УДК 374.73
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
© Надежда Васильевна КУРИЛОВИЧ
доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории
и методики дошкольного и начального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: kurilovichtmb@mail.ru © Наталия Юрьевна БАРАНОВА аспирант, кафедра психолого-педагогического образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: baranova_rrr@mail.ru
Рассмотрен вопрос формирования у старшеклассников ценностного отношения к родительству средствами социального воспитания. Предложено выведенное в ходе анализа научной литературы определение понятия формирования ценностного отношения к родительству как направления социального воспитания старшеклассников. На основе проведенного исследования, основанного на идеях ювенологического, аксиологического и средового подходов, выведены следующие основные направления работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе с целью формирования у них ценностного отношения к родительству средствами социального воспитания: формирование установки к неконфликтному поведению, установки на здоровый образ жизни, информирование о видах чувств и способах их выражения, формирование умения слушать, чтобы лучше понять свою вторую половину (супруга), детей, значимых других людей, ответственного поведения будущих родителей по отношению к своей семье. Формирование навыков рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи, осознания родительского единства себя и своего брачного партнера, включая потребность в родительском единстве, информирование и формирование навыков умения применить основные нормативно-правовые акты, регламентирующие брачно-семейные отношения и пр. Таким образом, мероприятия приоритетных направлений работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе должны быть направлены на решение основных проблем современных семей: экономических, жилищных, психолого-педагогических проблем, проблемы занятости, физического здоровья, неоднозначного отношения общества к феномену многодетства, информационной проблемы и т. д. Результаты исследования по формированию ценностного отношения к роди-тельству старшеклассников показали, что в обществе назрела необходимость в разработке и реализации авторских программ по формированию ценностного отношения к родительству как направлении социального воспитания старшеклассников, в реализации которых необходимо учитывать также готовность воспитателя реализовать ценностное отношение к партнеру (к ученику) в ходе общения с ним, что помогает создать доверительные отношения между участниками программы и педагогом и повышает эффективность результатов взаимодействия в целом. В рассматриваемом направлении проблема малоизучена и требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: ценности; ценностное отношение; родительство; социальное воспитание; среда
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-14-21
Проблема формирования ценностного отношения к родительству как направление социального воспитания старшеклассников в настоящее время встает особо остро. Семья в современном ее понимании не только подростков, но и большинства взрослого населения претерпевает серьезные изменения. Это глубокий необратимый процесс, который разрушает традиционное видение ценности семьи как главнейшего социального института,
а также значительно ослабляет осознание населением значимости семейных отношений, в том числе искусственно приуменьшая роль и значимость родительства как социального феномена.
Исследование данной проблемы проводится нами в опоре на ювенологический, аксиологический и средовой подходы.
Согласно ювенологическому подходу, молодежь (возрастная категория от 14 до
35 лет) является не только объектом опеки и управления, но и активным субъектом общественного воспроизводства [1]. Социальная активность молодежи зависит от формирования интересов, потребностей и ценностей, которая образует структуру мотивационной сферы сознания молодых людей и является субъективной составляющей создания социальных отношений. Благодаря этому и осуществляется осознанный выбор путей и способов включения молодежи в различные «ячейки» социальной структуры [2, с. 14].
Представителями данного подхода являются И.М. Ильинский, А.И. Ковалева, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, В.А. Родионов, Б.А. Ручкин, Е.Г. Слуцкий, В.И. Чупров и др. В нашем исследовании данная возрастная группа - старшеклассники - является одним из объектов изучения и воздействия ювенологического подхода, выбрана она отнюдь не случайно. Именно в старшем школьном возрасте 15-18 лет (М.В. Матюхина, К.Т. Патрина) завершается половое созревание и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. А в будущем их ждет на только освоение новой профессии, но и создание собственной семьи, рождение детей.
