Научная статья на тему 'From the experience of teaching history of Russian literature of the 11th-17th centuries'

From the experience of teaching history of Russian literature of the 11th-17th centuries Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS' RESEARCH WORK / ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ANCIENT RUSSIAN LITERATURE / SPIRITUAL ENLIGHTENMENT / SPIRITUALMORAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Morozov N. G.

Being based on the self-experience of teaching Russian literature and leading the affairs of scientificresearching group Font, the article author emphasizes the importance of spiritual base in the research of secular culture, in secular education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «From the experience of teaching history of Russian literature of the 11th-17th centuries»

и студентов с технологией мозгового штурма. Темой для мозгового штурма был поиск тех умений, свойств и качеств личности, который обеспечат продуктивность самопознания и профессионально-значимого самоопределения. В ходе мозгового штурма старшеклассники и студенты генерировали большое количество идей, касающихся технологии личностного самопознания и воспроизведения в своем поведении и деятельности идеального варианта профессионального самоопределения человека.

При разработке ряда алгоритмов саморазвития, в частности, «Информация в моей жизни», старшеклассники и студенты столкнулись с затруднениями при определении логики построения алгоритма, то есть определенной структуры развертывания повествования. Когда учащиеся обратились к преподавателю, им была предложена технология ТРИЗ, которая предполагала моделирование конечного результата проекта и применение метода контрольных вопросов.

Реализация любого алгоритма саморазвития, как было отмечено выше, должна заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен

планироваться. Поэтому мы в течение первых занятий по проектной деятельности по самопознанию и формированию основ готовности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности постарались нацелить старшеклассников и студентов к обозначению того результата профессионально-значимого самопознания, который они могут достичь сами.

В соответствии с этим многими старшеклассниками и студентами разрабатывались индивидуальные программы самопознания, направленные на выявление их возможностей в будущем профессиональном самоопределении.

Библиографический список

1. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Груздо-ва О.Г. Игра в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007.

2. Сохранов В.В., Лупанова Н.А., Стеняко-ва Н.Е. Особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла. - Пенза: III ПУ им. В.Г. Белинского, 2007.

УДК 378

Морозов Николай Георгиевич

кандидат филологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI-XVII ВЕКОВ

Основываясь на собственном опыте преподавания истории древнерусской литературы и руководства деятельностью научно-исследовательской группы «Купель», автор статьи подчеркивает важность духовной основы в изучении светской культуры, в светском образовании.

Ключевые слова: древнерусская литература, научно-исследовательская работа студентов, духовное просвещение, духовно-нравственное воспитание.

Ю.В. Лебедев в статье «О современных задачах изучения русской литературы в вузе и школе» справедливо заметил: «Все как будто забыли, что любовь к великой литературе даром никому не дается, что её нужно заслужить через духовный и трудный путь приобщения к тем ценностям и святыням, которые в ней заключены и которые она утверждает. Эти ценности никак не зависят от наших мнений о них и от нашего к ним отношения, потому что они абсолютны, как земля, небо и солнце. Классика - не развлечение. Приобщение к ней - не забава, а напряженный труд»1.

Первые семь веков отечественной литературы предлагаются вчерашним учащимся школ, в которых даются программные материалы по средневековой истории, культуре и литературе, далеко не в том объёме, который будет предъявлен студентам первого курса филологического факультета. И самым трудным в этих учебных занятиях станет для юных филологов постижение тех ценностей и святынь, которые заключены в памятниках нашей древней литературы. А ценности эти - христианские, потому что с крещением Руси Владимиром I Великим началось приобщение сла-

вян к чтению книг, открылся путь к летописному труду, «стала есть» и древняя литература.

Полагаю необходимым на первой же лекции не отпугнуть студенческую молодежь трудностями, без которых не обойтись в деле изучения этой дисциплины, но пригласить их в путешествие в то великое и благородное прошлое нашей Родины, чтобы стать полновластными наследниками доставшихся им от предков наших духовных культурных сокровищ. Мужественный оптимизм, уверенность в успешном исходе обучения чудесной, интереснейшей дисциплине - с такими настроениями уходят студенты после первой, вводной, лекции. И уносят они с собой начальные знания о предмете. Преподавательская задача состоит в том, чтобы студент перенёсся мысленно во времена зарождения отечественной словесности, сопереживал с чувством сыновней, дочерней любви первым успехам нашей литературы, гордился её достижениями, неповторимым отличием художественного мастерства, удивлялся глубоким и до наших дней актуальным мыслям книжников, летописцев.

Студенты всё более проникаются мыслью о важности, серьезности учебного дела, коему посвятили они себя, не зря избрали профессию филолога, преподавателя отечественного языка и литературы. Они убеждаются, что знать в совершенстве древности отечественной культуры -первостепенная и насущная задача образованной молодежи XXI века.

