Научная статья на тему 'Особенности социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности студентов в профессиональных организациях высшего образования'

Особенности социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности студентов в профессиональных организациях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIOPEDAGOGIC MAINTENANCE OF STUDENTS / ORGANISATION OF LEISURE ACTIVITIES / INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна

Внедрение новых государственных стандартов в ВУЗе требует сформированности у студентов различных личностных и профессиональных качеств. Значительными потенциалами в решении этой проблемы обладает социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности студентов. В статье осмысливается опыт работы специалистов социально-педагогической службы института педагогики и психологии КГУ им.Н.А. Некрасова: задачи решаемые службой, основные направления и формы досуговой деятельности студентов, ее результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of new state standards in higher education requires students of formation of various personal and professional qualities

Sociopedagogic maintenance of leisure activity of students possesses considerable potentials in the solution of this problem. Experience of working of experts of social and educational service of the Institute of Pedagogy and Psychology of Nekrasov Kostroma State University tasks that are solved by the service, main directions and forms of leisure activities of students, its results is comprehended in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности студентов в профессиональных организациях высшего образования»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 379.8

Грушецкая Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

i.gru@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Внедрение новых государственных стандартов в ВУЗе требует сформированности у студентов различных личностных и профессиональных качеств. Значительными потенциалами в решении этой проблемы обладает социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности студентов. В статье осмысливается опыт работы специалистов социально-педагогической службы института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова: задачи решаемые службой, основные направления и формы досуговой деятельности студентов, ее результаты.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение студентов, организация досуговой деятельности, профессиональные организации высшего образования.

В связи с трансформацией системы образования, изменением федерального законодательства, переходом на многоуровневую систему, на сегодняшний день, изменяются и модернизируются формы и методы организации внеучебной деятельности студентов на различных этапах их профессионального обучения и становления. Внедрение новых государственных стандартов в ВУЗе требует сформированности у студентов различных профессиональных компетенций, получаемых через участие в образовательной, научной и внеаудиторной деятельности. Отсюда, становятся всё более актуальными и значимыми такие виды социально-педагогического сопровождения бакалавров, как сопровождение в сфере научной деятельности, в процессе профессионального самоопределения, профессионального становления, а также поддержка их творческой самореализации.

Проанализировав основные законодательные документы в области образования, определено, что одними из значимых направлений воспитания студентов являются:

- развитие творческого потенциала участников образовательного процесса.

- социально-педагогическая и психологическая поддержка студентов в личностном, профессиональном и социальном развитии.

Помимо качественной профессиональной подготовки в рамках выбранной специальности, актуальной проблемой является конструктивное времяпровождение студенческой молодёжи, организация их свободного времени, формирование культуры досуга, поддержка в решении затруднений студенческой молодёжи в самостоятельно-организуемой и личностно-значимой досуговой деятельности.

В силу ряда вышеизложенных предложений, нами рассматриваются и анализируются вопросы социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности студентов.

Соглашаясь с М.И. Рожковым, под социальнопедагогическим сопровождением мы понимаем процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, ори-

ентирующих учащегося на понимание жизненных ситуаций, обеспечивая его саморазвитие на основе рефлексии [4].

Участвуя в разнообразных формах досуговой деятельности, студент вступает во взаимодействие с окружающими людьми, проявляет свои способности, реализует творческий потенциал, самораз-вивается.

В данном случае, под социально-педагогическим сопровождением досуговой деятельности мы понимаем процесс, имеющий в себе комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, ориентирующих студентов на развитие коммуникативности, активизацию творческого потенциала, благополучие эмоциональной сферы, обеспечивая личностный рост студенческой молодёжи.

Специалисты социально-педагогической службы Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова, сопровождая досуговую деятельность, решают следующие задачи:

- способствуют включенности студентов в разнообразные виды деятельности и в первую очередь в творческую деятельность;

- помогают студентам приобрести необходимые для личностного совершенствования и роста знания;

- помогают учащимся планировать организацию своего свободного времени [1].

Исходя из результатов опроса студентов 1 курса, нами отмечаются ряд трудностей, с которыми часто студенты сталкиваются при организации своего свободного времени:

- недостаточные умения и навыки в интересующих их видах досуговой деятельности;

- недостаточная уверенность в собственных способностях к саморазвитию.

