Научная статья на тему 'Готовность личности к самоопределению в информационном поле деятельности как психолого-педагогическая проблема'

Готовность личности к самоопределению в информационном поле деятельности как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS / SELF-DETERMINATION / INFORMATIONAL SPHERE OF ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна

В статье представлен анализ концептуальных основ исследования готовности личности к самоопределению в информационном поле деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article offers the analysis of the conceptual principles of the research of persons readiness for selfdetermination in the informational sphere of action.

Текст научной работы на тему «Готовность личности к самоопределению в информационном поле деятельности как психолого-педагогическая проблема»

3. ДементьеваН.Ф., БагаеваГ.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Институт социальной работы. - М., 1996.

4. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации

детей и подростков с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 2002.

5. Ильясов И.И. Структура и процесс учения. -М., 1986.

6. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на-Дону, 1997.

УДК 378.0

Н.А. Лупанова

ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье представлен анализ концептуальных основ исследования готовности личности к самоопределению в информационном поле деятельности.

Ключевые слова: готовность, самоопределение, информационное поле деятельности.

Профессиональная деятельность личности, как процесс соотнесения готов. ности личности к информационному насыщению с существующими общепринятыми параметрами социокультурной и профессиональной жизнедеятельности, с самореализацией, которая осуществляется как практическое реализация «Я» в определенном информационном поле, является основой информационного насыщения личности. Это проявляет две основных грани профессионального информационного насыщения личности: гражданскую и личностную. Так как «цивилизованный - гражданский, государственный, культурный, воспитанный, образованный... возделанный» (с лат.) [10, с. 208]. С другой стороны, информационно-насыщенное самоопределение личности является «процессом, посредством которого человек достигает своих целей, используя как средство компьютерные системы» [8, с. 70]. Тем самым, возникает необходимость выявления факторов, учет которых позволит выявить эффективность принципиально нового личностного контакта преподавателя с учащимися и студентами, опосредованного использованием информационных технологий.

Это, в частности, следует из того, что влияние информационно насыщенного действия педагога на готовность учащихся и студентов к использованию информационного поля в будущей профессиональной деятельности обладает «диалогичным» (М.М. Бахтин) уровнем проявления, а также оно адекватно в плане соотнесения с субъектной

основой происходящих процессов и единой, в знаковом обозначении, ролевой значимостью информационного обеспечения личности.

Выше сказанное требует обозначения нашей позиции по сущности основных факторов, влияющих на этот процесс. Одним из них является толерантность информационного взаимодействия преподавателей с учащимися и студентами в процессе педагогического сопровождения формирования их готовности к профессиональному самоопределению в педагогическом информационном поле деятельности.

Так, например, Е.С. Рапацевич отмечает, что толерантность - терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фруст-раторов и стрессоров, сформировавшихся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию. Существует также понимание толерантности, которое связывается с терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий.

Е.С. Рапацевич рассматривает данное понятие с позиции адаптированности, привыкания к повторяющимся воздействиям. При рассмотрении понятия фрустрации - «действие - прекращение, вмешательство или прерывание поведения, - которое направлено на какую-то цель» -необходимо отметить, что «связь между фрустрации и агрессией интуитивно неизбежна».

Возникает противоречие «терпеливость - агрессия». Также готовность личности к адаптированному информационно-насыщенному дей-

346

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

© Н.А. Лупанова, 2009

ствию не позволяет осуществлять самостоятельный выбор информационных потоков и, соответственно, не формирует ее готовность к поиску информации. Перерабатывается лишь та информация, которая предлагается личности, что в последующем не формирует ее умений поиска и отбора необходимых информационных потоков в процессе взаимного информационного самообеспечения.

Г.М. Коджаспиров и А.Ю. Коджаспирова считают, что толерантность (от лат. й1егапйа - терпение) - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, терпимость. Например, толерантность к тревоге. Проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Одно из важнейших профессиональных качеств учителя.

Изучение особенностей проявления личностью в поведении и деятельности информационной компетентности проводилось в рамках педагогического исследования, которое осуществляется по вполне определенным законам (А.И. Кочетов, В.В. Краевский). Выделяются, как известно, фундаментальные и прикладные педагогические исследования, качество которых можно оценить, исходя из совокупности разнообразных параметров. Было учтено, что «качество прикладных педагогических исследований и разработок определяется их практической значимостью, влиянием на процессы обучения и воспитания, актуальностью полученных знаний, новизной, возможностью использовать для преобразования действительности» [4, с. 5].

