Научная статья на тему 'Формирование у студентов компетенций «Ответственное родительство»'

Формирование у студентов компетенций «Ответственное родительство» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1050
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / РОДИТЕЛЬСТВО / PARENTHOOD / ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / RESPONSIBLE PARENTHOOD / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЬСТВА / PROMOTING A CULTURE OF PARENTHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карельская Людмила Петровна

В статье рассматриваются тенденции развития института родительства, создающие предпосылки формирования компетентной подготовки к ответственному родительству молодых людей. На основе анализа результатов социологического исследования показаны представления студентов об агентах формирования ответственного родительства. Также выделены направления практической деятельности, направленной на подготовку молодежи к семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING STUDENTS COMPETENCE OF «RESPONSIBLE PARENTHOOD»

This article examines trends in development of the institution of parenthood, creating prerequisites for the formation of competent preparation for responsible parenthood young people. Based on the analysis results of the survey show representations of students about the agents of formation of responsible parenthood. Also highlighted in the direction of practical activities aimed at preparing young people for family life.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов компетенций «Ответственное родительство»»

УДК 37.013

Карельская Людмила Петровна

Кандидат философских наук ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ «ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО»

В статье рассматриваются тенденции развития института родительства, создающие предпосылки формирования компетентной подготовки к ответственному родительству молодых людей. На основе анализа результатов социологического исследования показаны представления студентов об агентах формирования ответственного родительства. Также выделены направления практической деятельности, направленной на подготовку молодежи к семейной жизни.

Ключевые слова: семья, родительство, ответственное родительство, формирование культуры родительства.

Lyudmila Karelskaya

Ph. D. in Philosophy Associate Professor, South Federal University

FORMING STUDENTS COMPETENCE OF «RESPONSIBLE

PARENTHOOD»

This article examines trends in development of the institution of parenthood, creating prerequisites for the formation of competent preparation for responsible parenthood young people. Based on the analysis results of the survey show representations of students about the agents of formation of responsible parenthood. Also highlighted in the direction of practical activities aimed at preparing young people for family life.

Key words: family, parenthood, responsible parenthood, promoting a culture of parenthood.

Вопрос о необходимости укрепления семьи не вызывает сегодня сомнения, поскольку в нем происходят серьезные трансформации, несущие ряд негативных проявлений. Как отмечает большинство исследователей (Черняева В. В., Смирнова Е. Г. и др.), изменения привели к тому, что супружество приобрело главенствующую роль во внутрисемейных отношениях, в то время как функция родительства стала отходить на второй план. Одновременно в институте семьи разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы, этому в частности способствуют несемейные агенты, оказывающие значительное влияние на становление личности ребенка, и, как следствие, создающие новые проблемы, связанные с переосмыслением традиционных ценностей. На практике процесс социализации ребенка все чаще совпадает с ресоциализацией родителей и затрудняет усвоение ими родительской роли.

Трансформация института семьи изменила и содержание ролей матери, и отца. Так, в современных молодых семьях наблюдается все более активное участие молодых отцов в уходе за маленькими детьми, что является нетипичным для культурных стереотипов, не соответствует традиционной отцовской роли и поэтому молодые мужчины методом проб и ошибок осваивают ее.

Особо следует отметить сохранение тенденции заключения браков и создания семей по причине ожидания рождения ребенка (беременности). Такие союзы не крепки и приводят к увеличению числа неполных семей (в том числе -неполных отцовских семей). К тому, чтобы стать родителем, нужно быть готовым и морально (быть сформировавшейся личностью) и физически. Такое положение связано с недостаточными знаниями в области репродуктивного здоровья и планирования семьи.

Эти изменения не могли быть не замечены научным сообществом, теперь в сферу его внимания попадают не только проблемы воспитания детей, но состоявшихся или будущих родителей. Появляется термин «воспитание родителей», под которым понимается помощь матерям и отцам в исполнении ими функций воспитания собственных детей. Эта проблема отражена в работах Дружинина В. Н., Филипповой Г. Г., Гительсон Н. А., Овчаровой Р. В. и т.д.

Важной составляющей проблемы воспитания родителей стало изучение воспитательного потенциала семьи (некоторые ученые, например, Куликова Т.А. называют его педагогическим), включающего в себя такие компоненты, как традиции, характер взаимоотношений, уровень педагогической культуры родителей и многое другое. Использование комплексной оценки воспитательного потенциала семьи направлено на развитие самосовершенствования родителей и отношений в семье.

