DOI: 10.15293/1813-4718.1903.05 УДК 37.018.26
Хаджиев Сайдхасан Магомедович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Чеченский институт повышения квалификации работников образования, [email protected], ORCID 0000-0001-9764-0378, Грозный
ВЛИЯНИЕ ОСОЗНАННОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. Качество образовательных результатов определяется характером взаимодействия школы и семьи обучающегося. Согласно мониторинговым исследованиям, родители старшеклассников проявляют недостаточное участие в школьной жизни ребенка.
Цели статьи - изучение влияния осознанной родительской ответственности на достижение высоких образовательных результатов старшеклассников, характеристика механизмов взаимодействия школы и семьи путем осуществления адресной поддержки родителей.
Методология. Теоретическую основу исследования составляют выводы отечественных и зарубежных исследований, посвященных феномену осознанного и ответственного роди-тельства. На основе анализа источников дана характеристика понятию осознанной родительской ответственности, выделены показатели и критерии этого понятия. Описано исследование изучения влияния осознанной родительской ответственности на образовательные результаты старшеклассников. Обнаружена прямая корреляция между уровнем осознанной родительской ответственности и образовательными результатами старшеклассников.
Заключение. Сделаны выводы о необходимости выстраивания работы школы с семьей по повышению осознанного родительства и его ответственного отношения к образовательным результатам старшеклассников. Практическая ценность статьи заключается в описании программ адресной поддержки родителей с различным уровнем осознанной ответственности. Статья может быть полезна исследователям в области семейной педагогики.
Ключевые слова: осознанная родительская ответственность, старшеклассники, образовательные результаты, семья, профессиональный стандарт педагога, адресные программы поддержки.
Постановка задачи. Семья и школа выступают важными институтами социализации ребенка. Личность формируется в семье и в дальнейшем развивается в социуме. Значимость развития института семьи для российского государства обозначена в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [5]. Необходимость улучшения образовательной ситуации также отмечается в различных документах, в частности в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Кроме того, образовательная политика регулируется введением федеральных государственных образовательных стандартов для учеников,
внедрением профессиональных стандартов для педагогов, национальной системой учительского роста. Усиленное внимание государства к семье и школе обусловлено различными негативными социальными явлениями. Среди них социальная и экономическая нестабильность в обществе, которая сказывается на институте семьи, деятельности школы и взаимоотношениях в этих сообществах.
В этой связи к современной школе сегодня предъявляется масса требований, направленных на повышение качества образования. Одним из них выступает взаимодействие педагогов с семьей обучающегося. В частности, в профессиональном стандарте педагога выделяется такое тру-
довое действие учителя, как использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, а также помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка [11]. Еще одно трудовое действие, ориентирующее на необходимость взаимодействия с семьей, - это реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка.
Мониторинговые данные свидетельствуют о недостаточно активном участии родителей в школьной жизни ребенка. Зарубежные исследования показывают, что по мере взросления ребенка родители проявляют меньшую активность во взаимодействии с педагогами [17]. Указанные выводы подтверждены и социологическими обследованиями, проведенными в нашей стране. Выявлено, что участие родителей школьников наиболее явно выражено в начальной школе и снижается к старшим классам [8; 9].
При этом возрастные новообразования старшего школьника связаны с необходимостью поиска им своего предназначения в жизни, формированием жизненного, личностного и профессионального самоопределения. Это вызывает определенные страхи, обусловленные сомнениями в правильном выборе жизненного пути. Исследователями установлено, что в 11-м, выпускном, классе ситуация становится более напряженной. Прежде расплывчатый жизненный выбор становится реальностью и тревожит учащихся [7]. Их беспокоит не только будущее, но и настоящее: ситуации взаимоотношений с педагогами, со сверстниками [15]. При этом для старшеклассников важен характер коммуникации в семье, так как преобладание во взаимоотношениях с родителями стратегии противодействия и подчинения приводят к эмоциональной напряженности, неудовлетворенности старшеклассника, амбивалентности и неумению устанавливать контакты в отношениях со сверстниками
(особенно противоположного пола) [6].
Иными словами, в ранней юности, соответствующей периоду старших классов, школьнику особо необходима поддержка родителей и педагогов. Более уверенному выбору профессии способствуют хорошие образовательные результаты. В этой связи для школы важно наличие у родителей осознанной ответственности за образовательные результаты старшеклассников.
Цель статьи заключается в описании влияния осознанной родительской ответственности на достижение высоких образовательных результатов старшеклассников и поиске механизмов взаимодействия школы и семьи в этом направлении. Для выявления такой взаимосвязи проанализируем работы, посвященные вопросам родительской ответственности, осознанности, их активности при участии в школьной жизни старшеклассника.
