90
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 378.015.3
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
И. А. Комарова
кандидат педагогических наук, доцент,
декан факультета педагогики и психологии детства
УО «МогГУ им. А. А. Кулешова»
О. В. Пойда
аспирант кафедры педагогики детства и семьи УО «МогГУ им. А. А. Кулешова».
Научный руководитель: И. А. Комарова
В статье представлена экспериментальная модель формирования осознанного родительства у студенческой молодёжи, раскрыты компоненты и выявлены критерии сформированности базового компонента осознанного родительства.
Введение
Современное состояние общества и института семьи, психологическое здоровье молодого поколения определяют осознанное исполнение родительской роли и качество воспитания будущих поколений. Свойственные современному обществу «размытость» нравственных норм и жизненных ценностей, существенным образом сказываются на выборе родителями целей и приоритетов семейного воспитания. Согласно ряду исследований (А. С. Алексеева, А. И. Антонов, А. Я. Варга, И. С. Кон, А. Г. Харчев, Л. Б. Шнейдер) существенно меняются социальные, в частности, семейные ценности и приоритеты. Культивируемая модель жизненной успешности отводит первое место в системе жизненных ценностей личности построению карьеры, отодвигая создание семьи и рождение ребенка на более поздний срок. Некоторые пары сознательно отказываются от рождения детей. Уменьшается количество детей в семье, в связи с чем демографические тенденции приобретают тревожный характер. Характерной особенностью современной ситуации является увеличение количества неполных и конфликтных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями.
В связи с обозначенной социокультурной ситуацией важной на государственном уровне задачей выступает подготовка молодежи к будущему родительству. Чем адекватнее и конкретнее будет сформирована система их представлений о родительстве, чем более информированы и практически подготовлены будут молодые люди к выполнению роли родителей, тем выше вероятность создания полноценной семьи и успешного воспитания детей.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучение результатов научных исследований (Т. Г. Неретина, Н. Н. Литвинова, О. В. Алифиренко) доказывает, что вузовское пространство является оптимальным для решения проблемы осознанного родительства, т. к. студенты, находясь на пороге взрослой жизни, не только планируют свое профессиональное будущее, но и интересуются вопросами супружества, материнства и отцовства, особенностями семейных и детско-родительских отношений.
Разноплановость научных исследований относительно проблемы родительства подчеркивает значимость данного феномена и интерес к нему со стороны различных наук. Так, в философии изучение некоторых аспектов родительства проводилось в контексте гендерного подхода (О. А. Воронина, Т. А. Клименкова, И. Г. Неудачина, Н. М. Римашевская и др.), при этом акцент в большей мере делался на изучении материнства.
В социологии проведены социолого-демографические исследования рождаемости (А. И. Антонов, В. Н. Архангельский, В. М. Медков); изучены исторические аспекты отношения родителей к детям, новые структурные формы родительства (С. И. Голод); изучен феномен родительства в контексте семейного воспитания (О. И. Волжина, И. Ф. Дементьева, М. С. Мацковский, В. Я. Титаренко, А. Г. Харчев и др.).
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
91
В контексте культуро-антропологического подхода (Р. Бенедикт, М. Мид, А. Кардинер и др.) раскрывается феномен родительства как культурно обусловленной модели поведения, посредством которой реализуются цели и средства воспитания, контролируются результаты вхождения ребёнка в культуру своего народа и его интеграции в общественный социум.
В психологии изучение родительства ведется в рамках различных теоретических направлений: изучения особенностей детско-родительских отношений, взаимодействия матери и ребенка (Л. Л. Баз, А. Я. Варга, Г. В. Скобло, Н. М. Щелованов и др.); проблем девиантного родительства (В. И. Брутман, А. И. Захаров, A. M. Прихожан, Е. О. Смирнова, К. В. Солоед и др.); вопроса психологической готовности к родительству (О. В. Баженова, О. А. Копыл, С. Ю. Мещерякова, Р. В. Овчарова, М. О. Ермихина и др.).
Однако при всем многообразии подходов к изучению феномена родительства явно недостаточно исследований, посвященных вопросам организации педагогического процесса по формированию у студенческой молодежи ценностного отношения к семье, семейном отношениям и родительству. Осознанное родительство рассматривается нами как личностное образование, характеризующееся ценностным отношением личности к родительству, нормативноправовой и психолого-педагогической компетентностью по вопросам родительства, способностью использовать практические умения во взаимодействии с детьми. Данное определение раскрывает сущность базового компонента осознанного родительства, структурными элементами которого являются нормативно-ценностные основы осознанного родительства и родительский потенциал.
