УДК 37.013
Е. А. Виниченко
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОТВЕТСТВЕННОМУ ВОСПРИЯТИЮ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ
В статье анализируются факторы, осложняющие процессы планирования семьи, воспитания у молодежи ответственного отношения к родительству. Автор определяет содержание подготовки студентов к выполнению роли ответственного родителя, дает аутентичное определение понятия ответственного родительства, выступающего духовно-нравственной, психологической и социальной потребностью личности.
Ключевые слова: ответственное родительство, готовность к родительству, подготовка студентов к родительской роли.
Е. А. Vinichenko
STUDENTS’ PREPARATION FOR RESPONSIBLE PERCEPTION OF PARENTAL ROLE
The author of the article analyses the factors which complicate the family planning process and the process of cultivating of responsible attitude towards the parenthood in young people. The author determines the concept of students’ preparation for becoming responsible parents, gives the authentic definition of the concept of responsible parenthood, which is regarded as the moral, psychological and social need of the person.
Keywords: responsible parenthood, readiness for parenthood, students’ preparation for the parental role.
Современное общество переживает широкомасштабный кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности. Семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе. Совершенствование института семьи является необходимым условием развития личности и социума, общественной стабильности и прогресса, сохранения преемственности поколений.
Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где происходит выработка и принятие молодым поколением иерархии жизненных ценностей, которые выступают мощным интегрирующим фактором для семейной системы, как на уровне
взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Ценностные ориентации определяют динамику развития семьи в целом и динамику родительства, в частности.
Р. В. Овчарова подчеркивает, что деятельность семьи по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей правомерно рассматривать в качестве ведущей деятельности семьи. Исследователь вводит также понятие «сходство семейных ценностей», которое трактуется как социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социаль-
ной группы [3, с. 41]. В. Н. Дружинин отмечает, что ценностные ориентации объединяют людей в семью, создают перспективу для ее развития, а также определяют цели и пути воспитания детей [2, с. 49].
Готовность к созданию семьи - качество личности молодого человека, интегрирующее принятие семьи как социального института, накопление специальных знаний и умений в области семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения.
Необходимо отметить, что общество и родительская семья дают определенную модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, предпочтений, индивидуальных особенностей. То есть микросистема факторного детерминирования родительства -это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окончательные черты. Анализируя воздействие собственной, вновь создаваемой семьи на формирование родительства и его реализацию в каждом конкретном случае, можно выделить несколько факторов:
- направленность и индивидуальные психологические особенности личности каждого из супругов;
- возраст и состояние здоровья супругов;
- степень соответствия моделей родительства, предлагаемых супругами;
- конкретные условия жизни супружеской пары.
Родительство играет значительную роль в жизни каждого человека. Способы поведенческой реализации родительства формируются под влиянием самых различных условий. Готовность юношей и девушек к принятию родительской роли, воспитание осознанного, ответственного родительства должно стать целью социально-педагогической работы.
Подготовка студенческой молодежи к формированию готовности к семейной
жизни и ответственному родительству предполагает:
1) широкую пропаганду положительного опыта семейного воспитания;
2) формирование у молодежи активных жизненных позиций;
3) расширение знаний о семье, закономерностях ее развития, традициях и обычаях семьи, семейного уклада, семейного этикета, психологии пола и т. д.;
4) воспитание у молодежи уважения к семейным духовно-нравственным ценностям в окружающем микро- и макросоциуме;
5) формирование ответственного родительства через просветительскую работу;
6) введение в учебный процесс образовательных учреждений специальных программ, курсов, спецпрактикумов, раскрывающих сущность подготовки молодежи к родительству, таких, как «Психологические аспекты семейного воспитания», «Семьеве-дение», «Взаимодействие семьи и школы», «Семейная педагогика», «Осознанное родительство» и т. д.;
7) пересмотр государственного образовательного стандарта и введение в учебную программу педагогических вузов предметов специальной подготовки студентов для освоения ими специфики работы с семьей [1, с. 18].
Условиями и средствами, обеспечивающими эффективность формирования готовности студентов к созданию семьи и ответственному выполнению родительской роли, являются: гуманизация и субъектная направленность образовательного процесса, суть которой заключается в принятии и поддержке педагогами молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации и подготовки к рождению ребенка [4, с. 9].
По нашему мнению, процесс подготовки студентов к ответственному родительству в условиях вуза, должен содержать следующие компоненты:
- постановка цели и выдвижение конкретных задач педагогической деятельности в рамках реализации процесса подготовки студентов к ответственному родительству;
- определение содержания процесса формирования ответственного родительства, включающего различные виды педагогической деятельности, реализуемые с учетом социокультурных, экономических и психологических особенностей современного российского общества;
- формирование субъект-субъектных отношений преподавателей и студентов в ходе воспитательной работы, направленной на формирование у учащейся молодежи ответственного родительства;
- построение культурно-педагогической среды вуза, обеспечивающей личностное развитие студентов и их активное взаимодействие;
- оценка педагогическим коллективом результатов деятельности, направленной на становление и развитие ответственного родительства у студенческой молодежи.
