Научная статья на тему 'Formation of readiness of the personality to professional self-determination in the informational field of activity'

Formation of readiness of the personality to professional self-determination in the informational field of activity Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS / SELF-DETERMINATION / INFORMATIONAL ACTIVITY FIELD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Lupanova N. A.

The conceptual substantiation of the program of formation of readiness of senior pupils and students to professional self-determination in the informational field of activity is presented in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Formation of readiness of the personality to professional self-determination in the informational field of activity»

применения этих знаний в конкретной ситуации, с конкретной группой детей.

Такая сложная системная связь между содержанием профессионального образования и содержанием деятельности специалиста осознается современными участниками педагогического процесса вуза, и именно она определяет логику современных подходов и решений к поиску путей повышения качества профессиональной подготовки будущих психологов.

Библиографический список

1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. - 1994. - .№5.

2. ГузееевВ.В. Лекции по педтехнологии. - М.: Знание, 1992.

3. Зуборева Н.С. Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения // Психо-лого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвуз. сб. науч. тр. - Вып. 3. - В 2 ч. - Ч. 1. - М., 1994.

4. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения // Советская психология. - 1984.

5. Дубовый Л.М., РучковаН.А. Зачем психолог нужен в школе? - Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2007.

6. Дубовый Л.М., РучковаН.А. Введение в пси-холого-педагогическую деятельность. - Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2007.

УДК 593.1

Лупанова Наталья Александровна

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского

prof_sochranov@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлено концептуальное обоснование программы формирования готовности старшеклассников и студентов к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности.

Ключевые слова: готовность, самоопределение, информационное поле деятельности.

Теоретический анализ проблемы формирования готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности позволил построить программу опытно-экспериментальной работы, включавшую в себя три этапа.

На первом этапе (2000-2003 гг.) проводился теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме выявления условий и особенностей профессионального самоопределения личности в информационном поле деятельности на различных возрастных этапах ее развития и готовности к реализации проектной деятельности по самопознанию и готовности к становлению основ информационно насыщенного, самодостаточного и социально значимого самоопределения.

Анализировалась эффективность применения проектной деятельности по самопознанию и формированию основ готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности.

На втором этапе (2003-2005 гг.) проводилась диагностика отношения к трудовой деятельности

в условиях информатизации развития личности, выявлялась взаимосвязь между отношением к труду, социально-психологическим и профессиональным типом и ценностной структурой личности, включающей профессиональные склонности. Разрабатывалась и апробировалась программа готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности, проводились консультации с родителями и педагогами.

На третьем этапе (2005-2009 гг.) осуществлялся сравнительный анализ входной и итоговой диагностики для определения результативности работы по формированию готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности. Осуществлялись интерпретация и обобщение полученных в исследовании результатов, формулировались выводы.

Готовность личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности проявляется в деятельности, в процессе которой реализуются интересы, потребности, самооценка, эмоции личности по отношению

к профессиональному самоопределению в условиях информатизации социальной среды.

Реализация программы формирования готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности осуществлялась на основе нескольких принципов.

Принцип толерантности - определяющая основа взаимодействия процесса информатизации социальной среды и саморазвития личности, позволяющая максимально реализовать информационно насыщенную деятельность человека, а также обеспечить самодостаточное самоопределение личности в информационном поле деятельности.

Принцип гуманности - самоопределение личности, в том числе и профессиональное, способствует достижению нескольких целей. Главной среди них можно назвать социальную значимость информационно насыщенного приобщения личности к определенному виду труда, которое осуществляется во имя единственно значимой задачи - максимального раскрытия способностей и потребностей человека в виде труда, соответствующего его задаткам.

Принцип открытости - эффективное самоопределение личности в информационно насыщенной социальной среде возможно в случае осознания человеком возможного результата своих действий и технологии самодвижения к этому результату.

