Научная статья на тему 'Readiness of future psychologists to support as the base of development of handicapped children'

Readiness of future psychologists to support as the base of development of handicapped children Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / READINESS / SUPPORT / DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Krivulina T. V.

The techniques of formation of readiness of future psychologists to psychological-pedagogic support of the development process of handicapped children are disclosed in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Readiness of future psychologists to support as the base of development of handicapped children»

Коэффициент этнической толерантности отражает устойчивость и терпимость в отношении к представителям другого этноса.

Студенты не только должны обладать знаниями о конкретных культурах, этнических и этнопсихологических особенностях потенциальных клиентов, но и должны иметь представление о межэтнических отношениях, расизме, а также об историческом, политическом, социальном и психологическом контексте, в котором функционируют этнокультурные группы. Это обуславливает как необходимость всесторонней междисциплинарной подготовки к социально-психологическому консультированию будущих специалистов социальной сферы, так и направленной практической подготовки в ходе прохождения различных видов практик в службах социальной и социально-психологической помощи населению, в ходе учебно-тренинговых занятий.

Библиографический список

1. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер, 2001. - 231 с.

2. Новохатько Е.Н. Психологическая помощь мигрантам. - Ростов-на-Дону, 2005.

3. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. Пособие для специалистов в области психотерапии и психологии. - СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2005.

4. Проблемы профориентации и психологической поддержки населения. Материалы научно-практической конференции (1999-2000). -Томск, 2000.

5. Стефанеко Т. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН «Академический проект», 1999.

6. СухаревА.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека // Вопросы психологии. - 2002. - J№2. - С. 40-57.

7. Super D.E. Adult career concerns inventory: manual for research and exploratory use in counseling. - Palo Alto, CA; consulting Psychologists press, 1988.

8. Willson J.R. Scintific advances societal trends and the edication and practice of obstetrician-gynecoloists // American Jornal of Obsterics and Gynecology. - 1990. - May.

УДК 15 + 37(082)

Кривулина Татьяна Валерьевна

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского

[email protected]

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В статье раскрываются технологии формирования готовности будущих психологов к психолого-педаго-гическому сопровождению процесса развития детей с ограниченными возможностями.

Ключевые понятия: готовность, сопровождение, ограниченные возможности.

Социально-экономические условия развития современного общества предъявляют к будущему специалисту высокие требования в плане его профессиональной компетентности и квалификации. Как следствие, ответом вузовского образования на эти требования должно стать формирование готовности студентов к осуществлению творческого, критически осмысленного, активного и продуктивного профессионального действия.

В работах Л.И. Божович, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Л.Л. Рубинштейна и др. по формированию готовности личности к профессиональной деятельности отмечается, что специальная подготовка создает условия для успешного выполнения любого вида деятельности.

В современном психолого-педагогическом знании выделяют психологическую и практическую готовность (Ю.К. Васильев), социальную (Б.Г Ананьев), психическую (Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе), готовность к умственной и физической деятельности (Ю.К. Бабанский), готовность, связанную с формированием коммуникативных умений (А.А. Дергач, А.А. Реан).

Как отмечает Б.Г. Ананьев, слагаемые готовности к деятельности разделяются на две группы: неспецифические (общие) и специфические (узкоспециальные).

Неспецифические слагаемые готовности характеризуются активным применением средств и способов, общих для решения таких задач, как поддержание внутреннего равновесия, мобили-

324

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Кривулина Т.В., 2010

зация человеком своего опыта, чувств, воли. В этом проявляется важное условие общей активности и целостности личности.

Специфические слагаемые готовности выражаются в особо профессиональном развитии качеств и свойств личности, таких, как направленность, способность, характер, уровень притязаний и т.п., и их актуализации, связанной с условиями и требованиями времени.

На первый план выдвигается формирование у студентов-психологов коммуникативных навыков, развитие социальной компетенции в работе с детьми с ограниченными возможностями. Это сложная социальная и психологическая проблема, решение которой служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, полноценной общественно полезной жизни.

