Научная статья на тему 'Авторитетное родительство как социальное явление и педагогическая категория'

Авторитетное родительство как социальное явление и педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1587
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС РОДИТЕЛЬСТВА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / АВТОРИТЕТНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АВТОРИТЕТНОГО РОДИТЕЛЬСТВА / PARENTHOOD CRISIS / SOCIAL AND CULTURAL CAUSES OF THE DECLINE OF THE BIRTH-RATE / PARENTAL ATTITUDES / STYLES OF FAMILY UPBRINGING / AUTHORITATIVE PARENTHOOD / CONDITIONS PROMOTING THE FORMATION OF THE AUTHORITATIVE PARENTHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грицай Людмила Александровна

Анализируется состояние современного родительства в условиях кризиса внутрисемейных и общественных отношений. Определяются причины и основные характеристики понятия «авторитетное родительство» в современной психолого-педагогической литературе. Изучаются условия, способствующие становлению авторитетного родительства в российском социуме начала XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «authoritative parenthood» as the social phenomena and the pedagogical category

The article deals with the state of a present-day parenthood in the conditions of the crisis within family and social relations. The causes and the main features of the notion «authoritative parenthood» in modern psychological and pedagogical literature are defined. The author investigates the conditions promoting the formation of the «authoritative parenthood» in the Russian society at the beginning of the 21st century.

Текст научной работы на тему «Авторитетное родительство как социальное явление и педагогическая категория»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_97_

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2010. Вып. 2

УДК 37.013(045) Л.А. Грицай

АВТОРИТЕТНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Анализируется состояние современного родительства в условиях кризиса внутрисемейных и общественных отношений. Определяются причины и основные характеристики понятия «авторитетное родительство» в современной психолого-педагогической литературе. Изучаются условия, способствующие становлению авторитетного родительства в российском социуме начала XXI в.

Ключевые слова: кризис родительства, социокультурные причины падения рождаемости, родительские установки, стили семейного воспитания, авторитетное родительство, условия становления авторитетного родительства.

В последние годы в отечественной психолого-педагогической литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи.

Ни для кого не секрет, что в современной России семья переживает острый кризис, вызванный многими причинами, в числе которых смена ценностной парадигмы в обществе от коллективизма к крайнему индивидуализму, урбанизация, эмансипация, активное включение женщин в сферу труда и многое другое.

Более того, саму ситуацию, которая сложилась сегодня в мире, ученые (М. Месарович, Э. Пестель) [1. С. 11] характеризуют как кризис всех прежних механизмов развития человеческой цивилизации. Активные процессы глобализации - «всемирной экономической, политической и культурной унификации» [2], происходящие ныне, требуют от людей подчинения общепризнанным массовым стандартам, которые, как правило, носят глубоко потребительский характер.

Так, автор концепции постиндустриальной цивилизации Д. Белл определяет современное общество как «общество производства информации и услуг» [3]. В таком обществе утрачиваются традиционные ценности любви, супружеской верности, рождения и воспитания детей, служения ближнему. На смену им приходят ценности личной автономии, профессиональной самореализации и гедонизма. «"Институализация индивидуализма" ведет к тому, что каждый член семьи ставит свои интересы на первое место», - отмечает современный западный социолог Ю. Бек [4].

Одновременно ослабляются социальные связи между людьми, снижается значимость родства в целом и родительства в частности. Как отмечает Н.В. Богачёва, «самоутверждение и автономность как наиболее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи <...> в связи с чем существенно меняются социальные роли женщины-матери и мужчины-отца». При этом супружество становится основной линией внутрисемейных отношений, тогда как родительство - второстепенной [5. С. 3].

Серьезно затронули эти изменения и Россию и в конечном итоге привели к малодетности наших семей. Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность сегодня становится жизненной нормой: половина российских семей воспитывает только одного ребенка, при этом родители не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств, времени и сил [6].

