УДК 37.018.1
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
АСРИЕВА Снежана Вячеславовна Смоленский государственный институт искусств г. Смоленск, Россия [email protected]
ФЕНОМЕН «СОЗНАТЕЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО»: ВЗГЛЯДЫ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Статья посвящена изучению проблем становления сознательного родительства в молодежной среде. Молодые люди, необдуманно вступая в брак и потом разрывая его, обрекают своих детей жить в «неполных» семьях. Это сказывается на их физическом и психологическом самочувствии, а также на интеллектуальном развитии.
В статье поднимаются проблемы, связанные с пониманием такого феномена, как «сознательное родительство», составляющими которого являются система ценностных ориентаций и установок родителя, родительские чувства, отношения и позиции, родительская ответственность и т.п. Приводятся результаты исследования, связанного с изучением отношения поколений детей и родителей к данному феномену и проблемам его формирования и становления. В выборку исследования были включены различные семьи, то есть респондентами являлись дети и их родители. В центре внимания автора были отношение респондентов к раннему родительству, факторы, лежащие в основе желания иметь детей, понимание феномена «сознательное родительство», функции родителей, влияние семьи на воспитание будущих родителей, проблемы психолого-педагогической подготовки будущих родителей. Автор изучает систему ценностей и психологических установок в молодых семьях, характеризует ориентации, отношения и позиции родителей, оценивает их ответственность, ее уровни и динамику развития. Данная аналитика основана на богатом эмпирическом материале. В статье делаются выводы относительно функций родительства в современной России, их психолого-педагогической подготовленности к родительству как деятельностному отношению и социально значимой задаче.
Представленные в статье результаты социально-педагогического исследования позволяют выявить тенденции социопедагогических процессов в молодежной среде, что имеет особую практическую значимость для педагогов внешкольного образования. Знание реальных психологических установок детей и их родителей по отношению к родительству позволяет выстроить стратегию и тактику воспитательного процесса среди молодежи по формированию у них осознанного родительства.
Следует отметить практическую значимость материала статьи для педагогов школьного и внешкольного образования.
Ключевые слова: сознательное родительство, воспитание сознательного родительства, дети, родители, семья, готовность к родительству.
Snezhana V. ASRIEVA
Smolensk State Institute of Arts Smolensk, Russia [email protected]
THE PHENOMENON OF "CONSCIOUS PARENTHOOD": THE VIEWS OF CHILDREN
AND PARENTS
The paper studies the problems of becoming conscious of parenthood among young people. Young people thoughtlessly getting married and then tearing it doom their children to live in «partial» families. It affects their physical and psychological well-being, as well as intellectual development. The article raises the problems associated with the understanding of such phenomena as «conscious parenthood», which are components of the system of value orientations and parent plants, parental feelings, attitudes and positions, parental responsibility, etc. The results of research related to the study of the relationship of generations of children and parents to this phenomenon and the problems of its formation and development. The study sample included a variety of family, ie, respondents were children and their parents. The author focuses on the attitude of the respondents were from the early parenthood, the factors underlying the desire to have children, the understanding of "conscious parenthood" function of parents, family influence on the education of the future parents, the problem of psycho-pedagogical preparation of the future parents. The author examines the system of values and attitudes in young families; characterizes the orientation, relationships and attitudes of parents, evaluates their responsibility, its levels and the dynamics of development. This analyst is based on extensive empirical material. The paper draws conclusions regarding the functions of parenting in today's Russia, their psychological and educational readiness for parenthood as an activity-respect and social importance of the problem. Presented in the article the results of socio-pedagogical research allow identifying trends in the socio-processes among young people, which is of particular practical significance for adult education teachers. Knowledge of the real attitudes of children and their parents in relation to parenting allows building the strategy and tactics of the educational process for young people to form their conscious parenting. It should be noted the practical importance of the material articles for the teachers of the school and school education.
Keywords: conscious parenting, education conscious parenting, children, parents, family, readiness for parenthood
На фоне острой демографической ситуации в России вопросы семьи представляются сегодня особенно актуальными. Потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры (культуры родительства, коммуникативной, сексуальной культуры и других ее аспектов) в среднестатистической семье, самоустранение многих родителей от воспитания детей порождают многочисленные проблемы в личностном становлении подрастающего поколения вообще и как будущих родителей в частности [1, с. 20]. К роли родителя нужно подходить сознательно и ответственно, ведь эта социальная роль связана с духовно-нравственной и социальной потребностью личности, ее ориентацией на сознательное и
добровольное принятие ответственности за свое поведение в семье и за членов семьи, готовность к обеспечению и воспитанию детей [4, с. 50].