Выявление структуры и сущности процесса «проявлять информационную компетентность» обладает названными особенностями. Для этого в ходе научного изучения данного понятия необходимо использовать традиционную систему научно-педагогических действий: «определение предмета и объекта - формирование гипотетического представления и модели - диагностика состояния проблемы и определение возможных средств ее разрешения - формирование экспериментальной модели». Продуктивность названной последовательности шагов во многом зависит от качества диагностических процедур научного поиска.

В первой части диагностического процесса необходимо исходить из сущности информационной компетентности современного педагога, которую можно трактовать как его готовность к информационно-насыщенному профессиональному действию, побуждающему учащихся и студентов к поиску личностно значимых информационных потоков.

Готовность личности к информационному насыщению можно понимать как свойство личности, отражающее ее природные возможности и приобретенный опыт компетентной информационной самореализации.

Особую роль в информационно-насыщенном влиянии преподавателя на готовность учащихся и студентов к профессиональному самоопределению в педагогическом поле деятельности играет самостоятельность мышления и поступка.

Проявление самостоятельности мышления и поступка в выборе информационных потоков коррелирует с уровнем развития эмоциональноволевой сферы личности и результативности самовоспитания.

С другой стороны, самостоятельность - средство личностного и профессионального самоутверждения. Ее реализация способствует снятию избыточного напряжения и тревожности личности в субъектном выборе и объектном представлении избранного информационного потока.

В процессе информационного насыщения самостоятельность личности реализуется с помощью самоконтроля, самовнушения, самоприка-за и самоубеждения, которые, с точки зрения Д.М. Гришина, А.Г Ковалева, А.И. Кочетова, Л.И. Рувинского имеют общее начало, которое по мнению К.В. Самойлова позволяет рассмотреть эргономические основы «средств и принципов взаимодействия человека с компьютерными системами». Это взаимодействие является ни чем иным, как соотнесением «себя с самим собой», «соотнесением себя с установкой информационного источника, референтного личности», «соотнесением себя с совокупностью действий информационно-насыщенного оператора». В качестве своего образа и информационного источника выступает качество компьютерной грамотности.

Ключевым понятием данного анализа является «степень конфликтности». Конформизм, мо-дификационность, адаптированность - неполный перечень понятий, составляющих основу анализа готовности личности проявить в поведении

и деятельности информационную компетентность. В нашей парадигме иное толкование данных взаимосвязей. Названные особенности поведения (свойства личности) - основа самокор-рекции, что необходимо на начальной стадии информационного насыщения.

Существует типологическая зависимость компетентности отношений преподавателя с учащимися и студентами и процесса взаимного информационного обеспечения.

Определение готовности личности проявить в поведении и деятельности информационную компетентность в выборе информационного поля возможно лишь в том случае, если мы соотнесем уровень его мышления, деятельности с общепринятым толкованием «культурного поведения человека».

Так, по мнению В.И. Андреева, «саморазвитие самоорганизующихся систем с необходимостью требует активного функционирования памяти как условия минимизации ошибок самоге-нерации, а это неизбежно ведет к возникновению информационных процессов. В рамках педагогических систем, которые являются частью социальных систем, функции памяти берет на себя культура, которая проявляется в процессах саморазвития, самоорганизации человека и трансформируется в его личностные качества» [5, с. 63], определяющие смысл культурного поведения личности в информационном поле деятельности.

Раскрывая взаимосвязь информационной компетентности в информационном самообеспечении с ее уровнем культуры, необходимо обозначить наше понимание основных уровней побуждения личности к профессиональному самоопределению в педагогическом информационном поле деятельности, проявляющихся на основе осознания своей способности к профессиональному и компетентному самовыражению. К их числу можно отнести следующие уровни:

- становление личностного опыта информационного самообеспечения;

- уровень педагогического признания личностного опыта поиска информационных потоков на основе включения учащихся и студентов в модель их поиска;

- профессионально значимое определение информационной деятельности личности;

- традиционный уровень соотнесения компетентности выбора источников информационного насыщения и культуры человека.