Возрастающий интерес к семейной педагогике актуализировал внимание к понятиям и социальным феноменам «родительство» и «ответственное родительство». Из-за сложности и многоаспектности изучение этих проблем идет на междисциплинарной основе. Как следствие, сложилась практика обращения представителей научной педагогической школы (Чумичева Р. М., Грабаровская Л. В., Виниченко Е. А. и др.) к исследованиям в области психологии, социологии, культурологии и других наук.

Дать определение понятию «родительство» пытаются разные научные школы. Так, психолог Овчарова Р. В. определяет родительство как социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства [3 ,10].

Социолог Гурко Т. А. под родительством подразумевает социокультурные и юридические нормы, соответствующие определенным социальным статусам. Родительство - это также социально-одобряемое отношение к детям и социальные отклонения от одобряемых в конкретной культуре [1,8].

Если обобщить трактовки понимания родительства научным сообществом, то сегодня оно предстает как социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.

Важнейшей компонентой родительства является ответственность. Ответственное родительство рассматривается как метод, способствующий гармонизации и всестороннему обучению искусству быть родителями. По мнению Смирновой Е.Г., осознанное родительство — интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания [4]. Сегодня чаще всего специалисты и ученые рассматривают ответственное родительство как осознанное, поскольку ответственность не может быть без осознания важности выполнения этой функции.

Каковы признаки или проявления ответственного родительства? Оно должно включать в себя семейные ценности, убеждения, родительские чувства (любовь, как особое отношение к ребенку), стиль воспитания, понимание своего супруга, что позволит выработать единый подход к воспитанию.

Необходимость формирования ответственного родительства требует осуществить постепенный переход: от преимущественно общественных форм воспитания к семейным, и если раньше было вполне достаточно стихийных педагогических знаний, то сегодня родителям необходимо овладеть большей компетентностью. Практика показывает, что молодые родители нуждаются в педагогическом просвещении и подготовке к семейной жизни.

Автором было проведено исследование с целью выявить, есть ли понимание осознанного отношения к выполнению родительской роли у студенческой молодежи, и какие социальные институты, по их мнению, окажут им помощь в этой проблеме. Подобные исследования должны способствовать лучшему пониманию педагогами и психологами происходящих процессов, а также способствовать эффективной разработке мероприятий по формированию компетентного ответственного родительства.

Студенческий возраст (юношеский) — это возраст становления самосознания, развития ценностных ориентаций, формирования представлений,

личных позиций, индивидуальных предпочтений, которые впоследствии становятся значимыми ориентирами в жизненном пространстве человека. Следовательно, юношество является одним из главных периодов для подготовки подрастающего поколения к различным феноменам человеческого бытия и, в частности, к родительству.

Характеризуя студенчество, как социальную группу важно отметить и такие черты, как:

- студенты являются наиболее образованной частью молодежи;

- в этот период либо уже создаются семьи, либо молодые люди задумываются об этом;

- в этом возрасте у человека уже есть определенный жизненный опыт, и он может трезво оценивать свою способность стать родителем.

Вместе с тем, имеется достаточно число студентов, не имеющих четких представлений о родительских функциях в силу того, что этот процесс находится в стадии становления и полностью не осознан.

Исследование проблемы осознанного подхода к родительству изучалось у студентов 1-4 курсов Южного федерального университета. В опросе принял участие 61 человек. Возраст респондентов от 19 до 23 лет. 15% респондентов юноши, 85% девушки.

Предлагаемые вопросы опроса:

1. Считаете ли Вы, что современному человеку необходима специальная подготовка к родительству?

2. С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?

3. Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?

4. Хотели бы Вы пройти обучение по программе «Ответственное

родительство»?

5. Что такое сознательное родительство?

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что новое поколение уже задумывается о сознательном родительстве, однако ответы респондентов весьма противоречивы.

92% опрошенных считают, что специальная подготовка к родительству необходима. Это позволяет предположить, что существующие институты, прежде всего семья, не справляются с этой ролью — либо молодые люди не прошли соответствующей социализации, либо полученный опыт не позволяет, по их мнению, решать проблемы ухода и воспитания ребенка.

Однако, традиционные культурные стереотипы по-прежнему сильны. 74% респондентов считают, что именно семья должна готовить ребенка к будущему родительству.

