СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А. ПОНОМАРЕВ, доцент Уральский государственный технический университет - УПИ
Конкурентоспособность выпускника в современных условиях рынка труда напрямую зависит от наличия у него организационно-управленческих навыков, умения проявлять активность, инициативу, коммуникабельность, принимать самостоятельные решения, брать ответственность за свое профессиональное становление, отвечать за личные результаты работы и результаты командного взаимодействия. Данный комплекс социально-психологических особенностей выпускника вуза можно отнести к лидерским качествам специалиста.
Вопросы формирования лидерских качеств у студентов находится в поле зрения многих ученых и практиков [1—3]. Исследования в этой области, а также западный практический опыт показывают, что на развитие лидерских способностей большое влияние оказывает вовлечение студентов в общественную деятельность, в работу органов студенческого самоуправления [4].
Актуальность рассматриваемого вопроса обозначили и участники всероссийской конференции «Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов », проведенной в Екатеринбурге по инициативе Уральского государственного технического университета - УПИ 4-6 мая 2005 г. Анализ выступлений участников позволил выявить ряд противоречий между:
а) пониманием важности подготовки студенческого актива и отсутствием какой-либо конкретной структуры, занимающейся данным вопросом;
б) стремлением выявить из числа студентов активистов, обладающих лидерским потенциалом и желающих его развивать, и отсутствием отлаженных и дей-
Формирование лидерских качеств у студентов
ственныхмеханизмов для реализации этой цели;
в) необходимостью целенаправленной подготовки лидеров существующих студенческих организаций и недостаточным уровнем правового,кадрового и научно-методического обеспечения этой деятельности в вузе;
г) осознанием студентами влияния роли органов студенческого самоуправления в развитии лидерских качеств и отсутствием понимания, где и как эти качества они могут применять.
Указанные противоречия свидетельствуют о том, что в вузе должна проводиться целенаправленная работа по формированию лидерских качеств, гарантом успеха которой выступает эффективно работающая система внеучебной воспитательной деятельности, реализующая единство организационных и педагогических условий. В УГТУ-УПИ накоплен определенный опыт по созданию таких условий.
К организационным условиям мы относим нормативно-правовое, финансовое, кадровое, информационное обеспечение внеучебной воспитательной деятельности в целом и работы общественных организаций студентов в частности.
В основу организации внеучебной воспитательной деятельности в нашем университете легли традиции, опыт работы органов студенческого самоуправления, заинтересованность администрации вуза, а также постоянный поиск эффективных форм учебно-воспитательного процесса. Созданная в УГТУ-УПИ система внеучебной воспитательной деятельности способствует успешному выполнению миссии вуза - подготовке конкурентоспособных специалис-
тов, лидеров производства, бизнеса и науки.
С 1996 г. координация внеучебной воспитательной деятельности осуществляется проректором по внеучебной работе со студентами (рис. 1). Она обеспечена нормативно-правовыми документами, квалифицированными кадрами на уровне факультетов, филиалов вуза; в работе структурных подразделений используются современные методы планирования мероприятий и оценки качества их проведения. В университете создано социокультурное и информационное пространство, в котором и студент, и преподаватель являются полноправными участниками учебно-воспитательного процесса. Социокультурная среда вуза позволяет студентам раскрыть свой творческий, лидерский потенциал, первокурсникам - успешно пройти период адаптации, а преподавателям и кураторам - стать их основными помощниками.
На рис. 2 показана система организации внеучебной воспитательной деятельности в вузе, в которую входят процессы управления и обеспечения, а также основные направления внеучебной воспитательной работы со студентами.
К организационным условиям мы относим и структуру студенческих общественных организаций, представленную на рис.3.
Система внеучебной воспитательной деятельности обеспечена необходимыми нормативно-правовыми документами: концепцией внеучебной воспитательной работы; положением об организации внеучеб-ной воспитательной работы со студентами; координационным планом мероприятий по внеучебной работе со студентами на учебный год; положением о смотрах-конкурсах по внеучебной работе со студентами среди факультетов, филиалов, среди академических групп младших курсов; положениями о фестивалях, мероприятиях для студентов; нормативными документами по организации деятельности студенческого отряда, профбюро факультета, работы проф-
групорга, культорга, спорторга; нормативными документами по функционированию системы подготовки лидеров (планами работы «Школы лидерства », школ культор-га, спорторга, комсостава студенческих отрядов и др.).