Феномен родительства изучен в работах А.И. Антонова, В.В. Бойко, В.А. Борисова, А.Г. Вишневского, Л.Я. Гозман, В.Н. Дружи-
ниной, И.С. Кона, Р.В. Овчаровой, Г.Г. Филипповой, Л.Б. Шнейдера, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого и др. В нашем исследовании мы придерживаемся позиции М.О. Ермихи-ной, которая трактует «родительство» как осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания» [3, с. 7].
В определении понятия «отношение» мы опираемся на труды П.И. Пидкасистого. Он считает, что именно отношение, являясь центральной категорией воспитания, придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует значительное расхождение, и тогда мы говорим о лицемерии, слабохарактерности, неустойчивости, а если это касается детей, то отмечаем несформирован-ность отношения, то есть дисгармоничность субстанции отношения. Дисгармоничность отношения - основа его развития, преодоление противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение) и эмоциональной (нравится, не нравится, люблю, ненавижу, вызывает неприятные переживания, притягивает), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, - это механизм социально-духовного развития ребенка, приобщающегося к системе окружающих его отношений.
Совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание», но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство», когда само отношение выступает в качестве ценности. Здесь речь
идет об использовании такого подхода в социальном воспитании, как аксиологический. Данный подход описан в трудах В.И. Андреева, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, Д.И. Водзинского, Б.С. Гершунского, В.А. Караковского, С.В. Кульневича, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, Н.С. Розова, В.А. Сластенина и др. Согласно данному подходу - воспитанник - это высшая ценность общества. Ценностные отношения - это и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны (важны и значимы) для жизни.
Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.
Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.
Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается «Человеком»: он - цель и мера всех вещей. Только «вочеловечен-ный» мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания.
Ценностные ориентации характеризуются отечественными учеными как «система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [4, с. 128].
В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования [5, с. 426-428].
Мы отчетливо понимаем, что формирование задатков к ценностному отношению к родительству происходит еще с раннего детства в семье и зависит от ряда факторов, ца-
рящих в ней: семейные ценности, родительские чувства (в том числе родительская любовь), родительские позиции, установки и ожидания, родительская ответственность, а также стиль семейного воспитания и пр. То есть речь идет о средовой наполняемой воспитательного процесса. Следовательно, сре-довой подход, в развитие теории которого внесли значительный вклад труды таких исследователей, как А.В. Иванов, Я. Корчак, Н.Б. Крылова, Ю.С. Майнулов, Н.Л. Селиванова, В.А. Ясвин и др. является здесь вполне уместным и неотъемлемым элементом. В подростковом возрасте большая роль отводится влиянию школы. Именно социальное воспитание как процесс, осуществляемый в организациях, специально созданных для образования человека, развития его потенциальных возможностей (А.В. Мудрик), по нашему мнению, призвано помочь старшекласснику справиться с растущим внутренним напряжением, вызванным перегрузкой лишней информации, черпаемой из СМИ, ТВ и интернет-ресурсов и постоянным давлением со стороны общества, которое навязывает свои идеалы современной семьи и ценности, которые приводят к саморазрушению личности.
Изучением проблемы социального воспитания занимаются такие современные ученые, как В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, МП. Гурьянова, Н.В. Гарашкина, М.В. Шакурова, В.Р. Ясницкая и др. Социальное воспитание характеризуется как целенаправленный процесс по усвоению общественно значимых ценностей, взглядов, представлений, способов поведения и общения, развитию социально значимых качеств (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и др.).
Социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.
По мнению вышеобозначенных ученых, школа является не только феноменом социальной жизни, фактором социализации, но и транслятором и адаптером влияний всех существующих факторов социализации (мега-, макро-, мезо- и микрофакторов). В результа-
те чего и происходит социальное становление каждого учащегося [6].
Следовательно, социальное воспитание в школе призвано помочь старшеклассникам в осознании истинных традиционных ценностей семьи и родительства и должно способствовать развитию у них знаний, умений и навыков.
Обобщив вышеизложенную информацию, сформулируем определение понятия формирования ценностного отношения к ро-дительству как направления социального воспитания старшеклассников.