Изучение проблем становления сознательного родительства, отношения к нему разных поколений было в центре нашего исследования. Анализ результатов исследования носит обзорный характер. Среди респондентов-родителей были представители и отцов (20%), и матерей (80%), они представляли полные семьи (60%), неполные семьи (40%), количество детей в семье от одного до трех. Возраст родителей от 35 до 52 лет.
Надо отдать должное, что все респонденты, независимо от возраста, образования, количества детей в семье, осознают меру ответственности перед обществом и самим собой. Продолжая фразу «сознательное родительство - это...» подавляющее большинство респондентов акцентировали свою ответственность за благополучие ребенка, за его здоровье и счастье перед своей совестью и обществом.
Эта позиция находит свое подтверждение при определении задач, которые, по мнению респондентов, стоят перед родителями: сообща выполнять свои обязанности, но при этом каждый из них выполняет наиболее свойственную ему функцию: материнскую или отцовскую -90%; при характеристике роли родителя: психологически быть готовым выполнять функции отца или матери - 70%; иметь представление о реальном распределении обязанностей в семье -20%.
При ответах на другие вопросы респонденты не были столь единодушны. Так, 30% родителей навязывают ребенку свою волю, 10% - занимаются воспитанием ребенка мимоходом, так как «не хватает времени из-за работы».
При определении факторов, лежащих в основе потребности человека иметь детей, 50% респондентов затруднились однозначно выделить какой-либо фактор. Это, прежде всего, относится к тем семьям, которые сознательно строят свои семейные отношения и дети укрепляют их духовные и семейные ценности. Для 40% респондентов важнейшим фактором стало желание о ком-то заботиться, кого-то любить, то есть при создании семьи руководствовались эмоционально-физиологическими порывами, а уж потом приходило осознание. Подавляющее большинство в этой группе составили женщины (30%). Определенный интерес вызывает мнение части респондентов (10%) о необходимости определенного культурно-образовательного потенциала, необходимого для воспитания ребенка.
Ранжирование факторов, важных для появления ребенка, выглядит следующим образом: большинство респондентов (80%) на 1 -е место поставили готовность брать ответственность за другого человека, то есть психологическую зрелость; на 2-е место (70%) поставлена карьера; на 3-е место (50%) - материальное обеспечение; на 4-е место (40%) - образование. Иными словами, превалируют морально-психологическая готовность и материально-профессиональная защищенность от нищеты.
Никто из родителей не поддержал раннее родительство, характеризуя положительные и отрицательны последствия появления раннего ребенка. 60% респондентов оставили эти вопросы без ответа, как бы выражая тем самым скрытое неодобрение. Однако 40% респондентов все же определили ряд позитивных факторов раннего родительства. Например: больше физических и эмоциональных сил для его воспитания, желанный ребенок - это всегда счастье, когда он рождается в полной семье. В качестве отрицательных факторов назывались: отсутствие жизненного опыта для воспитания, то, что молодые родители не осознают ответственности за судьбу ребенка, его будущее; психологически не готовы. Минимальный возраст определен ими как 19-20 лет. В то же время 20% респондентов считают, что современная молодежь будет готова стать родителями лишь после 28 лет. 10% респондентов подчеркнули, что это определяется не возрастом, а готовностью нести ответственность за другую жизнь. Осознанность этого ответа подтверждает тот факт, что у 60% семей респондентов дети появились в 20 лет и позже.
В становлении молодого поколения как родителей, по мнению наших респондентов, первостепенное значение имеет семья - так думают 70% респондентов. На 2-м месте - учителя и индивидуальная работа над собой (60%), на 3-м месте - средства массовой информации.
Реализация заявленного понимания своей ответственности перед детьми на практике выглядит следующим образом: 50% респондентов сначала построили семейные отношения, потом подтвердили свой союз рождением детей и такой же образец семьи они бы хотели своим детям. Остальные респонденты затруднились с ответом на этот вопрос. Очевидно, потому что: 40% из них вначале завели детей, потом оформили свои отношения, то есть создание семьи оказалось вынужденным, у 10% респондентов не сложились семейные взаимоотношения, и родители, понимая, что это нехорошо, такой же судьбы своим детям не желают. Этот факт подтверждает самооценка семейных отношений: теплые, доверительные отношения с детьми -50%; нет взаимопонимания - 20%; все подчиняются авторитету (отцу или матери) - 20%; затруднились ответить - 10%. В итоге 80% респондентов несут ответственность за своих детей и
очень ими дорожат, 20% - в настоящий момент находятся (по собственной оценке) на стадии осознания своего родительства.
