УПРАВЛЕНИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ
А. В. Пономарев
ВНЕУЧЕБНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ:
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
A. V. Ponomarev
Extraeducational and pedagogical work with students in the university: organization and management
Based on an example of the Ural State Technical University the author speaks about extraeducational and social work in higher school that is the main part of quality of specialist training.
неучебная воспитательная работа со студентами в высшей школе является важнейшей составляющей качества подготовки специалистов и проводится с целью формирования у каждого студента сознательной гражданской позиции, стремления к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, а также выработки навыков конструктивного поведения в новых экономических условиях.
Для активизации деятельности администрации вузов в сфере воспитательной работы со студентами на федеральном уровне принят ряд важных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование этой работы в вузах, таких как Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», постановление Правительства «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг., Концепция профилактики злоупотребления
© А. В. Пономарев, 2005
психоактивными веществами в образовательной среде, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» и др.
В УГТУ-УПИ на протяжении многих лет складывалась система организации и управления внеучебной воспитательной работой со студентами, в основу которой легли ответственность администрации вуза, традиции и опыт работы органов студенческого самоуправления, а также постоянный поиск новых эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
С 1996 г. в университете действует система организации внеучебной воспитательной работы с единой координацией в лице ректора университета и проректора по внеучебной работе со студентами. Внеучебная воспитательная работа обеспечена нормативно-правовыми документами федерального, регионального и вузовского уровней, квалифицированными кадрами на уровне факультета, филиала и вуза, используются современные методы планирования мероприятий и оценки качества их проведения.
Основные цели и задачи внеучебной воспитательной работы сформулированы в вузовских концепциях: по внеучебной воспитательной работе, по гражданско-патриотическому воспитанию студентов, по нравственно-эстетическому воспитанию студентов. Концепции разрабатываются на основе современных научных исследований в области образования [1-6].
Согласно Концепции внеучебной работы со студентами в УГТУ-УПИ (принятой в 1998 г., утвержденной в новой редакции в 2005 г.):
— целью воспитания является формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и возрождение традиций университетского образования и воспитания;
— основной механизм воспитания осуществляется через развитие творческих способностей студентов;
— сутью концепции является целенаправленная координация учебной и внеучебной деятельности преподавателей и студенческих общественных организаций.
Внеучебная работа со студентами проводится в университете на основании следующих нормативно-правовых документов вузовского уровня [7]: положения об организации внеучебной работы, структуры внеучебной работы, основных направлений внеучебной работы, координационного плана мероприятий по внеучебной работе; положения о проведении смотра-конкурса по внеучебной работе среди факультетов и среди филиалов; положений о культурно-массовых, научных и спортивно-массовых студенческих мероприятиях; положения о кураторе академической группы; положения о смотре-конкурсе на лучшую академическую группу; положения о смотре-конкурсе на лучшего куратора и др.
Ученым советом университета в сентябре 2001 г. принято Положение об организации вне-учебной работы в УГТУ-УПИ, в 2004 г. данное Положение было скорректировано в связи с изменением ряда нормативных документов на государственном уровне. Положение включает основные направления внеучебной работы в университете, в том числе и в его филиалах, перечень структурных подразделений, ответственных за организацию внеучебной работы, обязанности организаторов внеучебной работы на факультетах, кафедрах, в филиалах, формы стимулирования их труда и источники финансирования внеучебной работы.
Согласно Положению, координацию вне-
учебной работы в УГТУ-УПИ осуществляет проректор по внеучебной работе со студентами, которому подчиняются отдел по внеучеб-ной работе со студентами, отдел по физкультурно-массовой и спортивной работе, Дом культуры, редакция общеуниверситетской газеты «За индустриальные кадры», служба информации и связей с общественностью, Центр повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде УрФО, психологическая служба вуза. Проректор курирует работу профкома студентов и штаба студенческих отрядов УГТУ-УПИ (см. схему организации внеучебной воспитательной работы в университете).
Для координации деятельности структурных подразделений вуза, общественных организаций и студенческих объединений в университете действуют комиссии ученого совета по внеучебной работе, по информации и связям с общественностью, совет по внеучебной работе, совет по первичной профилактике наркомании среди студентов и учащихся подшефных школ, совет по профилактике правонарушений, совет студенческого городка. Деятельность советов и комиссий нормативно закреплена положениями, ежегодно утверждаются планы работы каждого совета, комиссии.
