Научная статья на тему 'Опыт организации процесса воспитания студентов вуза в условиях многоуровневого образования'

Опыт организации процесса воспитания студентов вуза в условиях многоуровневого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / UPBRINGING / SOCIAL UPBRINGING / SOCIOPEDAGOGIC ACTIVITY / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Оксана Александровна

В статье освещены теоретические аспекты изучения проблемы воспитания студентов, приведен анализ опыта работы Института педагогики и психологии по организации социально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in organizing the process of upbringing of university students in terms of multilevel education

Theoretical aspects of the study of the problem of upbringing of students are highlighted in the article; analysis of the experience of the Institute of Pedagogy and Psychology on the organization of social and educational activities is provided.

Текст научной работы на тему «Опыт организации процесса воспитания студентов вуза в условиях многоуровневого образования»

УДК 378

Павлова Оксана Александровна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksusha-pavlova@yandex.ru

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье освещены теоретические аспекты изучения проблемы воспитания студентов, приведен анализ опыта работы Института педагогики и психологии по организации социально-педагогической деятельности. Ключевые слова: воспитание, социальное воспитание, социально-педагогическая деятельность, студент.

Тенденции развития мирового образовательного процесса свидетельствуют о происходящих в последние годы изменениях образовательной парадигмы, связанных со сложными социокультурными трансформациями современного общества.

Кардинальные преобразования, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, связаны с двумя событиями. Во-первых, демократические реформы 1990-х годов способствовали модернизации социально-экономической системы, что привело к изменениям на рынке труда и, как следствие, повлияло на социально-профессиональную жизнедеятельность всех граждан России. В результате появилась необходимость вносить изменения в подготовку специалистов и, соответственно, модернизировать российское профессиональное образование. Во-вторых, мировой экономический кризис оказывает существенное влияние на отрасли мирового хозяйства, в том числе и нашей страны, что определяет рынок труда. В связи с тем что динамичная социально-экономическая сфера требует постоянных изменений на рынке труда, возникает необходимость в подготовке специалистов, способных адаптироваться в постоянно меняющихся условиях, быть компетентными, мобильными, конкурентоспособными.

Студенческая молодёжь всегда представляет интерес - как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. Студенчество занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями населения. Адаптация к инновациям происходит в студенческой среде более осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у людей зрелого возраста. Являясь наиболее прогрессивной частью молодёжи, студенчество особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества.

Кроме того, ориентир на студенческий возраст объясняется тем, что это возраст активного формирования социальной зрелости. Студенчество в настоящее время является значительной по численности и быстрорастущей общественной груп-

пой, это люди, которые в ближайшей будущем будут принимать участие в решении проблем общества, и от того, насколько они воспитанны, будет зависеть наше будущее.

Современное взаимодействие между государственными и общественными институтами воспитания уже не может строиться по тем же правилам, которыми руководствовалась обширная и многоуровневая система воспитания в советское время. Не объединенные идейно и организационно, имеющие различные источники финансирования воспитательной деятельности, субъекты воспитания не связаны ни взаимными обязательствами, ни законом относительно понимания целей и содержания воспитания детей, совокупности дозволенных средств, параметров формируемой личности, путей создания условий для самовоспитания ребенка.

Таким образом, сложившаяся современная ситуация в сфере высшего профессионального образования характеризуется востребованностью именно социального воспитания студентов. Оно оказывает большое влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков. Социальному воспитанию посвящены труды многих современных ученых.

В современной педагогической литературе прослеживается ряд подходов к определению понятия «социальное воспитание». Одни авторы (А.В. Муд-рик) считают, что главным признаком его является создание благоприятных условий для социального становления личности. С его точки зрения, социальное воспитание - взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации в специально созданных воспитательных организациях. Другие (М.А. Галагу-зова, В.И. Загвязинский, В.А. Никитин, Г.М. Филонов) видят его назначение в оказании грамотной адресной помощи детям и подросткам в решении их проблем, в обогащении или восстановлении их отношений с социумом, в создании условий и стимулировании развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий; как составную часть процесса социализации, педагогически регу-

© Павлова О.А., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

177

лируемую и целенаправленную на формирование социальной зрелости и развитие личности в общении, игре, учебной и общественно-полезной деятельности; как целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации.

Определяя социальное воспитание, следует обратить внимание на работы ученых, занимающихся проблемами социальной педагогики: В.Г. Бочаровой, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, Г.Н. Филонова и других. В этих исследованиях можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагогики, воспитание подрастающего поколения детей в социуме; высококачественное воспитание и образование детей; воспитание всех возрастных групп и социальных категорий детей, то есть социальное воспитание рассматривается как социальный институт.

Анализируя различные точки зрения, отметим, что всех авторов объединяет одно - акцентирование в воспитании, как многогранном, сложном общественном явлении, его социальной составляющей. Таким образом, социальное воспитание является видовым понятием по отношению к категории «воспитание», которая изучается другими науками: педагогикой, социологией, психологией. Входит эта межнаучная категория и в категориальную систему социальной педагогики как отрасль педагогической науки. Однако основной, базовой категорией она выступает в педагогике.