В ходе экспериментальной работы нами предпринята попытка разработки модели формирования осознанного родительства у будущих специалистов, которая позволяет представить целостную систему работы в данном направлении (см. схему).
При разработке модели формирования осознанного родительства у студенческой молодежи мы опирались на следующие методологические подходы к организации педагогических исследований, определяющие тенденции развития современного образования:
- целостный подход, обеспечивающий интегративное восприятие; познание, развитие и совершенствование объекта исследования (Б. Г. Ананьев) [1];
- личностно-ориентированный подход, позволяющий рассматривать человека как самосознательный субъект собственного развития и воспитательного взаимодействия, предполагающий отношение к воспитаннику как личности, с учетом ее индивидуальных особенностей, активности, творческого потенциала, признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы (В. А. Беликов, Е. В. Бондаревская, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев, И. С. Якимансткая и др.) [2];
- деятельностный подход, суть которого состоит в признании единства психики и деятельности, создании педагогических условий для включения воспитанника в субъект-объектные и субъект-субъектные отношения, основанные на активизации внутренней потребности и положительной мотивации, ведущей к деятельностному самопроявлению (К. А. Абульханова-Славская, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) [3];
- диалогический подход, рассматривающий личность как результат ее общения с окружающими людьми, как носителя взаимоотношений и взаимодействий внутри социальных групп (Л. П. Буева, А. В. Петровский) [4].
Экспериментальная модель включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.
Глубокое осознание цели во многом определяет успех любой деятельности. В научной литературе имеется достаточное количество точек зрения на определение содержания целевого компонента в контексте формирования осознанного родительства (Р. В. Овчарова, Т. Г. Неретина, М. О. Ермихина, Н. А. Ефремова, Н. Н. Литвинова и др.).
В нашем исследовании в качестве цели выступает формирование у студентов базового компонента осознанного родительства, суть которого заключается в формировании представлений о семье и семейных ценностях. Реализация цели предусматривает определение задач, связанных с формированием у студентов позиции осознанного родительства:
- изучение феномена родительства и его эволюцию в научно-методической литературе;
- определение уровней сформированности представлений студенческой молодежи о родительстве;
- анализ структуры и содержания базового компонента осознанного родительства;
- овладение необходимым уровнем психолого-педагогических знаний и практических умений в отношении семьи и родительства;
- выявление динамики изменения уровня представлений студенческой молодежи об осознанном родительстве.
Базовый компонент осознанного родительства
92
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Схема - Модель формирования осознанного родительства у студенческой молодежи
Этапы
и формы работы
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
93
Содержательный компонент определяет содержание базового компонента осознанного родительства, обеспечивающего развитие у студентов интереса к семье и родительству; формирование системы психолого-педагогических знаний и практико-ориентированных умений взаимодействия в семье, а также их трансформацию в разряд личностных убеждений. Он включает в себя три основных составляющих: эмоционально-личностный, когнитивный и поведенческий.
Эмоционально-личностный аспект характеризуется доминирующим эмоциональным фоном относительно родительства и детства и реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении к родительству (суждения и оценки относительно образа матери, отца, детскородительских отношений, современной и традиционной модели родительства; интерес к проблеме родительства, отношение к собственным родителям; осознание ценности родительства на социальном и индивидуальном уровнях, понимание важности реализации репродуктивной функции; осознание необходимости субъективного отношения к ребенку, принятие его как самостоятельной ценности; понимание значимости материнства и отцовства в развитии ребенка). Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, подчеркивает значимость осознанного родительства и семейных ценностей.
Когнитивный аспект определяется нами как совокупность системы знаний относительно родительства (представления об особенностях современного родительства, знание этапов и факторов, влияющих на формирование родительства, знание родительских функций, нормативно-правовая осведомленность в области родительства, вооруженность знаниями об особенностях ухода за ребенком, его воспитания и развития). Наполненность когнитивного аспекта представляет возможность личности самостоятельно ориентироваться в проблеме родительства, выработать индивидуальную позицию в данной проблеме.