Анализ обозначенного уровней необходимо предварить замечаниями о соотнесении культуры и компетентности информационного насыщения личности. Как было сказано выше, с момента возникновения культура взаимосвязана с деятельностью человека (И.Т. Фролов). В силу этого, существует естественная взаимосвязь явлений в целевом, содержательном, регулятивном и прогностическом компоненте.

Оценивая возможные результаты деятельности учащихся и студентов, преподаватель может определить уровень и направленность взаимосвязи развития культуры и компетентности информационного самообеспечения личности.

Таким образом, мы можем утверждать, что, с одной стороны, информационно компетентная личность - это созидающая достаточно высокий уровень культуры. С другой стороны, эволюционное поступательное развитие культурной среды побуждает человека к компетентному информационному самовыражению в социальном, профессиональном и личностном аспектах.

Данное соотнесение, как было сказано выше, может реализоваться на нескольких уровнях, структура которых определяется естественным процессом развития человека, переводом эмоционального представления в чувственные образы, умозаключения и модель формирования готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности. Это происходит, прежде всего, на основе определенных правил и норм, на основе привычного образа действия и порядка, которые устанавливаются в той или иной информационной системе.

Формирование готовности учащихся и студентов к выбору информационных источников невозможно без усвоения совокупности норм информационной самореализации личности. Это подтверждается также тем, что профессиональное самоопределение любого человека можно рассматривать как переход от подражания и воспроизведения чужого опыта самореализации к проявлению личностной модели формирования ее готовности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности.

Информационная компетентность личности складывается из ее социально-личностной и профессиональной готовности к самореализации в информационном педагогическом поле деятельности.

Соотнесение личностного опыта информационного насыщения с общепринятыми социаль-

348

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

но-профессиональными стандартами самовыражения личности осуществляются по «специфическим общественным явлениям, особым формам общественных отношений, проявляющихся как прочно сложившихся, переходящих от поколения к поколению действий, обычаев, принципов и норм взаимоотношений между людьми в производстве, быту, семье» [2, с. 11].

То есть, это «соотнесение» выявляет, во-первых, процессуальность вхождения личности в социальную и профессиональную традиции. При этом, выявляется противоречие этого включения, проявляющегося в виде уровневого несоответствия развития личности и требований профессионального стандарта ее самовыражения. Еще

Э. Фромм отмечал, что «природа человека не является постоянной и неизменной, тем самым и культуру нельзя объяснять как результат неизменных человеческих инстинктов; и сама культура не является каким-то неизменным фактором, к которому человеческая природа приспосабливается пассивно и без остатка. В действительности человек может приспосабливаться и к неблагоприятным условиям, но в этом процессе адаптации он проявляет определенные умственные и эмоциональные реакции, которые являются следствием, присущие его собственной природе особенностей» [3, с. 35].

Таким образом, своеобразие соотнесения как раз и заключается во взаимосвязи внешней (стандартизованной) информационной компетентности и самокомпетентности. Последнее понимается нами как способность личности к объективному осмыслению успешности своего бытового, социального и профессионального действия по информационному самообеспечению.

Эту проблему сможет решить педагог являющийся информационно самодостаточной личностью.

Можно выделить некоторые пути решения данной проблемы:

- овладение участниками педагогического процесса умениями диагностики готовности личности к восприятию информационных потоков;

- побуждение учащихся и студентов к творческой информационно-насыщенной деятельности;

- обеспечение педагогического сопровождения учащихся и студентов в области информационных технологий;

- формирование готовности учащихся и студентов к информатизации как основы профессионального самоопределения на основе проектной деятельности.

Библиографический список

1. Лопатин А.Р. Теория и технология создания ситуации успеха в учебно-познавательном процессе: учебное пособие. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2004. - 312 с.

2. Алексеев В.П. Становление человечества. -М.: Политиздат, 1984. - 462 с.

3. АндреевВ.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

4. Кочетов А.И. Педагогические технологии: учебное пособие. - Славянск-на-Кубани, 2000. - 200 с.

5. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.

6. Кибернетика. Дела практические. - М.: Наука, 1984. - 176 с.

7. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2001. - 272 с.

8. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.

9. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. - М.: Народное образование, 2002. - 176 с.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.