В.И. Загвязинский под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом использования всех социальных влияний и воздействий.

Социальное воспитание, как отмечает автор, -это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием, это единичный комплекс, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности.

В психологическом плане социальное воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (в том числе социальных институтов и индивида), в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности. Социальное вос-

питание органично с обучением, общим и профессиональным образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием.

Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов, прежде всего -от взаимодействия семьи и образовательно-воспитательных учреждений. При этом имеется в виду не узковедомственное влияние, а согласованное комплексное воздействие на социально-педагогическую ситуацию, которая требует разрешения в интересах ребенка.

Исходя из предмета социальной педагогики, рассматривающего регулирование отношений человека и социальной среды с целью его социального развития, М.И. Рожков главной целью социального воспитания считает формирование социальности как интегративного качества личности в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного саморазвития как субъекта социальных отношений. В этом подходе социальное воспитание выступает как средство создания определенного пространства, позволяющего реализовать личностные потенциалы, обеспечить включение личности в проектирование собственных жизненных планов и перспектив.

Большое внимание социальному воспитанию студентов как средству их личностного и профессионального становления уделяют в Институте педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова. Социально-педагогическая деятельность в институте осуществляется на основе концепции воспитательной работы со студентами Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова на нескольких уровнях: работа со студентами, направленная на развитие их субъектности, организация внеаудиторной деятельности в институте на основе системы кураторства; работа специалистов службы со студенческими группами по организации социальных и воспитательных мероприятий, с преподавателями и аспирантами, а также с представителями различных социальных, образовательных, воспитательных учреждений нашего региона и за его пределами с целью планирования и организации воспитания студентов.

Большое внимание уделяется стимулированию участия студентов в социально-педагогической деятельности, которая строится на основе продвижения студента от субъекта внеаудиторной деятельности к субъекту социально-педагогической деятельности в регионе. Она предполагала организацию опыта самостоятельной деятельности студентов во внеучебное время и происходила через организацию комплексных ключевых дел в Институте педагогики и психологии (фестивали, учебно-методические сборы), студийных объединений студентов (методические объединения, танцевальная сту-

178

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

дия, вокальная студия, социальное проектное бюро, группа файндрайзинга, школа профессионального вожатого), через реализацию социально-педагогических проектов в регионе - создание и обеспечение деятельности научно-педагогических объединений (авторские лагеря, клубы старшеклассников); организацию анимационных групп; социальных акций, стимулирующих включение студентов в социально значимую деятельность, научно-методическое обеспечение социально-педагогической деятельности (подготовка и издание методических материалов, создание Информационно-методического центра, проведение образовательных семинаров, участие в работе научно-методического экспертного совета).

Для эффективной организации процесса социального воспитания студентов существует объединение культоргов и объединение профоргов института. В каждой академической группе института работает один или два культорга и профорг. В компетенции культоргов находится организация внеаудиторной деятельности студенческих групп, профоргов - правовая и социальная защита студентов. Работу всех культоргов координирует культорг института, профоргов - профорг института, избираемые из числа студентов старших курсов. Они сотрудничают с социально-педагогической службой института, а также со студенческим клубом и профкомом университета.

В объединение организаторов фестивалей входят культорги и студенческий актив второго курса. Они тесно взаимодействуют с методическим объединением. Объединение организаторов было создано по инициативе студентов после итогового сбора-анализа 2003-2004 учебного года в целях установления эффективного взаимодействия и взаимопомощи между группами при организации основных фестивалей Института педагогики и психологии.

В состав методического объединения входят студенты-старшекурсники (3-5 курсы) в количестве около 20 человек, а также специалисты социальнопедагогической службы. Они выступают кураторами учебных групп 2 курса при организации последними различных мероприятий. Задача куратора в данном случае состоит в том, чтобы помочь группе успешно и качественно организовать мероприятие. Куратор консультирует группу по методике организации определенной формы работы, а также по методике организации работы творческой группы, показывает существующие приемы творческого придумывания. После проведения мероприятия куратор анализирует с группой организаторов процесс и результаты их деятельности.

Объединение «Школа профессионального вожатого» ставит перед собой цель подготовить студентов 1 и 2 курсов к работе с временными детскими объединениями. В качестве преподавателей в Школе выступают студенты 3-5 курсов. Школа

отражает новую тенденцию к студенческой самоорганизации, поскольку уже в первый год своего существования в полной мере проявила себя как организованная структура, управляемая совместно как преподавателями, так и студентами. На базе этого объединения возникла новая группа, связанная с анимацией детского и взрослого досуга и активного отдыха.