60% респондентов оставили без ответа вопрос о том, что помогло осознать родительскую роль. Очевидно, существуют другие психологические моменты, не обозначенные в анкете, а определить их самостоятельно респонденты либо не смогли, либо не готовы были это сделать. Остальные респонденты называли: любовь к детям, беременность жены, педагогическое образование, сам факт того, что будет ребенок. Подавляющее большинство респондентов сознательное появление в их семьях второго ребенка определили как родительскую зрелость.
В отношении необходимости психолого-педагогической подготовки молодежи к родитель-ству респонденты вновь были единодушны. С этим согласились все 100%. Большинство респондентов (70%) в части просветительской деятельности в равной мере отдают предпочтение медицинским и педагогическим работникам, они же должны информировать о способах предохранения от беременности, то есть родители не готовы вести со своими детьми разговор на темы родительства и отдают это право медицинским работникам, психологам и педагогам.
Таким образом, все респонденты, независимо от возраста, образования, количества детей в семье, осознают меру ответственности перед обществом и самими собой как родителями. Превалирующими факторами в образовании семьи выступают морально-психологическая готовность и материально-профессиональная база. Поколение родителей не поддерживает раннее родительство, но находит в нем ряд позитивных факторов. Все респонденты, осознавая необходимость специальной работы по подготовке молодежи к родительской роли, сами к этому не готовы.
Среди респондентов-старшеклассников были представители полных семей (60%), неполных семей (40%), количество детей в семье, где воспитывается один ребенок составляет 70%, двое детей - 20%, трое детей - 10%. Возраст 16-17 лет. Это дети наших респондентов, и им были предложены аналогичные вопросы.
Сознательное родительство понимается старшеклассниками следующим образом: родительская ответственность за благополучие ребенка, за его здоровье и счастье - 50%; возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка перед своей совестью - 30%; затруднились с ответом либо дали свой вариант - 20%. В собственных вариантах ответов превалирует позиция о том, что ребенок должен быть очень желанным, все остальное для него не имеет значение. Здесь наиболее интересным, на наш взгляд, является ответ «Когда родители любят своего ребенка таким, какой он есть».
Чувствовать себя отцом или матерью готовы 70% респондентов. Считают, что в воспитании должны участвовать все, - 30% респондентов. Иными словами, первые готовы взять на себя груз ответственности, а вторые - его разделить и не брать всю ответственность на себя.
Функции родителей старшеклассники охарактеризовали как: руководство поведением ребенка - 10%; подготовка и приобщение детей к взрослой жизни - 60%; выполнение обязанностей отца и матери - 30%. Особо не задумываются о душевном состоянии своего чада 30% будущих родителей (главное, чтобы был сыт, обут, одет). Гиперопеку готовят своему ребенку 10% будущих родителей. Сравнение этих ответов с ответами респондентов-родителей свидетельствует о том, что старшеклассники в основном планируют свою семью по образу и подобию родительской. Об этом свидетельствует и тот факт, что 70% старшеклассников хотели бы создать такую же семью, какая у родителей.
Молодые люди проявили определенную солидарность с родителями в отношении раннего родительства. В основном они его не приветствуют. Однако категоричности в ответах нет -70% не отрицают варианта раннего родительства, так как: у родителей с ребенком небольшая разница в возрасте и, возможно, родителям будет проще понять ребенка в подростковом возрасте, меньше условностей в воспитании, нет стереотипов; неважно, во сколько лет родился ребенок, главное - чтобы он жил в любви и ласке, молодые родители больше дают ласки и любви, можно увидеть внуков и правнуков, позволяет вернуться в детство родителям, заставляет родителей повышать свой культурный уровень. Но при этом молодые респонденты видят и отрицательные моменты: психологически не готовы отдавать все время ребенку, неготовность к роли родителей, нет образования, материально не обеспечены, нет карьеры. Благоприятным возрастом появления детей они считают: 25-27 лет (60%), 20-23 (30%), 18-19 (10%).
Самым главным фактором, лежащими в основе потребности иметь детей, с точки зрения старшеклассников, является желание о ком-то заботиться и любить (70%). Еще 10% - представляют ребенка будущей опорой и поддержкой в старости и 20% - не смогли дать четкого ответа.
Таким образом, мы видим определенную недооценку морально-психологической ответственности за своих детей у современной молодежи (10%). Основу для них составляет матери-
альное благополучие: 40% - заявляют об этом прямо, 50% - подсознательно это подразумевают, так как образование и карьера также влекут за собой материальное благополучие.
