УДК 378
Павлова Оксана Александровна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье освещены теоретические аспекты изучения проблемы воспитания студентов, приведен анализ опыта работы Института педагогики и психологии по организации социально-педагогической деятельности. Ключевые слова: воспитание, социальное воспитание, социально-педагогическая деятельность, студент.
Тенденции развития мирового образовательного процесса свидетельствуют о происходящих в последние годы изменениях образовательной парадигмы, связанных со сложными социокультурными трансформациями современного общества.
Кардинальные преобразования, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, связаны с двумя событиями. Во-первых, демократические реформы 1990-х годов способствовали модернизации социально-экономической системы, что привело к изменениям на рынке труда и, как следствие, повлияло на социально-профессиональную жизнедеятельность всех граждан России. В результате появилась необходимость вносить изменения в подготовку специалистов и, соответственно, модернизировать российское профессиональное образование. Во-вторых, мировой экономический кризис оказывает существенное влияние на отрасли мирового хозяйства, в том числе и нашей страны, что определяет рынок труда. В связи с тем что динамичная социально-экономическая сфера требует постоянных изменений на рынке труда, возникает необходимость в подготовке специалистов, способных адаптироваться в постоянно меняющихся условиях, быть компетентными, мобильными, конкурентоспособными.
Студенческая молодёжь всегда представляет интерес - как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. Студенчество занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями населения. Адаптация к инновациям происходит в студенческой среде более осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у людей зрелого возраста. Являясь наиболее прогрессивной частью молодёжи, студенчество особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества.
Кроме того, ориентир на студенческий возраст объясняется тем, что это возраст активного формирования социальной зрелости. Студенчество в настоящее время является значительной по численности и быстрорастущей общественной груп-
пой, это люди, которые в ближайшей будущем будут принимать участие в решении проблем общества, и от того, насколько они воспитанны, будет зависеть наше будущее.
Современное взаимодействие между государственными и общественными институтами воспитания уже не может строиться по тем же правилам, которыми руководствовалась обширная и многоуровневая система воспитания в советское время. Не объединенные идейно и организационно, имеющие различные источники финансирования воспитательной деятельности, субъекты воспитания не связаны ни взаимными обязательствами, ни законом относительно понимания целей и содержания воспитания детей, совокупности дозволенных средств, параметров формируемой личности, путей создания условий для самовоспитания ребенка.
Таким образом, сложившаяся современная ситуация в сфере высшего профессионального образования характеризуется востребованностью именно социального воспитания студентов. Оно оказывает большое влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков. Социальному воспитанию посвящены труды многих современных ученых.
В современной педагогической литературе прослеживается ряд подходов к определению понятия «социальное воспитание». Одни авторы (А.В. Муд-рик) считают, что главным признаком его является создание благоприятных условий для социального становления личности. С его точки зрения, социальное воспитание - взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации в специально созданных воспитательных организациях. Другие (М.А. Галагу-зова, В.И. Загвязинский, В.А. Никитин, Г.М. Филонов) видят его назначение в оказании грамотной адресной помощи детям и подросткам в решении их проблем, в обогащении или восстановлении их отношений с социумом, в создании условий и стимулировании развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий; как составную часть процесса социализации, педагогически регу-
© Павлова О.А., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
177
лируемую и целенаправленную на формирование социальной зрелости и развитие личности в общении, игре, учебной и общественно-полезной деятельности; как целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации.
Определяя социальное воспитание, следует обратить внимание на работы ученых, занимающихся проблемами социальной педагогики: В.Г. Бочаровой, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, Г.Н. Филонова и других. В этих исследованиях можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагогики, воспитание подрастающего поколения детей в социуме; высококачественное воспитание и образование детей; воспитание всех возрастных групп и социальных категорий детей, то есть социальное воспитание рассматривается как социальный институт.
Анализируя различные точки зрения, отметим, что всех авторов объединяет одно - акцентирование в воспитании, как многогранном, сложном общественном явлении, его социальной составляющей. Таким образом, социальное воспитание является видовым понятием по отношению к категории «воспитание», которая изучается другими науками: педагогикой, социологией, психологией. Входит эта межнаучная категория и в категориальную систему социальной педагогики как отрасль педагогической науки. Однако основной, базовой категорией она выступает в педагогике.
В.И. Загвязинский под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом использования всех социальных влияний и воздействий.
Социальное воспитание, как отмечает автор, -это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием, это единичный комплекс, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности.
В психологическом плане социальное воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (в том числе социальных институтов и индивида), в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности. Социальное вос-
питание органично с обучением, общим и профессиональным образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием.
Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов, прежде всего -от взаимодействия семьи и образовательно-воспитательных учреждений. При этом имеется в виду не узковедомственное влияние, а согласованное комплексное воздействие на социально-педагогическую ситуацию, которая требует разрешения в интересах ребенка.
Исходя из предмета социальной педагогики, рассматривающего регулирование отношений человека и социальной среды с целью его социального развития, М.И. Рожков главной целью социального воспитания считает формирование социальности как интегративного качества личности в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного саморазвития как субъекта социальных отношений. В этом подходе социальное воспитание выступает как средство создания определенного пространства, позволяющего реализовать личностные потенциалы, обеспечить включение личности в проектирование собственных жизненных планов и перспектив.
Большое внимание социальному воспитанию студентов как средству их личностного и профессионального становления уделяют в Институте педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова. Социально-педагогическая деятельность в институте осуществляется на основе концепции воспитательной работы со студентами Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова на нескольких уровнях: работа со студентами, направленная на развитие их субъектности, организация внеаудиторной деятельности в институте на основе системы кураторства; работа специалистов службы со студенческими группами по организации социальных и воспитательных мероприятий, с преподавателями и аспирантами, а также с представителями различных социальных, образовательных, воспитательных учреждений нашего региона и за его пределами с целью планирования и организации воспитания студентов.
Большое внимание уделяется стимулированию участия студентов в социально-педагогической деятельности, которая строится на основе продвижения студента от субъекта внеаудиторной деятельности к субъекту социально-педагогической деятельности в регионе. Она предполагала организацию опыта самостоятельной деятельности студентов во внеучебное время и происходила через организацию комплексных ключевых дел в Институте педагогики и психологии (фестивали, учебно-методические сборы), студийных объединений студентов (методические объединения, танцевальная сту-
178
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
дия, вокальная студия, социальное проектное бюро, группа файндрайзинга, школа профессионального вожатого), через реализацию социально-педагогических проектов в регионе - создание и обеспечение деятельности научно-педагогических объединений (авторские лагеря, клубы старшеклассников); организацию анимационных групп; социальных акций, стимулирующих включение студентов в социально значимую деятельность, научно-методическое обеспечение социально-педагогической деятельности (подготовка и издание методических материалов, создание Информационно-методического центра, проведение образовательных семинаров, участие в работе научно-методического экспертного совета).
Для эффективной организации процесса социального воспитания студентов существует объединение культоргов и объединение профоргов института. В каждой академической группе института работает один или два культорга и профорг. В компетенции культоргов находится организация внеаудиторной деятельности студенческих групп, профоргов - правовая и социальная защита студентов. Работу всех культоргов координирует культорг института, профоргов - профорг института, избираемые из числа студентов старших курсов. Они сотрудничают с социально-педагогической службой института, а также со студенческим клубом и профкомом университета.
В объединение организаторов фестивалей входят культорги и студенческий актив второго курса. Они тесно взаимодействуют с методическим объединением. Объединение организаторов было создано по инициативе студентов после итогового сбора-анализа 2003-2004 учебного года в целях установления эффективного взаимодействия и взаимопомощи между группами при организации основных фестивалей Института педагогики и психологии.
В состав методического объединения входят студенты-старшекурсники (3-5 курсы) в количестве около 20 человек, а также специалисты социальнопедагогической службы. Они выступают кураторами учебных групп 2 курса при организации последними различных мероприятий. Задача куратора в данном случае состоит в том, чтобы помочь группе успешно и качественно организовать мероприятие. Куратор консультирует группу по методике организации определенной формы работы, а также по методике организации работы творческой группы, показывает существующие приемы творческого придумывания. После проведения мероприятия куратор анализирует с группой организаторов процесс и результаты их деятельности.
Объединение «Школа профессионального вожатого» ставит перед собой цель подготовить студентов 1 и 2 курсов к работе с временными детскими объединениями. В качестве преподавателей в Школе выступают студенты 3-5 курсов. Школа
отражает новую тенденцию к студенческой самоорганизации, поскольку уже в первый год своего существования в полной мере проявила себя как организованная структура, управляемая совместно как преподавателями, так и студентами. На базе этого объединения возникла новая группа, связанная с анимацией детского и взрослого досуга и активного отдыха.
Объединение кураторов 1 курса состоит из студентов 3-4 курса. В течение года студенты-старшекурсники занимаются с группами студентов 1 курса (каждый по своей специальности). Кураторы - это два-четыре студента - представителя каждой специальности. Обычно они обладают достаточно высоким социальным статусом в своей учебной группе, преуспевают в учебной деятельности и проявляют активную позицию во внеаудиторной жизни института. Как правило, эти студенты заявляют о своей готовности работать с первокурсниками. У кураторов есть своеобразный и достаточно богатый опыт взаимодействия и работы в различных сферах. Для старшекурсников работа в качестве куратора группы является и самостоятельной работой в качестве педагога (кураторы продолжают работать со своей группой и после окончания сборов, выступая по отношению к первокурсникам с педагогических позиций). За каждым куратором закрепляется группа студентов 1 курса, с которой он работает в течение учебного года. Объединение кураторов предназначено для того, чтобы старшекурсники могли обмениваться опытом, совместно с учебными группами разрабатывали планы своей работы.