Научная экспозиция, введение в проблему. Вопрос родительства, его осознанности и ответственности в последнее время активно изучается в России и других странах. Так, анализируя феномен современного родительства, К. Н. Поливанова отмечает, что основное социальное требование к современной семье заключается в выстраивании собственной осознанной позиции [10]. Это связано с тем, что современные родители воспитывают детей на фоне противоречий между значимостью самореализации и сохраняющейся ценностью родительства. М. О. Ермихина, исследуя вопрос о формировании осознанного родительства, определяет его как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве [3]. Компонентами родительства как психологического феномена автором выделяются: родительские установки и ожидания, родительские чувства и позиции, родительское отношение, стиль семейного воспитания и родительская ответственность. Ю. В. Сеппенен рассматривает ответственное родительство как сбалансированность различных сторон
воспитания: эмоциональной, коммуникативной, ценностной, духовной, экономической, нормативной. Причем воспитание родительского отношения к своим детям, по словам автора, закладывается в родительской семье (определяется собственными родителями). Это воспитание определяет самооценку будущих родителей, психологическую зрелость, адекватность чувств, рефлексию [12].
Е. Г. Смирнова понимает осознанное родительство как интегральное психологическое образование личности родителей (отца и / или матери), которое представляет собой систему взаимодействия различных компонентов. К ним относят: ценностные ориентации, родительские установки и чувства, а также отношения, позиции и родительскую ответственность. Все эти явления способствуют формированию гармоничного стиля семейного воспитания [14].
В этих определениях четко прослеживается взаимосвязь родительской ответственности с осознанным родительством. Нами же эти понятия интегрируются в единый термин «осознанная родительская ответственность». Это обусловлено тем, что родительская ответственность часто рассматривается в рамках декларируемых обязанностей по воспитанию ребенка, закрепленных в нормативных документах. Такие обязанности формально приняты родителями, но не всегда осознанны, не интериоризированны. Мы полагаем, что осознанная ответственность проявляется не только в понимании значимости родительского участия в школьной жизни ребенка, но и в его деятельностном проявлении.
В нашем исследовании «осознанная родительская ответственность» понимается как принятые и усвоенные родителями принципы воспитания, применяемые для полноценного развития личности ребенка. Причем в презентуемой работе мы рассматриваем это понятие в тесной связи с образовательными результатами старше-
классников. Родители, заинтересованные учебным процессом и образовательными результатами своего ребенка, нами рассматриваются именно как осознанно ответственные. Образовательные результаты в этой работе связаны с академической успешностью старшеклассника. Она дает возможность прогнозировать результаты государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, которые позволят выпускнику поступить в вуз.
Продолжая теоретическое изучение вопроса, отметим, что тема коммуникации семьи и школы рассматривается в многочисленных исследованиях. К примеру, в работе К. А. Любицкой, М. А. Шакаро-вой в настоящий момент выявлен недостаточный уровень вовлеченности современных родителей в школьную жизнь ребенка. Наиболее эффективным каналом коммуникации со школой, согласно их данным, для родителей является непосредственное общение с учителем. Среди основных трудностей взаимодействия (по мнению родителей) авторы называют расхождения во мнении с педагогами по вопросам обучения и воспитания детей, «закрытость» школы или отдельных педагогов. Причем, по данным исследования, в средней и старшей школе эти трудности усугубляются [8]. Эти материалы указывают на необходимость поиска эффективных средств, повышающих вовлеченность родителей в школьную жизнь ребенка, особенно в старших классах.
Отметим, что вопрос взаимодействия со школой родителей и их заинтересованности образовательными достижениями своих детей активно исследуется за рубежом. Так, W. H. Jeynes проводит мета-анализ взаимосвязи между результатами обучения детей и вовлеченностью родителей в образовательный процесс. Автором отмечена роль семейных инвестиций в развитие ребенка и партнерских отношений в семье для достижения результатов обучения у школьников [19]. В статье А. Feuerstein
также изучается фактор успеваемости учащихся, определяемый родительским участием. Результаты, представленные этим автором, показывают, что родительские усилия оказывают явное положительное влияние на образовательные достижения учеников [18]. D. Oyserman, D. Brickman, М. Rhodes в течение двухлетнего наблюдения изучили негативное влияние отсуствия вмешательства родителей в школьную жизнь ребенка не только на успеваемость, но и на поведение ребенка в школе [20]. В частности определено, что недостаточное участие родителей в школьном обучении ребенка приводит к более низким образоватльным результатам и снижению школьной дисциплины ученика.
