Научная статья на тему 'Технологичность деятельности преподавателя в педагогическом информационном поле'

Технологичность деятельности преподавателя в педагогическом информационном поле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСЫЩЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PEDAGOGICAL INFORMATION FIELD / TECHNOLOGICAL BASE / INFORMATIONAL SATURATION / TEACHING PROCESSABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна

В статье анализируются особенности профессионального самоопределения студентов в информационном поле. Рассмотрены проблемы реализации технологичности, исходя из деятельностной, акмеологической и личностно-ориентированной концепции организации педагогического процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Processability of an academic teacher's activities in the pedagogical-informational field

The paper analyzes the features of professional self-determination of students in the information field. The author considers the problems of implementation of teaching technological base (i.e. technologicalness, or processability) proceeding from different pedagogical concepts: activity-based, acmeological, and personality-oriented ones

Текст научной работы на тему «Технологичность деятельности преподавателя в педагогическом информационном поле»

СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИИ

Н. А. Лупанова

(Пенза)

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ

В статье анализируются особенности профессионального самоопределения студентов в информационном поле. Рассмотрены проблемы реализации технологичности исходя из деятельностной, акмеологической и личностно-ориентированной концепции организации педагогического процесса

Профессиональное самоопределение студентов является процессом, реализация которого взаимосвязана с действием многих внешних и внутренних факторов. Он характеризуется рядом особенностей, проявление которых обусловлено динамичным развитием общества, что раскрывает новые перспективы и создает проблемы в личностной и профессиональной самореализации будущих специалистов: от дилетантизма в профессиональной деятельности до «педагогизации» бытовых отношений. В частности, возникает проблема подготовки студентов к дифференцированному вхождению в информационное поле любого вида труда. Это особо актуально в педагогической деятельности, которая по своей сути и функциям осуществляет перевод общесоциального информационного потока в совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих студентам осознать принадлежность к определенному виду трудовой деятельности. Одной из важнейших проблем, требующих своего разрешения в процессе подготовки специалиста, является перевод информационного потока в профессионально значимое знание.

Перевод информации в знание основывается на готовности участников педагогического процесса к восприятию, переработке, воспроизведению информации и к реализации определенной совокупности технологий в процессе их

взаимодействия. Это формирует новый образ информационного поля деятельности - педагогическое информационное поле, которое характеризуется прежде всего специфическим характером отбора информации, то есть усвоением того информационного потока, который необходим для реализации педагогической цели.

Возникает необходимость определения значимости технологичности педагогического действия, позволяющего в ходе подготовки студентов к профессиональному самоопределению обосновать содержание и направленность формирования механизмов вхождения студентов в педагогический процесс, выявить технологии профессионального самоопределения в педагогическом информационном поле.

Технологичность педагогического действия исходит из деятельностной, акмеологической и личностно ориентированной концепции организации педагогического процесса и предполагает побуждение его участников к профессиональному самоопределению.

Технологичность действий педагога позволяет обеспечить востребованность педагогического сопровождения развития информационной и профессиональной компетентности студентов.

Понятие технологичности педагогического действия во многом раскрывает структуру и содержание процесса информационного поиска

студентов и позволяет выявить возможности как педагога, так и обучаемых в процессе информатизации. Речь идет о педагогических технологиях и их реализации в особых условиях -информатизации жизнедеятельности будущего специалиста, сущность которой раскрывается нами как совокупность приемов педагогического действия, позволяющих обеспечить рациональное решение вариативных социально-педагогических задач, связанных с формированием готовности участников педагогического процесса к информационному самообеспечению в педагогическом информационном поле.

Исходя из этого, технологичность педагогического действия основывается на получении информации о характере познавательной деятельности студентов, на выявлении уровня их самостоятельности и активности, педагогическом сопровождении, оценке усвоенных студентами знаний и сформированных у них умений.

Эффективность исследуемого процесса, с точки зрения А. Бандуры, заключается в готовности преподавателя проявить необходимый уровень компетентности в решении проблемы педагогического сопровождения самоопределения студентов в информационно насыщенном педагогическом процессе, а также в проявлении студентами интегративной способности соответствовать требованиям будущей профессиональной среды и установлении уровня, достаточного для профессионального самоопределения в информационном поле деятельности, и адекватности действий преподавателя и студентов.

Уровень компетентности преподавателя, наличие интегративной способности студентов и адекватность взаимодействия преподавателей и студентов являются показателями исследуемого процесса, содержание которых раскрывается через совокупность определенных характеристик, основой которых является готовность, реализуемая участниками информационно насыщенного педагогического процесса на основе определенной совокупности умений.

В процессе исследования выявлена совокупность характеристик эффективности реализации технологий информационного обеспечения студентов в период их профессиональной подготовки. К ним были отнесены три группы показателей, характеризующих процесс: воспроизведения преподавателем ситуации реализации информационного обеспечения студентов (А); процесс восприятия и использования студентами технологий информационного обеспечения (Б); структуру и содержание взаимодействия преподавателя и студентов в ходе реализации технологий информационного обеспечения (В).

Опытно-экспериментальный анализ структуры и содержания педагогического действия, направленного на информационное обеспечение студентов, позволили выявить:

- готовность преподавателя проявлять во взаимодействии со студентами самостоятельность, критичность и абстрактность мыслительной деятельности;

- наличие опыта информационного обеспечения обучаемых;

- наличие умений индуктивного и дедуктивного анализа имеющейся информации и построения процесса ее воспроизведения во взаимодействии со студентами;

- готовность преподавателя к соотнесению в представляемой студентам информации ее профессиональной значимости с потребностями будущих специалистов и возможностью использования технологий в процессе коррекции жизнедеятельности студентов;

- владение преподавателем средствами современного оперативного обеспечения студентов необходимой для качественного учебного и профессионально значимого действия информацией;

- готовность преподавателя к сравнительно-сопоставительному анализу имеющейся информации и ее интегрированному выражению в процессе подготовки студентов к профессиональному самоопределению и внеаудиторной коммуникации со студентами;

- готовность преподавателя к творческой самореализации в информационном поле деятельности.

