УДК 74.200:52
Т.В. Кривулина ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В статье рассматривается структура и содержание подготовки будущих педагогов к нравственному сопровождению и поддержки социализации и деятельности детей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: социализация, готовность, сопровождение.
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. А.В. Петровский выделил три микрофазы развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»; юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.
А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурная, социально-культурная и социально-психологическая.
Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития.
Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностносмысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.
Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы достижения.
Одной из главных целей социализации личности является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит наиболее возможным условием нормального функционирования общества. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.
Социальная адаптация подразумевает под собой приспособление личности к различным со-
циальным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как «процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам» (А.В. Мудрик). Личность усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.
Одним из основных институтов социализации в детском возрасте является педагогическая деятельность учителя по сопровождению социализации учащихся, к которому они готовятся в стенах вуза. Обеспечивая ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, педагогический коллектив обязан подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Это возможно в том случае, когда студенты обладают соответствующими компетенциями на выходе из вуза. Она задает первичные представления студента как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь.
Сейчас вуз и школа не только место получения знаний, но микросоциум в котором идет процесс формирования ценностей, норм, навыков полноценного общения, формирование навыков самоориентации учащихся, студентов и педагогов в сложных современных условиях.
В настоящее время специалистов различных отраслей педагогики привлекают все большее внимание проблемы организации учебно-воспитательного процесса с учащимися с ограниченными возможностями, испытывающими сложности в освоении школьных образовательных программ, испытывающими адаптационные затруднения, оказание им педагогической и психологической помощи в преодолении этих затруднений, помощь в налаживании межличностных связей, создание благоприятных условий для обучения
© Т.В. Кривулина, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
343
и развития, так как без этих качеств невозможна полноценная социализация и интеграция ребенка в общество.
Студент должен быть подготовлен к тому, что во всех подходах к обучению и воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, которую сопровождает и нравственно корректирует педагог.
Основная задача нравственной коррекции и сопровождения социализации детей с ограниченными возможностями - это становление человека, адаптированного к современными социально-экономическим условиям, процесс активного поиска таким ребенком своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, способность ориентироваться в ней, успешно трудиться.
Она имеет специфичный характер и включает в себя следующие направления:
1. Воздействие на ребенка природными, социальными факторами.
2. Специфическая организация педагогического процесса.
3. Целенаправленный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий.
4. Психогигиена общения и семейного воспитания.
5. Нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом.
6. Компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление в деятельности, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов.
7. Постоянная стимуляция положительных качеств личности, не утративших социальной значимости.
8. Интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств.
9. Усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни.
10. Накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов.
Все эти задачи реализуются в процессе подготовки студентов в педагогическом вузе, особен-
но в процессе обучения их дисциплинам педагогического цикла.
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура педагогической поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение.
Психолого-педагогическая сопровождение -это особая форма осуществления пролонгированной социальной, педагогической и психологической помощи. Она предполагает не коррекцию негативных личностных особенностей, а опираясь на сохранные функции, проводит поиск ресурсов развития ребенка.
М.В. Битянова рассматривает психолого-пе-дагогическое сопровождение более углубленно и считает, что сопровождение это система профессиональной деятельности психологов и педагогов, направленная на создание социальных, психологических, педагогических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Сопровождение рассматривается ею как целостная деятельность педагогов и психологов, включающая в себя три компонента:
1. Систематическое отслеживание психологопедагогического статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения.
2. Создание социально-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения и социализации.
3. Создание специальных социально-педагогических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Вся деятельность по психолого-педагогичес-кому сопровождению направлена на развитие личности учащихся и их успешное обучение путем использования эффективных технологий. Общая цель психолого-педагогического сопровождения - повышение качества знаний учащихся за счет учета их личных особенностей.
Применение педагогами результатов психоло-го-педагогического сопровождения позволит учащимся освоить изученный предметный материал в соответствии со своими возможностями и повлечет динамику таких личностных образований учащихся, как адекватная мотивация учебной деятельности, самооценка, уровень притязаний, что является основой для эффективной социализации.
344
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
Основные характеристики психолого-педаго-гического сопровождения:
- процессуальность;
- пролонгированность;
- недерективность;
- погруженность в реальную повседневную жизнь ребенка.
Педагогическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:
1. Диагностика.
2. Конструирование и реализация индивидуальных программ развития.
3. Отслеживание динамики развития ребенка; определение его образовательного маршрута.
4. Анализ эффективности педагогической деятельности учреждения в целом и управление педагогическим процессом в целом.
Первый этап - диагностическое исследование - является необходимым для определения возможностей ребенка, оценки перспектив его развития, прогнозирования учебного результата. На этом этапе выявляется: уровень развития познавательных процессов, уровень развития эмоционально-волевой сферы, сформированность учебных навыков, характер динамики развития и обучаемости. Определяя цели и задачи изучения ребенка, отбирая диагностические методики, педагогу необходимо знать общие закономерности психического развития, основные этапы формирования личности. При оценке результатов диагностики необходимо ориентироваться на потенциальные возможности ребенка, т.е. оценивать не только актуальный уровень развития, но и зону ближайшего развития. Диагностика не должна опираться лишь на выявление уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также на то, насколько сформированы психологические механизмы для овладения этими знаниями, каковы должны быть педагогические условия для более успешного развития детей.