Интересным, на наш взгляд, является сравнительное исследование, проведенное в России и Финляндии с целью изучения взаимодействия между семьей и школой с кросс-культурной точки зрения. Данные показали, что учителя по обе стороны границы имеют схожие взгляды на взаимодействие между домом и школой. Однако позиции родителей в этих странах различаются. Финские родители воспринимают особенности сотрудничества школы и семьи более позитивно, чем российские родители [22].
В книге J. S. Coleman представлено изучение взаимосвязи образования родителей, их дохода и занятости с оценками их детей и результатами тестов учебных достижений. В книге отмечено, что высшее образование и доход семьи родителей оказывают явное положительное влияние как на оценки учащихся, так и на результаты тестов. Выявлено, что у родителей (матерей), которые заняты неполный рабочий день, дети чаще получают более высокие баллы по результатам тестов на успеваемость [16]. Эти выводы могут быть основанием для поиска механизмов повышения образовательных результатов школьников. Иными словами, участие матерей, которые
имеют время для образования своих детей, очень важно для учебных достижений школьников.
Отечественные исследования этому не противоречат. Так, в работе О. В. Андреевой выявлено, что взаимоотношения родителей и детей в семье имеют большое значение не только для общего психологического состояния ребенка, но и для успеваемости и успешности обучения ребенка в школе [1]. С. И. Елистаратова также обращает внимание на взаимодействие учителей, родителей и учащихся для повышения качества обучения в общеобразовательной школе и удовлетворенности всеми учат-никами образовательных отношений [2]. Интересным в области рассмотрения изучаемого вопроса является исследование В. С. Собкина и А. С. Фомиченко, которые выявили особенности отношений родителей к школе, проанализировав труды зарубежных специалистов в этой области. Авторы приходят к выводу о том, что большая ответственность в плоскости отношений «семья - школа» отводится школе, так как именно она должна инициировать, координировать и поддерживать отношения в системе «семья - школа» [13]. Наряду с этим авторы отмечают, что участие родителей в школьной жизни своего ребенка -это основной тренд современной образовательной политики. Исследование авторов подводит к мысли, что материнское образование, стиль семейного воспитания и участие родителей в школьной жизни своих детей - факторы, оказывающие положительное влияние на образовательные результаты учащихся.
Степень участия родителей в жизни школьника рассматривается по-разному. Чаще всего используется термин родительской вовлеченности, причем как в России, так и за рубежом [9; 19]. Представим характеристику, отражающую типологию родителей по степени вовлеченности в школьную жизнь ребенка с учетом социального статуса (табл. 1).
Таблица 1
Классификация родителей по степени их вовлеченности в школьную жизнь ребенка (H. Skouteris, B. Watson, J. Lum) [21]
Категория Степень активности Социальный статус
Партнеры Высокая активность в неформальном и официальном взаимодействии со школой, добровольное участие в формальном управлении школой Высокий
Участники Вовлеченность в неформальные мероприятия в школе Высокий
Делегаты Основную ответственность за воспитание своих детей родители возлагают на педагогов Средний
Невидимые Не участвуют в школьной жизни ребенка Низкий
В представленном исследовании высокий уровень вовлеченности родителей рассматривается как партнерство. Однако в нашей статье презентуется понятие «осознанная родительская ответственность». Она отличается более глубоким характером отношений школы и семьи, включаю-
щей триаду: педагоги - родители - ученики. Причем такое взаимодействие должно быть двусторонним: как со стороны родителя, так и со стороны учителя. Это будет ориентировать и самого старшеклассника на активное взаимодействие со взрослыми (педагогами и родителями) (рис. 1).
Рис. 1. Характер взаимоотношений субъектов образования при наличии признаков осознанной родительской ответственности
Исследовательская часть. Осознанная родительская ответственность рассматривается нами как сочетание двух компонентов: когнитивного (знание, понимание) и деятельностного (активность, деятельность). Исходя из этого, представим следующую формулу: осознанность + ответственность = осознанная ответственность = высокие образовательные результаты.
Мы полагаем, что выявление осознанной родительской ответственности должно выключать два компонента:
- внутренний (самоанализ родителями своих взаимоотношений с ребенком и педагогами);
- внешний (анализ педагогами родительской активности во взаимодействии со
школой в части достижения старшеклассником образовательных результатов).
На основании выделенных позиций было составлено две анкеты. Первая анкета предназначалась для родителей с целью определения степени их осознанности в вопросах значимости взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных результатов старшеклассников. Вторая анкета разработана для педагогов для определения родительской активности и ответственности в аспекте поддержки старшеклассника в учебном процессе. На основании изучения различных источников нами были определены параметры, по которым характеризуется родительская осознанность и ответственность (табл. 2).