Объединение кураторов 1 курса состоит из студентов 3-4 курса. В течение года студенты-старшекурсники занимаются с группами студентов 1 курса (каждый по своей специальности). Кураторы - это два-четыре студента - представителя каждой специальности. Обычно они обладают достаточно высоким социальным статусом в своей учебной группе, преуспевают в учебной деятельности и проявляют активную позицию во внеаудиторной жизни института. Как правило, эти студенты заявляют о своей готовности работать с первокурсниками. У кураторов есть своеобразный и достаточно богатый опыт взаимодействия и работы в различных сферах. Для старшекурсников работа в качестве куратора группы является и самостоятельной работой в качестве педагога (кураторы продолжают работать со своей группой и после окончания сборов, выступая по отношению к первокурсникам с педагогических позиций). За каждым куратором закрепляется группа студентов 1 курса, с которой он работает в течение учебного года. Объединение кураторов предназначено для того, чтобы старшекурсники могли обмениваться опытом, совместно с учебными группами разрабатывали планы своей работы.

Хореографическое и вокальное объединения состоят из студентов разных курсов и групп института. Обычно состав студии варьируется от 10-20 до 90-100 человек. Руководят такими творческими группами студенты-старшекурсники, чье мастерство и опыт работы были признаны в организации. Участники студии работают над определенным заказом, который поступает от специалистов службы или группы организаторов фестиваля, либо реализуют свой собственный проект. С 2005-2006 учебного года данные объединения стали работать непрерывно на протяжении всего цикла ключевых дел. До этого момента они создавались только для работы в рамках фестиваля «Студенческая весна».

Кроме этого, студенты могут реализовывать свои собственные проекты в других, созданных самостоятельно объединениях. Каждая новая временная творческая группа объединяет для работы в рамках фестиваля «Студенческая весна» всех заинтересованных лиц. Такие группы могут создаваться и в процессе работы над любым другим фестивалем (например, Фестивалем творчества или Фестивалем социальных акций).

Актерские объединения создаются, как правило, спонтанно. Появляется человек - носитель твор-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

179

ческой идеи. Он собирает вокруг себя группу единомышленников, которая способна воплотить эту идею в жизнь. Жизнедеятельность таких объединений поддерживается при содействии со стороны специалистов социально-педагогической службы (информирование студентов об особенностях организации совместной деятельности, одобрение проекта деятельности, эмоциональная поддержка и т.д.).

Объединение администраторов создается только в рамках программы «Студенческая весна». Это связано, в первую очередь, с тем, что все программы этого фестиваля достаточно трудоемкие и сложные с точки зрения организации. Объединение администраторов состоит из 4 человек, представителей каждой программы фестиваля, и специалиста социально-педагогической службы, который координирует их работу. Группа занимается расчетом финансовых смет на программы, основными организационными вопросами (приглашение гостей, обеспечение необходимого реквизита, договоренности с залом для выступления и многое др.) Администраторы - это связующее звено между всеми программами института в рамках Студенческой весны. Участники объединения разделяют функции между собой, координируют деятельность организаторов программ и участников в рамках фестиваля.

Мы основываемся на положении о том, что стать профессионалом студент может только при условии постоянного применения полученных на заня-

тиях знаний на практике, следовательно, большое значение в профессиональном становлении студентов играет социально-педагогическая деятельность. Нами была составлена и апробирована программа социально-педагогической деятельности студентов Института педагогики и психологии «Палитра фестивалей».

Таким образом, отметим, что воспитание, являющееся органической составной частью формирования личности, осуществляется в институте как целостный, диалектически противоречивый процесс, направленный на профессиональное самоопределение, становление индивида как субъекта профессиональной деятельности, выстраивание своей профессиональной карьеры.

Библиографический список

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

2. Педагогика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования (сер. «Бакалавриат») / В.И. Заг-вязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвя-зинского. - М., 2012. - 232с.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гума-нит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

УДК 37;371.4

Щербинина Ольга Станиславовна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

scherbinka07@list.ru

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Особенности и трудности развития одаренного ребенка выступают причиной осложнений в процессе его социального развития, что требует организации специальной работы с данной категорией детей. С целью эффективной организации данного направления работы необходимо тщательное научное осмысление проблемы социального развития одаренных детей.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, социальное развитие.

Приоритетным направлением в сфере образования сегодня является обеспечение выявления, поддержки, адресной помощи и развития одаренных в различных областях знаний и творчества детей. Доказательством тому служит совокупность федеральных и региональных нормативно-правовых документов и программ: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», образовательная программа «Школа 2100», областная целевая программа «Развитие системы образования Костромской области в 20102013 гг.» и др. В данных документах в качестве национальной задачи определяется необходимость создания условий для стимулирования ребенка к различным видам деятельности, его психологопедагогическая поддержка во всех аспектах разви-

тия, создание благоприятных условий учебной, трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе профессионального и личного становления.

Несмотря на обширную практику работы с одаренными детьми в нашей стране, сегодня существует большое количество проблем выявления, поддержки и развития рассматриваемой нами категории воспитанников.

Во-первых, отсутствие в науке и практике единых подходов к пониманию детской одаренности и её первопричин приводит к наличию трудностей в определении целевой аудитории для реализации образовательных проектов, пониманию механизмов диагностики способностей и сопровождения талантливых детей. «Что мы понимаем под одаренностью? Для каких детей следует организовать

180

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

© Щербинина О.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.