Поведенческий аспект представлен готовностью к определенному способу действий в отношении детей с позиций родительства, умением адекватно общаться и взаимодействовать с ними. Это своего рода прогностический аспект, связанный с планированием осознанных действий относительно родительства.
Мы предполагаем, что эмоционально-личностная составляющая будет способствовать активизации интереса к семье, родительству и детству; формированию и развитию позитивного отношения к предстоящей родительской роли; пониманию значимости реализации репродуктивной функции. Когнитивная составляющая найдет проявление в обеспечении студентов комплексом психолого-педагогических знаний о родительстве и практико-ориентированных умений взаимодействия в семье. Поведенческая составляющая реализуется в готовности к определенному способу действий в отношении детей с позиции родительства. Активизация всех трех составляющих будет способствовать формированию базового компонента осознанного родительства.
Технологический компонент раскрывает этапы работы по формированию позиции осознанного родительства у студенческой молодежи, отражая последовательность движения от цели к результату. Следуя логике исследования, нами были выявлены три взаимосвязанных этапа, каждый из которых направлен на достижение конкретного результата в целостном процессе формирования осознанного родительства у студенческой молодежи:
• познавательно-ориентационный этап направлен на формирование у студентов познавательного интереса к проблеме осознанного родительства, развитие их мотивационной сферы в области брака, семьи и родительства;
• интегративно-смысловой этап предполагает формирование системы знаний об осознанном родительстве на основе установления интегративных междисциплинарных связей внутри общеобразовательных и специальных дисциплин;
• рефлексивно-оценочный этап предусматривает трансформацию полученных знаний и умений в осознанные личностные убеждения и ценностные ориентации студентов.
Каждый из вышеперечисленных этапов направлен на реализацию конкретной цели формирования позиции осознанного родительства посредством изучения соответствующих тем по общеобразовательным и специальным дисциплинам педагогического профиля, а также в ходе изучения спецкурса «Подготовка молодежи к осознанному родительству». Немаловажное значение принадлежит самостоятельной работе студентов, основанной на деятельностном подходе, согласно которому личность выступает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, определяет его личностное развитие.
94
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Результативный компонент характеризуется степенью овладения базовым компонентом осознанного родительства, включающим эмоционально-личностный, когнитивный и поведенческий аспекты и предполагающий наличие позитивных результатов в отношении предстоящего родительства и семейных ценностей.
Выводы
В результате теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами была разработана экспериментальная модель формирования осознанного родительства у студенческой молодёжи. Данная модель является целостным образованием, включающим целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты, способствующие формированию осознанного родительства у студенческой молодежи.
Принимая во внимание выделенные в содержательном блоке структурные составляющие базового компонента осознанного родительства (эмоционально-личностный, когнитивный, поведенческий) и их содержание, нами определены основные показатели оценки каждого из них, измеряющие уровень сформированное™ базового компонента:
- стремление быть родителем; мотивация родительства; сформированность личностных качеств родителя; интерес к проблеме родительства и детства; отношение к собственным родителям; осознание ценности родительства на социальном и индивидуальном уровнях; понимание значимости здорового образа жизни для рождения полноценных детей; важность реализации репродуктивной функции; значимость родительства в воспитании и развитии ребенка (эмоционально-личностный аспект);
- знания о феномене родительства и нормативно-правовых документах в области семьи и родительства; выполнении родительских функций; комплекс педагогических знаний относительно особенностей анатомо-физиологического и психического развития детей разного возраста, целях, задачах, методах воспитания и обучения детей и др. (когнитивный аспект);
- готовность к осознанному способу действий в отношении детей с позиций родительства: организация предметно-развивающей среды, навыки сотрудничества с ребенком, умение прогнозировать и моделировать стратегию родительского поведения и др. (поведенческий аспект).
Литература
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. -
272 с.
2. Бондаревская, Е. В. Вариативность стратегии личностно-ориентированного воспитания // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - № 1. - С. 63.
3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2005. - 352 с.
4. Буева, Л. П. Человек: Деятельность и общение / Л. П. Буева. - М. : Мысль, 1978. - 216 с.
Summary
This article presents an experimental model of a conscious parenthood of students, discloses the components and identifies criteria of formation of a basic component of conscious parenthood.
Поступила в редакцию 17.01.13.