Для осуществления внеучебной работе на факультетах назначаются заместители (помощники) деканов по внеучебной работе, заместители деканов по спортивно-массовой работе, заместители деканов по научно-исследовательской работе со студентами, кураторы академических групп, заместители заведующих кафедрами по внеучебной работе, в филиалах — помощники директоров по внеучебной работе.
Для реализации программы внеучебной работы в вузе в работу активно вовлекаются различные вузовские структурные подразделения: учебно-методическое управление, факультет гуманитарного образования, институт физической культуры, социального сервиса и туризма, институт военно-технического образования и безопасности, библиотека, музей университета.
В университете ежегодно утверждается координационный план мероприятий по внеучеб-ной работе со студентами и комплексные целевые программы [8]:
— по первичной профилактике наркомании и других видов зависимостей среди студентов и учащихся подшефных школ;
А. В. Пономарев. Внеучебная воспитательная работа в вузе
— по адаптации студентов первого курса:
— по гражданско-патриотическому воспитанию студентов;
— по нравственно-эстетическому воспитанию студентов;
— по укреплению физического здоровья студентов.
В стратегическом плане предусмотрено развитие внеучебной воспитательной работы до 2010 г. Планирование и проектирование деятельности основывается на научных принципах [9].
В течение учебного года в университете проводится более 60 студенческих научных мероприятий, более 80 культурно-массовых студенческих мероприятий и порядка 50 спортивно-массовых студенческих мероприятий. Основным системным мероприятием является смотр-конкурс по внеучебной воспитательной работе среди факультетов. Смотр-конкурс — это своеобразная оценка эффективности традиционных и инновационных форм и методов [10]. Проводится смотр-конкурс среди академических групп по 8 разделам, включающим учебную успеваемость, общественную активность, уровень правонарушений студентов.
Ректоратом университета взят курс на повышение самостоятельности в работе общественных формирований и развитию органов студенческого самоуправления. Основными органами студенческого самоуправления в вузе являются профком студентов, штаб студенческих отрядов УГТУ-УПИ, студенческий уборочный отряд, студенческий отряд охраны правопорядка, волонтерское движение.
Для повышения эффективности внеучебной воспитательной работы вуз активно развивает межвузовские и межведомственные связи. В этом направлении в 2001 г. создан совет проректоров по внеучебной работе со студентами вузов Свердловской области, при совете ректоров вузов Уральского федерального округа созданы комиссии по обобщению опыта работы вузов по повышению качества образования, по внеучебной работе со студентами, по спортивно-массовой работе. Университет активно сотрудничает с Ассоциацией профсоюзных организаций студентов вузов Свердловской области, областным центром планирования семьи, концертным объединением «Уральский народный хор», театром музыкальной комедии и др.
С 2005 г. в качестве эксперимента на кафедре социологии и социальных технологий управления
факультета гуманитарного образования открыта новая специальность «Организация работы с молодежью» (351800), которая позволит готовить специалистов для работы в органах по делам молодежи, организаторов внеучебной воспитательной работы в вузах и ссузах, а также активно вовлекать студентов в развитие и совершенствование на научной основе системы организации и управления внеучебной воспитательной работы.
В университете большое внимание уделяется выработке системы оценки результативности и эффективности внеучебной воспитательной работы. Современная ситуация, сложившаяся в высшей школе, на наш взгляд, способствует этому. В национальной доктрине образования Российской Федерации сформулирован заказ на качество выпускника. Российскому обществу, работодателям сегодня нужны специалисты, обладающие не только определенными знаниями, умениями и навыками, но и ведущие здоровый образ жизни, нравственные, предприимчивые молодые люди, имеющие активную жизненную позицию, умеющие применить лидерские качества, обладающие гибким мышлением, готовые к международному сотрудничеству. Многие руководители при подборе персонала стали обращать внимание на личностные качества человека (пунктуальность, ответственность, инициативность, коммуникабельность, творческий подход к делу).
