УДК 37.013:37.015.31
H.A. Лупанова*
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
В статье рассматриваются основные противоречия вузовского математического образования, которое при существующей системе организации недостаточно способствует формированию готовности студентов к профессиональному самоопределению в условиях информатизации их учебной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, информация, информационное поле.
Модернизация системы отечественного образования, осуществляемая на основе Национальной доктрины образования в РФ и Национальной инициативы «Наша новая школа», раскрывает содержание основной цели преобразований в структуре и содержании деятельности основных институтов общества. Реализация поставленной цели направлена на подготовку высококвалифицированного работника, обладающего совокупностью компетенций, которая проявляется, прежде всего, в готовности к мобильному профессиональному самоопределению в условиях всесторонней информатизации жизнедеятельности человека и развития разнообразных технологий его самореализации.
Подготовка личности, обладающей вышеназванными свойствами, осуществляется в системе высшего профессионального образования, качество деятельности которого во многом противоречиво и неадекватно объективным социально-экономическим вызовам, с которыми сталкивается человек в процессе профессионального самоопределения.
При всем многообразии воздействий, способствующих идентификации личности, а также требований, предъявляемых к ней в условиях современного производства и жизнедеятельности, ведущую роль играет педагогическая деятельность, осуществляемая высококвалифицированными педагогами. Осознание роли педагога в достижении обозначенной цели образования требует анализа основных проблем, возникающих на этапе перехода к новому качеству профессиональной подготовки учителя любого профиля, в частности, подготовки учителя математики. В настоящее время значимой является подготовка учителей математики к профессиональному самоопределению.
В современных условиях развития общества и государства актуализируется потребность в инициативной и деятельной личности, способной непрерывно обновлять имеющиеся знания и умения, творчески подходить к избранному виду профессиональной деятельности, проявлять готовность к самоопределению на основе компетентност-ного подхода.
Педагогический вуз в условиях дифференцированной школы осуществляет подготовку будущего учителя математики к профессиональной деятельности, к реализации
* © Лупанова H.A., 2010
Лупанова Наталья Александровна ([email protected]), кафедра педагогики и психологии профессионального образования Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 440602, Россия, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37.
Современные проблемы подготовки будущего учителя математики
к профессиональному самоопределению 195
личностно-ориентированного обучения в ходе взаимодействия участников педагогического процесса. Неотъемлемой частью этого процесса является математическое образование, которое рассматривает профессиональное образование будущего учителя математики не только как достигнутый результат его предметной, психолого-педагогической и методической обученности, но и как процесс становления его личности, обладающей готовностью к высокопродуктивной профессиональной деятельности в информационном поле, раскрыгаающем взаимосвязь качества овладения студентами математическими знаниями и умениями и их передачи учащимся с опорой на информационно обусловленное формирование интересов, способностей и потребностей будущего учителя в организации и педагогическом сопровождении индивидуальной учебной деятельности учащихся. Проблемность обозначенной взаимосвязи раскрыгаа-ется в противоречии между необходимым уровнем готовности к профессиональному самоопределению и сформированностью информационного поля, обеспечивающего этот процесс.
Указанное противоречие является системным и отражает совокупность частных противоречий, разрешение которыж позволит обеспечить качество подготовки студентов к деятельности учителем математики, их готовность к профессиональному самоопределению. К их числу можно отнести следующие противоречия между:
— недостаточностью объема и качества информации у студентов об избранном виде профессиональной деятельности и необходимостью формирования у студентов мотивационно-ценностностного отношения к ней;
— содержанием вузовского математического образования студентов и процессом формирования их педагогической направленности;
— содержанием математических дисциплин в школе и вузе;
— знаниевой основой получения информации в вузе и необходимостью обеспечения прикладной направленности профессиональной подготовки будущих учителей математики;
— возможностью развития личности в процессе изучения математики и недостаточным уровнем информации о технологиях этого процесса;
— необходимостью овладения студентами технологиями самообразования и недостаточным уровнем готовности преподавателей к обеспечению студентов профессионально значимыми алгоритмами самообразования;
— объективной сложностью математических дисциплин и недостаточным уровнем технологичности их изложения.
Обозначенные противоречия актуализируют процесс подготовки студентов к профессиональному самоопределению в информационном поле, результатом которой будет их готовность к профессиональному самоопределению, обусловленная знанием о структуре и содержании будущей деятельности. Отмечается случайный социально-ситуативный выбор профессии значительной частью студенчества, не обладающего мотивацией и направленностью как в целом на педагогическую деятельность, так и на работу в качестве учителя математики. Одной из причин является абсолютизация преподавателями предметных дисциплин, их значимости в фундаментальной подготовке студентов, что ограничивает профессионально направленное информационное поле студентов и не позволяет им осозновать себя в качестве учителя.