Наряду с этим психологи и педагоги с тревогой пишут об ослаблении в последние годы родительского внимания к детям, которое называют «дефицитом родительской любви» (И.В. Бестужев-Лада, В. Ветрова, О.Г. Исупова, И.Н. Мошкова). Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей. Именно этот дефицит любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе, социальное сиротство и т. д.

Изучая основные причины данных явлений, уместно говорить не только о кризисе семьи, но и о кризисе родительства, ярко проявляющем себя в современном мире.

2010. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Сложившаяся ситуация требует, с одной стороны, изучения феномена авторитетного родитель-ства, а с другой - определения возможных путей становления сознательного отношения к родитель-ству у россиян, особенно молодых людей. Исходя из этого, мы определили следующие задачи данного исследования:

1) на основе анализа научных источников определить степень разработанности понятия «авторитетное родительство» в отечественной психолого-педагогической литературе;

2) выявить и обосновать основные характеристики феномена авторитетного родительства в современном обществе;

3) проанализировать возможные условия, способствующие становлению авторитетного родительства в российском социуме начала XXI в.

Материал и методика исследований

Теоретико-методологической основой исследования послужили философские положения о социальной обусловленности формирования и развития личности, ее поведения, деятельностный подход к анализу семьи, позволяющий изучить ее репродуктивные потребности и деятельность, включая потребность в детях, а также психолого-педагогические теории активизации сознательной сферы личности. Были использованы теоретические методы общенаучного и педагогического исследования: сравнительно-исторический анализ научных источников и литературы по данному вопросу, изучение и анализ социально-культурного опыта, методы анализа и синтеза, а также моделирования педагогических явлений.

Следует отметить, что тема родительства является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни как каждого отдельного человека, так и всего человечества. При этом необходимо учитывать тот факт, что роди-тельство, включая в себя феномены материнства и отцовства, не сводится к их простой совокупности. Отмечая глубинную взаимосвязь данных понятий, невозможно не отметить, что родительство находится на более высоком надличностном уровне определения, тогда как отцовство и материнство, в первую очередь, являются качественными характеристиками отдельной человеческой личности.

По мнению Э Р. Алексеевой, родительство может рассматриваться как «биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребенка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребенка и не заканчивающийся после смерти ребенка; как отношения кровного родства между родителем и ребенком; как субъективное восприятие человека себя родителем» [7. С. 644].

В отечественной науке на сегодняшний день можно выделить несколько научных подходов на основе психологического (М.О. Ермихина, А.А. Леонтьев, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова), социологического (А.И. Антонов, Н.В. Богачёва, О.В. Глезденева, Т.А. Гурко, И.С. Кон) и педагогического (И.Н. Гребенников, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Л.Ф. Спирин) понимания феномена «родитель-ство». При этом наиболее широко представлены психологическое и социологическое направления.

С точки зрения психологии родительство рассматривается как «осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности» [8. С. 464].

Г.Г. Филипповой подчеркивается, что родительство - это не только «часть личностной сферы женщины и мужчины», но и системное образование, «включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации», а также систему детско-родительских взаимодействий и семейной педагогики [9]. Этой же научной позиции придерживается Р.В. Овчарова, которая включает в компоненты роди-тельства также «родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чувства, родительскую ответственность и стили семейного воспитания» [8. С. 464].

Одной из базовых категорий психологического подхода к изучению феномена родительства является понятие «осознанного родительства» (Р.В. Овчарова, М.О. Ермихина, Е.Г. Смирнова), предполагающее высокую степень осознания отцом и матерью семейных ценностей, установок, ожиданий, позиций, чувств, родительского отношения и ответственности; понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, родительских мотивов, ценностей; понимание своего супруга, его реакций и мотивов семейного поведения; осознание своего родительского единства [10. С. 18].

Родительство как социологическая категория представляет собой «устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных и потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей и характеризующееся соответствующим поведением мужчины и женщины» [5. С. 13].