Таблица 2
Параметры осознанности родительской ответственности
Осознанность Ответственно сть
Самообразование родителей, изучение ими вопросов детской педагогики, психологии старшеклассника Оказание помощи ребенку в развитии личностных качеств, необходимых для жизненного самоопределения
Осознание значимости взаимодействия с классным руководителем и другими учителями по вопросам учебных и других достижений старшеклассника Постоянное взаимодействие с классным руководителем и другими учителями по вопросам учебных достижений старшеклассника и его социальной активности
Понимание необходимости содействия старшекласснику в решении вопросов, связанных с жизнью ребенка в школе Активное участие в родительских группах как в традиционных, так и в социальных сетях, имеющих отношение к школе
Осознание важности обсуждения со школой вопросов личностно-ориентированного обучения и учета индивидуальных способностей, наклонностей, профилизации Обсуждение с педагогами вопросов лич-ностно-ориентированного обучения и учета индивидуальных способностей, наклонностей старшеклассника, направлений его дальнейшего профессионального обучения
Знание о необходимости стимулирования ребенка участвовать в образовательных мероприятиях вне дома и школы (образовательный туризм, посещение музеев, различные экскурсии, участие в волонтерских движениях и т. д.) Содействие родителей старшекласснику в расширении кругозора (образовательный туризм, посещение музеев, различные экскурсии, участие в волонтерских движениях и т. д.)
Были опрошены родители старшеклассников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60» г. Грозного Чеченской республики в количестве 112 человек и экспертная комиссия педагогов (состоящая из классных руководителей учащихся 10 и 11 классов, а также педагогов, преподающих у старшеклассников). Выборка педагогов составила 12 человек. На основании полученных данных были выделены категории родителей с различным уровнем осознанной родительской ответственности: высоким, средним и низким (табл. 3).
Стоит отметить, что большинство родителей продемонстрировали высокий и средний уровни осознанной родительской ответственности (70 %). При этом отметим, что высшее образование обоих родителей имеется только у 19,3 % обучающихся.
Практически третья часть респондентов продемонстрировали низкий уровень осознанной родительской ответственности (30 %). Это говорит о том, что с этой
категорией родителей необходимо пересмотреть некоторые направления работы школы с семьей. Важно и усилить акцент в формировании осознанности этой категории родителей учащихся старших классов.
Мы сравнили полученные данные с образовательными результатами обучающихся 10 и 11 классов (их успеваемостью). Математическая обработка результатов с помощью статистики позволила выявить взаимосвязь между осознанной родительской ответственностью и учебными достижениями школьников. Расчет коэффициента корреляции Спирмена показал прямую связь средней выраженности между уровнем родительской ответственности и образовательными результатами (академической успеваемостью) учащихся старших классов (гр = 0,57). Это говорит о том, что осознанная родительская ответственность оказывает влияние на образовательные результаты старшеклассников. Чем выше уровень осознанной родительской ответ-
ственности, тем выше образовательные результаты обучающихся в старших классах, и наоборот. Такой вывод позволяет заявить о необходимости повышения уровня осознанной родительской ответственности в
семьях старшеклассников. Это положение служит основанием для разработки адресных программ поддержки родителей, демонстрирующих разные уровни осознанной родительской ответственности.
Таблица 3
Категории родителей, проявляющих осознанную родительскую ответственность в достижении высоких образовательных результатов старшеклассников
Уровни Характеристика Количество, %
Высокий Родители понимают значимость активного участия в школьной жизни старшеклассника, активно взаимодействуют с педагогами, участвуют в различных аспектах жизни ребенка (учебной и внеу-чебной), заинтересованы в высоких образовательных результатах старшеклассника 26
Средний Родители понимают значимость активного участия в школьной жизни старшеклассника, взаимодействуют с педагогами, участвуют в некоторых аспектах жизни ребенка (учебной и внеучебной), заинтересованы в хороших образовательных результатах старшеклассника 44
Низкий Родители частично понимают значимость активного участия в школьной жизни старшеклассника, редко взаимодействуют с педагогами (чаще в проблемных ситуациях), эпизодически участвуют в различных аспектах жизни ребенка (учебной и внеучебной), не высокая заинтересованность в качестве образования, перекладывание ответственности в этом вопросе на педагогов 30
Адресные программы рассматриваются сегодня как «целостные системы управленческих и педагогических решений, которые разрабатываются для обеспечения направленной помощи или поддержки конкретного человеке или группы людей» [4, с. 153]. Причем акцент делается на независимость от социальных условий, в которых находятся участники образовательных отношений. Нам импонирует такой подход, так как он предполагает учет различных категорий обучающихся и их родителей, а также оказание им адресной помощи в актуальных вопросах. В этом случае в вопросах повышения уровня родительской ответственности.
