Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения юношества в информационном поле деятельности'

Особенности профессионального самоопределения юношества в информационном поле деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохранов Владимир Васильевич, Лупанова Наталья Александровна, Тер-аракелян Этери Кареновна

В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Выделены факторы, влияние которых обуславливает взаимосвязь информационного насыщения личности и ее готовности к профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сохранов Владимир Васильевич, Лупанова Наталья Александровна, Тер-аракелян Этери Кареновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения юношества в информационном поле деятельности»

Основываясь на этих выводах, можно предположить, что дошкольный возраст является сензи-тивным для усвоения ребёнком форм ориентировочно-исследовательской деятельности в игровой деятельности на основе артистической подражательности действиям музыкального работника.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Психология. - М.: АПРЕЛЬ ПРЕСС ЭКСМО ПРЕСС, 2002. - 1007 с.

2. Гарбер Л.А. Развитие гармонического и тембрового слуха у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1964. - №5. - С. 103-112.

3. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: Феникс+, 2005. - 512 с.

4. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. - М.: Изд-во Московского Центра вальдорфской педагогики, 1993. - 272 с.

5. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. -1988. - №>5. - С. 141-144.

6. Теплое Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. - 1963. - .№5. - С. 38-47.

В.В. Сохранов, Н.А. Лупанова, Э.К. Тер-Аракелян

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕСТВА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Выделены факторы, влияние которых обуславливает взаимосвязь информационного насыщения личности и ее готовности к профессиональному самоопределению.

В юношеском возрасте, который изучали И.В. Дубровина, Л.И. Божович, Э. Эриксон, Т.В. Снегирева, Ш. Бю-лер, В.С. Мухина, А.В. Петровский, И.С. Кон, Г.С. Абрамова, К. Льюис, Ф. Альбертони,

Э. Фромм, Л.Н. Толстой, А.В. Мудрик, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Берн, Н.М. Бейсахов, ГС. Альтшул-лер, проявляются следующие особенности взаимовлияния информационного поля развития личности и ее самоопределения:

- выбор жизненных ценностей (каким «Я» должен быть?, «Я» и общество?, «Я» - могу -хочу - должен?). Ценность впервые в жизни появляется в качестве смыслообразующего информационного социального фактора, который используется в личностно-значимой ситуации и направлен на реализацию перспективы ближнего информационного саморазвития личности юношей и девушек;

- многообразие духовной, материальной и телесной жизни. Многоликость юношеского самовыражения связана с ситуативностью интересов, которые юношество реализует, исходя из природных наклонностей, условий жизнедеятельности, ценностных ориентаций референтной для его развития социальной среды и особенностей информационных потребностей социальной среды;

- выбор внутренней позиции, который осуществляется на основе внешнего и внутреннего подражания элементам взрослой культуры, определяющим образом, воздействующим на юношу, связан с формированием потребностей. Важное значение, в данный период развития и самоопределения личности, имеет возможность реализации юношами и девушками права на выбор и на ошибку. Это является основой информационного запроса личности и ее самоопределения;

- накопление социального опыта происходит при включении юношества в такие подвиды познавательной деятельности, как общение, игра, профессиональная деятельность;

- юношеская влюбленность (всепоглощающая страсть) - подростковая сексуальность переходит в романтическое состояние «взаимного сопереживания» (В. Страхов), побуждающего юношество к проявлению альтруизма, гуманности. Это формирует умения социально-бытового, интимно-личностного и профессионального общения;

- определение нового уровня социальных взаимосвязей с родственниками - юношество проявляет потребность к реализации управленческой позиции и стремится определить собственную социальную и профессиональную нишу жизнедеятельности;

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

© В.В. Сохранов, Н.А. Лупанова, Э.К. Тер-Аракелян, 2008

- стремление к осознанной рефлексии с самим собой, девушкой (юношей), сверстниками -в юношеском возрасте большинство из коммуникативных актов совершается как запланированное (продуманное) действие, что приводит к более глубокому взаимодействию личностей юноши и девушки с окружающим миром;

- переход от внешнего подражания к внутреннему (поиск идеала или (и) подражание асоциальной личности) - юношеский возраст приобщается к взрослой культуре, характерной чертой которой является символическое социальное соотнесение моторных действий. Стремясь понять глубину отношений между взрослыми, юноша развивает умение реализации интуитивности и стремится действовать в соответствии с идеями, которые он узнал, и считает возможным использовать их в качестве перспективы саморазвития и самоопределения;

- формирование опыта саморегулирования -юношеский возраст является наиболее благодатным периодом для развития опыта личностного и профессионального саморегулирования на всех уровнях: физиологическом, психическом и социальном. В этом возрасте формируются умения, которые позволяют юношеству использовать готовность к саморегуляции в качестве базовой личностной характеристики своего поведения. Личность начинает процесс самостоятельного информационного обеспечения. Причем, избирательно;