В нашем понимании формирование ценностного отношения к родительству как направление социального воспитания старшеклассников - это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (в том числе и социальных институтов) и воспитуе-мого (в нашем случае подросток 15-18 лет), в результате которого происходит усвоение, развитие и воспитание у старшего школьника важных и значимых для жизни в социуме качеств осознания духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания, путем включения старшеклассника в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.
Таким образом, мы предполагаем, что формирование ценностного отношения к ро-дительству как направление социального воспитания старшеклассников следует развивать в следующих основных направлениях:
- формирование установки к неконфликтному поведению;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- информирование о видах чувств и способах их выражения;
- формирование умения слушать, чтобы лучше понять свою вторую половину (супруга), детей, значимых других людей;
- формирование ответственного поведения будущих родителей по отношению к своей семье;
- формирование навыков рационального ведения домашнего хозяйства;
- формирование навыков эффективной и экономной организации бюджета семьи;
- формирование осознания родительского единства себя и своего брачного партнера, включая потребность в родительском единстве (осознание себя родителями, а не только матерью и отцом) [7, с. 74];
- информирование и формирование навыков умения применить основные нормативно-правовые акты, регламентирующие брачно-семейные отношения, и пр.
По нашему мнению, это и является неотъемлемой частью формирования ценностного отношения к родительству как направления социального воспитания старшеклассников.
Для подтверждения или опровержения значимости основных приоритетных направлений работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе с целью формирования у них ценностного отношения к роди-тельству средствами социального воспитания нами разработан опросный лист. Он включает в себя 40 вопросов: 10 - открытых, 26 -закрытых, 4 - сведения о себе, логично дополняющие и раскрывающие возможность выявления интересующей нас проблемы.
В октябре-ноябре 2016 г. в рамках констатирующего эксперимента нами был проведен опрос 125 старшеклассников (55 учащихся 9-х классов (21 девочка и 34 мальчика) и 70 учащихся 10-х классов (37 девочек, 33 мальчика) МБОУ СОШ № 4 г. Рассказово корп. 5), посвященный изучению проблемы формирования ценностного отношения к ро-дительству как направления социального воспитания старшеклассников.
В качестве примера приведем ниже часть результатов, полученных нами в ходе обработки материалов опросника.
Испытуемые старшеклассники представляют возрастную категорию 15-17 лет.
Семья в их понимании - это «союз двух сердец» - 57,6 % и «место, где можно ощутить себя в безопасности» - 42,4 %. Следовательно, можно предположить, что у большинства детей складываются весьма неплохие отношения со своими родителями.
Знание нормативно-правовой базы, регламентирующей семейно-брачные отноше-
ния, находится у опрашиваемых на очень низком уровне и оставляет желать лучшего.
О существовании Семейного кодекса РФ знают 12 % опрошенных, Конституцию РФ указало 4,8 %, Конвенцию о правах ребенка -0,8 %, Гражданский кодекс РФ - 0,8 %. 16,8 % старшеклассников (21 человек) в ответе на этот вопрос указали - паспорт, ЗАГС, свидетельство о браке, 64,8 % опрошенных (81 человек) испытали трудности при ответе на этот вопрос, выбрав вариант «затрудняюсь ответить». Следовательно, считаем необходимым дать информацию и разъяснить подросткам содержание и сущность существующих нормативно-правовых актов, регламентирующих семейно-брачные отношения для их полноценного и более комфортного функционирования в обществе.
81,6 % старших школьников считают, что к родительству необходимо готовиться заранее и что на формирование ценностного отношения к родительству старшеклассников в современных условиях влияют: семья -78,4 %, друзья - 33,6 %, СМИ, ТВ, Интернет -32,8 %, социальные сети и школа - 22,4 и 21,6 % соответственно, традиции - 16,8 %, церковь - 10,4 %, учреждения дополнительного образования - 4,8 %.
Мерами по повышению формирования ценностного отношения к родительству старшеклассников в современных условиях большинство считают «личный пример успешных семей» - 70,4 %.