Т. Н. Сидорова представляет структуру родительской ответственности как единство трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Когнитивная составляющая включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, о распределении ответственности между супругами в других семьях и в своей семье. Эмоциональная составляющая распространяется на отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональные переживания, связанные с этим, и оценку себя как родителя с точки зрения ответственности. Поведенческая составляющая касается контроля своего поведения, происходящих событий и характеризуется занимаемой ролью в семье. Кроме того, особенностью родительской ответственности является вре-
менная характеристика - ответственность может быть направлена в прошлое, локализоваться в настоящем и ориентироваться на будущее, то есть включать элемент предвидения [5, с. 52].
Родительская ответственность как социальное явление по своей природе дуальна: это ответственность и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью). Член семьи может нести ответственность за других членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера (главы семьи) предполагает ответственность за семью в целом как за социальную группу [2, с. 79].
Ответственное родительство понимается нами как духовно-нравственная, психологическая и социальная потребность личности, реализуемая в паттернах позитивного когнитивного, эмоционального, поведенческого отношения к детям и направленная на инте-риоризацию ценностных установок семейного воспитания.
Формирование родительства зависит от субъективно-психологических факторов, составляющие которых принадлежат разным иерархически организованным системам: макросистема - уровень общественных влияний (путем социальных стереотипов, норм, ожиданий и т. д.); мезосистема -уровень влияния родительской семьи (ценности родительской семьи, установки и ожидания родительской семьи, авторитет родителей и т. д.); микросистема - уровень собственной семьи (осознанность исполнения родительской роли, особенности межличностных отношений, удовлетворенность браком и т. д.).
Помимо физических особенностей ребенка, организации правильного питания и привития санитарно-гигиенических навыков, чрезвычайно важным являются психологические отношения в семье: родители и дети влияют друг на друга. Через это общение и
происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и другого человека, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей и уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка, осознании ее смысла, в первую очередь в условиях семьи. Душевная теплота и отзывчивость родителей, а также умеренный контроль с их стороны оказывает на детей самое благотворное влияние.
Родители часто не понимают, что главное для ребенка в семье занять правильное, отвечающее формирующемуся стремлению к самостоятельности место, почувствовать себя уважаемым человеком, личностью.
Нами определено, что спектр факторов, обусловливающих негативные процессы, проявляющиеся в ходе планирования семьи, осознания родителями семейных ценностей, воспитания ответственного родительства, достаточно широк. К таким факторам можно отнести:
- экономические условия (неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности семьи, отсутствие комфортного жилья; недостаточные денежные доходы родителей; низкая материальная обеспеченность, в том числе отсутствие возможности дополнительного обучения ребенка в музыкальной школе, изостудии, в кружках и секциях; безработица или частичная занятость родителей, инфляция и т. д.);
- медико-социальные проблемы (инвалидность, хронические заболевания членов семьи, включая алкоголизм и наркоманию, нарушение репродуктивной функции, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами и т. д.);
- социально-демографические факторы (появление нежеланного ребенка, неполная или многодетная семья, семья с повторным браком и сводными детьми, семья с несовершеннолетними родителями и т. д.);
- социально-психологические проблемы (незрелость, безответственность, эгоизм родителей; их педагогическая несостоятельность, низкий образовательный уровень; деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, родителями и детьми; озлобленность родителей, разочарование в жизни, асоциальная направленность поведения и т. д.);
- морально-этические факторы (низкий морально-этический уровень членов семьи, безнравственность и бездуховность, отчуждение личности);
- правовые факторы (правовой нигилизм, низкий уровень правовой культуры, правовая функциональная безграмотность, насилие, правонарушения и т. д.).
Решение проблем, связанных с интерио-ризацией социальной сущности ответственного родительства учащейся молодежи, видится в такой организации учебно-воспитательного процесса в вузе, когда различные его направления будут объединены задачей формирования у студентов социальной ответственности за свои действия, пониманием общественной значимости реализуемого личностью подхода к созданию семьи, построению позитивных семейно-брачных отношений.
Эффективность деятельности вузовского коллектива по решению воспитательных задач в области формирования ответственного родительства студентов связана с реализацией продуманных технологий воспитания, которые должны быть интерактивными, творческими, рассчитанными на студенческую инициативу. Среди таких технологий выделяются традиционные и инновационные коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия: интернет-собрания,
создание семейных сайтов, презентация семейного совета, консультационные центры, опережающие обучающие семинары, альбомная технология, семейный вернисаж, семейный архив, семейный музей и т. д.