По мнению И.С. Кона, данная категория включает в себя «родительские чувства, любовь, привязанность к детям; специфические социальные роли и нормативные предписания культуры» (Цит. по: [11. С. 5]). Н.В. Богачева добавляет к этому также «социальные функции родителей, культурные символы отцовства и материнства, права и обязанности мужчины-отца и женщины-матери по отношению к ребенку» [5. С. 13].

Изучая психологическую и социологическую научную литературу по основам родительской культуры (Т.И. Греченкова, Т.А. Гурко, И.С. Куприянова, Н.М. Римашевская, М. Малышева), можно обратить внимание на тот факт, что исследователями выделяются различные модели родительства: юное родительство, девиантное родительство, небрачное родительство, послеразводное родительст-во, отказ родителей от детей, отказ детей от родителей, воспитание в замещающих семьях. Однако все эти модели соотносятся с семейным неблагополучием. При этом в научных публикациях фактически отсутствует понятие, обозначающее благополучное родительство, которое может стать примером для окружающих семей.

Педагогический подход к пониманию феномена родительства основывается на изучении воспитательного потенциала семьи, когда родительство является источником педагогических целей и одновременно средством их достижения. В основе педагогического подхода лежит изучение воспитательных стратегий родителей, призванных «сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, которые, с одной стороны, способствуют возникновению самосознания, «Я» как самостоятельной и независимой индивидуальности; с другой - помогают включению индивида в общество, начиная от первичной социальной группы и заканчивая социальным уровнем» [12. С. 165].

При этом в исследованиях на данную тему подчеркивается, что основой полноценного семейного воспитания является «осознанное отношение супругов к выполнению ими родительской роли», которое формируется под влиянием собственных родителей и воздействует на качество жизни всей семьи [13. С. 3]. Безусловно, такое осознанное отношение супругов к выполнению ими родительской роли проявляется в принятии и дальнейшем следовании ими определенных стилей семейного воспитания.

В научной литературе существует множество классификаций стилей семейного воспитания. Однако наиболее классической из них является типология, предложенная более 30 лет назад Д. Баумринд. В данной типологии содержательно описываются три основных стиля семейного воспитания: авторитарный, попустительский и авторитетный [14]. Кратко обозначим их основные характеристики.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») выбирается родителями, считающими, что ребенок во всем должен подчиняться их воле и авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») принимается родителями, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. При таком стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Авторитетный стиль (в терминологии других авторов - «демократический», «сотрудничество») выбирается родителями, поощряющими личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам, но проявляя твердость, заботясь о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство), при котором родители не имеют единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания возникает одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию, у него не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) выражается в стремлении родителей постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Со всей очевидностью можно утверждать, что наиболее приемлемым как для самих родителей, так и для ребенка является авторитетный стиль семейного воспитания. Однако этот стиль не может сформироваться без осознанного отношения родителей к своим обязанностям, без должной родительской мотивации, опыта, накопленного в родительской семье, эмоциональной готовности к принятию ребенка и родительской ответственности.

Поэтому вслед за М.О. Ермихиной мы можем утверждать, что «осознанность является основой эффективного родительства и гармоничной семьи», так как именно осознание способствует дифференциации личностных смыслов своего опыта, что осуществляется через субъективное переживание течения собственной жизни, когда личность чувствует, что полностью отвечает за свою жизнь во всех аспектах [10. С. 18]. Более того, авторитетный стиль семейного воспитания является не только глубоко осознанным родителями, но и наиболее социально предпочтительным, так как представляет собой наиболее гармоничную реализацию социальных ролей отца и матери, помогающих сформировать социально устойчивую личность ребенка.

Стоит также отметить, что родительское воздействие на ребенка осуществляется постоянно, несмотря на то, осознанно оно или стихийно. Неосознанное воздействие, на наш взгляд, в большей степени присуще попустительскому и хаотическому стилям семейного воспитания, а в меньшей - авторитарному и опекающему.