В своей подготовке к роли будущих родителей приоритет старшеклассники отдают своим родителям и учителям, не вспоминая о работе над собой. При ответе на вопрос о специальной подготовке к роли родителя ребята разошлись во мнениях: 60% - за, 30% - против, 10% - затруднились с ответом. Анализ ответов респондентов свидетельствует об отсутствии у них четкого понимания, какую информацию они хотели бы получить: ознакомиться с деятельностью специализированных учреждений - 50% респондентов, предпочли занятия с медицинскими работниками и психологами - 40%, остальные ответы разрозненны.
Обобщая данные, можно отметить, что исследования убедительно продемонстрировали: и родители, и дети единодушны во мнении о том, что родителями нужно становиться, имея психологическую и моральную готовность стать ими, получив образование и построив карьеру, что обеспечивает материальную защищенность. В целом ответы родителей и детей не очень разнятся в отношении раннего родительства. Оно не приветствуется ни взрослой, ни молодежной группами респондентов. Однако отношение молодежи к раннему родительству более терпимо, чем взрослого поколения. Практически все респонденты единодушны во мнении, что воспитание должно осуществляться в семье и заключается оно в формировании духовно-нравственного поведения. Вместе с тем необходимость просвещения молодежи в вопросах семейных отношений не отрицает никто.
Таким образом, наше исследование показало, что ни для родителей, ни для школьников эта тема не стала новой. Более того. интерес к этой теме и свое отношение у каждой из этих групп уже сформировано.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы. Автореф. дис. ... канд. педагог. наук. - Нижний Новгород, 2010. - 20 с.
2. Асриева С.В. Специфика воспитания осознанного родительства у молодежи в учреждениях культуры: личностно-ориентированный подход. Современный досуг в целенаправленном формировании гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян: материалы круглого стола с международным участием. - Смоленск: Смоленский государственный институт искусств, 2016. - 101 с.
3. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань: изд-во КГТУ, 2004. - 22 с.
4. Подгузова Е.Е. Проектная деятельность в развитии и реализации социальной активности молодежи в малом городе. Современный досуг в целенаправленном формировании гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян: материалы круглого стола с международным участием 22.01. 1016 г.- Смоленск: СГИИ, 2016. - С. 49-54.
REFERENCES
1. Akutina S.P. Formirovanie u starsheklassnikov semeynykh dukhovno-nravstvennykh tsennostey vo vzaimodeystvii sem'i i shkoly. [Formation of high school students in family moral values in the interaction of family and school ]. Abstract. Diss..kand. teacher.Sciences. Nizhniy Novgorod, 2010. 20 p.
2. Asrieva S.V. Spetsifika vospitaniya osoznannogo roditel'stva u molodezhi v uchrezhdeniyakh kul'tury: lichnostno-orientirovannyy podkhod. [The Specificity of training of conscious parenthood of youth in cultural institutions: student-centered approach]. Modern leisure in purposeful formation of civil initiatives and social responsibility, new generations of Russians: a round table with international participation. Smolensk: Smolensk state Institute of arts, 2016. 101 p.
3. Ermichina M.O. Formirovanie osoznannogo roditel'stva na osnove sub"ektivno-psikhologicheskikh faktorov. [Formation of conscious parenthood on the basis of subjective psychological factors]. Abstract. Diss...kand. the course of studies. Sciences. Kazan: Izd. KSTU, 2004. 22 p.
4. Podguzova E.E. Proektnaya deyatel'nost' v razvitii i realizatsii sotsial'noy aktivnosti molodezhi v malom gorode. [Project activities in the development and implementation of youth social activity in a small town]. Modern leisure in purposeful formation of civil initiatives and social responsibility, new generations of Russians: a round table with international participation 22.01.1016 Smolensk: SGII, 2016. Pp. 49-54.
Информация об авторе
Асриева Снежана Вячеславовна, аспирант, преподаватель, кафедра социально культурной деятельности, режиссуры театрализованных представлений и актерского искусства, Смоленский государственный институт
Information about the author
Snezhana V. Asrieva, Postgraduate student, Lecturer, Department of Social-Cultural Activities, Directing Theater and Dramatic Art, Smolensk State Institute of Arts,
искусств,
г. Смоленск, Россия [email protected]
Получена: 06.08.2016
Для цитирования статьи: Асриева С. В. Феномен «сознательное родительство»: взгляды детей и родителей. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 4. Часть 2. с.00-00.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
Smolensk, Russia [email protected]
Received: 06.08.2016
For article citation: Fenomen «soznatel'noe roditel'stvo»: vzgljady detej i roditelej. [The phenomenon of "conscious parenthood": the views of children and parents]. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 4. Part. 2. Pp. 00-00.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)