К педагогическим условиям мы относим взаимодействие учебного и внеучебно-го процессов, научно-методическое обеспечение внеучебной воспитательной деятельности для всех участников процесса, мониторинг ценностно-смысловых ориентаций студентов, взаимодействие с работодателями, организацию повышения квалификации специалистов по внеучебной воспитательной деятельности, а также концепции, комплексные целевые программы и т.д.
В вузе разработаны концепции воспитательной деятельности и гражданско-патриотического воспитания, к работе над которыми привлекались ведущие ученые и практики нашего вуза, создана система методического обеспечения, включающая пособия для организаторов внеучебной воспитательной деятельности и кураторов академических групп младших курсов, рекомендации по волонтерскому движению, по организации работы культорга, спорторга, профгрупорга академической группы и факультета, пособия для командиров и комиссаров СО и др.
При проектировании и планировании работы активно используются следующие комплексные целевые программы: «Адаптация студентов первого курса», «Гражданско-патриотическое воспитание студентов», «Нравственно-эстетическое воспитание студентов», «Развитие физической культуры и спорта», «Первичная профилактика наркомании и других видов зависимостей».
Для обеспечения мониторинга эффективности форм и методов, применяемых в работе со студентами, в том числе и по формированию лидерских качеств, в вузе создана система оценки качества проведения разовых мероприятий, результативности реализации комплексных целевых программ
Социология образования
Рис. 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГТУ-УПИ
Совет по внеучебной работе
Учебно-методическое управление ]
Дирекция студгородка
Библиотека
]
Кафедры гуманитарного цикла
(Факультет гуманитарного образования)
Институт военно-технического образования и безопасности
Институт физической культуры, социального сервиса и туризма
Совет ветеранов
Клуб выпускников
ФИЛИАЛЫ
ФАКУЛЬТЕТЫ
2
РЕКТОР
ПРОРЕКТОР
ПО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ
ПОДЧИНЕНЫ
Отдел по внеучебной работе
Дом культуры
Отдал "Служба информации и связей с общественностью"
Ученый совет 1 Декан 1 Кафедры Профбюро
1 Комиссия ученого совета по внеучебной работе 1 Зам. декана: - по внеучебной работе; - по спортивномассовой работе; - по жилищнобытовой работе Зам.зав. кафедрой по внеучебной работе
* 1 Кураторы академических групп
Л
Отдел "Социально-психологическая служба"
Отдел по физкультурно-массовой и спортивной работе
Редакция газеты "За индустриальные кадры"
Центр повышения квалификации по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде УРФО
О
Ученый совет университета
Комиссия Ученого совета по внеучебной работе
Комиссия Ученого совета по информации и связям с общественностью
Комиссия Ученого совета по физической культуре и спорту
КУРИРУЕТ РАБОТУ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОМИССИИ (СОВЕТЫ):
Комиссии по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции (председатель)
Эксперттно-художественного совета (председатель)
Совета по профилактике правонарушений (зам. председателя)
ОРГАНЫ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:
Профком студентов (Союз студентов)
Штаб студенческих отрядов УГТУ-УПИ
Общественный Фоед "Уральский фонд поддержки молодежных инициатив"
Спортивный клуб
Музейно-выставочный комплекс
Подшефные детские дома
Институт кураторов академических групп
О
СТУДЕНТЫ
ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ
Анализ ситуации Планирование Разработка, проектирование Менеджмент ресурсов Внутренне информирование
0 О О О 0
>=>
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
* Гуманитаризация образования.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов. Нравственно-эстетическое воспитание студентов.
Формирование культуры здорового образа жизни.
Студенческое самоуправление.
Профилактика зависимостей и правонарушений среди студентов. Социально-психологическая поддержка студентов.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Адаптация первокурсников.
Организация межвузовского и межведомственного взаимодействия. Укрепление имиджа университета.
С=>
>=>
Û 0 О {> О О
Материально- техническое Финансовое Кадровое Информационное Нормативное и методическое Мониторинг программы Постоянное улучшение
ПРОЦЕССЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Рис. 2. Организация воспитательной деятельности в УГТУ-УПИ
5
о
S §1 §1 >= о S ш
si 81 3 3
S.m
Si
о
ПРОФСОЮЗНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (СОЮЗ СТУДЕНТОВ)
Штаб студенческих отрядов Спортивный клуб
Студенческий уборочный отрад
Рок-клуб
Уральский фонд поддержки молодежных инициатив Ф/ ОСНОВНЫЕ^Ч ( ФОРМЫ \ СТУДЕНЧЕСКОГО Ю \ САМОУПРАВЛЕНИЯ J Интеллект-клуб "Что? Где? Когда?"