Дети с ограниченными возможностями - это особая группа, характеризующаяся незрелостью эмоционально-волевой сферы, слабо развитыми коммуникативными навыками, несформирован-ностью регуляторных функций поведения и деятельности. У таких детей часто ограничен круг общения и, как следствие, социальный опыт. Дети только тогда получат необходимое для успешной в меру их возможностей деятельности социальное развитие, когда будут созданы условия для их становления как личности и как активных участников социализации.

Самая большая сложность заключается в готовности будущих психологов обеспечить социальное развитие таких учащихся. Для этого от психолога требуется использование различных технологий интеллектуального, социального и личностного развития учащихся, формирования у них соответствующих компетентностей для интеграции в общество.

Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Он рассматривал ее с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития ребенка, а предметом педагогической поддержки считал процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий или проблем обучения, самовоспитания, общения, образа жизни.

Сегодня феномен педагогической поддержки активно разрабатывается в отечественной педагогике. Различные аспекты педагогической под-

держки рассматриваются в работах Л.И. Аксеновой, М.В. Алешиной, Т.В. Анохиной, В.П. Бедер-хановой, С.В. Бойковой, Т.В. Егоровой, М.В. Жи-горевой, Ю.В. Замятиной, Е.Н. Кононовой, И.А. Малашихиной, Е.М. Мастюковой, С.М. Нечаевой, С.И. Поповой, Т. А. Ревягиной, ГИ. Рога-левой, Г.Ю. Ульяновой, Н.В. Шеламовой, И.Ю. Шустовой, С.М. Юсфина и др.

Современное определение педагогической поддержки предполагает, по мнению С.И. Поповой (2005), «воздействие, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребенка в жизненно важных ситуациях его развития. Это действия педагога в системе отношений, направленных на оказание помощи в ситуации “здесь и сейчас” во имя личностного развития».

В значительной степени педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями и есть помощь, обеспечиваемая совместными педагогическими усилиями с привлечением широкого круга специалистов (врачей, психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов и других), оказываемая ребенку в образовательном пространстве школы. Ее характеризуют, прежде всего, целенаправленность, организованность, многоаспектность, мобильность, профессиональность (компетентность).

Педагогическая помощь исходит из насущных проблем ребенка, имеющего проблемы здоровья, и реализуется в значительной степени с позиций социально-педагогической деятельности, которая определяется Л.И. Аксеновой (2001) как «непрерывный педагогически целесообразный организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи». Сущность педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи детям разного уровня здоровья и возраста средствами образовательно-воспитательной системы школы.

Исходя из приведенных выше определений, педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безус-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

325

ловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Готовность к ее реализации формируется у будущих психологов в педагогическом процессе вуза.

Выделяют следующие признаки технологии обучения студентов, способствующие их подготовке к работе с детьми, имеющими ограничения:

- акмеологический и аксиологический двухсторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов;

- совокупность приемов, способствующих формированию специальных умений;

- проектирование и организация процесса обучения;

- наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала преподавателей и студентов.

Целью обучения студентов в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются их личностные достижения, под которыми понимаются:

- степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин);

- личностное продвижение студента по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров).

Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности студентов в образовательном процессе.

Методическими особенностями такой технологии являются:

- переопределение общей учебной проблемы любого студента;

- смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания»;

- выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного студентом;

- функции «открытия» ребенка на общение; «соучастие» ребенку и «возвышение» ребенка в педагогическом общении.

Подготовка психологов представляет собой устойчивую систему, которая предполагает интегративную целостность, включает единство и взаимосвязь различных структурных элементов, объединенных общей целью, единым функционированием.

В подготовке психолога к профессиональной деятельности требуется одновременно учитывать как практическую, так и академическую парадиг-

мы их готовности к взаимодействию с детьми, имеющими те или иные ограничения.

Формирование готовности к сопровождению детей с ограниченными возможностями включает в себя три компонента: мотивационный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный.