Система педагогического сопровождения более продуктивна в младшем школьном возрасте, именно в начале школьного обучения есть возможность выстроить сопровождение педагогического процесса, нацеленного на профилактику возникновения вторичных дефектов, профилактику социальной дезадаптации.
Особенно значима психолого-педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями. Дети с ограниченными возможностями - сложная и разнохарактерная груп-
па. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. У детей с ограниченными возможностями возникают специфические особенности деятельности, общения, психофизического развития. Они проявляются в нарушении и своеобразии развития познавательных процессов, в особенностях развития эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, социальной адаптации. Сложность и характер нарушения нормального развития определяют различные формы психолого-педагогической работы.
Целью учебно-воспитательной работы школы является создание особой воспитательной среды, способствующей развитию индивидуальности учащихся, их способностей. Главным направлением работы является создание условий для успешной социальной адаптации у детей с ограниченными возможностями, повышение их социальной компетенции, развитие эмоционально-волевой сферы личности и как итог - эффективная социализация и интеграция в общество. Реализация этого направления требует совместной работы педагогов и психолога школы, только в этом случае возможно достичь положительных результатов по раскрытию личностного потенциала ребенка.
Показателями эффективности психолого-пе-дагогической поддержки являются качественные изменения поведения и взглядов учащихся, помощь в решении их внутренних проблем, развитие индивидуальности, социальная адаптация.
Показателем результативности психолого-пе-дагогической поддержки детей с ограниченными возможностями является: самоизменение для достижения высоких нравственных результатов тех, кто хочет работать над собой, ориентация на требуемые качества социального поведения, раскрытие внутреннего личностного потенциала.
Социально-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образования, является равноправным партнером структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания, социализации и развития нового поколения.
Библиографический список
1. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. -1988. - №6.
2. Рожков М.И., Байборова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
345
3. ДементьеваН.Ф., БагаеваГ.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Институт социальной работы. - М., 1996.
4. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации
детей и подростков с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 2002.
5. Ильясов И.И. Структура и процесс учения. -М., 1986.
6. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на-Дону, 1997.
УДК 378.0
Н.А. Лупанова ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье представлен анализ концептуальных основ исследования готовности личности к самоопределению в информационном поле деятельности.
Ключевые слова: готовность, самоопределение, информационное поле деятельности.
Профессиональная деятельность личности, как процесс соотнесения готов. ности личности к информационному насыщению с существующими общепринятыми параметрами социокультурной и профессиональной жизнедеятельности, с самореализацией, которая осуществляется как практическое реализация «Я» в определенном информационном поле, является основой информационного насыщения личности. Это проявляет две основных грани профессионального информационного насыщения личности: гражданскую и личностную. Так как «цивилизованный - гражданский, государственный, культурный, воспитанный, образованный... возделанный» (с лат.) [10, с. 208]. С другой стороны, информационно-насыщенное самоопределение личности является «процессом, посредством которого человек достигает своих целей, используя как средство компьютерные системы» [8, с. 70]. Тем самым, возникает необходимость выявления факторов, учет которых позволит выявить эффективность принципиально нового личностного контакта преподавателя с учащимися и студентами, опосредованного использованием информационных технологий.
Это, в частности, следует из того, что влияние информационно насыщенного действия педагога на готовность учащихся и студентов к использованию информационного поля в будущей профессиональной деятельности обладает «диалогичным» (М.М. Бахтин) уровнем проявления, а также оно адекватно в плане соотнесения с субъектной
основой происходящих процессов и единой, в знаковом обозначении, ролевой значимостью информационного обеспечения личности.
Выше сказанное требует обозначения нашей позиции по сущности основных факторов, влияющих на этот процесс. Одним из них является толерантность информационного взаимодействия преподавателей с учащимися и студентами в процессе педагогического сопровождения формирования их готовности к профессиональному самоопределению в педагогическом информационном поле деятельности.
Так, например, Е.С. Рапацевич отмечает, что толерантность - терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фруст-раторов и стрессоров, сформировавшихся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию. Существует также понимание толерантности, которое связывается с терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий.
Е.С. Рапацевич рассматривает данное понятие с позиции адаптированности, привыкания к повторяющимся воздействиям. При рассмотрении понятия фрустрации - «действие - прекращение, вмешательство или прерывание поведения, - которое направлено на какую-то цель» -необходимо отметить, что «связь между фрустрации и агрессией интуитивно неизбежна».
Возникает противоречие «терпеливость - агрессия». Также готовность личности к адаптированному информационно-насыщенному дей-
346
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
© Н.А. Лупанова, 2009