Такие программы должны иметь направленное действие на повышение качества образовательных результатов с учетом выявленных категорий родителей и их затруднений в плане взаимодействия со школой.
Нами были выделены три категории родителей с различным уровнем осознанной ответственности. Полагаем, что, исходя из выявленных категорий, необходимо выстраивать направленную работу (табл. 4).
Наибольшее беспокойство вызывает категория родителей с низким уровнем осознанной родительской ответственности. Для них характерны невысокие запросы к качеству образования, недостаточное взаимодействие с ребенком и школой в вопросах обучения. Они в основном имеют средний уровень образования, являются представителями рабочих профессий. Для этой категории родителей важно разработать программы, направленные на повышение уровня притязаний к качеству образовательных результатов старшеклассников и вовлеченность в школьную жизнь старшеклассника.
Таблица 4
Направления программ адресной поддержки родителей с разным уровнем осознанной родительской ответственности
Низкий уровень осознанной родительской ответственности Средний уровень осознанной родительской тветственности Высокий уровень осознанной родительской ответственности
Повышение осведомленности родителей в вопросах психологии старшеклассника, важности высоких результатов для профессионального самоопределения Повышение осведомленности о необходимости содействия старшекласснику в вопросах жизненного профессионального самоопределения Привлечение родителей к распространению опыта эффективных родительских практик выстраивания эффективного взаимодействия со школой и ребенком
Формирование осознания значимости взаимодействия с классным руководителем и другими учителями по вопросам учебных и других достижений старшеклассника Ориентация на включение родителей в более тесное взаимодействие с классным руководителем и педагогами школы, по дисциплинам которых старшеклассник демонстрирует невысокие образовательные результаты Формирование мотивации к вовлечению других родителей во взаимодействие со школой и старшеклассником
Развитие понимания необходимости содействия старшекласснику в решении вопросов, связанных со школьной и внешкольной жизнью ребенка. Выявление актуальных жизненных проблем старшеклассника и обращение при необходимости к педагогам и психологам школы Развитие понимания значимости количества и качества родительского общения со старшеклассниками по актуальным вопросам старшего школьного возраста. Содействие в повышении учебной мотивации старшеклассника Ориентация на организацию мероприятий детско-роди-тельского и педагогического взаимодействия со старшеклассниками в расширении кругозора (образовательный туризм, посещение музеев, различные экскурсии, участие в волонтерских движениях и т. д.)
Наиболее многочисленна категория родителей, демонстрирующих средний уровень осознанной родительской ответственности. Они проявляют высокую заинтересованность в достижении качественных образовательных результатов, проявляют интерес к взаимодействию в триаде «ученик - родители - школа». Однако сами отличаются занятостью и, вследствие этого, недостаточной вовлеченностью в учебный процесс старшеклассника. Эти родители имеют высшее и среднее образование. Программы адресной поддержки для них должны быть ориентированы на осознание значимости повышения частоты взаимодействия с педагогами и старшеклассниками для получения бо-
лее высоких образовательных результатов у ученика.
Третья категория родителей представлена в меньшинстве. Она характеризуется высоким уровнем осознанной родительской ответственности. Эти родители в большей части имеют высшее образование. Они, как правило, входят в родительский комитет и поэтому наиболее включены в школьную жизнь ребенка. Такие родители принимают участие как в формальных (классных собраниях), так и неформальных мероприятиях (организация школьных праздников). Они находятся в постоянном контакте с классным руководителем и другими педагогами. Несмотря на это, такие родители также нуждаются
в адресной поддержке для сохранения качества образовательных результатов старшеклассников. Исходя из их активной позиции и высокой вовлеченности, можно сделать вывод о развитой мотивации к сотрудничеству не только с педагогами, но и другими родителями.
Родители с высоким уровнем осознанной ответственности занимают нейтральную позицию по отношению к другим, менее мотивированным родителям. Они не участвуют в образовании старшеклассников, поэтому могут быть неформальными наставниками не вовлеченных в школьную жизнь старшеклассника родителей. Им можно предложить роль тьютора.
В течение 2017-2018 гг. осуществлялась реализация программ адресной поддержки родителей, демонстрирующих разный уровень осознанной родительской ответственности. Формы реализации этих программ были многообразны: семинары для родителей, круглые столы по обсуждению вопросов качества обучения и учебных достижений старшеклассников, мастер-классы, которые проводились родителями-тьюторами, педагогами и психологами, дни открытых дверей и вечера встреч. Отметим, что эти мероприятия предполагают акцент на практикоориентированные приемы работы в неформальном общении. Важно было создать непринужденную обстановку, в которой каждый родитель, не зависимо от вовлеченности в школьную жизнь, почувствовал себя комфортно и уверенно.