По результатам ответов на вопросы, касающихся проведения досуга и доверительных отношений к родителям, наши предположения, что у значительной части подростков в семье все складывается положительно и позитивно, подтверждаются. В кругу семьи предпочитают проводить свободное время 45,6 %, в кругу друзей (гуляем) - 81,6 %, в социальных сетях - 27,2 %, играют в компьютерные игры - 18,4 %.
66,4 % опрашиваемых посчитали, что родители должны знать круг общения подростка, 29,6 % ответили, что это не их дело.
80 % респондентов считают, что необходимо больше времени проводить в кругу семьи, 15,2 % считают это незначимым, 4,8 % -ушли от ответа на данный вопрос.
Что касаемо вопросов профориентации -прослеживается следующая тенденция: 70,4 % подростков после школы планируют посту-
пать в вуз, 7,2 % - нет, 22,4 % - «затрудняются ответить».
В конфликтных ситуациях 36 % испытуемых «пытаются объяснить суть дела», 24,8 % опрашиваемых старшеклассников «твердо настаивают на своем, не слушая доводов окружающих», 23,2 и 21,6 % «остаются при своем мнении и уходят от разговора» и «прибегают к компромиссу» соответственно.
В ссорах большинство отмечают, что сами идут на примирение, выясняя кто виноват, а кто прав - 62,4 %. Стремятся помочь преодолеть трудности родным и близким 92 %. А вот прислушиваться к мнению окружающих большинство опрашиваемых отказывается - это 38,4 %, хотя и готовых прислушаться не мало - 32,8 % подростков. Следует учесть и то, что тех, кто неоднозначно ответил на этот вопрос, - 28,8 %. Следовательно, тех, кто наиболее может быть зависим в принятии своих решений от окружающих, - 61,1 %. Нельзя не согласиться с А.А. Медведевым в том, что общественное мнение является самой консервативной субстанцией, и для его изменения требуется продолжительное время [8, с. 12]. Поэтому в нашем случае необходимо провести работу в данном направлении, чтобы воспитанники могли научиться избегать давления со стороны окружающих при выборе и принятии важных решений, а также могли научиться обращаться за помощью к значимым другим людям.
Таким образом, данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, помогают нам подтвердить значимость выделенных нами ранее основных приоритетных направлений работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе (формирование установки к неконфликтному поведению, установки на здоровый образ жизни, информирование о видах чувств и способах их выражения, формирование умения слушать, чтобы лучше понять свою вторую половину (супруга), детей, значимых других людей, ответственного поведения будущих родителей по отношению к своей семье. Формирование навыков рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи, осознания родительского единства себя и своего брачного партнера, включая потребность в родительском единстве, информиро-
вание и формирование навыков умения применить основные нормативно-правовые акты, регламентирующие брачно-семейные отношения и прочее с целью формирования у них ценностного отношения к родительству средствами социального воспитания. То есть направления нашей работы со школьниками должны быть ориентированы на решение экономических, жилищных, психолого-педагогических проблем, проблемы занятости, физического здоровья, неоднозначное отношение общества к феномену многодетства, информационной проблемы и т. д. [9].
Основные направления формирующего эксперимента более широко изложены в авторской педагогической программе «Формирование ценностного отношения к родитель-ству как направление социального воспитания старшеклассников», которая подразумевает вовлечение старших школьников в творческие, игровые, практические, коммуникативные и другие виды деятельности с целью формирования у них ценностного отношения к родительству.
После реализации мероприятий программы планируется повторное обследование испытуемых с целью выявления эффективности деятельности педагога и степени позитивного влияния на испытуемых по формированию ценностного отношения к родительству как направления социального воспитания старшеклассников. А также разработка методических рекомендаций для дальнейшего применения программы в общеобразовательных школах.
