Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной культуры студентов как фактор развития их лидерского потенциала'

Формирование коммуникативной культуры студентов как фактор развития их лидерского потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / LEADERSHIP POTENTIAL / COMMUNICATIVE CULTURE / LANGUAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сараева Вера Васильевна

В статье актуализирована роль коммуникативной культуры как фактора гуманизации взаимоотношений человека с окружающим миром, многообразных отношений к людям, различным видам деятельности, самому себе и одновременно развития лидерского потенциала самой личности. Доказывается, что парадигмальные изменения в образовании имеют ярко выраженную коммуникативно-культурную направленность, проявляющуюся в ориентации на межкультурную коммуникацию, диалоговую модель обучения и воспитания. Выделены основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of communicative culture as factor of humanization of relationships of human and surrounding world, of diverse attitudes to people, to oneself, and, at the same time, of development of leadership qualities of personality itself are actualized in the article. It is proved that paradigmal peculiarities in education have expressive communicative-cultural trend at intercultural communication, dialogue model of teaching and upbringing. Main obstacles arising at promotion track are singled out.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной культуры студентов как фактор развития их лидерского потенциала»

УДК 378

Сараева Вера Васильевна

Академия Управления ТИСБИ, Набережно Челнинский филиал

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

В статье актуализирована роль коммуникативной культуры как фактора гуманизации взаимоотношений человека с окружающим миром, многообразных отношений к людям, различным видам деятельности, самому себе и одновременно развития лидерского потенциала самой личности. Доказывается, что парадигмальные изменения в образовании имеют ярко выраженную коммуникативно-культурную направленность, проявляющуюся в ориентации на межкультурную коммуникацию, диалоговую модель обучения и воспитания. Выделены основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста.

Ключевые слова: лидерский потенциал, коммуникативная культура, языковая компетенция.

Современные тенденции глобализации и интеграции образования, создание единого образовательного пространства актуализируют вопросы коммуникативного взаимодействия, сотрудничества, взаимопонимания. Однако при становлении рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им. Все это актуализирует роль коммуникативной культуры как фактора гуманизации взаимоотношений человека с окружающим миром, многообразных отношений к людям, различным видам деятельности, самому себе и одновременно развития лидерского потенциала самой личности. Умение активно воздействовать на социальную реальность - это основа любого успешного бизнеса, любой успешной карьеры, общественной или научной деятельности.

Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон,

Н.Макиавелли, Ш. Монтескье, Г. Лебон, Г. Тард, М. Вебер, Г. Лассуэлл, Г. Моска, В. Парето, З. Фрейд, Н. Михайловский и многие другие. В современной западной обществоведческой литературе проблемы лидерства представлены очень широко, их изучают такие известные ученые, как Р Богардус, Ж. Блондель, Б. Басе, Д. Дженнингс, К. Левин, Р. Стогдилл, Р. Такер, С. Хук, А. Херманн и другие. В отечественной литературе данной проблеме посвящены исследования Г.К. Ашина, И.В. Волкова, И.Р. Колтуновой, Л.И. Кравченко, Р.Л. Кричевского, Е.С. Кузьмина,

А.Н. Лутошкина, Б.П. Парыгина, А.Л. Уманско-го, Л.И. Уманского и других.

Современные исследования в психологии давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это внутренние барьеры, ограничения, которые накладывает на себя сам человек или система его воспитания. Все это результат прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Одним из таких барьеров является недостаток коммуникативных умений и навыков. Нередко эти недостающие умения и компетенции студент пытается получить, читая дешевые псевдоруководства по психологии лидерства. К сожалению, современный психологический рынок заполнен подобной литературой. Однако выход есть.

Укажем, что сегодня парадигмальные изменения в образовании имеют ярко выраженную коммуникативно-культурную направленность, проявляющуюся в ориентации на межкультур-ную коммуникацию, диалоговую модель обучения и воспитания (П.Г. Буева, Б.Л. Вульфсон, Б.Г. Гершунский, В.Г. Кинелев, О.Н. Козлованс-кий, Е.В. Корзинский, В.С. Леднев, В.С. Миронов, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Л.В. Хазова и др.). Динамика социокультурных и образовательных тенденций по-новому ставит вопросы профессиональной подготовки будущего конкурентоспособного специалиста, к личности которого предъявляются высокие требования, в том числе высокий уровень социальной активности и лидерской целеустремленности. На него как активного субъекта возлагается миссия гуманизации и гармонизации взаимодействия человека с социальной средой.

Однако, как показывают многочисленные исследования, несмотря на растущее значение ли-

106

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Сараева В.В., 2010

дерских качеств и навыков для достижения успеха в карьере или бизнесе, в реальности тот жизненный опыт, который получает большинство людей во время обучения и на протяжении жизни, скорее препятствует развитию у них подобных качеств. Задача педагогов не дожидаться, пока студент - будущий лидер свалится с неба. Они должны активно определять молодых людей с лидерскими способностями и предоставляют им возможности, позволяющие максимально раскрыть их потенциал. При условии тщательной диагностики, обучения и поощрения в будущем можно получить десятки выпускников, способных играть роль лидеров. «Вооруженные ясным представлением о том, кто из студентов обладает значительным лидерским потенциалом и каких умений им пока недостает, педагоги могут приниматься за организационную работу» [2, с. 68].