Развитая культурно-воспитательная и культурно-рекреационная среда вуза является важнейшим условием повышения качества подготовки специалиста. Особая роль в учебно-воспитательном процессе отводится преподавателю. Хороший преподаватель компетентен, доброжелателен, профессионален, являясь одновременно информатором и фасилитатором, работает со студентом как с личностью, находит индивидуальный подход к каждому. Он способен оценивать интеллектуальные возможности студента, предугадывает его потребности, оказывает ему психологическую поддержку, способствует развитию его творческого потенциала в полном соответствии с гуманистическими принципами педагогики. Коммуникативная, в том числе, речевая культура преподавателя, его эрудированность, организованность, оптимизм, восприимчивость ко всему новому, прогрессивному оказывают заметное влияние на интеллектуальный рост студента, его эмоциональную сферу. Повышение квалификации преподавателей должно быть нацелено на достижение результативности при сохранении права личности на избирательность в образовании, на соответствие уровня получаемых знаний требованиям времени, комфортность и другие особенности той или иной модели образования.
Создание системы учебно-воспитательной направленности на формирование у студентов ответственного родительства призвано способствовать не только развитию родительства как интегративной ценности, но и обеспечению подготовки квалифицированных специалистов, способных на основе комплекса биологических, педагогических, психологических, гигиенических, социальных,
экологических знаний о человеке обеспечить сохранение и укрепление собственной семьи.
С педагогической точки зрения важно создать студентам наилучшие условия для обучения и развития, для удовлетворения потребности в психолого-педагогическом консультировании, обеспечить эффективный процесс усвоения знаний, качественного изменения познавательной деятельности, развития мышления, формирования культуры речи и информационной культуры, развития сенсорной и двигательной активности. Есть и другой педагогический аспект -обеспечение добрых, доверительных отношений в процессе педагогического взаимодействия, предупреждение и коррекция тех ошибок, которые мешают учению и общению. Особая роль принадлежит здесь психодиагностике, на основе которой определяется адекватная система психокоррекционных воздействий, среди которых выделяются мероприятия общепедагогического характера, нормализующие социальную микросреду студентов и регулирующие их психофизическую, эмоциональную нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями каждого.
Осознанное родительство может быть сформировано с помощью специальной психолого-педагогической технологии проблемно-ориентированного тренинга. Механизмом данной технологии является воздействие через субъективно-психологические факторы - на когнитивный и эмоциональный аспекты компонентов родительства. Результатом реализации технологии является повышение уровня осознанности реализации себя как родителя в рамках индивидуальной психологической реальности и во взаимодействии со своей семьей [3, с. 11].
Действенный результат в решении проблемы подготовки студентов к ответствен-
ной роли родителя может быть получен при использовании метода проектов. Тематика проектов, рассматриваемых в рамках проблематики ответственного родительства, может быть самой разнообразной, например, можно исследовать проблемы, фиксируемые в следующих темах: «Планирование семьи: один ребенок или многодетность», «Наш ребенок: выбираем методы воспитания», «Ответственное родительство: гендерный подход» и пр.
Результаты выполненных проектов должны быть соответствующим образом оформлены в виде альбомов, журналов, альманахов, видеофильмов, компьютерных газет и т. д.
Применение метода проектов будет продуктивным при соблюдении следующих требований:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей для своего разрешения интегрированного знания, научного поиска;
- теоретическая, практическая, познавательная результативность исследовательского проекта;
- возможность самостоятельной, групповой, парной деятельности студентов в процессе разработки проекта;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов работы);
- использование научно-исследовательских методов (определение проблемы, постановка задач, выдвижение гипотез их решения, обозначение методологической базы, оформление конечных результатов исследования, анализ полученных данных, подведение итогов, формулирование выводов) [6, с. 30].
Решение задач воспитания будущего специалиста как поборника ценностей семьи и ответственного родительства дает уверенность в том, что выпускники станут настоящими проводниками идей укрепления института семьи, здорового образа жизни и носителями высоко уровня общей культуры. В этой связи представляется целесообразным включение в программу обучения в высшей школе специальных курсов, направленных на изучение философских, этических, экономических, правовых, медицинских, психологопедагогических аспектов проблем семьи и родительства и использование в учебном процессе передовых педагогических технологий, включая методы социально-педагогического проектирования.
Литература
1. Акутина С. П. Формирование готовности к семейной жизни современных старшеклассников // Социосфера. - 2010. - № 2. - С. 17-24.
2. Дружинин В. Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2006. - 236 с.
3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно психологических факторов: дис. ... канд. пед. наук: 19.00.07. - Астрахань, 2005. - 167 с.
4. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института психотерапии, 2003. - 326 с.
5. Пителин С. М. Формирование готовности студентов к созданию семьи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Астрахань, 2005. - 167 с.
6. Сидорова Т. Н. Исследование особенностей когнитивного и поведенческого компонентов социальной ответственности // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. - М., 1987. - С. 51-54.
7. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). - Краснодар, 1993. - 268 с.