- совершение профессионального выбора -юношеский возраст решает три основных проблемы: формирование мировоззрения, создание семьи и осуществление профессионального выбора. Профессиональный выбор юношей и девушек связан с двумя факторами - природными задатками личности и социальными условиями жизнедеятельности человека;

- формирование способностей к альтруизму, идентификации (установление общности себя и мира) и обособлению. Юношеский возраст - это период завершения становления основных способностей человека. В связи с юношеской предрасположенностью к формированию мировоззрения развиваются, прежде всего, способности к моральному соотнесению совершаемых действий с существующими нормативными установками референтной социальной среды. Они могут быть как нравственными, так и негативными;

- стремление к самоопределению (Ж.Ж. Руссо, В.И. Шубкин) - юношество завершает разви-

тие самостоятельности и персонализируется на уровне позиции «Я и общество»;

- интегрированное самотворение - психо-со-матическое и социальное развитие в юношеском возрасте приобретает характер целостности, человек получает возможность осуществления результатов личностного и профессионального самовоспитания, в которые он был включен с подросткового возраста;

- поиск друга - юношеский возраст характеризуется явно выраженной индивидуализацией мышления и действий. Объективно ни один человек не может оценить себя, результаты своего действия, достигнутый уровень развития без «отражения» (К.К. Платонов) себя в образе другого человека - друга, с которым (и только с ним) он чувствует себя естественно и свободно;

- формирование и поиск способа удовлетворения социальных потребностей. Юношеский возраст завершает формирование потребностной сферы личности и осуществляет выбор путей самоутверждения. Возможны как позитивные, так и негативные пути самореализации;

- стремление сделать карьеру проявляется как соотнесение подростковой фантазийности с объективным волевым усилием юношей и девушек по достижению намеченных целей.

Проблема юношества - выбор, осуществляемый в информационном поле: «Школа как взрослая жизнедеятельность?». Учащиеся 9-х классов впервые в жизни нормативно побуждаются к социальному выбору, который может перевести их в полноправные члены общества, т.е. завершить процесс их движения к взрослой культуре. Конфликтность этого процесса взаимосвязана с динамикой развития социальных институтов общества и неопределенностью нормативных актов, раскрывающих содержание возможной в данном обществе юношеской самореализации, а также недостаточной осведомленностью юношества, что связано с некачественными информационными услугами по обеспечению развития и самоопределения юношей и девушек.

Проблемы самоопределения учащихся 10-го класса: социально-психологическая адаптация в новом коллективе, установка на продление моратория (запрет) профессионального самоопределения, абулия выбора (безволие), новые информационные потребности, связанные с профессиональным самоопределением.

Роль самовоспитания в развитии и самоопределении юношества - определяющая (Э. Берн, М. Мелибруца, Р. Мей, К. Рудестам, Н.С. Пряжни-ков, Н.В. Самоукина), так как осуществляется са-моотбор необходимых информационных потоков.

Наиболее яркими факторами в восприятии информационного потока, определяющими развитие и самоопределение личности, является профессиональное и социальное самовыражение и создание семьи (появление постоянных сексуальных партнеров).

Таким образом, информационные потоки, направленные на развитие личности, оказывают определяющее влияние на процесс ее самоопределения. В зависимости от качества и количества информации личность приобретает совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Происходит накопление информационных продуктов и ресурсов, способствующих участию личности в различных сферах жизнедеятельности. Наличие необходимой информации на каждом возрастном этапе способствует дальнейшему развитию и самоопределению личности. В противном случае возникает информационный барьер, тормозящий дальнейшее развитие.

Физиологическое, социальное, психическое самоопределение человека определяет качество его профессионального самоопределения, которое основано на взаимовлиянии информационного поля и рассматриваемых процессов.

На основе анализа особенностей соотнесения социального и профессионального самоопределения личности по возрастным периодам мы пришли к выводу, что профессиональное самоопределение личности осуществляется в три этапа.

Первый этап - процесс довузовской подготовки (профессиональная направленность социализации детей в семейно-бытовой культуре; соотнесение учебных действий школьников с характеристиками основных профессиональных типов личности, профильные классы, курсы, ФДП и другие), который выполняет главную задачу -побуждает личность к самоанализу и соотнесению своих особенностей с требованиями, которые предъявляются к работе специалиста. Цель довузовской подготовки - сформировать осознанность профессионального выбора.

Второй этап - период непосредственного профессионального образования. Он имеет две составляющие. Первая - фундаментальное образование, позволяющее накопить необходимые для

специалиста знания, умения и навыки. Вторая -технологическая, являющаяся основой профессионального взаимодействия.

