5. Сериков В.В. Личностная ориентация образования: концепция и технологии // Социально-экономическое образование в гимназии: цели, инновационный поиск, опыт. - Волгоград: 1996. - С. 6-9.
6. Якиманская И.С. Технология личностноориентированного образования. - М.: Сентябрь. 2000. - 176 с.
УДК 385
Глушкова Екатерина Олеговна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В статье анализируется проблема формирования социальной компетентности студентов вузов. Особое внимание уделено роли организации воспитания молодежи в стенах университета. Доказывается, что этот процесс будет эффективен, если будут выполняться некоторые педагогические условия, одним из которых является педагогическое сопровождение этого процесса.
Ключевые слова: социальная компетентность, педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, внеаудиторная деятельность, социально-педагогическая служба, куратор.
В процессе формирования социальной компетентности студентов вузов большую роль играют не только профессиональный, учебный (дидактический), но и воспитательный контекст. Важнейшими задачами воспитания, стоящими перед современным вузом являются создание условий для повышения не только образовательного, но и конкурентноспособности и мобильности; обеспечение социализации и адаптации выпускников вуза к социальным и нравственным требованиям, регулирующим социальное взаимодействие и коммуникацию в социуме, изменяющимся условиям будущей профессиональной деятельности.
Важно и то, что воспитательный процесс, направленный на личностно-профессиональный рост студента с учетом его потребностей и индивидуальных особенностей, не может быть жестко регламентирован как учебный процесс.
Реализация гуманистического принципа в учебно-воспитательном процессе вуза (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, О.Л. Жук и др.) и аксеологического подхода в воспитании студентов (В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.М. Та-ланчук и др.) предполагает опору на Компетент-ностный подход в высшем образовании (В.И. Бай-денко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.Д. Шаб-риков и др.)
На основе данного подхода разработаны и с 2011 года внедряются образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. В них в нормативном аспек-
те усилена воспитательная цель подготовки специалистов, которая выражается в конечном интегрированном результате высшего образования - социально-профессиональной компетентности выпускника вуза. Однако ключевые компетенции не могут быть эффективно сформированы только посредством освоения студентами общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин. Их развитие требует внеаудиторных педагогических средств в рамках целостного учебно-воспитательного процесса.
Наше исследование избранной проблемы показывает, что воспитание студентов будет эффективным. Если реализуются некоторые педагогические условия, одним из которых является педагогическое сопровождение данного процесса.
В словаре русского языка С.И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем нибудь» [3]. Следовательно, изначально этимология самого слова предполагала взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться в разных отношениях: путника и сопровождающего, и сам путь, который они проходят вместе.
Согласно В.И. Далю [1], путник - это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта. Такая трактовка созвучна с целями социального становления детей и молодежи, когда на каждом возрастном этапе перед ним стоит широкий спектр задач овладения культурой общества, са-
© Глушкова Е.О., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
255
мостоительства собственной личности. Безусловно, в этих ситуациях ребенку необходим сопроводитель, взрослый человек, помогающий ему преодолеть трудности взросления, социализации.
Ю.В. Слюсарев понятие «сопровождение» употребляет для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [6, с. 16].
Многие исследователи (В.А. Горянин, В.С. Мухина и другие) отмечают, что сопровождение предусматривает поддержка естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Они доказывают, что успешно организованное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще доступна.
Многие исследователи делают акцент на сопровождении как деятельности, которую осуществляет специалист, оказывая помощь человеку. Т.М. Чурекова, например, определяет сопровождение как «систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя. Формирование субъект-субъектных отношений» [5, с. 87].
Сущностной характеристикой сопровождения, по мнению О.И. Сдобниковой, является создание условий для перехода личности к самопомощи. С ее точки зрения, сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи - патронажа, который, в отличие от коррекции, предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможнсоти и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.
Е.И. Казакова рассматривает понятие «сопровождение» через призму обеспечения, метода и организации. В первом случае, если речь идет об обеспечении, это создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора; если о методе, то это - совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за его реализацию».
Исходя из того, что между методом и процессом сопровождения существует определенная связь, Е.И. Казакова предлагает понимать способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит: диагностика сущности возникающей проблемы; информация о путях ее решения; консультация на этапе принятия решения и выработки плана решения; первичная помощь на этапе реализации плана решения. Следовательно, сопровождение в данном случае рассматривается как комплексная поддержка развития молодого человека.
Б.С. Братусь также рассматривает сопровождение в качестве метода, способа практического осуществления данного процесса. Он считает, что сопровождение по своей сути предполагает взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого [Там же, с. 7].
Сущность процесса социально-педагогического сопровождения по мнению С.А. Расчетиной, также заключается во взаимодействии сопровождаемого и сопровождающего, направленном на предоставление субъекту воспитательной деятельности права самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность, на оказание помощи субъекту развития в формировании ориентационного поля развития. Она считает, что индивидуальное сопровождение это не столько метод, сколько целостный процесс, в рамках которого осуществляется поддержка личности.
Достаточно полно концепция социально-педагогического сопровождения подрастающего поколения представлена М.И. Рожковым. Он считает, что функциями такого сопровождения являются: диагностическая (диагностика возникшей проблемы); информационная (информирование сопровождаемых о существе проблемы и о путях ее решения); консультационная (консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы самими клиентами сопровождения); первичная помощь на этапе реализации плана решения проблем [2, с. 12].
Суть сопровождения состоит в создании определенной внутренней модели субъекта. Которая поможет ему быть активным и ответственным с опорой на внутренние силы субъекта и потребность в самореализации.
