Научная статья на тему 'Современный опыт организации студенческого самоуправления института педагогики и психологии: сферы влияния'

Современный опыт организации студенческого самоуправления института педагогики и психологии: сферы влияния Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STUDENTS' SELF-GOVERNING / SELF-GOVERNING ORGANS / FIELDS OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Надежда Сергеевна

Описан опыт и форма организации студенческого самоуправления института педагогики и психологии, раскрыты цели, задачи и направления деятельности координационного совета студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience and form of organization of students self-governing of Pedagogy and Psychology Institute are described; aims, tasks and fields of activity of students coordination council are uncovered.

Текст научной работы на тему «Современный опыт организации студенческого самоуправления института педагогики и психологии: сферы влияния»

ра», «Культура делового общения», «Основы лекторского мастерства», «Основы научного стиля речи и языка специальности», несомненно, станут первым шагом в серьезной кропотливой работе по формированию коммуникативной компетентности будущих специалистов, а кроме того, значительно повысят уровень учебно-профессионального общения студентов с преподавателями, между собой, будут способствовать развитию их лидерского потенциала. Ибо, как заявил генеральный секретарь Ассоциации европейских университетов А. Барблан: «Требование жизни везде одинаково: требуются студенты, способные выразить себя в письменной и устной форме,

личности, способные рассуждать и отстаивать свое мнение перед коллегами, вести за собой и только после этого требуются работники, обладающие сноровкой в области своей профессии» [1, с. 30-31].

Библиографический список

1. Барблан А. Иерархия знания // Alma Mater. -1994. - №>3.

2. Лидер и команда: Практическое руководство лидера эффективной команды. - М. : Изд-во «Баланс Бизнес Букс», 2005. - 296 с.

3. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы и решения. - М., 2008. - 230 с.

УДК 378

Петрова Надежда Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ: СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ

Описан опыт и форма организации студенческого самоуправления института педагогики и психологии, раскрыты цели, задачи и направления деятельности координационного совета студентов.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, органы самоуправления, направления деятельности.

Потребности развития современного российского общества выдвигают перед учреждениями профессионального образования требования подготовки высококвалифицированных специалистов, инициативных, предприимчивых, готовых к позитивным преобразованиям окружающей природной и социальной среды, способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах.

В значительной степени решению этой задачи способствует деятельность различных органов студенческого самоуправления, под которым мы понимаем форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленную на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

Органы студенческого самоуправления в институте педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова осуществляют свою деятельность уже в течение 9 лет. За эти годы они активно изменялись и развивались. Появились новые структуры

(профсоюзное бюро, координационный совет) и направления деятельности, увеличилось количество и разнообразие творческих объединений, расширилось и укрепилось взаимодействие с различными организациями и учреждениями.

В настоящее время формой самоуправления студентов в институте педагогики и психологии стал студенческий «Координационный совет». Структуру координационного совета образуют: координационный совет учебной группы (куль-торг, профорг, староста); совет культоргов института; старостат института (совет старост); профсоюзное бюро института; творческие объединения (методическое объединение, объединение кураторов первого курса, объединение кураторов «Школы профессионального вожатого», объединение организаторов, театральная студия «Угол зрения», интерактивно - развлекательное кафе «ИРКА», пресс-центр, вокальное объединение, хореографическое объединение); координационный совет института (культорг института, профорг института, представитель старостата, руководители творческих объединений).

© Петрова Н.С., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

109

Важным этапом в развитии студенческого самоуправления в институте явились разработка и утверждение положения о Координационном совете студентов. Положение было разработано студенческим активом при участии специалистов социально-педагогической службы, принято на Конференции студентов, а в дальнейшем на заседании Ученого совета института 10 сентября 2008 года (протокол № 1), утверждено директором института.

В Положении определены следующие цели деятельности студенческого самоуправления института:

- обеспечение реальной возможности участия студентов в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебной, научной и социально-педагогической деятельности института;

- формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции студентов; содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию;

- формирование у студентов умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества.