Принцип уровневой и профильной дифференциации - любое действие человека, тем более в вариативных условиях - условиях информатизации его жизнедеятельности, основывается на различиях в задатках человека, условиях его жизнедеятельности, определенной направленности развития каждого человека и предельности этого процесса. Поэтому самоопределение личности в информационно насыщенной среде основано на естественном разделении качества самореализации личности по уровню и профилю.

Принцип рефлексии предполагает осмысление личностью всех параметров процесса и своих действий по его организации.

Принцип сочетания различных видов технологий заключается в использовании как словесных, так и деятельностных побуждений личности к формированию эмоционально-ценностного отношения к определенной позиции, которую человек занимает в процессе освоения информационного поля деятельности.

Принцип алгоритмизованного усвоения и воспроизведения дидактических единиц. Информатизация деятельности человека способствует формированию инновационного типа мышления и действия, основой которых является «теория меры и нормы» восприятия информации (И. Новикова, И.В. Роберт и др.) из всего многообразия информации: смыслообразующие понятия, символы, знаки, структурирование которых рождает алгоритмы упрощенного восприятия и воспроизведения дидактических единиц как во временном, так и содержательном аспектах.

Принцип характер рефлексии личности в процессе самореализации в информационном поле деятельности - алгоритмизация поведения и деятельности человека в процессе информатизации социума предполагает изменение его мотивационного и эмоционально-ценностного отношения к направленности и смыслу жизнедеятельности. Оно все более становится прагматичным, нацеленным на результат, проявляющийся в виде волевого самоутверждения личности.

Целью экспериментальной программы являлось формирование готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности.

Программа формирования готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности разработана с учетом ее возрастных особенностей.

Содержание программы предполагает проектную деятельность личности по осознанию и формированию основ готовности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности и направлено на профессиональное самоопределение в информационном поле деятельности.

Данная программа содержит следующие разделы: информационный, моделирования, реализации, корректирующий. Разделы программы формирования готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности включают в себя теоретический блок (способствует обретению или актуализации теоретического знания о технологии самопознания и особенностях самоопределения личности в личностном и профессиональном аспектах под влиянием информатизации среды социализации человека), практический блок (способствует приобретению положительного опыта проектной деятельности по самопознанию

и формированию основ готовности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности), диагностический блок (способствует выявлению возможностей личности в самопознании и самоопределении, а также готовности к собственному осознанию, осмыслению собственного опыта).

Программу формирования готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности можно использовать в процессе коррекции подготовки личности к самоопределению в условиях семейно-бытовой, педагогической и социально-профессиональной социализации.

Процесс формирования готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности является многогранным процессом. Наиболее оптимальным средством реализации программы представляется, на наш взгляд, использование проектной деятельности.

Данная проектная деятельность рассматривалась нами как специально организованная совокупность действий личности, находящейся во взаимодействии с источниками социализации. Эта совокупность действий позволяла личности приобрести положительный опыт создания специальных ситуаций в процессе решения возникающих при этом задач, с целью формирования основ ее готовности к самоопределению в личностном и профессиональном аспектах.

При этом особое внимание уделялось перераспределению роли участников - личность получает большую активность, самостоятельность, становится полноправным участником образовательного процесса, что позволяет эффективнее формировать готовность личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности. Это свойственно личности, участвующей в разработке и реализации социально и профессионально востребованных действий, позволяющих ей сформировать основы готовности к самодостаточному и профессионально-значимому самоопределению в условиях информатизации среды социализации личности.

Модель рассматриваемой программы можно представить в виде следующей схемы.

1. Каждый раздел программы реализуется на каждой стадии социализации в личностном и профессиональном аспектах. Так, информационный блок реализуется на этапах целеполагания и про-

фессионального адаптирования; блок моделирования - на этапе становления личностной методики и технологии представления, усвоения и воспроизведения опыта самоопределения; блок реализации - на этапе профессионального моделирования; корректирующий блок - на этапе вариативного профессионального действия.

Рассмотрим более подробно реализацию содержания программы формирования готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности.

Первый раздел программы - информационный, который реализуется на этапах целеполага-ния и профессионального адаптирования, направлен на решение следующих задач: восприятие и переработка личностью личностно-возможного объема информации о содержании и результатах профессионального самоопределения личности в информационном поле деятельности.