Мотивационный компонент готовности предполагает наличие у студентов мотивов, интересов и потребностей в осуществлении сопровождения таких детей, формирование гуманистической направленности личности, направленность на взаимодействие и сотрудничество, эмпатийность и способность к рефлексии.

Содержательно-деятельностный компонент предусматривает овладение студентами системой знаний (общепедагогических, психологических, специальных) и умений (аналитико-диагностичес-ких, проективных, конструктивных, коммуникативных, контрольно-коррекционных), необходимых для осуществления сопровождения детей с ограниченными возможностями социализации. Последний компонент включает рефлексию профессиональной деятельности и общения.

Процесс подготовки будущих психологов к профессиональной деятельности по осуществлению сопровождения детей представляет собой педагогическую систему, которая успешно функционирует и развивается при определенных условиях: осмысление будущими психологами аксиологии сопровождения и профессиональной деятельности по его осуществлению; создание образовательных ситуаций, обусловливающих активизацию собственной субъектной позиции будущих психологов и стимулирующих принятие субъектной позиции всех участников педагогического процесса в вузе; реализация через внедрение активных и проблемных форм и методов обучения, стимулирование развития способности к рефлексии в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, подготовка психолога требует инновационных форм и методов профессиональной подготовки специалистов. Специфика и сложность этой подготовки состоят в том, что будущие специалисты должны не только иметь глубокие знания по психологии и педагогике и смежным с ними научным дисциплинам, но и грамотно ориентироваться в реальной жизни особых детей. Студенты должны освоить не только теоретические научные знания, но и способы

326

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

применения этих знаний в конкретной ситуации, с конкретной группой детей.

Такая сложная системная связь между содержанием профессионального образования и содержанием деятельности специалиста осознается современными участниками педагогического процесса вуза, и именно она определяет логику современных подходов и решений к поиску путей повышения качества профессиональной подготовки будущих психологов.

Библиографический список

1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. - 1994. - .№5.

2. ГузееевВ.В. Лекции по педтехнологии. - М.: Знание, 1992.

3. Зуборева Н.С. Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения // Психо-лого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвуз. сб. науч. тр. - Вып. 3. - В 2 ч. - Ч. 1. - М., 1994.

4. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения // Советская психология. - 1984.

5. Дубовый Л.М., РучковаН.А. Зачем психолог нужен в школе? - Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2007.

6. Дубовый Л.М., РучковаН.А. Введение в пси-холого-педагогическую деятельность. - Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2007.

УДК 593.1

Лупанова Наталья Александровна

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлено концептуальное обоснование программы формирования готовности старшеклассников и студентов к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности.

Ключевые слова: готовность, самоопределение, информационное поле деятельности.

Теоретический анализ проблемы формирования готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности позволил построить программу опытно-экспериментальной работы, включавшую в себя три этапа.

На первом этапе (2000-2003 гг.) проводился теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме выявления условий и особенностей профессионального самоопределения личности в информационном поле деятельности на различных возрастных этапах ее развития и готовности к реализации проектной деятельности по самопознанию и готовности к становлению основ информационно насыщенного, самодостаточного и социально значимого самоопределения.

Анализировалась эффективность применения проектной деятельности по самопознанию и формированию основ готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности.

На втором этапе (2003-2005 гг.) проводилась диагностика отношения к трудовой деятельности

в условиях информатизации развития личности, выявлялась взаимосвязь между отношением к труду, социально-психологическим и профессиональным типом и ценностной структурой личности, включающей профессиональные склонности. Разрабатывалась и апробировалась программа готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности, проводились консультации с родителями и педагогами.

На третьем этапе (2005-2009 гг.) осуществлялся сравнительный анализ входной и итоговой диагностики для определения результативности работы по формированию готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности. Осуществлялись интерпретация и обобщение полученных в исследовании результатов, формулировались выводы.

Готовность личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности проявляется в деятельности, в процессе которой реализуются интересы, потребности, самооценка, эмоции личности по отношению

© Лупанова Н.А., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

327

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.