На протяжении ряда лет кафедра литературы КГУ им. Н.А. Некрасова стремится к углублению сотрудничества с Костромской епархией в сфере образования. Преподаватели кафедры осознают необходимость восстановления в обществе, в том числе и в научной среде, традиционных духовных ориентиров. Вне этих ориентиров невозможно глубокое изучение русской классической литературы. Современная практика её исследования убеждает преподавателей кафедры в справедливости мысли о духовной основе светской культуры и светского образования. Свобода совести и вероисповедания, гарантированные законами государства, недостижимы в условиях религиозного невежества и ценностной дезориентации, в которых воспитывается сегодня большинство молодых людей, в том числе и получающих высшее образование.

Духовное просвещение и духовно-нравственное воспитание - необходимые условия осмыс-

ленного нравственного выбора и действительной свободы личности. Без них невозможно обеспечить целостное воспитание и развитие подрастающего поколения. Поэтому педагоги кафедры литературы и кафедры русского языка КГУ имени Н.А. Некрасова и преподаватели Костромской духовной семинарии в феврале 2005 года создали совместными усилиями исследовательскую группу «Купель». Целью этого научно-исследовательского сообщества является проведение научных исследований, удовлетворяющих как требованиям современной гуманитарной науки, так и мировоззренческим основам православной культуры, призванных обеспечить молодым исследователям русской и славянской филологии доступ к духовному наследию Русской Православной церкви.

Настало время подвести итоги этой работы. Оказалось, что деятельность исследовательской группы «Купель» способствует приобщению учащихся Костромской духовной семинарии к опыту исследовательской работы, накопленному гуманитарными кафедрами университета, что весьма положительно сказывается на их учебных занятиях. Студенты филологического факультета, участвующие в исследованиях, осуществляемых по планам «Купели», не только добились впечатляющих научных результатов, но и сами выросли в нравственном и духовном отношении. Дело в том, что христианские ценности и святыни, лежащие в основе не только древнерусской литературы, но и русской классики XIX века, сами по себе оказали и оказывают сильнейшее воздействие на ум и душу молодого поколения филологов, формируют в студентах чувства Добра, Красоты и Правды, учат любви и милосердию в мыслях и поступках.

«Купель» принципиально вовлекает в научно-исследовательскую работу студентов-перво-курсников, сразу открывает им перспективы их научного, творческого роста. Студентам первого курса объясняют, что в процессе учебных занятий они смогут пробудить в себе дополнительные, творческие силы, о которых не подозревают, что сама дисциплина даст им интеллектуальную энергию. Они станут видеть и постигать в изучаемых художественных текстах скрытые пока эстетические и нравственные сокровища. Наиболее впечатляющие результаты успешного освоения первокурсниками произведений древнерусской литературы достигаются в случаях

применения инновационных методов обучения. В результате у студентов формируются достаточно устойчивые навыки самостоятельной исследовательской работы. В рамках статьи не представляется возможным обозреть весь комплекс инноваций, поэтому ограничимся примерами, касающимися «Слова о полку Игореве».

Итак, по дисциплине «История русской литературы XI-XVШ вв.» по специальности 021700 (031001.65) «Филология» рекомендуется использовать следующие инновационные методы: ситуационный и проблемный.

1. Применение ситуационного метода наиболее эффективно при изучении темы «’’Слово

о полку Игореве” - выдающийся памятник русской литературы XII века».

Перед группой первокурсников ставится задача: представить себя в роли учителя-словесника, который должен разбудить в учениках живой интерес к шедевру отечественной литературы древнейших времен. Для этого используется ситуационный метод с элементами ролевой игры. Цель - максимально приблизить сознание учащихся к историко-культурной обстановке 80-х годов XII столетия, сделать их свидетелями, участниками, «болельщиками», переживающими злободневные, судьбоносные для Киевской Руси события ее культурной жизни.

«Слово о полку Игореве», как известно, открывается диспутом двух поэтов - безымянного певца школы столичного (Киевского) поэта Боя-на (к тому времени ушедшему из жизни) и автора «Слова о полку Игореве», представляющего творческую корпорацию региональных поэтов, относящихся к сословию походных певцов-исто-риографов при князе. Однако подлинная суть диспута о том, каким стилем (старым или новым) следует начать «повесть сию» о трудно, с болью выговариваемых событиях военного похода князя Игоря Новгород-Северского против половцев, выходит за рамки сугубо литературной проблемы. Речь идет о переломном для Руси и ее культуры времени: старая держава, нравственным, идейным и эстетическим ядром которой была военно-феодальная, языческая традиция, восходящая к героическим временам легендарного князя Святослава Игоревича, уходила в прошлое. Поэзия теремного, придворного поэта Бояна, выражавшего настроения, интересы дружинной и княжеской знати эпохи Олега, побед Владимира, прославлявшего военную славу Киева, его

бескрайние просторы и государственную силу, могущество, - тоже прошла.