При таком подходе цель социально-педагогического сопровождения - формирование у человека способности в к саморазвитию, саморе-
256
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
гуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления.
Исходя из представленной цели задачами социально-педагогического сопровождения являются: создание оптимальных условий для осуществления ситуации жизненного выбора молодого человека; посредничество в решении таких актуальных задач как, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута; развитие психолого-пе-дагогической компетентности у ближайшего социального окружения студента; улучшение социального статуса развивающейся личности.
По М.И. Рожкову это свидетельствует о том, что воспитание и социально-педагогическое сопровождение диалектично связаны между собой. Если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социальнопедагогического сопровождения, так как сам механизм воспитывающих влияний, определенных концептуальными позициями невозможен без социально-педагогического сопровождения. Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы молодого человека, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблем.
Такое сопровождение выполняет две группы функций: целевые, отражающие содержание педагогических задач, решаемые субъектами социально-педагогического сопровождения; инструментальные, отражающие технологию социально-педагогического сопровождения. К группе целевых функций М.И. Рожков отнес интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, саморегуляции, предметно-практическую, экзистенциальную. К инструментальным - диагностическую, коммуникативную, прогностическую и организаторскую функции.
М.И. Рожков также считает целесообразным выделить три компонента социально-педагогического сопровождения: пропедевтический, актуальный. Рефлексивный. Назначение первого предполагает формирование социальной компетентности детей и молодежи в процессе специально проводимых с ними занятий, второго - конкретную деятельность педагога в период возникновения реальной ситуации, требующей помощи и поддержки взрослых людей, третьего - ос-
мысление происходящего и проектирование определенных действий в будущем.
Следовательно, считает М.И. Рожков, социально-педагогическое сопровождение в ситуации социального выбора должно способствовать осознанию цели социального выбора, предоставить определенный объем информации о социальной ситуации, в которой находится или в которую «погружается».
Опираясь на экзистенциальный подход к пониманию педагогических явлений, М.И. Рожков предлагает строить социально-педагогическое сопровождение на принципах: личностного центрирования, персонификации сопровождения, конвенциальности сопровождения, оптимистической стратегии, социального закаливания.
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение М.И. Рожков рассматривает как достаточно самостоятельный педагогический процесс, суть которого в усилении позитивных и нейтрализации негативных тенденций в развитии личности [Там же, с. 112]
В Институте педагогики и психологии Костромского госуниверситета не протяжении более десяти лет организована деятельность социально-педагогической службы. Одним из многих направлений ее работы является кураторство как средство организации эффективного взаимодействия преподавателя и студента [4, с. 44-46]. Здесь куратор студенческой группы проводит важную работу по созданию студенческих коллективов, обеспечивает индивидуальную работу со студентами, способствует взаимодействию деятельности социально-педагогической службы ИПП и студенческих групп. Особое внимание в деятельности куратора уделяется помощи студентам в процессе социальной адаптации в вузе, осознании собственной социальной ситуации, а также обеспечения реализации личностных потенциалов студента. Работа куратора способствует становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению студента.
В целом в системе высшего образования сложился ценный опыт развития социальной компетентности студентов вузов. Его обогащению будет способствовать начавшийся переход на многоуровневую подготовку кадров.
Библиографический список
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2009.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
257
2. Концепция ведущих ученых института педагогики и психологии ЯГПУ / под ред. М.И. Рожкова. - Ярославль, 2006.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993.
4. Петрова М.С. Кураторство как средство организации эффективного взаимодействия преподавателя и студента // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некра-
сова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2010. -№ 3. - С. 44-46.
5. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся: монография. - Киров, 2005.
6. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. - СПб., 1992.
УДК 37.013
Мамонтова Наталья Ивановна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Статья посвящена педагогическим условиям формирования информационной культуры студента в психо-лого-педагогических исследованиях. За основу приняты подходы к определению педагогических условий Р.В. Франц, А.В. Шабанова, Н.Д. Лавриенко.
Ключевые слова: информационная культура, педагогические условия, образовательная среда.
Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно свя-. зывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Информация касается всех сторон повседневной жизни и деятельности человека, имеет общечеловеческую практическую значимость. Современное «информационное общество» характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий, доступных для пользования каждому его члену. В связи с этим приобретает особую значимость умение правильно и грамотно оперировать различного рода информацией. Все большую значимость приобретает развитие информационной культуры личности. Ее основы закладываются во время школьного обучения и продолжают развиваться в период обучения вузе.
Особое место в процессе формирования информационной культуры студентов отводится условиям, при которых его развитие будет эффективным. Под педагогическими условиями понимают принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования информационной культуры личности.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
Существуют различные подходы к пониманию педагогических условий формирования информационной культуры студентов.
По мнению Р.В. Франц, информационная культура предполагает владение знаниями и умениями в использовании современных информационных технологий для решения познавательных, деловых, производственных, образовательных и других проблем.
Необходимо создавать условия для формирования информационной культуры учащихся для успешной подготовки их к жизни в информационном обществе.
С точки зрения Р.В. Франц процесс формирования информационной культуры будет проходить успешно, если в процессе обучения не только давать учащемуся определенный объем знаний, но и учить его умению творчески подойти к решению проблемы, самостоятельно получить знания, необходимые в данный момент. Кроме того, формирование информационной культуры будет успешным при правильной организации учебного процесса (педагогического взаимодействия).
Усвоение знаний в значительной мере зависит от того, как учащиеся воспринимают контроль преподавателя, формы общения с ним, с какой целью работают. Поэтому важно так органи-
© Мамонтова Н.И., 2012