Отделение Международной ассоциации AISIC
Поисковый отрад ‘Свердловск’’
Локальная группа BESTUSTU Турклуб "Романтик"
Волонтерское движение В УГТУ-УПИ Уф Клуб исторического фехтования
Студенческий отряд охраны правопорядка (СООПР) Дискоклуб
Дирекция
фестивалей
Клуб коллекционеров
Студенческое телевидение
Советы студенческих корпусов
Рис. 3
Социология образования
103
и работы структурных подразделений и общественных студенческих организаций, проводятся исследования среди предприятий, организаций и фирм, для которых вуз готовит специалистов.
В формировании лидерских качеств важную роль играет участие студентов в работе органов студенческого самоуправления. Об этом свидетельствуют и результаты социологического опроса, проведенного нами среди участников упомянутой выше всероссийской конференции (400 представителей из 120 высших и средних профессиональных образовательных учреждений 75 городов России). На вопрос: «Какие качества формируются у студентов в ходе их участия в работе органов студенческого самоуправления?» - 59% респондентов отметили «умение руководить», 41% выбрали вариант ответа «ответственность», 31% - «коммуникабельность».
Деятельность студентов в органах самоуправления предоставляет им возможность осознать себя индивидуальностью, самоутвердиться, развить свои способности и реализовать интересы. На наш взгляд, именно студенческое самоуправление создает среду для наиболее полного развития лидерских качеств студентов. Так, по результатам анкетирования студенческого актива вуза, проведенного нами в марте 2006 г. (230 студентов), 86% респондентов считают, что участие студентов в студенческом самоуправлении в значительной степени способствует формированию лидерских качеств.
Подготовка студенческого актива вуза осуществляется посредством следующих форм: «Школа лидерства », школа профгрупорга, школа культорга, школа спорторга, школа комсостава студенческих отрядов, школа бойцов СООПр, школа профактива.
Своеобразная «школа лидерства» действует и в профсоюзной студенческой организации, обладающей разветвленной структурой; в ней задействовано свыше 3000 активистов. В организации функционирует система обучения председателей
профбюро и профгрупоргов в виде выездных слетов, учебы культорга и спорторга в течение учебного года; для студенческого актива издается методическая и информационная литература. Активная работа в профсоюзной студенческой организации позволяет студентам развить свои лидерские качества, получить практику организационной и управленческой работы, само-развиваться и повышать уровень потребности в создании новых проектов, реализации творческого потенциала, что в будущем, безусловно, влияет на конкурентоспособность специалиста. Профсоюзная студенческая организация УГТУ-УПИ получила звание лауреата II Всероссийского конкурса моделей и проектов студенческого самоуправления в 2004 г.
Формой подготовки лидеров является и деятельность студенческихотрядов (СО). В общественную организацию, объединяющую студенческие отряды нашего вуза (штаб СО УГТУ-УПИ), в настоящее время входят 46 отрядов общей численностью более 1200 студентов. Командиры и комиссары в течение года проходят подготовку, в том числе с использованием интерактивных форм обучения. Проектами штаба СО являются культурно-массовые, спортивномассовые студенческие мероприятия, благотворительная деятельность. Работа в студенческом отряде определяет позицию молодого человека как активного общественного деятеля, человека с высоким уровнем гражданской ответственности, инициативного и настроенного на коллективное взаимодействие. Командиры, комиссары и бойцы СО принимают участие в подготовке и проведении крупных межвузовских студенческих мероприятий, например таких, как ХХ межвузовский студенческий фестиваль «Весна УПИ - 2005». Дирекция данного фестиваля стала лауреатом III Всероссийского конкурса моделей и проектов студенческого самоуправления.
Нами разработана технология лидерской подготовки студенческого актива вуза в форме «Школы лидерства УГТУ-УПИ».