Киевская Русь 80-х годов XII века утратила былое единство, ее сотрясали внутренние распри между князьями-вотчинниками, а границы подвергались частым и опустошительным набегам половцев. Великая и грозная держава на глазах современников таяла, теряла военную и государственную силу, становилась заманчивой добычей в глазах иноземных агрессоров, жаждущих победоносных, захватнических войн и скорых побед, сулящих невиданные богатства и множество рабов.

В этих обстоятельствах гражданская, патриотическая инициатива безымянного автора «Слова о полку Игореве», обратившегося со своим «Словом... » не только к литературной и властной элите, но и к народу, к пахарям, кузнецам, ремесленникам, воинам, русским людям, русским женам, заслуживает самой высокой оценки. «Слово» правды о трагической ситуации, в которой оказалась Русь, тонкий, деликатный, исполненный сыновней любви и уважения к традиции культурной, вековому опыту поколений автор обращает ко всем сословиям без исключения.

Элитарная, узкосословная поэзия Бояна для такого разговора не годилась. Вот почему столь важной, насущной становилась дискуссия о том, какие слова подобрать для такого разговора и какому «замышлению» следовать, выстраивая «трудную» повесть о поражении страны и путях спасения любимого Отечества.

2. Все эти предварительные указания преподаватель делает с тем, чтобы студенты интеллектуально и эмоционально настроились на подготовку к воссозданию ситуации исторического диспута о старом и новом стиле (о «старых словесах» или новых - «по былинам сего времени, а не по наущению Бояна»).

3. Студентам группы предлагается разделиться на три подгруппы: одна - во главе с представляющим старого певца, ученика школы Бояна, спорящего с автором «Слова».

Вторая - автор «Слова о полку Игореве» и безымянные региональные поэты, разделяющие эстетику нового поэтического направления.

Третья подгруппа будет представлять в реконструируемой дискуссии поэтов массу зрителей и одновременно - судей из народа, простую «братию» горожан и жителей сельских мест, к которым постоянно обращается автор «Слова». В этой

подгруппе находится и народный певец Ходына, которому и поручается в финале сделать заключение о том, кто одержал победу в споре поэтов старого и нового времени, почему необходимо вести повествование «по былям сего времени», а не подражать манере Бояна.

От подгруппы .№1 можно выделить двух учеников старого певца эпохи Бояна, которые вступятся за своего наставника после торжественных похвал Бояну: «Боян бо вещии... » и т.д.

Они могут обратиться к автору «Слова» с упреками такого рода: «Понимаешь ли ты, с каким великим поэтом (Бояном) собираешься поме-ряться силой»? Не лучше ли сейчас признать свое поражение и согласиться с нашим поэтом, учеником великого Бояна?

Старый поэт, видя такую поддержку, произносит вдохновенную похвалу поэтическому мастерству Бояна, воспевавшему «первых лет усобицы» не хуже, а во много раз совершеннее, чем дерзкий спорщик, молодой региональный поэт: Вспомните, как говорил он о временах первых усобиц: «Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей: Какую лебедь настигали, та первой и пела песнь - старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редею пред полками касожскими, Красному Роману Святославичу».

Из группы зрителей-слушателей выходят двое и начинают вопрошать старого поэта:

- Как же старый певец Боян смог купить десять охотничьих соколов, дорогих птиц для княжеской охоты?

- Кто дал певцу деньги для покупки соколов?

- Кто снабдил Бояна слугами, обученными уходу за соколами во время соколиной охоты? Уж не князь ли Киевский за его заслуги?

- Каким образом находил Боян места, над которыми пролетали лебеди, как смог настроить себя на создание песни в тот момент, когда первый сокол сбивал лебедь?

- Кто записывал или запоминал вдохновенные слова Бояна в тот момент? Может быть, его ученики?

Все эти вопросы резонны с точки зрения простых слушателей-горожан, не искушенных в тонкостях этикетного, теремного, стиля Бояновой поэзии.

4. И вот тут автор «Слова» выступает вперед и произносит ответную речь, показывая при этом руки с раскрытыми пальцами (для пущей наглядности), чтобы «братия» поняла смысл «старых

словес»: «Боян же, братья, не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал; они же сами князьям славу рокотали».

Выходит вперед представитель слушателей (Ходына) и говорит: «Так вот что означали слова Бояна о десяти соколах и стае лебедей! Это пальцы певца и струны его гуслей!»