В настоящее время в вузе сформировались следующие элементы системы оценки состояния и эффективности внеучебной воспитательной работы:
— смотр-конкурс среди факультетов и среди филиалов по внеучебной работе со студентами (7 разделов, 35 показателей);
— оценка деятельности структурных подразделений вуза и студенческих общественных организаций, задействованных в организации внеучебной воспитательной работы;
— социологические исследования среди студентов по различным тематикам: качество проведения студенческих мероприятий, адаптация первокурсников к вузу, различные виды зависимостей среди студентов;
— участие университета в мероприятиях и конкурсах (грантах), учрежденных Министерством образования и науки Российской Федерации;
— разделы рейтинга факультетов и кафедр университета;
— внеучебная воспитательная работа со студентами, проводимая профессорско-преподавательским составом университета, как одна из форм стимулирования труда и выдвижения к различным формам наград;
— рейтинг академических групп (8 разделов).
В настоящее время существует значительное
количество методик, позволяющих оценить качество образования [10]. В основном они направлены на оценку качества обучения и не в полной мере отражают вклад воспитательного процесса.
Приказом Министерства образования РФ от 27.12.2002 г. № 4670 «Об внесении изменений в приказ Минобразования России от 29.06.2000 г. № 1965 «Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высшего учебного заведения» введен новый показатель — «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». Это обязывает совершенствовать систему организации и управления внеучебной воспитательной работы в вузе.
В 2002 г. на основании изучения теории управления, а также основных направлений вне-учебной воспитательной работы в университете определены следующие показатели, характеризующие эффективность воспитательной работы со студентами:
1. Учебная успеваемость студентов.
2. Кадровая обеспеченность вуза специалистами по воспитательной работе.
3. Эффективность деятельности организационных структур, занятых в учебно-воспитательном процессе, и нормативно-правовая обеспеченность воспитательной работы.
4. Финансовая и материально-техническая обеспеченность внеучебной работы.
5. Уровень общей культуры и воспитанности, гражданско-патриотического воспитания студентов.
6. Оценка социальных условий обучения и проживания студентов.
7. Оценка вклада студентов в формирование имиджа вуза.
8. Конкурентоспобность выпускников вуза на рынке труда.
9. Воспитательный потенциал учебных программ.
10. Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу, в общественно полез-
ную и оздоровительно-спортивную деятельность.
11. Степень адаптации студентов первого курса к вузовской жизни, удовлетворенность вузом, психологическая комфортность студентов.
12. Уровень девиантного поведения студентов (правонарушения, наркомания, венерические заболевания, СПИД и т. д.).
Ежегодно в университете проводится анализ эффективности организации внеучебной воспитательной работы на основании авторской методики [10]. Анализ результатов расчетов 2004 г. показывает, что в целом внеучебная деятельность в большей степени заслуживает оценки «эффективная», но есть ряд показателей, которые получили невысокий бал. По итогам расчетов структурными подразделениями вуза, задействованными в организации внеучебной воспитательной работы, разрабатывается ряд мер для повышения эффективности внеучебной работы.
Опыт и система воспитательной работы УГТУ-УПИ одобрена и рекомендована другим вузам коллегией Министерства образования Российской Федерации (март 2001 г.), вуз дважды (2001 и 2003 гг.) становился лауреатом Всероссийского конкурса моделей организации воспитательной работы. В 2005 г. Правительством Российской Федерации авторскому коллективу университета (С. С. Набойченко, ректор УГТУ-УПИ — руководитель авторского коллектива; Ю. Р. Вишневский, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальных технологий управления; С. Н. Гущин, профессор кафедры теплофизки и информатики в металлургии; А. В. Пономарев, доцент, проректор по внеучебной работе со студентами; Л. А. Рапопорт, профессор, директор института физической культуры, социального сервиса и туризма) присуждена государственная премия в области образования за цикл трудов и научно-практических исследований «Формирование системы воспитательной работы и развития здорового образа жизни студентов высших учебных заведений».