К организационно-педагогическим условиям ее деятельности мы относим следующие: включение в соглашение между администрацией и студенческим коллективом университета пункта об организации работы «Школы лидерства» как одной из форм подготовки студенческого актива, разработку положения о «Школе лидерства», закрепление аудиторного фонда, проведение презентаций, изготовление буклетов, информационных материалов, разработку программ и методических указаний для информационного, интерактивного и проектного модулей.
Модули и основные темы представлены на рис. 4. Для проведения занятий приглашаются специалисты психологической службы университета, преподаватели кафедры социологии и социальных технологий управления, кафедры социальной антропологии и психологии и др.
В рамках информационного модуля раскрываются следующие теоретические темы: «Лидерство и управление», «Качества лидера», «Целеполагание», «Командообразование». Интерактивный модуль
ПРОЕКТНЫЙ
МОДУЛЬ
96 часов
Рис. 4. Модули и основные темы «Школы лидерства УГТУ-УПИ »
представляет собой тренинговые занятия по эффективной коммуникации, уверенному поведению и успешной самопрезентации, тайм-менеджменту, командному взаимодействию, круглые столы, встречи с руководителями компаний и организаций города, видеоклубы, деловые и ролевые игры и др. В рамках проектного модуля студенты продумывают ход реализации и оценку эффективности социально значимых для вуза проектов.
В настоящее время в высшей школе ведется работа по переходу вузов к ФГОС 3го поколения, основанному на компетент-ностном подходе, что позволит обеспечить мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда и реализацию Россией положений Болонской декларации [5].
Для разработки модели социально-личностных компетенций выпускника УГТУ-УПИ совместно с кафедрой социальной антропологии и психологии нами проведены социологические исследования четырёх групп респондентов: работодателей (52 человека), выпускников университета, имеющих стаж работы по специальности 3-5 лет (202 челове-
Социология образования
105
ка), студентов пятого курса выпуска 2007 г. (309 человек), преподавателей (105 человек). В результате ранжирования из 16 предложенных компетенций респондентами всех групп в качестве наиболее значимых отмечены: ответственность за качество, командная работа и сотрудничество, уверенность в себе, коммуникативная компетенция, управление и координация, ориентация на достижения, межличностное понимание, лидерство (командное лидерство).
Литература
1. Воспитание студента как конкурентоспособного лидера. - Казань, 2005.
А. БОГОМОЛОВА, преподаватель Липецкий государственный педагогический университет
Актуальность формирования культуры , принятия решения для современного менеджера обозначена особенностями современного общества. В условиях глобальных проблем цивилизации какестественные условия обеспечения жизнедеятельности человека, так и созданные им социальные системы жизнеобеспечения становятся источниками рисков. Применительно к нашей стране это означает, что стремительная индустриализация и негативные последствия модернизации социума связаны с социальными рисками, которые определяются как «систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями, индуцируемыми и производимыми процессом модернизации как таковым» [1, с. 21]. Это предъявляет специфические требования к профессиональной управленческой культуре будущего менеджера, определяет необходимость формирования у него готовности и способности принимать решения в ситуациях риска.
В содержание управленческой культу-
2. Пономарев А.В., Бердников М.А. Воспи-
тательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов. - Екатеринбург, 2006.
3. Материалы IX научно-практической кон-
ференции «Внеучебная работа со студентами в УГТУ-УПИ: Опыт, проблемы, перспективы». - Екатеринбург, 2006.
4. Андреев В.И., Сайкина Е.Н. Развитие ли-
дерских качеств студентов в США: Учеб.-метод. пособие. - Казань, 2004.
5. Байденко В.И. Компетентностный подход
к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. - М., 2005.
ры, как известно, входит наличие профессионализма, владение современными методами управления, ориентация на передовой опыт в управленческой деятельности, новейшие знания в смежных отраслях, соответствие деятельности определенным потребностям и условиям, следование нормам служебного этикета.
Из общего круга всех сложностей и трудностей, с которыми сталкивается управленческая деятельность в экстремальных ситуациях и которые необходимо учитывать, можно выделить следующие.
Во-первых, для эффективного управления в ситуации неопределенности и выбора необходимы дополнительные, зачастую весьма значительные, ресурсы - людские, материальные, финансовые и т. п.
Во-вторых, когда речь идет об оптимизации управленческой деятельности, то имеется в виду не только знание того, как лучше поступать в случаях аварии или катастрофы, стихийного бедствия, но и выработка соответствующих навыков и
Подготовка менеджеров для общества риска