Ведущую роль в развитии лидерского потенциала студента играет коммуникативная составляющая. Многолетние споры «физиков» и «лириков» закончились наконец признанием того, что гуманитарное мышление оказывается весьма продуктивным в естественнонаучной и технической областях, а гуманитарные знания вносят наибольший вклад в культурный облик специалиста (что подтверждается исследованиями психологии творчества). «История общества показывает, что процветание общества зависит не от экономики и техники, и даже не от общей культуры, а от культуры слова» - с этими словами Ю.А. Рожденственского можно спорить, но смысл их в том, что только при истинной культуре вербальной коммуникации (вербального общения) возможна полная и точная передача информации, а также установление человеческих взаимоотношений.

Следует сказать о том, что проблема подготовки разностороннего специалиста, с ярко выраженными основными личностными чертами лидера, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и активно действующего в условиях динамичного общества (методологическая и теоретическая проблема профессионального образования) - в наше время занимает умы многих исследователей и еще не решена окончательно. Одним из главных условий решения этой проблемы, на наш взгляд, является целенаправленное формирование у будущего специалиста коммуникативной компетентности, главной составляющей которой является вербальное общение (коммуникация).

Коммуникативная компетентность - один из важных компонентов профессиональной компетентности выпускников, которым так или иначе, независимо от специализации, предстоит работать с людьми, а следовательно, общаться с ними и использовать речь как средство воздействия.

Учеными-педагогами уже проводились исследования этой стороны профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов (И.Х. Кобер, Т. А. Маркина, Н.В. Киршева, В.П. Косихин и др.). Они выделили такие необходимые будущему пре-подавателю-лидеру коммуникативные умения, как умение использовать вербальные методы при обучении, умение находить контакты с родителями, выступать лидером в дискуссиях, предвидеть и предотвращать конфликты с учащимися [3]. Кроме этих умений исследователи выделяют группу так называемых информационных умений (то есть умений владения устной речью как средством передачи информации и убеждения в ее правильности), в число которых входят умение четко объясняться, говорить доступным понятным языком, доходчиво передавать научные факты и методические указания, а также умение выступить с докладом по проблеме воспитания перед родителями, перед коллегами, в печати, умение провести беседу со школьниками, по месту жительства.

С точки зрения филолога, дифференциация умений выступить с докладом перед коллегами и перед родителями, умений провести беседу по месту жительства и со школьниками на разные умения абсолютно неправомерна, так как за всем этим кроется лишь владение литературным языком с пониманием стилистических и методических различий в подборе и организации информационного материала. Не очень понятно выделение таких умений, как умения четко изъясняться, говорить доступным языком и др., так как это достигается опять-таки владением орфоэпическими, грамматическими и синтаксическими нормами литературного языка, то есть сформиро-ванностью языковой компетенции. Не очень логично, с нашей точки зрения, и деление умений, связанных с общением, на коммуникативные и информационные, так как информационные умения тоже являются частью процесса коммуникации, а передача информации - лишь цель и результат коммуникативных речевых умений. Таким образом, правомерно будет выделять в числе коммуникативных умений речевые, подчеркивая тем самым их взаимосвязанность.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

107

Безусловно, для овладения данными видами речевой педагогической деятельности учащимся необходима вполне сформированная языковая компетенция, то есть знание о языке, его системе, функционально-речевых разновидностях, закономерностях функционирования языковых единиц в речи, правилах текстообразования. Это необходимое условие владения языком, предпосылка, которая не может быть использована, если не сформирована.

При сформированной языковой компетенции можно говорить о формировании коммуникативных умений, особенно в учебно-профессиональной сфере общения, так как именно общение в данной сфере становится серьезной проблемой для студентов с момента обучения в вузе.

Многолетний опыт автора на факультете довузовского обучения позволяет сделать вывод о том, что у будущих студентов не сформирована языковая база, которая позволила бы им активно и плодотворно участвовать в учебном процессе по избранной специальности. Большинство абитуриентов не владеют умениями, столь необходимыми для обучения в вузе: они не умеют структурно-композиционно строить как письменное, так и устное монологическое высказывание, затрудняются сформулировать дефиницию понятия, не владеют достаточной аргументацией суждений, имеют крайне бедный словарный запас.

Студенты первого курса не умеют высказывать свои мысли, вести дискуссию, логически перерабатывать информацию, не знакомы с проблемным методом изложения материала, то есть не умеют вступать в коммуникацию в необходимых им сферах общения.

Студенты, пришедшие со школьной скамьи, привыкли к описательному изложению информации в учебниках, на занятиях и к воспроизведению данной информации, то есть к детальному пересказу - таковы результаты применения в большинстве случаев объяснительно-иллюстративного метода обучения на всех ступенях системы народного образования [2].