Таким образом, мы можем утверждать, что педагогический подход к пониманию феномена «родительство» представляется нам наиболее полным, так как аккумулирует в себе психологический и социологический подходы. В рамках педагогического подхода можно выделить категорию авторитетного родительства, которое рассматривается нами как осознанная и реализованная потребность в рождении, воспитании детей, предполагающая, с одной стороны, эмоционально-ценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы, а с другой - авторитетный стиль семейного воспитания, основывающийся на ответственном, гармонично выстроенном педагогическом воздействии родителей на своих детей.

Авторитетное родительство как интегральная педагогическая категория включает в себя содержательный (мотивы, родительские установки, взгляды, знания, представления, переживания, убеждения, суждения, ценности,) и сущностный компоненты (авторитетный стиль семейного воспитания, предполагающий стремление к сознательному родительству и гармоничному семьетворчеству).

Таким образом, мы можем создать структурную модель авторитетного родительства в единстве ее содержательного и сущностного компонентов (см. рис.)

Рис. Структурная модель авторитетного родительства

Изучение авторитетного родительства как педагогического явления требует глубокого анализа вопросов педагогической подготовки к родительству в современном социуме: формирования мотива-ционной сферы будущих родителей; педагогического просвещения, включающего в себя освоение знаний, умений и навыков обучения и воспитания детей; педагогического сопровождения и оказания педагогической помощи семье с детьми, что в конечном итоге определяет выбор будущими супругами авторитетного стиля семейного воспитания.

Критериями авторитетного родительства выступают: сознательная мотивация на родительство; комплексное личностно значимое знание гармоничных семейных отношений (супружества и родительства); авторитетный стиль семейного воспитания; стремление к созданию в семье атмосферы эмоционального доверия, радости и взаимопонимания; ценностное отношение к детям и семейной жизни, предполагающее следование ценностям любви, целомудрия, многочадия, почитания старших; стремление личности к самореализации в супружеской жизни и родительстве.

Ведущим положением концепции авторитетного родительства выступает идея признания семейного воспитания как значимой личностной и социальной ценности, продолжающей национальные традиции русского семейного уклада.

Для определения процесса становления авторитетного родительства необходимо изучить условия, способствующие этому.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой слово «условие» трактуется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [15]. В данном ключе можно разделить условия становления авторитетного родительства на три группы, обозначив их как общественные условия, условия опыта родительской семьи и внутренние условия семьи.

К общественным условиям мы можем отнести социальное влияние на становление родительских позиций супругов. Это социальные нормы и стереотипы воспитания, принятые в данном обществе в данную историческую эпоху. Как уже отмечалось выше, общественные условия становления авторитетного родительства в современном социуме далеки от идеала.

Условия опыта родительской семьи определяются влиянием того стиля семейного воспитания, ценностей, установок, ожиданий, которые были приняты в этих родительских семьях супругов, так как «родительская компетентность, уровень родительской успешности, готовность стать родителем формируются с самого раннего детства, с первого опыта общения со своими родителями» [16].

Внутренние условия семьи определяются выбором супругов собственных родительских взглядов и убеждений, степенью осознанности родительства, особенностями супружеских отношений, со-

гласованностью родительских ценностей и взглядов, способами решения психолого-педагогических и социальных проблем, возникающих в семье, позицией по отношению к детям.

К внутренним условиям мы можем отнести наличие в семье нескольких детей. Зависимость положительного родительского опыта от количества детей в семье отмечается во многих психолого-педагогических исследованиях. Так, Е.Г. Смирнова считает, что «осознанность родительства фактически не зависит от стажа семейной жизни и гендерных особенностей, в первую очередь на нее влияет родительский опыт, который определяется количеством детей в семье» [13. С. 18].