Результаты реализации ад]
Встречи проводились с периодичностью в среднем один раз в два месяца. Дата, время, частота и продолжительность мероприятий согласовывались с родителями. Отметим, что инициаторами выступали педагоги и родители-тьюторы в организации различных мероприятий. Если некоторые родители в силу различных обстоятельств не могли присутствовать, им передавались наработанные материалы по проведенному мероприятию. Тем самым обеспечивалась дистанционная включенность каждого родителя старшеклассника, с учетом их жизненных обстоятельств. Мы полагаем, что это очень важно, так как и позволяет выстроить адресную помощь разным родителям.
В части мероприятий участвовали и старшеклассники. Это было направлено на формирование триады взаимодействия: родитель - старшеклассник - учитель. Эти мероприятия проводились с привлечением школьного психолога. Их цель: выстраивание адекватных детско-родительских отношений и эффективных коммуникаций в семьях с низким уровнем осознанной родительской ответственности.
По завершению серии таких мероприятий, которые входили в программы адресной поддержки, была проведена повторная диагностика. Она была направлена на выявление динамики уровня осознанной родительской ответственности и связи ее с образовательными результатами старшеклассников (табл. 5).
Таблица 5
сных программ поддержки
Этапы исследования Высокий уровень осознанной родительской ответственности, % Средний уровень осознанной родительской ответственности, % Низкий уровень осознанной родительской ответственности, %
До реализации программ адресной поддержки 26 44 30
После реализации программ адресной поддержки 31 46 23
Из таблицы видно изменение процентного соотношения каждой категории родителей. Повысилось число родителей с высоким уровнем осознанной родительской ответственности на 5 %, и снизилось число родителей с низким уровнем осознанной родительской ответственности на 7 %. Несмотря на незначительную динамику, отметим ее положительные сдвиги. Были проанализированы учебные достижения школьников в части успеваемости старшеклассников. Обнаружено повышение качества образовательных результатов школьников у родителей, которые изменили отношение к школе, т. е. проявили средний и высокий уровни осознанной родительской ответственности. Динамика учащихся, демонстрирующих высокую успеваемость, составила 7 %.
Заключение. Таким образом, данные повторной диагностики позволили констатировать эффективность адресных программ поддержки родителей с различным уровнем осознанной родительской ответственности. Стоит отметить, что, несмотря на действенность разработанных программ, существуют ограничения в их реализации другими образовательными организациями: необходимость предварительной психолого-педагогической диагностики для выявления уровня осознанной родительской ответственности и активная позиция педагогов (классных руководителей) во взаимодействии с семьей. Эти ограничения не являются непреодолимыми. Поэтому при выстроенной ра-
боте в школе, направленной на повышение уровня осознанной родительской ответственности, их можно нивелировать.
Итак, важность взаимодействия школы и семьи для учебных достижений школьников обоснована в отечественных и зарубежных источниках. В российской системе образования обнаруживается недостаточная вовлеченность родителей в учебный процесс своего ребенка. Особенно это ярко проявляется в старших классах. При этом именно старшеклассник находится на пороге взрослой жизни. Его учебные достижения важны для дальнейшего профессионального самоопределения. Сфор-мированность у родителей осознанной ответственности способствует повышению качества образовательных результатов учеников старших классов. Такой вывод был сделан на основе эмпирического исследования, проведенного автором статьи. Соответственно, повышение уровня осознанной родительской ответственности необходимо для качественных достижений старшеклассников. На этом основании были разработаны и апробированы программы адресной поддержки родителям с разным уровнем осознанной родительской ответственности. Увеличение числа родителей с высоким и средним уровнем осознанной родительской ответственности показывает эффективность предложенных инструментов. Это говорит о важности деятельности школы по инициации взаимодействия с родительской общественностью.
Библиографический список
1. Андреева О. В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - Вып. 5. - С. 1-9. - URL: https://naukovedenie.ru/PDF/160PVN514.pdf (дата обращения: 17.04.2019).
2. Елистаратова С. И. Взаимодействие учителей, родителей и учашдхся как фактор повышения качества обучения в общеобразова-
тельной школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. -Т. 15, № 2 (2). - С. 324-328.
3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2004. - 168 с.
4. Ильясов Д. Ф., Кеспиков В. Н., Солодко-ва М. И., Селиванова Е. А. Проектирование адрес-
ных программ поддержки школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, но не являющихся аутсайдерами // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 151-156.
5. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) [Электронный ресурс]: в 2 частях. - URL: https://rg.ru/ 2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения: 05.05.2019).
6. Кошель А. И. Особенности отношений со сверстниками старшеклассников с разными стратегиями взаимодействия с родителями: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д., 2015. - 237 с.
7. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 176 с.