Для реализации своей цели Координационный совет решает следующие задачи:

- привлечение студентов к решению вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к современным специалистам и организаторам;

- разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов студентов;

- представительство и защита социально-экономических и иных, связанных с обучением, прав и интересов студентов;

- содействие органам управления, структурным подразделениям и службам института в решении образовательных и научных задач, в организации досуга и быта студентов, в пропаганде здорового образа жизни;

- проведение работы, направленной на повышение сознательности студентов и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотическое отношение к духу и традициям института и вуза;

- информирование студентов о деятельности института и вуза;

- укрепление взаимодействия внутри института и вуза, а также межвузовских, межрегиональных и международных связей;

- формирование у студентов умений и навыков организаторской, управленческой и воспитательной работы в коллективе путем включения их в различные виды деятельности;

- развитие инициативности и творчества у студентов через широкое вовлечение учащихся института в социально-значимую деятельность, работу структурных подразделений студенческого самоуправления, непосредственно в учебных группах;

- формирование у студентов потребности и готовности совершенствовать свою личность, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

- участие в формировании общественного мнения о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития российского общества;

- содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив.

Координационным советом студентов института были определены двенадцать основных направлений деятельности.

Социально-правовое направление: представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-экономических и иных, связанных с обучением, прав и интересов студентов; обеспечение правовой и социальной информацией; контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права, льготы, условия учебы и быта, охраны труда, здоровья, окружающей среды, общественного питания и медицинского обслуживания.

Культурно-досуговое: планирование, организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в рамках программы деятельности на учебный год; поддержка и развитие инициатив студентов по созданию и работе в объединениях института; поддержка и развитие корпоративной культуры института; поддержка и развитие связи с учреждениями образования, культуры и искусства города и области, учреждениями по работе с молодежью и т.п.; пропаганда здорового образа жизни, разумного досуга.

Учебно-организационное: взаимодействие с кафедрами, учебным отделом, администраци-

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

ей института и вуза по вопросам организации учебного процесса; оказание помощи студентам 1-х курсов в адаптации к студенческой жизни, требованиям учебного процесса в институте; анализ текущей успеваемости и результатов экзаменационных сессий; развитие высокой культуры учебного труда студентов, сознательного продвижения к успехам в профессиональном и личном развитии; содействие организации научных конференций, участию студентов в конкурсах, смотрах курсовых работ, олимпиадах по предметам, встречах с научными деятелями и т.д.; принятие решения и рекомендации о поощрении директором лучших студентов.

Методическое: участие в разработке программы деятельности на учебный год; оказание методической помощи студентам при организации дел комплексной программы «Палитра Фестивалей» и других мероприятий; проведение мастер-классов по организаторской деятельности, приемам творческого мышления, проектированию и т.д.; взаимодействие со специалистами социально-педагогической службы, другими службами института; подготовка и сбор методической литературы; формирование банка методических материалов, творческих работ студентов (сценариев, буклетов, программок, образцов оформления и т.п.).

Образовательное: организация и проведение учебных занятий и практикумов по программе «Школы профессионального вожатого» для студентов института; участие в проведении зачета по итогам занятий в «Школе профессионального вожатого»; помощь в организации работы студентов по программам деятельности в ЗДОЦ.

Научно-исследовательское: взаимодействие с кафедрами по проблемам организации научной работы студентов; участие в организации научно-практических конференций, семинаров, слетов; информирование студентов о проводимых конкурсах научных работ, конференциях; привлечение студентов к участию в исследовательских программах, в работе проектных групп; поддержка усилий кафедр по подготовке студентов для участия во всероссийских, зональных, региональных олимпиадах по предметам, смотрах курсовых и дипломных работ; поддержка связей с аспирантами, молодыми преподавателями, студентами других вузов; оказание помощи в подготовке и издании студенческих научных сборников.

Редакционно-информационное: развитие информационных связей; информирование педагогов и студентов о жизни института и вуза, научных, учебных, спортивных, творческих достижениях коллектива института; реклама и освещение дел института и вуза; оформление информационных стендов; выпуск газеты «Ремарка».

Спортивно-оздоровительное: активизация спортивной жизни студентов института; организация спортивных соревнований, туристических походов и Дней здоровья; пропаганда здорового образа жизни, спортивных достижений студентов института; организация групп поддержки для студентов института - участников соревнований.

