Следует отметить, что сегодня активно в СМИ обсуждается феномен отцовства, это малоизученная область социологии и демографии семьи, брака. В центре внимания роль отца при социализации детей, их адаптации к реальной жизни и пр. Интерес к отцовству возрос в 1960-70-х годах, в связи с проблемой распада семей, появились работы ученых по вопросу взаимоотношений разведенных отцов со своими детьми.
Переоценка мужчинами своих отцовской и супружеской ролей, ориентаций, представлений происходило в России в результате специфических исторических условий. Прежде всего, это отмена права на наследование собственности, что в немалой степени сказалось на ослаблении «фундаментальной» мужской заинтересованности в родных, любимых наследниках. Во-вторых, это правовое непризнание биологического отцовства вне зарегистрированного брака, действовавшее в Советском Союзе в 1944-1968 годах. В-третьих, феминизация воспитания и образования мальчиков, обусловленная, в свою очередь, как советскими идеологическими установками, так и
№ 3 (54), 2014
"Культура и общество. Философия. Социология."
объективными ситуациями - послевоенными диспропорциями численности мужчин и женщин.
Начиная со второй половины XX века ведется спор о роли отцовства в семейном воспитании. Некоторые источники средств массовой информации пытаются закрепить в сознании стереотип о слабости и неадекватности современных отцов, отцовской некомпетентности, ученые и публицисты констатируют неутешительные факты:
- рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье;
- незначительные и редкие отцовские контакты с детьми по сравнению с материнскими;
- педагогическая некомпетентность отцов;
- незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции, особенно по уходу за маленькими детьми.
Анализ российского и европейского опыта конца XX века позволил выявить тенденцию увеличения числа одиноких матерей. Появились неутешительные демографические данные: без участия отцов и отчимов воспитывается не менее одной пятой всех детей. Первые социологические исследования, показавшие роль присутствия в семье отца как воспитательного фактора, были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, исследователи обнаружили, что отец очень важен не только для мальчиков, но и для девочек. Его отсутствие отрицательно сказывается на личностном развитии детей, особенно у мальчиков. Девочки испытывают проблемы с выбором спутника жизни. Отец, по мнению педагогов и психологов, представляет ребенку мир мысли, ответственности, мужественности, заботы, учит воспринимать созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, формирует надежный мир будущего. С психолого-педагогической точки зрения отец необходим ребенку на всех этапах развития. Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и сверстников. Девочки, лишенные отцовского воспитания, растут эгоистичными, подозрительными, часто совершают ошибки во взаимоотношении с противоположным полом. Следовательно, изучение отцовства как феномена является важной проблемой не только социологической, но и психолого-педагогической: роль отца в формировании личности ребенка важна так же, как и роль матери.
Продолжая мысль, выявляя различие отцовства и материнства, следует отметить специфический стиль отцовства, который зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируется от культуры к культуре. Говоря о роли отцов в воспитании детей, выделим элементы, от которых зависит формирование личности ребенка: количество жен и детей, которых он имеет и за которых ответствен; степень его власти над ними; количество времени, которое он проводит в непосредственной близости с женой (женами) и детьми в
разном возрасте и качество этих контактов; то, в какой мере он непосредственно ухаживает за детьми; то, в какой мере он ответствен за непосредственное и опосредованное обучение детей навыкам и ценностям; степень его участия в ритуальных событиях, связанных с детьми; сколько он трудится для жизнеобеспечения семьи или общины; сколько ему нужно прилагать усилий для защиты или увеличения ресурсов семьи или общины.
Данный вопрос остается дискуссионным, в его основе лежат исторические и культурные традиции социума, взгляды индивидов, сложившиеся на основе личного и социального опыта.
На сегодняшний день в социологии нет четкого определения «родительства», нет обоснования этого феномена с педагогической точки зрения, за исключением исследования этнографического аспекта родительства.
Таким образом, феномен родительства сегодня рассматривается как сложный элемент социально-педагогического образования личности, включающей совокупность ценностных ориента-ций родителей, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций и убеждений. Молодые люди, готовящиеся стать родителями должны понимать всю полноту ответственности за своих детей, помнить о том, что родительские отношения и культура родительских взаимоотношений выступают важным системообразующим основанием института семьи. Родительско-дет-ские отношения складываются на протяжении всей жизни, предполагают непрерывность, безвозмездность, терпение, заботу друг о друге. Основы формирования родительской культуры следует закладывать как можно раньше, начиная с раннего детства, подкреплять на положительном примере, демонстрируя добрые отношения в семье, уважительное отношение к окружающим. Воспитание личности, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться является важным условием успешного развития России, особенно в сложной геополитической обстановке.