8. Любицкая К. А., Шатрова М. А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе // Вопросы образования. - 2018. - № 3. - С. 196-215.
9. Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Вовлеченность родителей школьников в образование их детей [Электронный ресурс] // Мониторинг экономики образования. - 2017. -Вып. 30 (56). - URL: https://memo.hse.ru/ data/2018/01/10/1160565455/iam_30%20(56).pdf (дата обращения: 17.04.2019).
10. Поливанова К. Н. Современное роди-тельство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2015. - Т. 7, № 3. - С. 1-11. - URL: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070301 (дата обращения: 17.04.2019).
11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 17.04.2019).
12. Сеппенен Ю. В. Факторы формирования ответственного родительства среди молодежи //
Перспективы науки и образования. - 2018. -№ 5 (29). - С. 13-17.
13. Собкин В. С., Фомиченко А. С. Особенности отношения родителей к школе в зарубежных исследованиях (по материалам публикаций в журнале Social and Behavioral Sciences за 2011-2015 гг.) // Наука и Школа. - 2016. -№ 3. - С. 51-60.
14. Смирнова Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье: дис. ... канд. психол. наук. - Курган, 2008. - 249 с.
15. Шабанова Т. Л. Особенности переживания социальных и учебных страхов старшеклассниками и студентами вуза // Вестник университета. - 2013. - № 13. - С. 271-276.
16. Coleman J. S. Parents, Their Children And Schools. - N. Y., 2018. - 192 p.
17. Izzo C. V., Weissberg R. P., Kasprow W. J., Fendrich M. A longitudinal assessment of teacher perceptions of parent involvement in children's education and school performance [Электронный ресурс] // American Journal of Community Psychology. - 1999. - Vol. 27, Iss. 6. - P. 817-839. - URL: https://link.springer. com/article/10.1023/A:1022262625984 (дата обращения: 17.04.2019).
18. Feuerstein A. School characteristics and parent involvement: Influences on participation in children's schools // Journal of Educational Research. - 2001. - № 94 (1). - Р. 12-29.
19. Jeynes W. H. AMETA-ANALYSIS The Effects of Parental Involvementon Minority Children's Academic Achievement // Educational Psychology Review. - 2016. - Vol. 28, Iss. 4. -P. 771-801.
20. Oyserman D., Brickman D., Rhodes M. School Success, Possible Selves, and Parent School Involvement // Family Relations. - 2007. -№ 56. - P. 479-489.
21. Skouteris H., Watson B., Lum J. Preschool children's transition to formal schooling:The importance of collaboration between teachers, parents and children // Australasian Journal of Early Childhood. - 2012. -Vol. 37, № 4. - P. 78-85.
22. Sormunen M, Kirilina V., Goranskaya S., Tossavainen K. Interaction Between Home and
School: The Views of Teachers and Parents from Parents in Education. - 2018. - Vol. 10, № 1. -Finland and Russia // International Journal About P. 33-46.
Поступила в редакцию 07.04.2019
Hadzhiev Sajdhasan Magomedovich
Cand. Sci. (Pedag.), Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department, Chechen Institute for Advanced Training of Educators, Student of the Master's Degree Programme in Education Management at the Higher School of Economics, [email protected], ORCID 0000-0001-9764-037, Groznyy
IMPACT OF CONSCIOUS PARENTAL RESPONSIBILITY ON THE EDUCATIONAL RESULTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS
Abstract. Problem and target. The quality of educational outcomes is determined by the nature of interaction between school and the student's family. According to monitoring studies, parents of high school students show unworthy participation in school life of a child.
The target of the article is to study the influence of conscious parental responsibility on the achievement of high educational results of high school students, to determine the mechanisms of interaction between school and parents with different levels of conscious responsibility.
Methodology. Theoretical basis of the research are conclusions of domestic and foreign researches devoted to the phenomenon of conscious and responsible parenthood. On the basis of the analysis of sources, the concept of conscious parental responsibility is characterized; indicators and criteria of this concept are singled out. The impact of conscious parental responsibility on the educational outcomes of high school students is described. A direct correlation between the level of conscious parental responsibility and the educational results of high school students was found.
Conclusion. Conclusions were made on the need to build the work of the school with the family to improve conscious parenting and its responsible attitude to the educational results of high school students. The practical value of the article lies in the description of targeted parental support programs with different levels of conscious responsibility. The article can be useful for researchers in the field of family pedagogy.
Keywords: conscious parental responsibility, high school students, educational results, family, professional standard of the teacher, targeted support programs.
References
1. Andreeva, O. V., 2014. Studying the influence of the family on the success of education of younger schoolchildren [online]. Naukovedenie, Iss. 5, pp. 1-9. Available at: https://naukovedenie. ru/PDF/160PVN514.pdf (accessed: 17.03.2019). (In Russ.)