Таким образом, проведенное нами исследование по формированию ценностного отношения к родительству старшеклассников показало, что в обществе назрела необходимость в разработке и реализации авторских программ по формированию ценностного отношения к родительству как направление социального воспитания старшеклассников, в реализации которых необходимо учитывать также готовность воспитателя реализовать ценностное отношение к партнеру (к ученику) в ходе общения с ним [10], что помогает создать доверительные отношения между участниками программы и педагога, и повышает эффективность результатов взаимодействия в целом.
Список литературы
1. Социология молодежи: энциклопедический словарь / под ред. Ю.А. Зубкова, В.И. Чупро-ва. М., 2008.
2. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. 288 с.
3. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Казань, 2004. 23 с.
4. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003.
5. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
6. Анкудинова Е.В. Проблема социального воспитания в отечественной литературе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. Т. 45. № 1.
7. Белоус О.В., Саркисян Л.В. Проблема содержания семейных отношений и отношения молодежи к феномену семьи // Психологические проблемы современной семьи: материалы 3 Междунар. науч. конф.: в 2 ч. М., 2007. Ч. 1. 536 с.
8. Медведев А.А. Ранняя профилактика семейного неблагополучия путем создания семье-сберегающей среды. Калуга: «Креатив Центр», 2010. 80 с.
9. Баранова Н.Ю. Проблемное поле современной семьи // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России (посвящается 25-летию социальной работы как профессии в России): материалы 7 заоч. науч.-практ. конф. с Междунар. участием / под общ. ред. Л.И. Савинова. Саранск: Издатель Афанасьев В.С., 2016. URL: http://13rusprint.ru/books/2016/SocialProtection/ (дата обращения: 15.02.2017).
10. Курилович Н.В. Коммуникативный потенциал специалиста социальной работы как основа эффективного профессионального общения // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 9. С. 154-159.
References
1. Sotsiologiya molodezhi: entsiklopedicheskiy slovar' [Sociology of Youth: Encyclopedia Dictionary]. Y.A. Zubkov, V.I. Chuprov (eds.). Moscow, 2008. (In Russian).
2. Zubok Y.A. Fenomen riska v sotsiologii: Opyt issledovaniya molodezhi [Risk Phenomenon in Sociology: Experience of Youth Research]. Moscow, Mysl Publ., 2007, 288 p. (In Russian).
3. Ermikhina M.O. Formirovanie osoznannogo roditel'stva na osnove sub"ektivno-psikhologicheskikh faktorov. Avtoref. diss. ... kand. psikh. nauk [Formation of conscious parenting basing on subjective-psychological factors. Cand. psychol. sci. diss. abstr.]. Kazan, 2004, 23 p. (In Russian).
4. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu [Introduction in Pedagogical Axiology]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. (In Russian).
5. Pedagogika [Pedagogy]. P.I. Pidkosistyy (ed.). Moscow, Russian Pedagogical Society Publ., 1998, 640 p. (In Russian).
6. Ankudinova E.V. Problema sotsial'nogo vospi-taniya v otechestvennoy literature [Social upbringing in Russian literature]. Izvestiya Volgo-gradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University], 2010, vol. 45, no. 1. (In Russian).
7. Belous O.V., Sarkisyan L.V. Problema soderz-haniya semeynykh otnosheniy i otnosheniya molodezhi k fenomenu sem'i [Problem of family relations content and youth's relation to the family phenomenon]. Materialy 3 Mezhdunarodnoy nauchno konferentsii «Psikhologicheskie prob-lemy sovremennoy sem'i» [Procedings of the 3rd "International Scientific Conference: Psychological Problems of Modern Family"]. Moscow, 2007, part 1, 536 p. (In Russian).
8. Medvedev A.A. Rannyaya profilaktika semey-nogo neblagopoluchiyaputem sozdaniya sem'es-beregayushchey sredy [Early Preventive Actions
of Family Disadvantages by Means of Creation of Family-Saving Sphere]. Kaluga, "Kreativ Tsentr" Publ., 2010, 80 p. (In Russian).