Хореографическое и вокальное объединения состоят из студентов разных курсов и групп института. Обычно состав студии варьируется от 10-20 до 90-100 человек. Руководят такими творческими группами студенты-старшекурсники, чье мастерство и опыт работы были признаны в организации. Участники студии работают над определенным заказом, который поступает от специалистов службы или группы организаторов фестиваля, либо реализуют свой собственный проект. С 2005-2006 учебного года данные объединения стали работать непрерывно на протяжении всего цикла ключевых дел. До этого момента они создавались только для работы в рамках фестиваля «Студенческая весна».
Кроме этого, студенты могут реализовывать свои собственные проекты в других, созданных самостоятельно объединениях. Каждая новая временная творческая группа объединяет для работы в рамках фестиваля «Студенческая весна» всех заинтересованных лиц. Такие группы могут создаваться и в процессе работы над любым другим фестивалем (например, Фестивалем творчества или Фестивалем социальных акций).
Актерские объединения создаются, как правило, спонтанно. Появляется человек - носитель твор-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
179
ческой идеи. Он собирает вокруг себя группу единомышленников, которая способна воплотить эту идею в жизнь. Жизнедеятельность таких объединений поддерживается при содействии со стороны специалистов социально-педагогической службы (информирование студентов об особенностях организации совместной деятельности, одобрение проекта деятельности, эмоциональная поддержка и т.д.).
Объединение администраторов создается только в рамках программы «Студенческая весна». Это связано, в первую очередь, с тем, что все программы этого фестиваля достаточно трудоемкие и сложные с точки зрения организации. Объединение администраторов состоит из 4 человек, представителей каждой программы фестиваля, и специалиста социально-педагогической службы, который координирует их работу. Группа занимается расчетом финансовых смет на программы, основными организационными вопросами (приглашение гостей, обеспечение необходимого реквизита, договоренности с залом для выступления и многое др.) Администраторы - это связующее звено между всеми программами института в рамках Студенческой весны. Участники объединения разделяют функции между собой, координируют деятельность организаторов программ и участников в рамках фестиваля.
Мы основываемся на положении о том, что стать профессионалом студент может только при условии постоянного применения полученных на заня-
тиях знаний на практике, следовательно, большое значение в профессиональном становлении студентов играет социально-педагогическая деятельность. Нами была составлена и апробирована программа социально-педагогической деятельности студентов Института педагогики и психологии «Палитра фестивалей».
Таким образом, отметим, что воспитание, являющееся органической составной частью формирования личности, осуществляется в институте как целостный, диалектически противоречивый процесс, направленный на профессиональное самоопределение, становление индивида как субъекта профессиональной деятельности, выстраивание своей профессиональной карьеры.
Библиографический список
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
2. Педагогика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования (сер. «Бакалавриат») / В.И. Заг-вязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвя-зинского. - М., 2012. - 232с.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гума-нит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
УДК 37;371.4
Щербинина Ольга Станиславовна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Особенности и трудности развития одаренного ребенка выступают причиной осложнений в процессе его социального развития, что требует организации специальной работы с данной категорией детей. С целью эффективной организации данного направления работы необходимо тщательное научное осмысление проблемы социального развития одаренных детей.
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, социальное развитие.
Приоритетным направлением в сфере образования сегодня является обеспечение выявления, поддержки, адресной помощи и развития одаренных в различных областях знаний и творчества детей. Доказательством тому служит совокупность федеральных и региональных нормативно-правовых документов и программ: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», образовательная программа «Школа 2100», областная целевая программа «Развитие системы образования Костромской области в 20102013 гг.» и др. В данных документах в качестве национальной задачи определяется необходимость создания условий для стимулирования ребенка к различным видам деятельности, его психологопедагогическая поддержка во всех аспектах разви-
тия, создание благоприятных условий учебной, трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе профессионального и личного становления.
Несмотря на обширную практику работы с одаренными детьми в нашей стране, сегодня существует большое количество проблем выявления, поддержки и развития рассматриваемой нами категории воспитанников.
Во-первых, отсутствие в науке и практике единых подходов к пониманию детской одаренности и её первопричин приводит к наличию трудностей в определении целевой аудитории для реализации образовательных проектов, пониманию механизмов диагностики способностей и сопровождения талантливых детей. «Что мы понимаем под одаренностью? Для каких детей следует организовать
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
© Щербинина О.С., 2013