2. Elistaratova, S. I., 2013. Interaction of teachers, parents and students as a factor in improving the quality of education in secondary school. Newspaper of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Vol. 15, No. 2 (2), pp. 324-328. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Yermikhina, M. O., 2004. Formation of conscious parenthood on the basis of subjective-psychological factors. Kazan, 168 p. (In Russ.)
4. Ilyasov, D. F., Kespikov, V. N., Solodko-
va, M. I., Selivanova, E. A., 2018. Design of targeted programs to support schools in disadvantaged social conditions, but not as outsiders. Kazan Pedagogical Journal, No. 6, pp. 151-156. (In Russ.)
5. Concept of the state family policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (public project) [online]. Available at: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (accessed: 05.03.2019). (In Russ., abstract in Eng.)
6. Koshel, A. I., 2015. Peculiarities of relations with high school students with different strategies of interaction with parents. Rostov-on-Don, 237 p. (In Russ.)
7. Kulagina, I. Yu., 1999. Age psychology (Development of a child from birth to 17 years). Textbook. Moscow: URAO Publ., 176 p. (In Russ.)
8. Lyubitskaya, K. A., Shakarova, M. A., 2018. Family and school communication: key features at the present stage. Education issues, No. 3, pp. 196-215. (In Russ.)
9. Mertsalova, T. A., Goshin, M. E., 2017. Involvement of schoolchildren's parents in their children's education [online]. Monitoring of education economics, No. 30 (56). Available at: ttps://memo. hse.ru/data/2018/01/10/1160565455/iam_30%20 (56).pdf (accessed: 17.03.2019). (In Russ.)
10. Polivanova, K. N., 2015. Modern parenting as a subject of research [online]. Psychological and pedagogical research, Vol. 7, No. 3, pp. 1-11. Available at: http://dx.doi.org/10.17759/ psyedu.2015070301 (accessed: 17.03.2019). (In Russ.)
11. On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" [online]: Order of the Russian Ministry of Labor dated 18 October 2013, No 544h. Available at: http://fgosvo. ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (accessed: 01.04.2019). (In Russ.)
12. Seppennen, Yu. V., 2018. Factors of formation of a responsible parenthood among youth (in Russian). Prospects of science and education, No. 5 (29), pp. 13-17. (In Russ.)
13. Sobkin, V. S., Fomichenko, A. S., 2016. Peculiarities of parents' attitude to school in foreign researches (on the basis of publications in the journal Social and Behavioral Sciences for 2011-2015). Science and School, No. 3, pp. 51-60. (In Russ.)
14. Smirnova, E. G., 2008. Psychological and pedagogical support of the formation of conscious parenthood in a young family. Kurgan, 249 p. (In Russ.)
15. Shabanova, T. L., 2013. Features of the experience of social and educational fears by senior pupils and students of the university. Bulletin of the University, No. 13, pp. 271-276. (In Russ.)
16. Coleman, J. S., 2018. Parents, Their Children, And Schools. New York, 192 p. (In Eng.)
17. Izzo, C. V., Weissberg, R. P., Kasprow, W. J., Fendrich, M. A., 1999. Longitudinal assessment of teacher perceptions of parent involvement in children's education and school performance [online]. American Journal of Community Psychology, Vol. 27, Iss. 6, pp. 817-839. Available at: https://link. springer.com/article/10.1023/A:1022262625984 (accessed: 17.04.2019). (In Eng.)
18. Feuerstein, A., 2001. School characteristics and parent involvement: Influences on participation in children's schools. Journal of Educational Research, No. 94 (1), pp. 12-29. (In Eng.)
19. Jeynes, W. H., 2016. A META-ANALYSIS The Effects of Parental Involvement on Minority Children's Academic Achievement. Educational Psychology Review, Vol. 28, Iss. 4, pp. 771-801. (In Eng.)
20. Oyserman, D., Brickman, D., Rhodes, M., 2007. School Success, Possible Selves, and Parent School Involvement. Family Relations, No. 56, pp. 479-489. (In Eng.)
21. Skouteris, H., Watson, B., Lum, J., 2012. Preschool children's transition to formal schooling: The importance of collaboration between teachers, parents and children. Australasian Journal of Early Childhood, Vol. 37, No. 4, pp. 78-85. (In Eng.)
22. Sormunen, M., Kirilina, V., Goranskaya, S., Tossavainen, K., 2018. Interaction Between Home and School: The Views of Teachers and Parents from Finland and Russia. International Journal About Parents in Education, Vol. 10, No. 1, pp. 33-46. (In Eng.)
Submitted 07.04.2019