Администрация университета, организаторы внеучебной работы на факультетах, в филиалах постоянно совершенствуют систему организации внеучебной воспитательной работы в университете. Есть ряд конкретных перспективных направлений для развития внеучебной работы, над которыми мы сейчас работаем:
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УГТУ-УПИ
Ученый совет университета
Комиссии:
— по виеучебиой работе со студентами;
— по информации и связям с общественностью
РЕКТОР
Ректорат
Проректор по внеучебной работе со студентами
Советы:
по внеучебной работе; по НИРС;
по профилактике правонарушений; по спортивно-массовой работе; студгородка;
по профилактике наркомании и ВИЧ
Структурные подразделения вуза, отвечающие за организацию внеучебной воспитательной работы
Отдел Служба Отдел Редакция
по внеучебной Дом информации по физкультурно- университетской газеты Психологическая
работе культуры и связей с общест- массовой «За индустриальные служба вуза
со студентами венностью и спортивной работе кадры»
Центр повышения квалификации
по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде УрФО
Организация внеучебной воспитательной работы на уровне факультета, филиала
Структурные подразделения вуза, задействованные в организации внеучебной воспитательной работы
Ученые советы факультетов
Администрация факультетов
Кураторы академических групп младших курсов (институт кураторов)
Сотрудни- Органы студенчески, препода- кого самоуправле-
ватели ния, обществен-факультетов ные организации филиалов и объединения на факультете
Учебно-методическое управление
Управление заочного и вечернего обучения
Библиотека универси-
Музейно-выставоч-ный комплекс университета
Факультет гуманитарного образования
Институт военно-
Общественные студенческие организации университетского уровня
Профсоюзный комитет студентов
Штаб студенческих отрядов УГТУ-УПИ
Студенческий уборочный отряд
Спортивный клуб УГТУ-УПИ
Уральский фонд поддержки молодежных инициатив
Институт физической технического культуры, образования социального и безопасно- сервиса сти и туризма
Медиахолдинг «Пресса УПИ»
Л
<
о Ф
•а
— развитие деятельности психологической службы вуза;
— создание лаборатории мониторинга качества образования;
— создание на базе УГТУ-УПИ регионального центра Министерства образования и науки Российской Федерации по обучению организаторов внеучебной воспитательной работы высших и средних специальных учебных заведений;
— отработка методики эффективности работы подразделений, занимающихся внеучеб-ной воспитательной работой в вузе;
— разработка научно обоснованного норматива затрат на организацию внеучебной воспитательной работы в вузе на одного студента и обеспечение его финансирования;
— оценка современных технологий воспитания;
— анализ учебных программ на предмет усиления их воспитательного потенциала;
— анализ предстоящих изменений воспитательной работы в системе высшего профессионального образования, вызванных Болонским процессом.
Миссия вуза — удовлетворение потребностей личности в получении качественного образования. И такая формулировка ко многому обязывает, ведь недостатки в нашей работе прежде всего отражаются на студентах, т. е. на будущем нашей страны.
Литература
1. Зимняя И. А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы иследова-ния). М., 2002. 34 с.
2. Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н.А. Воспитание — проблема современного образования в России: состояние, пути решения. М., 1999.
3. Кагерманъян В. С., Боденко Л. И. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов // Организация воспитательной деятельности в вузах: Всеросс. конкурс моделей и проектов. М., 2002. С. 13-56.
4. Кагерманъян В. С., Коханович Л. И., Бабочкин П. И. и др. Современная система воспитания студентов вузов: состояние. Концепция и направления развития. М., 2002. 80 с. (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования; Вып. 6. С. 4).
5. Кагерманъян В. С., Кучер Н. И., Пономарев А. В. и др. Модернизация воспитательной деятельности в вузах: мониторинг и рекомендации. М., 2004. 64 с. (Система воспитания в высшей школе: Анатолические обзоры по основным направлениям развития высшего образования; Вып. 5).
6. Кучер Н. И., Зинина Г. И., Пономарев А. В. и др. Первый курс — воспитательная работа: Екатеринбург, 2002.
7. Пономарев А. В., Вишневский Ю. Р., Осипчукова Е. В. и др. Опыт организации внеучебной работы в Уральском государственном техническом университете. Екатеринбург, 2000. 346 с.
8. Набойченко С. С, Пономарев А. В., Вишневский Ю. Р. и др. Основы антинаркотической профилактической работы в вузе: Науч.-метод. пособие. Екатеринбург, 2002. 335 с.
9. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М., 2000.
10. Пономарев А. В., Келъчевская Н. Р., Карфидова Т. Н. Финансовое и правовое регулирование внеучебной работы со студентами в вузе: Науч.-метод. пособие. Екатеринбург, 2004. 336 с.