Та же мысль была высказана в 70-80-е гг. XX столетия В.А. Сысенко, который доказывал, что число детей в семье положительно влияет на удовлетворенность супругов браком. Методом анализа эмпирических данных ученый установил, что среди трехдетных семей чаще преобладают хорошие взаимоотношения между родителями и детьми, а конфликты сведены до минимума, тогда как в ма-лодетных семьях конфликтная напряженность повышена [17].

Известный психолог Т.В. Андреева среди положительных аспектов многодетности отмечает, что многодетная семья богата разнообразными связями среди детей, между старшими и младшими, между братьями и сестрами, что имеет большое значение для формирования личности и для подготовки подрастающего поколения к участию в социальной деятельности, в том числе к выполнению супружеских и родительских ролей [18. С. 139].

Данные социологических опросов, проводимых среди членов многодетных семей, подтверждают результаты исследований. Так, многодетные родители отмечают несколько положительных особенностей многодетности. Это и сплочение семьи вокруг ее растущих младших членов, разумное воспитание детей, основанное на принципах равноправия между ними, помощь и эмоциональная поддержка, оказываемая детьми родителям и друг другу, чувства радости и морального удовлетворения от материнства и отцовства, ощущение защищенности перед внешними угрозами благодаря большому количеству членов семьи, а также реализация религиозно-нравственных убеждений родителей, связанных с отношением к детям как абсолютной ценности, и осознание значимости собственной многодетности для России в условиях демографического кризиса [19; 20].

Следовательно, мы можем заключить, что семья с несколькими детьми, родители которых согласованно придерживаются авторитетного стиля семейного воспитания, предполагающего осознанный выбор родительства, гармонию супружеских отношений, единство родительских ценностей и взглядов, совместное решение психолого-педагогических и социальных проблем, возникающих в семье, серьезное отношение к браку, ответственную позицию по отношению к детям, является оптимальной для благополучия всех членов семьи.

Таким образом, становление авторитетного родительства в российском социуме начала XXI в. предполагает:

1) государственную поддержку родительства как общественного института, предусматривающую активную деятельность по созданию и реализации специальных государственных проектов, направленных на защиту отцовства, материнства и детства, включающих как социальную, медицинскую, экономическую поддержку семьи с несколькими детьми, так и формирование в обществе уважительного отношения к социальному статусу родителей.

Именно на это указывается в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», где в числе главных факторов устойчивого развития страны названо «укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений» [21].

Сюда же входит координация работы СМИ по повышению престижа родительства и созданию положительного образа семьи в современном социуме;

2) оказание психолого-терапевтической и медико-социальной помощи, предусматривающей создание психолого-социальных центров поддержки семьи, которые бы консультировали родителей в вопросах воспитания детей, а также способствовали взаимодействию медицинских, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов, направленных на поддержку родительства;

3) создание возможностей для педагогической подготовки к родительству, включающих в себя широкий спектр деятельности в учебно-воспитательном пространстве школ, колледжей и вузов в рамках обязательного и дополнительных компонентов образования: введение факультативных занятий, курсов по выбору, проведение открытых уроков, занятий и семинаров, посвященных семье, организацию встреч с многодетными родителями, концертов и праздников, проведение специальных

психологических тренингов, посвященных гендерным установкам родительства, и т. д. Важная роль при этом отводится грамотному и гармоничному взаимодействию школы и семьи.

Выводы

В результате нашего исследования были сделаны следующие выводы.

В настоящее время в нашей стране ярко проявляет себя кризис родительства, который характеризуется неготовностью многих взрослых россиян к выполнению родительских обязанностей. Эти обстоятельства приводят к таким негативным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе, социальное сиротство и т. д.

Поэтому перед современным социумом со всей очевидностью встает вопрос о возможных способах преодоления данных кризисных явлений. Одним из таких способов является научное осмысление феномена родительства с точки зрения психологического, социологического и педагогического подходов, что позволяет на основе теоретического анализа источников определить понятие «авторитетного родительства».