Эффективность педагогического сопровождения формирования готовности студентов к профессиональному самоопределению взаимосвязана с процессом восприятия и использования технологий информационного обеспечения будущих специалистов. К основным показателям, проявляющим отношение студентов к качеству своего действия в информационном поле деятельности, необходимо отнести следующие:

- природные предпосылки к развитию определенной группы анализаторов, способствующих восприятию информационных потоков;

- уровень развития саморегуляционных основ самореализации студентов, к которым относятся внушаемость, утомляемость и лабильность;

- осмысленность последовательности рассуждений, умозаключений и действий студентов в процессе восприятия представленного преподавателем алгоритма информационного самоопределения в профессиональном аспекте;

- произвольность использования студента-

ми средств информатизации учебной деятельности в целях формирования готовности к реализации информационных основ решения профессиональных задач;

- готовность студентов использовать известные алгоритмы запоминания и организации мыслительной деятельности в аспекте обеспечения целостности восприятия информации;

- готовность студентов к реализации основ критического мышления, позволяющего обеспечить избирательность восприятия информационных потоков;

- наличие внутренней положительной мотивации студентов к усвоению модели профессионального самоопределения;

- наличие потребности в информационном самообеспечении;

- готовность студентов к использованию информационных потоков и средств информатизации для ориентировки в информационном поле деятельности;

- готовность к реализации специальных программ и рациональных приемов обработки информации в целях осознанного соотнесения ее с объективными характеристика профессиональной деятельности.

Особую значимость в процессе профессионального самоопределения студентов в информационном поле деятельности имеет ряд основополагающих положений, раскрывающих структуру и содержание взаимодействия преподавателя и студентов в процессе реализации технологий информационного обеспечения. К ним, в процессе исследования, были отнесены: открытость, компетентность, толерантность, гуманистичность, акмеологичность, ак-сиологичность, деятельностная основа и целостность.

Для профессионального самоопределения студентов в педагогическом информационном поле необходимо:

1) обеспечить студентов знанием о существующих в психологии и педагогике концепциях и моделях осуществления педагогического процесса, обладающего технологичностью;

2) побуждать личность к формированию опыта реализации технологического педагогического действия;

3) побуждать личность к использованию наиболее рациональных форм, методов и приемов управления деятельностью.

Использование технологий в аспекте техно-логизации педагогического процесса, способствующего эффективному профессиональному самоопределению студентов в педагогическом информационном поле, основано на освоении

специалистом профессиональных умений, позволяющих разрешать профессиональные задачи. Технологическая модель педагогического процесса предполагает создание определенных условий управления учебной деятельностью посредством задач, составляющих предметное содержание учебной деятельности.

Профессиональные умения, связанные с «управлением психическим развитием» студентов и реализованные технологично, позволяют в процессе профессионального развития студентов кардинально изменять сложившиеся стереотипы жизнедеятельности студентов в соответствии с нравственными педагогическими требованиями.

Неотъемлемой составляющей технологичности педагогического процесса является эффективное насыщение студентов индивидуально востребованной информацией, необходимой для профессионального самоопределения. Четкая структура процесса обучения, воспитания приводит к эффективному профессиональному самоопределению студентов.

Эффективное профессиональное самоопределение студентов в педагогическом информационном поле возможно в случае постоянного поиска, саморазвития, что связано с исследовательской деятельностью. Это мотивирует студентов на дальнейшее развитие. Новые открывающиеся возможности, связанные с потреблением неизвестной информации, позволят студентам пробовать себя в других сферах деятельности, применять альтернативные методики работы, что в последующем формирует технологичность педагогического процесса.

Таким образом, рассмотрение в процессе исследования концептуальных основ технологичности деятельности преподавателя в педагогическом процессе, выступающей в виде особенности эффективного профессионального самоопределения студентов в педагогическом информационном поле, показывает, что:

- технологичность педагогического действия исходит из деятельностной, акмеологиче-ской и личностно ориентированной концепции организации педагогического процесса и предполагает побуждение его участников к информационному самоопределению;

- наличие технологичности в действиях педагога позволяет обеспечить социальную востребованность, профессиональную компетентность и личностную комфортность педагога, а также побуждает его к эффективному профессиональному самоопределению;

- использование технологий в аспекте тех-нологизации педагогического процесса, способствующего эффективному профессиональному

самоопределению, основано на освоении специалистом профессиональных умений, позволяющих решать профессиональные задачи;

- формирование у участников педагогического процесса умений, которые позволят ра-

ционально осуществлять ту или иную совокупность приемов педагогического действия, нацеленного на формирование готовности к информационному насыщению в педагогическом информационном поле.

Литература

1. Лопатин А. Р. Теория и технология создания ситуации успеха в учебно-познавательном процессе : учеб. пособие. - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2004. - 312 с.

2. Алексеев В. П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984. - 462 с.

3. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

4. Кочетов А. И. Педагогические технологии: учебное пособие. -Славянск-на-Кубани, 2000. - 200 с.

5. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.

6. Кибернетика. Дела практические. - М.: Наука, 1984. - 176 с.

7. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

8. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В. С. Кукушина. -Москва: ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2004. - 336 с. (Сер. «Педагогическое образование»).

9. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. - М.: Народное образование, 2002. - 176 с.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Рос. акад. наук ; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.