Недостаточность объема и качества информации у студентов об избранном виде профессиональной деятельности углубляет деструктивность поиска студентами своего места в профессиональном поле. В традиционной модели вузовского образования студенты получают информацию, которая раскрыгаает технологии адаптивного уровня взаимодействия с преподавателями, основной целью которого является обеспечение успешности их учебной деятельности, а не формирование направленности на
196
Вестник СамГУ. 2010. № 3 (77)
деятельность в качестве учителя математики. Главной задачей обучения студентов в вузе является предметная подготовка, в меньшей мере — психолого-педагогическая подготовка как учителей математики.
Содержание вузовского математического образования построено на классической идеологии ценности фундаментального образования, которое позитивно влияет на процесс интеллектуального развития, в меньшей мере — на профессиональное самоопределение будущих учителей математики. Содержание математического образования в педагогических вузах реализует идеи дифференциации математического знания, заложенные в XIX веке на основе общенаучной дифференциации, положения которой сформулированы в работах Э. Канта, С. Ковалевской, Н. Лобачевского и др. Современное математическое образование в своем содержательном аспекте не отражает идей интеграции и информатизации, а дифференцированный подход в основном рассматривается на уровне профильной дифференциации, что обусловлено, в частности, классической моделью организации учебного процесса.
Противоречие между содержанием вузовского образования и процессом формирования направленности студентов на деятельность в качестве учителя математики обуславливается недостаточной информационной насыщенностью большинства математических дисциплин в отличие от школьной практики математического образования, предоставляющего ученикам возможность получить многомерную пространственную математическую подготовку, что является одной из причин отсутствия интереса выпускников школ к профессии учителя математики.
Традиционное изложение математического знания концентрируется вокруг математических проблем, представление которых требует профессионального самоопределения в выборе средств подачи математического материала: так, концепция опорных сигналов и ключевых понятий позволяет соотнести фундаментальное математическое знание с содержанием педагогической деятельности. Математическое образование в вузе характеризуется разрывом между теоретическим и методическим компонентами математического знания, на что указывается исследователями (Г.Л. Луканкин). Традиционная вербально-иллюстративная модель изложения материала характеризуется субъективной манерой, обусловленной индивидуально-личностными особенностями преподавателя вуза.
Математическая подготовка студентов — будущих учителей осложняется избыточной вариативностью учебных планов, программ и учебников, которые используются учителями школы и преподавателями вузов. Изучение одного и того же материала подчиняется разным теоретико-методологическим основаниям, что затрудняет оценку качества обучения и математического образования в целом. Отношение к профессиональной деятельности обусловлено в определенной мере рассогласованием понятийного аппарата, освоенного в школьном курсе математики и предлагаемого будущим учителям, что негативно сказывается на их готовности к профессиональному самоопределению. Отсутствие задач по формированию профессиональной направленности при изучении математических дисциплин не способствует реализации технологии развивающего обучения.
Исследование показало, что преподаватели вуза затрудняются в выборе и обучении студентов — будущих учителей математики алгоритмам самообразования в силу следующих причин: сами не обладают опытом профессионального самоопределения и алгоритмами самообразования, а только знакомы с ними из различных теоретических источников; имеют опыт профессионального самоопределения, полученный методом проб и ошибок, приобрели личностно-значимый алгоритм самообразования. Полагаем, что разрешение противоречий, обозначенных в математическом образовании, должно базироваться на методологических подходах, принципы которых созда-
Проблема начала мышления в работах М. Хайдеггера и М.К. Мамардашвили 197
ют условия для развития профессионально-значимого самопознания и приобретения студентами — будущими учителями математики способов самореализации в процессе учебной деятельности.
Библиографический список
1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: уч. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
2. Руднева Т.И. Липатова Н.О., Агеенко Н.В. Готовность специалистов к соблюдению норм профессиональной этики. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. 324 с.
3. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. М.: Российская академия образования: НИИРПО, 2006. 320 с.
N.A. Lupanova*
MODERN PROBLEMS OF PREPARATION OF THE FUTURE MATHEMATICS TEACHER TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
In the article the basic contradictions of high school mathematical education which in the existing system of organisation insufficiently promotes the formation of readiness of students to professional self-determination in the conditions of informatization of their educational activity.
Key words: professional self-determination, information, information field.
* Lupanova Natalia Alexandrovna ([email protected]), the Dept. of Pedagogics and Psychology of Professional Education, Penza State Pedagogical University V.G. Belinskiy by name, Penza, Russia.