Их взаимосвязь позволяет специалисту развить необходимые профессиональные качества и решить для себя две основные задачи. Осознать правильность профессионального выбора и, при положительном решении этого вопроса, включиться в процесс профессионального самовоспитания. Компетентный уровень профессиональной подготовки личности проявляется в формировании у них четкой позиции по идеалам образования, воспитания и социализации учащихся. Все формы и методы подготовки специалистов имеют большое значение и должны отличаться проблемностью, открытостью, четкой постановкой цели, структурной ясностью, личностной ориентированностью, технологичностью. Лекции, семинары, практические занятия, различные виды практики должны быть связаны с конкретными моделями деятельности специалиста.

Третий этап профессиональной подготовки личности - процесс прохождения практики. В отечественном образовании сложилось два подхода к ее осуществлению. Студент проходит практику либо на предприятии, либо изучает различные концепции и модели. Обе формы приемлемы. Проблема в обеспечении личности профессионально значимыми информационными потоками заключается в содержательном аспекте деятельности студента-практиканта. Она проявляется, прежде всего, в недостаточном временном периоде, отводимом на практику. Второй проблемный момент - содержание деятельности практиканта на предприятии. Необходимо реализовать системный и деятельностный подходы, который позволит студентам (особенно выпускникам) принять на себя все обязанности специалиста. Студент-практикант должен выходить на заключительную практику со своей моделью профессионального действия.

Данный этап профессиональной подготовки решает следующие задачи: обеспечивает информационное насыщение личности, формирует алгоритмы ее профессионального самовыражения, побуждает личность к профессиональному самовоспитанию, формирует опыт профессионального саморегулирования, стимулирует соотнесение образа жизнедеятельности с совокупностью взглядов общества на профессиональную деятельность.

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

Последний этап профессиональной подготовки личности осуществляется непосредственно на предприятии и проходит в течение трех-пяти лет. В педагогической теории он носит название - «послевузовская профессиональная адаптация». Цель этого периода профессиональной подготовки заключается в становлении личностной методики профессионального образа жизнедеятельности.

Последний период является самым сложным, так как он требует от специалиста проявления всех знаний и опыта, которые накоплены им в ходе семейного воспитания, общего и профессионального образования и личностной социализации.

Целостный педагогический процесс, как известно, состоит из воспитания, обучения и педагогической коррекции самоопределения учащихся. Поэтому профессиональная адаптация происходит достаточно сложно, так как впервые личность корректирует имеющейся опыт социального самоопределения с совокупностью профессиональных обязанностей.

Опыт работы учебно-воспитательных учреждений и отдельных педагогов показывает необходимость специальных условий для успешного профессионального адаптирования и формирования педагогически мобильной позиции учителя и воспитателя. К ним можно отнести: наличие в действиях специалиста социально востребованных профессиональных знаний и умений, готовность педагога к профессиональному управлению собой, достаточное для комфортной жизнедеятельности материальное обеспечение, гуманность включения начинающего учителя и воспитателя в систему профессиональных отношений; постоянное психолого-педагогическое и методическое консультирование начинающих педагогов, индивидуально-личностный подбор в системе «педагог - класс (группа)», включение педагога в тот вид педагогической деятельности, который наиболее близок его личностным особенностям.

Большую роль в профессиональном самоопределении личности имеет система внутреннего контроля и аттестации специалистов. С одной стороны, существующие нормативные положения дают возможность специалисту в первый год своей работы не проходить аттестационных мероприятий. Но, как правило, начинающий специалист недостаточно включается в работу методических объединений.

Активное побуждение личности к профессиональному самоопределению решает следующие задачи: специалист приобщается к системе профессиональных традиций учреждения; педагог соотносит имеющийся опыт личностной и профессиональной жизнедеятельности с представлениями, принятыми в конкретном коллективе; специалист воспринимает (прямая или защитная мотивация) модель профессионально-личностных отношений, поощряемых в учреждении.

Профессиональное воспитание осуществляют все работники учреждения (от администратора до технического персонала). Совокупность нормативно-моральных воздействий приводит к включению специалиста в процесс профессионального самовоспитания. Он состоит из следующих этапов: самопознание - самоактуализация - самокоррекция. В случае прямой мотивации включения личности в профессиональное самовоспитание оно соотносится с профессиональным самоопределением и приносит более существенные профессиональные результаты.

Библиографический список

1. Сохранов В.В. Социально-педагогические аспекты формирования у учащейся молодежи опыта саморегулирования. - Пенза: ПГПУ 1996. -144 с.

2. Сохранов В.В. и др. Психология и педагогика профессиональных умений. - Тула: ТГПУ, 2005. - 113 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.