9. Baranova N.Y. Problemnoe pole sovremennoy sem'i [Problematic field of modern family]. Materialy 7 zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s Mezhdunarodnym uchastiem «Sot-sial'naya zashchita sem'i, materinstva, ottsovstva i detstva v sovremennoy Rossii (posvyashchaet-sya 25-letiyu sotsial'noy raboty kak professii v Rossii)» [Proceedings of the 7th Correspondence Scientific-Practical Conference with International Participation "Social Protection of a Family, Motherhood, Fatherhood and Childhood in Modern Russia (Devoted to 25th Anniversary of Social Work as a Profession in Russia)"]. L.I. Savinova (ed.). Saransk, V.S. Afanasev Publ., 2016. (In Russian). Available at: http://13rusprint.ru/books/2016/SocialProtection/ (accessed 15.02.2017).
10. Kurilovich N.V. Kommunikativnyy potentsial spetsialista sotsial'noy raboty kak osnova effek-tivnogo professional'nogo obshcheniya [Communicative potential of social work specialist as a basis of professional communication]. So-cial'no-ekonomicheskie yavleniya i processy -Social and Economic Phenomena and Processes, 2014, vol. 9, no. 9, pp. 154-159. (In Russian).
Поступила в редакцию 06.04.2017 г. Received 6 April 2017
UDC 374.73
PRIORITY DIRECTIONS OF WORK WITH SENIOR PUPILS IN A COMPREHENSIVE SCHOOL WITH THE PURPOSE OF FORMATION OF THE VALUABLE RELATION TO PARENTING BY MEANS OF SOCIAL EDUCATION
Nadezhda Vasilevna KURILOVICH
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: kurilovichtmb@mail.ru Nataliya Yurevna BARANOVA
Post-graduate Student, Psychological-Pedagogical Education Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: baranova_rrr@mail.ru
The question of valuable relation to parenting by means of social education formation at senior pupils is considered. The definition of a value attitude formation concept to parenthood, derived from the analysis of the scientific literature, as a direction for social education of high school students is proposed. Basing on the conducted research based on the ideas of the juveniological, axiological and environmental approaches, the following main directions of work with high school students in the general education school were developed with the aim of forming in them a value attitude towards parenting by means of social education: the formation of an attitude to non-conflict behavior, setting for a healthy lifestyle, information on the types of feelings and ways of expression, the formation of listening skills to better, understand their second half (spouse), children, significance of others, responsible behavior of the parents in relation to their family. Formation of the skills of rational housekeeping, effective and economical organization of the family budget, awareness of the parental unity of oneself and one's partner, including the need for parental unity, informing and forming skills for applying basic legal acts regulating marriage and family relations, etc. Thus, the activities of priority areas of work with high school students in the general education school should be aimed at solving the main problems of modern families: economic, housing, psychological and pedagogical problems, employment problems, physical health, ambiguous attitude of society to the phenomenon of many children, information problems, etc. The results of the study on the formation of a value attitude to the parenthood of high school students showed that there is a need in the society for the development and implementation of author programs on the formation of a value attitude to parenthood, as a direction for social education of high school students, in the implementation of which it is also necessary to take into account the willingness of the educator to realize a value attitude towards a partner (student) in communion with him, which helps to create a trusting relationship between program participants and teacher, and it increases the effectiveness of the results of the interaction as a whole. In this direction the problem is poorly understood and it requires further research.
Key words: values; value attitude; parenthood; social education; environment DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-14-21
Для цитирования: Курилович Н.В., Баранова Н.Ю. Приоритетные направления работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе с целью формирования у них ценностного отношения к родительству средствами социального воспитания // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 14-21. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-14-21.
For citation: Kurilovich N.V., Baranova N.Y. Prioritetnye napravleniya raboty so starsheklassnikami v obshcheobrazovatel'noy shkole s tsel'yu formirovaniya u nikh tsennostnogo otnosheniya k roditel'stvu sredstvami sotsial'nogo vospitaniya [Priority directions of work with senior pupils in a comprehensive school with the purpose of formation of the valuable relation to parenting by means of social education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 4 (168), pp. 14-21. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-14-21. (In Russian).