«Авторитетное родительство» понимается как осознанная и реализованная потребность в рождении, воспитании детей, предполагающая, с одной стороны, эмоционально-ценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы, а с другой - авторитетный стиль семейного воспитания, основывающийся на ответственном, гармонично выстроенном педагогическом воздействии родителей на своих детей.

Как интегральная педагогическая категория авторитетное родительство включает в себя содержательный (мотивы, родительские установки, взгляды, знания, представления, переживания, убеждения, суждения, ценности) и сущностный компоненты (авторитетный стиль семейного воспитания, предполагающий стремление к сознательному родительству и гармоничному семьетворчеству).

С учетом изучения основных характеристик рассматриваемого феномена возможно выделить три группы условий, способствующих гармоничному становлению авторитетного родительства: общественные условия, условия опыта родительской семьи и внутренние условия семьи.

Обозначенные условия позволяют определить способы преодоления кризисных явлений через государственную поддержку родительства, координацию работы СМИ, оказание семье с детьми психолого-терапевтической и медико-социальной помощи, а также создание возможностей для педагогической подготовки молодежи к будущим родительским ролям.

Таким образом, становление авторитетного родительства, с одной стороны, способствует целостной гармоничной реализации личности в семье, формирует осознанную потребность и радость ро-дительства, а с другой - оптимизирует взаимодействие семьи и социума, что в конечном итоге помогает укреплению российской семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Школьное образование в современных социокультурных условиях. СПб.: ПетроПресс, 2005. 128 с.

2. Глобализация // Википедия - свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Глобализация

3. Белл Д. Грядущее индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. 124 с.

4. Beck U., Beck-Gernsheim E. Individualization institutionalized individualism and its social and political consequences. L.: Sage, 2002.

5. Богачёва Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2005. 22 с.

6. Всероссийская перепись населения 2002 г. URL: http://www.perepis2002.ru

7. Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России // Вестн. Башк. унта. 2008. Т. 13, № 3. Сер. Философия, социология, политология и культурология.

8. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. 496 с.

9. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психологии. 2001. № 2.

10. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 22 с.

104_Л.А. Грицай_

2010. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

11. Гурко Т.А. Трансформация института родительства в постсоветской России : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2008. 46 с.

12. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: Большая рос. энцикл. 1993. Т. 1. 1793 с.

13. Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2009. 24 с.

14. Стили семейного воспитания Д. Баумринд. URL: http://http://psyhelp.rodim.ru/posle-rodi/rod-stil.html

15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений. URL: http://jobtoday.com.ua/slovar/index.php

16. Савицкая Е. М., Фенькова Ю.Е. Проблема родительства: современный подход // Вторая науч.-практ. интернет-конференция «Психология и семья». URL: http://www.familypsychology.ru/conf/

17. Сысенко В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1981.

18. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.

19. Многодетные семьи: облегчение воспитания детей, крепкая семья и большая пенсия. URL: http://familyhappy.ru

20. Штейн А. Многодетная семья. URL: http://www.parenting.ru/s.php/281.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://kremlin.ru

Поступила в редакцию 16.05.10

L.A. Gritsay

The «authoritative parenthood» as the social phenomena and the pedagogical category

The article deals with the state of a present-day parenthood in the conditions of the crisis within family and social relations. The causes and the main features of the notion «authoritative parenthood» in modern psychological and pedagogical literature are defined. The author investigates the conditions promoting the formation of the «authoritative parenthood» in the Russian society at the beginning of the 21st century.

Keywords: parenthood crisis, social and cultural causes of the decline of the birth-rate, parental attitudes, styles of family upbringing, authoritative parenthood, conditions promoting the formation of the authoritative parenthood.

Грицай Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, ассистент ГОУВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» 390000, Россия, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46 E-mail: [email protected]

Gritsay L.A., candidate of pedagogy, assistant Ryazan State University 390000, Russia, Ryazan, Svobody str., 46 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.