В последние десятилетия в центре внимания методики преподавания русского языка иностранцам стоят вопросы обучения иностранных учащихся вузов научному стилю речи и языку специальности как подъязыкам общелитературного языка, необходимого для овладения профессией.

Автор считает нужным поставить вопрос о необходимости специального обучения данному

стилю речи и российских студентов, то есть самих носителей языка. Как нам кажется, школьное образование не решает данной проблемы.

Обучение научной речи не является изолированным участком общего процесса обучения русскому языку С одной стороны, поскольку научный стиль - это система речевая, «имеющая нормы отбора и сочетания языковых единиц, определяющиеся задачами общения в соответствующей сфере», овладение научной речью способствует усвоению общеязыковых закономерностей. С другой стороны, возрастающая роль научного стиля в речевой жизни современного общества оказывает значительное влияние на развитие языка в целом.

Однако рассмотрим вопрос коммуникативных умений. При непосредственном речевом общении на научные темы говорящему приходится пользоваться различными вариантами монологической речи: как с ее «крайним случаем» (длительное одностороннее высказывание: лекция, доклад, устный реферат, выступление на собрании, защита курсовой и дипломной работы и др.), так и с случаем монологического высказывания в диалогическом общении, то есть когда «диалог становится обменом монологами» (профессиональная беседа, консультация, дискуссия, различные деловые и личные переговоры и др.) Кроме того, учащиеся должны владеть письменными жанрами научного стиля, такими, как аннотация, реферат, резюме текстов.

Для построения речевого сообщения необходимо уметь: а) выбирать соответствующий коммуникативному намерению способ передачи информации (описание, повествование, рассуждение, доказательство); б) определять программу высказывания и реализовывать ее в адекватной языковой форме; в) объединять отдельные коммуникативно и формально завершенные фразы в структурно и семантически цельный текст.

В результате обучения научной речи студенты должны овладеть следующими умениями:

1) кратко формулировать свои мысли по затронутому вопросу или проблеме;

2) дать критическую оценку прослушанному сообщению на научные темы;

3) организовать дискуссию по докладу или сообщению;

4) продуцировать устно и письменно типовые научные тексты.

С уверенностью можно сказать, что введение таких учебных курсов, как «Культура речи лиде-

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

ра», «Культура делового общения», «Основы лекторского мастерства», «Основы научного стиля речи и языка специальности», несомненно, станут первым шагом в серьезной кропотливой работе по формированию коммуникативной компетентности будущих специалистов, а кроме того, значительно повысят уровень учебно-профессионального общения студентов с преподавателями, между собой, будут способствовать развитию их лидерского потенциала. Ибо, как заявил генеральный секретарь Ассоциации европейских университетов А. Барблан: «Требование жизни везде одинаково: требуются студенты, способные выразить себя в письменной и устной форме,

личности, способные рассуждать и отстаивать свое мнение перед коллегами, вести за собой и только после этого требуются работники, обладающие сноровкой в области своей профессии» [1, с. 30-31].

Библиографический список

1. БарбланА. Иерархия знания // Alma Mater. -1994. - №>3.

2. Лидер и команда: Практическое руководство лидера эффективной команды. - М. : Изд-во «Баланс Бизнес Букс», 2005. - 296 с.

3. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы и решения. - М., 2008. - 230 с.

УДК 378

Петрова Надежда Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ: СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ

Описан опыт и форма организации студенческого самоуправления института педагогики и психологии, раскрыты цели, задачи и направления деятельности координационного совета студентов.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, органы самоуправления, направления деятельности.

Потребности развития современного российского общества выдвигают перед учреждениями профессионального образования требования подготовки высококвалифицированных специалистов, инициативных, предприимчивых, готовых к позитивным преобразованиям окружающей природной и социальной среды, способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах.

В значительной степени решению этой задачи способствует деятельность различных органов студенческого самоуправления, под которым мы понимаем форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленную на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

Органы студенческого самоуправления в институте педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова осуществляют свою деятельность уже в течение 9 лет. За эти годы они активно изменялись и развивались. Появились новые структуры

(профсоюзное бюро, координационный совет) и направления деятельности, увеличилось количество и разнообразие творческих объединений, расширилось и укрепилось взаимодействие с различными организациями и учреждениями.

В настоящее время формой самоуправления студентов в институте педагогики и психологии стал студенческий «Координационный совет». Структуру координационного совета образуют: координационный совет учебной группы (куль-торг, профорг, староста); совет культоргов института; старостат института (совет старост); профсоюзное бюро института; творческие объединения (методическое объединение, объединение кураторов первого курса, объединение кураторов «Школы профессионального вожатого», объединение организаторов, театральная студия «Угол зрения», интерактивно - развлекательное кафе «ИРКА», пресс-центр, вокальное объединение, хореографическое объединение); координационный совет института (культорг института, профорг института, представитель старостата, руководители творческих объединений).

© Петрова Н.С., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.