Выступает второй слушатель из группы простой «братии» и говорит: «Нет, лучше и понятнее нам слова молодого певца, пусть он и ведет повествование «по былям этого времени», нашего времени, а Бояновы «наущения» пусть останутся достоянием прошлых, славных, времен».

Автор «Слова» выходит вперед и возглашает: «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря...» и т.д.

5. Преподаватель подводит итог учебной ситуации, в ходе которой студенты пытались реконструировать вариант исполнения «Слова о полку Игореве» и объяснить историко-культурное значение диспута старого и молодого поэтов о преимуществах нового поэтического стиля перед стилем Бояна. Одновременно подготавливается материал для проблемного изучения композиции «Слова», в основе которого - диалог.

В ходе таких небольших исследований практикуются индивидуальные и микрогрупповые (до 2-х - 3-х человек) консультации, (на первом курсе до 2-х - 3-х раз в неделю). Студенты осознают себя первопроходцами, результаты их первых опытов научно-исследовательской работы шлифуются около полугода (бывает, и год). Наконец, когда текст выступления подготовлен и отредактирован научным руководителем «Купели», наступает время его научной апробации. Как правило, перед выступлением на студенческой апрельской конференции, разделы исследования зачитываются на семинарских занятиях, в соответствии с пунктами плана этих занятий. И лишь после первого участия в традиционной апрельской студенческой конференции, положительной реакции аудитории, доклад рекомендуется на Кирилло-Мефо-диевские чтения и далее - в сборник научных трудов исследовательской группы «Купель».

С 2007 по 2009 годы исследовательская группа «Купель» вошла в состав Международного научного центра славянских языков и культур. В этом качестве она получила новые дополнительные возможности для расширения и углубления своих исследований в сфере изучения об-

щеславянских духовных культурных ценностей, содержащихся в каждой из братских славянских литератур. Усилия исследовательской группы «Купель» и всех участников Международного научного центра славянских языков и культур направлены на расширение научных и культурных контактов с учёными-славистами ближнего и дальнего Зарубежья, на укрепление и развитие научного сотрудничества в духе творческого содружества и взаимовыгодного обмена педагогическими и культурными достижениями. Эти взгляды на

творческое сотрудничество народов, их совместное процветание на основе уважения к духовным ценностям и сердечного добрососедства отражены в научных трудах исследовательской группы «Купель». Эти взгляды отражают и уровень духовно-нравственного воспитания её участников.

Примечание

1 Лебедев Ю.В. Православная традиция в русской литературе XIX века: сб. науч. ст. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - С. 12-13.

УДК 378

Мурашко Светлана Владимировна

Читинский государственный университет

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье раскрывается проблема формирования содержания технологической культуры будущих инженеров на основе компетентностного подхода. Выявлен педагогический потенциал учебных дисциплин для формирования технологической культуры инженеров, определены методы, формы и средства ее формирования.

Ключевые слова: технологическая культура, компетентностный подход, методы, формы и средства обучения, будущий инженер.

Происходящая в стране модернизация системы профессионального образо. вания активизировала деятельность ученых и практиков по поиску наиболее оптимальных путей осуществления профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях современных образовательных учреждений. Одним из них, по мнению целого ряда ученых (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Н.В. Комиссарова, Т.И. Липатова, А.К. Маркова, А.М. Павлова, А.В. Пашкевич, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторский, В.М. Шепель и др.) является построение педагогического процесса учебного заведения, готовящего будущих специалистов для той или иной сферы народного хозяйства, с позиций компетентностного подхода.

В соответствии с основными компонентами технологической культуры специалиста (когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный и конативный) мы выделяем следующие основные направления работы вуза по ее формированию у будущих инженеров:

1) теоретическая подготовка (вооружение студентов теоретическими и технологическим знаниями, являющимися главным условием успешной профессиональной деятельности и фундаментом технологической культуры);

2) практическая подготовка (выработка у студентов общепрофессиональных и технологических умений и навыков самого широкого диапазона и устойчивости);

3) личностная подготовка (формирование у будущих инженеров мотивационно-ценностной, познавательной, эмоционально-чувственной и нравственно-волевой сфер личности).

Определяя содержание деятельности вуза по формированию технологической культуры будущих инженеров, мы исходили из требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 656300 «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» (специальность 250403 «Технология деревообработки»). Анализ учебного плана и программ дисциплин всех его блоков показал, что все предметы так или иначе вносят свою лепту в процесс формирования технологической культуры студентов (табл. 1).

Важным средством совершенствования теоретической и практической подготовки будущих инженеров к осуществлению профессиональной деятельности и формированию у них технологической культуры является спецкурс «Технологическая культура инженера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.