В связи с чем, специалисты социально-педагогической службы реализуют ряд направлений обеспечивающих сопровождение досуговой деятельности студентов на протяжении всего периода обучения в ВУЗе.

Для студентов первокурсников, очень важно создать условия для успешного включения в про-

208

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Грушецкая И.Н., 2015

Особенности социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности студентов...

цесс обучения и жизнедеятельности в институте, в связи с чем, в течение учебного года, организуется ряд творческих мероприятий, такие как выездной адаптационный сбор, мастер-классы, творческие встречи с интересными людьми и т.д.

Студенты 2-3 курсов пробуют свои силы в качестве участников и организаторов комплексной программы «Палитра Фестивалей», реализуя себя как участники и организаторы в различных видах культурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной, волонтерской деятельности.

Студенты 4 курса, являясь выпускниками, участвуют во внеаудиторной деятельности, способствующей их самовыражению и профессиональной самореализации. Эти ребята становятся членами методического объединения Института, организуя с ребятами младших курсов различные виды досуговой деятельности.

Через социально-педагогическое сопровождение студенты приобретают колоссальную возможность для саморазвития в различных сферах профессиональной деятельности, приобретают опыт построения взаимоотношений с людьми различных социальных статусов, возрастов, профессий.

Осуществление социально-педагогического сопровождения в ВУЗе - залог качественной подготовки конкурентоспособного специалиста, компетентного во многих областях смежных с его профессиональной деятельностью.

Сопровождение досуговой деятельности студентов ВУЗа осуществляется посредством организации совместной творческой деятельности различных учебных групп, курсов, профилей подготовки. Для студентов создаются условия для творческой самопрезентации и самовыражения, стимулируется их участие в студенческих творческих объединениях. В рамках данного направления обеспечивается трансляция норм, образцов сценической и изобразительной культуры, принятой в Институте, формируя профессионально-важные качества будущих профессионалов не только в учебной, но и во внеаудиторной деятельности.

Практика организации социально-педагогического сопровождения в институте педагогики и психологии представлена комплексной программой «Палитра Фестивалей». Ее основными задачами являются: обеспечение возможностей самореализации и творчества в разнообразных сферах жизни через включение студентов в социально-значимую деятельность; организацию различных направлений внеаудиторной деятельности; создание условий для работы общественных объединений студенческой молодежи, в том числе объединений, способствующих развитию профессионализма и дальнейшего карьерного роста. Программа реализуется в рамках деятельности социальнопедагогической службы, которая осуществляет

организацию внеаудиторной досуговой работы со студентами; педагогическое сопровождение органов студенческого самоуправления [1].

За 13 лет работы института педагогики и психологии как крупнейшего структурного подразделения КГУ им. Н.А. Некрасова сложилась целостная система органов студенческого самоуправления, куда входят объединение культоргов, профоргов, старост, методическое объединение, объединение организаторов Фестивалей; объединение кураторов «Школы профессионального вожатого», объединение кураторов 1 курса, пресс - центр, интерактивно-развлекательное кафе «ИРКА». Студенческие объединения являются «проводником» инициатив служб Института среди студентов и сами могут инициировать и при поддержке преподавателей кафедр и служб организовывать и проводить мероприятия.

Социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности направлено на улучшение, оптимизацию определенных компонентов окружающей студента действительности. При этом, студент или группа студентов получают поддержку со стороны кураторов, преподавателей, администрации Института, старшекурсников или студентов, имеющих опыт работы в избранном направлении внеаудиторной деятельности.

Таким образом, в Институте педагогики и психологии студенту предоставляется множество возможностей для саморазвития и личностного становления: учебная, научная, внеаудиторная, волонтерская и другие виды деятельности, в рамках которых осуществляется социально-педагогическое сопровождение студентов всех курсов.

Библиографический список

1. Грушецкая И.Н. Организация социально-педагогической помощи студентам в условиях вуза // Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях многоуровневого образования в ВУЗе: Материалы Всерос науч-практ. конф., посвящённой 10-летнему юбилею ИПП КГУ им. Н.А. Некрасова. 27 октября 2011 г. / сост. А.В. Воронцова; науч. ред А.И. Тимонин. - Кострома КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - С. 133-136.

2. ПетроваМ.С. Информационное обеспечение социального воспитания студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная Работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1. - Ч. 2. - С. 13-15.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 384 с.

4. Рожков М.И. Юногогика: Педагогическое обеспечение работы с молодежью. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 312 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.