Гражданско-патриотическое: организация и проведение в институте программ гражданско-патриотической направленности (литературномузыкальных композиций, тематических вечеров, спектаклей и т.п.); организация и участие в городских мероприятиях (концертах, конкурсах, акциях, шествиях и т.п.), посвященных событиям ВОВ, вопросам молодежной политики, проблемам социально-экономического развития региона и страны.

Проектное: проведение мастер-классов по правилам написания и реализации социальных проектов; осуществление проектной деятельности в рамках института, вуза; участие в городских и областных конкурсах проектов; реализация проектов при работе в ЗДОЦ, УДО, на базах отдыха.

Анимационное: проведение теоретических занятий в рамках «Школы профессионального вожатого» по правилам организации деятельности аниматора в ЗДОЦ, на базах отдыха; организация командой аниматоров творческих вечеров; участие в делах комплексной программы «Палитра Фестивалей» и других мероприятиях института и вуза.

Волонтерское: организация и проведение волонтерских программ; организация и проведение Фестиваля социальных акций; участие в волонтерских программах области.

Таким образом, эффективность высшего образования во многом обусловлена развитием активности студенческой молодежи, прежде всего формированием интеллектуально развитых, социально активных специалистов, способных применить на практике полученные знания, управлять сложившейся ситуацией и руководить коллективом. Студенческое самоуправление в институте педагогики и психологии стало неотъемлемой ча-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

111

стью подготовки будущих специалистов, способных руководить, организовывать, воспитывать.

Самоуправление предоставило возможность реального участия студентов в планировании и организации жизнедеятельности института в учебной, научной и социально-педагогической

сферах совместно со службами института. Координационный совет в настоящее время стал оптимальной формой самоуправления студентов, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, задач и направлений деятельности.

УДК 378

Топка Наталья Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПОТЕНЦИАЛЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ФАКУЛЬТЕТА ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Статья посвящена выявлению потенциалов воспитывающей среды факультета вуза в процессе формирования опыта проектной деятельности у студентов.

Ключевые слова: воспитывающая среда, проектная деятельность, формирование опыта.

Процесс педагогизации среды заключается в целенаправленной педагогичес-. кой активности, направленной на актуализацию социально-значимых ценностей и потребностей и дезактуализацию в сознании молодежи ценностей и потребностей асоциального характера.

Н.Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Она подразделяет ее на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение.

Факультет является главным структурным подразделением университета. Именно на уровне факультета происходит распредмечивание целей университета через учебный план, профессионально-образовательные программы, квалификационные характеристики, паспорт специальности, уточнение информационного обеспечения педагогического процесса (библиотечный фонд, информация на электронных носителях по учебным дисциплинам; предметные кабинеты и научные лаборатории; квалификация преподавателей всех дисциплин профессионально-образовательной программы и прочее); подбор средств педагогической коммуникации (организационных форм учебного процесса; методов и средств обучения; технологий педагогическо-

го процесса: информационных, деятельностных, личностных, инновационных и так далее); определяются «роли» обучаемого как объекта педагогического воздействия и активного самоорганизующегося субъекта (личность, индивидуальность, субъект деятельности, партнер общения и так далее).

Содержательные характеристики воспитывающей среды факультета подчиняются целевой направленности образовательного процесса университета и формируются на основе стратегии развития факультета, принятых субъектами среды основных направлений функционирования на длительных срок. Данное содержание составляет ценностно-нормативную базу воспитывающей среды, которая, с одной стороны, наполняет смыслом само ее существование, а с другой стороны, придает векторность ее развитию (то есть обеспечивает динамику и направление движения). Поскольку основной целью университета является профессиональное образование личности, то результирующим выступает личность профессионала, следовательно, конечные ценностно-целевые ориентиры фиксируются в модели специалиста (квалификационной характеристике выпускника). От того, какие качества и свойства личности поставлены в центр образовательной деятельности факультета будут зависеть характеристики всех компонентов воспитывающей среды. Целевые ориентиры формируются как извне, со стороны общества и государства (нормативные

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Топка Н.Б., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.