Теоретический блок этого раздела программы предполагает овладение или конкретизацию знаний личностью о возможностях и способах самоопределения в личностном и профессиональном аспектах в условиях информатизации среды социализации.

Практический блок этого раздела способствует приобретению знания о необходимых умениях, свойствах и качествах личности, реализация которых позволяет обеспечить эффективность самоопределения человека, а рефлексивный блок - осмыслению и осознанию необходимости и меры возможности собственного участия в проектной деятельности.

Основными методами и приемами формирования информационной насыщенности о готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности в данном разделе программы являются разъяснение, убеждение, беседа, метод «мозгового штурма», дискуссия, метод ранжирования проблем, технология ТРИЗ, которая предполагает моделирование конечного результата проекта и применение метода контрольных вопросов. Данные методы и приемы знакомят личность с конкретным опытом ее участия в моделировании личностной технологии проектирования.

На этапе целеполагания информационное обеспечение личности было направлено на формирование внутренней положительной мотивации к процессу, выявлению своих возможностей в самоопределении.

Рис. 1. Модель формирования готовности личности к профессиональному самоопределению

в информационном поле деятельности

На этапе профессионального адаптирования информационное насыщение личности обеспечивало ее знанием о профессиограммах различных видов трудовой деятельности и технологии возможной личностной самокоррекции.

На вводном занятии с личностью в подростковом и юношеском возрасте обсуждали их представления об идеальном способе самореализации в конкретной ситуации осуществления проектных действий. Учащимся и студентам предлагалось выявить возможные способы организации своих действий, которые позволят им реализовать личностные основы самоопределения. Далее старшеклассники в процессе изучения математики и юноши в процессе изучения курса «Педагогические технологии», психолого-педагогичес-ких спецкурсов участвовали в упражнении «Общее и уникальное». Ценность данного упражнения заключалась в том, что при сравнении себя с человеком и его действиями, выступающими в качестве образца, старшеклассник и студент находил как общие черты, так и отличия с собой.

Старшеклассникам и студентам, которые заявили, что у них отсутствует такой образец, было предложено как можно подробнее описать образ самого себя через 10 лет. Также им было необходимо обсудить названные на занятии и найденные в литературе характеристики с друзьями, родителями, знакомыми и выделить те сведения, которые по значимости ставятся старшеклассниками и студентами на первое место.

На последующих занятиях этапа целеполага-ния старшеклассники и студенты рассматривали различные ситуации и пытались реализовать проективный метод построения совокупности действий, направленных на выработку личностной технологии самоопределения в процессе социализации. Среди них были такие, как «Нормативный водоворот» и «Оценочная таблица». По форме проведения эти задания предусматривали как индивидуальную аналитическую работу с привлечением литературных источников и экспертных оценок (родители, учителя, сверстники и т.д.), так и групповую дискуссию. В ходе данной поисковой деятельности старшеклассниками и студентами были обозначены представления о возможных действиях по самопознанию и формированию готовности к самоопределению.

Таким образом, были определены конкретные направления и формы работы со старшеклассниками и студентами, которые позволили реали-

зовать обеспечение индивидуально-группового подхода к организации проектной деятельности в рассматриваемом аспекте.

Каждый старшеклассник и студент под руководством преподавателя наметил совокупность действий и разработал ситуации, реализация которых позволяли им сформировать в дальнейшем умения, качества и свойства личности, составляющие основу их готовности к самоопределению.

В качестве основных направлений проектирования своего будущего образа действия старшеклассники и студенты выбирали следующие алгоритмы саморазвития: «Я и профессия», «Обучение и профессионализм», «Информация в моей жизни», «Символизм и образ мышления» и т.д.

Благодаря выполнению такого задания, как «Зеркало прогрессивных преобразований», старшеклассники и студенты определили основные проблемные моменты самопознания и анализа своей готовности к самоопределению и начали построение примерного алгоритма деятельности по решению обозначенной проблемы. Таким образом, выполнение задания «Зеркало прогрессивных преобразований» являлось переходом от этапа целеполагания к этапу профессионального адаптирования проектной деятельности старшеклассников и студентов.