Литература
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
2. Гурко Т. А. Родительство: социологические аспекты. М., 2003.
3. Акутина С. П. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osoznannogo-roditelstva-u-starsheklassnikov-kak-duhovno-nravstvennyy-imperativ
4. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990. С. 59.
"Культурная жизнь Юга России" № 3 (54), 2014
I. V. GORDIENKO, M. G. DAVITYAN. THE PROBLEM OF FATHERHOOD AND MOTHERHOOD AS A PHENOMENON OF PARENTING IN MODERN RUSSIA: SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECT
The article attempts to summarize the socioiogicai and pedagogical approaches to parenting as a key mechanism for bringing up children. Parenthood is seen as a social phenomenon, its importance in the life orientations of the Russians. This social phenomenon, by number of circumstances, is analyzed which are necessary for socio - pedagogical analysis. This article analyzes pedagogical and sociological views on parenting and its main component - parental love.
Key words: parenting, fatherhood, motherhood, culture of patenting the support of family.
П. Н. КИРИЧЕК, Г. Д. ЗОЛИНА
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ
В ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЕ
В статье характеризуется понятие социальная политика, анализируется роль средств массовой информации в популяризации социальной политики региона, их влияние на общественное мнение. Ключевые слова: массмедиа, социальная политика, региональная общность.
Устойчивость развития регионального сообщества граждан выражается, в первую очередь, в уровне социального их самочувствия, который прямо зависит от эффективности социальной политики, реализуемой властными структурами и общественными институтами в пределах административно-территориальной единицы. Важную роль в улучшении социального самочувствия ее населения играют средства массовой информации, которые своими медиакоммуникативными методами и приемами реально способствуют прогрессивному развитию систем образования, здравоохранения, демографического положения, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства.
Вопрос этот для решения не простой, поскольку в нашей стране в массовом сознании издавна существует стереотип скептического отношения к качеству оказываемых услуг и профессионализму работников социальной сферы - в том числе, и в силу природного материального пуританства российского человека (в противовес эпикуреизму западного человека). Между тем в настоящее время проблема в большой степени заключается в недостаточном публичном позиционировании достижений, результатов и новшеств социальной сферы, движимой проектами сверху (от власти), инициативами снизу (от народа) и дискурсами «сбоку» (от прессы), которые в повседневной общественно-государственной практике интегрируются в одно системно-программное целое под названием «социальная политика».
В гуманитарной науке социальная политика, по определению Б. В. Ракитского, понимается как «взаимоотношения классов, социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, населения
города, поселка, региона и т. п.)» [1].
Следует заметить, что единственным субстратом социальной политики в данной трактовке выступает «социальное положение» - это правильно, но недостаточно, потому что здесь отражается лишь материальный аспект жизнедеятельности региональной общности (ее бытие), в то время как духовный аспект (ее сознание) остается за пределами данного определения. Отсюда проистекает необходимость довложения в его текст еще одного субстрата - «социальное самочувствие», которое состоит в прямой и обратной связи с социальным положением индивидов, групп, слоев, классов, составляющих региональную общность.
Далее, понятие «политика» в гуманитарном знании не является адекватным понятию «взаимоотношения»: первое понятие обычно увязывается с целенаправленными действиями генерализующего какой-либо процесс субъекта по заранее выбранному вектору в любой сфере общественного бытия и общественного сознания; второе понятие ассоциируется с объективно устанавливающимися связями между различными субъектами социального взаимодействия (индивидами, группами, слоями, классами) в связи с заявленными с их стороны материальными потребностями и духовными интересами. Наконец, еще одно замечание касается стилистики определения, а именно: избыточного использования термина «социальный», в связи с чем он утрачивает конкретность своего содержания.
Пожалуй, более точным определением понятия «социальная политика», оптимальным со всех точек зрения (динамической, статической, диффузионной, синергетической) может стать следующий его вариант: это система целей, задач, направлений, средств, результатов в процессе реализации потребностей общества и интересов государства в области социального положения и социального самочувствия населения страны, региона, муниципального образования. Основным же