Но если б родители действительно демонстрировали на практике ответственное выполнение своей роли, и пройденная социализация их детей позволяла реально отвечать на вызовы реальности, то 43% респондентов не стремилось бы пройти обучение по программе «Ответственное родительство» и скорее обратилось за помощью к родителям или, пройдя соответствующую социализацию, стремилось воспроизвести их поведение. Это подтверждает вывод о том, что институт семьи не справляется с исторически возложенными на него функциями и от родителей требуется большей педагогической компетенции, чем они владеют.

41% респондентов посчитало, что наиболее оптимальное время начала подготовки к ответственному родительству — 10-11 классы школы (это можно обосновать тем, что в этом возрасте происходит формирование социально зрелой личности).

По результатам опроса, стало известно, что большинство молодых людей понимают, что такое осознанное родительство. Респонденты перечислили такие его признаки, как готовность к рождению ребенка (и морально, и физически), наличие благоприятных условий (в большей мере материальных).

Итоги данного исследования подтверждаются опросом, проведенным Лашмановой И.И. среди старшеклассников г. Мурома. Согласно ему, 100 % опрошенных сошлись на мнении, что школьников нужно просвещать на предмет семейных ценностей, 69% согласились с тем, что в школе не дают достаточного количества знаний, чтобы сформировать компетенции в этой области [2].

Как показывает опыт, в школах основная работа ведется с родителями школьников. Это могут быть школы ответственного родительства, действующие в качестве формы родительского всеобуча, клубы для родителей, где педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, медицинские работники, оказывают разного рода консультации.

Вместе с тем, учащиеся также нуждаются во внимании. Становясь в будущем родителями, они указывают на недостаточность знаний в области воспитания своих детей. Предполагается, что в школах и в вузах должны быть разработаны программы по семьеведению, возрождению семейных традиций, в том числе для студентов можно предложить выполнение проектов, проблемно-ориентированные тренинги и т.д.

Другим аспектом подготовки к осознанному родительству становится создание служб поддержки молодых семей. Следует отметить, что в России функционирует достаточное количество центров помощи молодой семье, но их деятельность направлена на решение только лишь вопросов материального характера (программы доступного жилья). Следовательно, необходимо создание служб помощи семьям, деятельность которых будет направлена на решение социально-психологических проблем и формирование осознанного подхода как внутри сложившейся семьи, так и среди не вступивших в брак молодых людей.

Работа таких служб должна включать в себя непосредственно социально-психологическую, педагогическую, санитарно-гигиеническую и интимно-личностную подготовку молодежи к браку, а также обеспечение деторождения, ухода за новорожденными. В целом деятельность центров молодой семьи должна способствовать усвоению родительских ролей, укреплению супружеских связей, повышению уровня культуры семейного воспитания и грамотности молодежи в вопросах репродуктивного здоровья.

Достижение данных целей возможно через решение таких задач как: профилактика разводов; решение конфликтов; коррекция или изменение неверных взглядов, представлений и отношений человека к различным

жизненным вопросам; профилактика и устранение вредных привычек; освоение методов самоконтроля и самокоррекции поведения и личностных качеств.

Формы работы с клиентами в центре помощи молодой семье могут включать в себя консультации (как очные, так и в телефонном режиме, что особенно применимо в работе с несовершеннолетними), индивидуальные и групповые беседы, тренинги, семинары, посещение семей.

Таким образом, осуществить подготовку студенческой молодежи к родительству возможно через эффективное взаимодействие института семьи, образовательных учреждений и социальных служб, направленное на формирование семейных духовно-нравственных ценностей и выполнение родительских ролей.

Литература

1. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. - М., 2008.- С.8.

2. Лашманова И.И. «Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа—URL: http://www.pandia.ru/text/78/219/88595-12.php

3. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.-М.,2003.-С10.

4. Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье. [Электронный ресурс]. - Режим доступа—URL: http://www.dissercat.com/content/ psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-osoznannogo-roditelstva-v-molodoi-s-Q

References

1. Gurko T.A. Marriage and Parenthood in Russia. - M., 2008. - C.8 . (in

Russian)

2. Lashmanova II "Family education high school students as a factor of deliberate creation of a family " [Electronic resource] . - Access -URL: http://www.pandia.ru/text/78/219/88595-12.php (in Russian)

3. Ovcharov RV Psychological support roditelstva. -M., 2003 - C.10 . (in

Russian)

4. Smirnova E.G. Psycho-pedagogical support of the formation of responsible parenthood in a young family. [Electronic resource]. - Access -URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-osoznannogo-roditelstva-v-molodoi-s-0(in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.