Большинство проблем, заявленных в процессе анализа предстоящих действий, направленных на выработку личностной технологии самоопределения в процессе социализации, отражало желание старшеклассников и студентов сформировать у себя те личностно-профессиональные характеристики, которые бы приближали их к личностно-возможному результату. В ходе профессионального адаптирования, основанного на собственном опыте и выявленных знаниях, старшеклассники и студенты столкнулись с дефицитом средств, способных обеспечить желаемый результат. Это определило необходимость привлечения дополнительных информационных источников.

Кроме литературы и мнений экспертов старшеклассники и студенты получали информацию из Интернета, телевизионных передач, художественных фильмов. Список привлекаемых экспертов также был расширен: наряду с выяснением мнения родственников и знакомых, осуществлялось интервьюирование специалистов в различных сферах деятельности.

На примере алгоритма саморазвития «Я и профессия» мы познакомили старшеклассников

и студентов с технологией мозгового штурма. Темой для мозгового штурма был поиск тех умений, свойств и качеств личности, который обеспечат продуктивность самопознания и профессионально-значимого самоопределения. В ходе мозгового штурма старшеклассники и студенты генерировали большое количество идей, касающихся технологии личностного самопознания и воспроизведения в своем поведении и деятельности идеального варианта профессионального самоопределения человека.

При разработке ряда алгоритмов саморазвития, в частности, «Информация в моей жизни», старшеклассники и студенты столкнулись с затруднениями при определении логики построения алгоритма, то есть определенной структуры развертывания повествования. Когда учащиеся обратились к преподавателю, им была предложена технология ТРИЗ, которая предполагала моделирование конечного результата проекта и применение метода контрольных вопросов.

Реализация любого алгоритма саморазвития, как было отмечено выше, должна заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен

планироваться. Поэтому мы в течение первых занятий по проектной деятельности по самопознанию и формированию основ готовности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности постарались нацелить старшеклассников и студентов к обозначению того результата профессионально-значимого самопознания, который они могут достичь сами.

В соответствии с этим многими старшеклассниками и студентами разрабатывались индивидуальные программы самопознания, направленные на выявление их возможностей в будущем профессиональном самоопределении.

Библиографический список

1. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Груздо-ва О.Г. Игра в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007.

2. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Стеняко-ва Н.Е. Особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла. - Пенза: III ПУ им. В.Г. Белинского, 2007.

УДК 378

Морозов Николай Георгиевич

кандидат филологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI-XVII ВЕКОВ

Основываясь на собственном опыте преподавания истории древнерусской литературы и руководства деятельностью научно-исследовательской группы «Купель», автор статьи подчеркивает важность духовной основы в изучении светской культуры, в светском образовании.

Ключевые слова: древнерусская литература, научно-исследовательская работа студентов, духовное просвещение, духовно-нравственное воспитание.

Ю.В. Лебедев в статье «О современных задачах изучения русской литературы в вузе и школе» справедливо заметил: «Все как будто забыли, что любовь к великой литературе даром никому не дается, что её нужно заслужить через духовный и трудный путь приобщения к тем ценностям и святыням, которые в ней заключены и которые она утверждает. Эти ценности никак не зависят от наших мнений о них и от нашего к ним отношения, потому что они абсолютны, как земля, небо и солнце. Классика - не развлечение. Приобщение к ней - не забава, а напряженный труд»1.

Первые семь веков отечественной литературы предлагаются вчерашним учащимся школ, в которых даются программные материалы по средневековой истории, культуре и литературе, далеко не в том объёме, который будет предъявлен студентам первого курса филологического факультета. И самым трудным в этих учебных занятиях станет для юных филологов постижение тех ценностей и святынь, которые заключены в памятниках нашей древней литературы. А ценности эти - христианские, потому что с крещением Руси Владимиром I Великим началось приобщение сла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.