Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление в вузе как средство подготовки конкурентноспособного специалиста'

Студенческое самоуправление в вузе как средство подготовки конкурентноспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS' SELF-GOVERNANCE / COMPETITIVENESS / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимова Эльвина Зуфаровна

В статье освещена проблема формирования конкурентоспособности специалистов в социальном, экономическом, организационном и педагогическом аспектах, рассмотрено студенческое самоуправление как средство подготовки конкурентоспособного специалиста на примере факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление в вузе как средство подготовки конкурентноспособного специалиста»

ное решение в ситуации социального выбора.

Библиографический список

1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: учебное пособие. - М.: Академия, 2000.

2. Левитанов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1961.

3. Михайлова Н. Меж двух огней // Семья и школа, 2000. -№ 5-6.

4. Натансон Э.Ш. Трудный школьник и пе-

дагогический коллектив. —М.: Просвещение, 1984.

5. Психология и педагогика / под ред. А. А. Ра-дугина.-М., 1997.

6. Райнпрехт X. Воспитание без ограничений//Семья и школа. 1997.-№12.

7. Филиппова Г. Ребенок для родителей и родители для ребенка // Семья и школа, 2001. - № 7-8.

8. Чернокозов И. Профессиональная этика учителя.-Киев, 1988.

УДК 378 Г 157

Э. 3. ГАЛИМОВА

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

В статье освещена проблема формирования конкурентоспособности специалистов в социальном, экономическом, организационном и педагогическом аспектах, рассмотрено студенческое самоуправление как средство подготовки конкурентоспособного специалиста на примере факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета.

Новая Концепция модернизации отечественной системы образования обусловила актуальность разработки инновационных подходов к процессу обучения и воспитания, применение которых способствует созданию оптимальных условий для воспитательного воздействия на процесс становления личности студентов. На смену зна-ниевоориентированному образованию приходит новая функция образования - становление человека как субъекта преобразования социума, порождения новых форм общественной жизни на основе ценностей саморазвития, самообразования, самовоспитания, самоуправления.

Действенным показателем эффективности воспитательной системы работы в классических вузах, принимающих участие в Болонском процессе по созданию общеевропейского образовательного пространства, является стимулирование процесса самоуправления студентов и их дальнейшее профессиональное самоопределение, что представляет для молодежи современной реальности особую сложность по многим причи-

нам (смещение жизненных приоритетов в сторону престижа материального благополучия и др.).

В настоящее время необходимы новые концептуальные идеи развития студенческого самоуправления, связанные с подготовкой молодых, конкурентоспособных специалистов, уровень образования которых отвечает современным требованиям социально-экономической ситуации на рынке труда, «где востребованными окажутся специалисты с определенным набором личностных качеств, таких как компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность, ответственность», что зафиксировано в резолюции Всероссийской конференции «Будущее России - ответственность молодежи. Самоуправление студентов как фактор развития социальной компетентности молодежи» [2].

В российской педагогике профессионального образования проблема формирования конкурентоспособности специалистов была раскрыта в социальном, экономическом, организационном

© Э.З. Г'алимова, 2009

121

и педагогическом аспектах, что нашло свое отражение в трудах С .Я. Батышева, А.П. Беляева, В.М. Демина, Г.И. Ибрагимова, Ю.Н. Петрова, П.Н. Осипова, Л.Г. Семушиной, Н.Г. Ярошенко и др.

Проблема конкурентоспособного специалиста освещается в трудах B.C. Безруковой, Л. Гришиной, Ф.Е. Довжко, В.М. Жураковского, М.А. -Петухова, Л.В. Субботиной и др. Способы оценки качества подготовки и совершенствования процесса управления специалиста нового типа рассматриваются в работах Е.В. Кузьменко, С.Н. -Широкобокова, Е.В. Яковлева и др. Базовые и обобщенные модели личности и деятельности конкурентоспособного студента являлись предметом исследования Н.В. Борисовой, Д.В. Чер-нилевского, O.K. Филатова и др.

Учеными С.С. Гольдентрихт, Т.В. Кудрявцевым, Я.А. Пономаревым разработана концепция творчества как механизма развития профессиональной компетентности; А.В. Брушлинским, В.А. Лекторским, O.K. Тихомировым, М.Г. Яро-шевским установлена творческая природа познавательных процессов; В.И. Андреевым, Д.В. -Вилькеевым, Б.И. Коротяевым, Ю.Н. Кулютиным и другими авторами создана концепция учебнотворческой деятельности.

Структура и содержание конкурентноспособной личности были описаны в монографии Л.М. Митиной, с точки зрения которой, можно выделить три сферы развития конкурентноспособной личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу самосознания личности. В результате изучения функционального назначения каждой из этих сфер определены три интегральные характеристики конкурентноспособной личности: направленность, компетентность и гибкость.

По мнению С.Н. Широкобокова, конкурентоспособность специалиста - социально-педагогическая категория, отражающая способности специалиста достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся образовательных ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач. Конкурентоспособность обуславливается следующими качествами:

- наличие профессиональных знаний и умений, в том числе и психолого-педагогических;

- уровень коммуникативной культуры;

- стремление к профессиональному росту;

- способность к рефлексии.

Понимание сущности конкурентоспособности специалиста детально рассмотрено Ф.С. Ис-магиловой. Конкурентоспособность специалиста - это степень востребованности его на рынке труда как профессионала, на предприятии, фирме, в силу имеющихся у него преимуществ перед другими кандидатами. Конкурентные преимущества обеспечиваются за счет имеющегося у специалиста интегрированного видения профессиональной среды и себя в ней, адекватного требованиям производства (работодателя) и подтвержденного практикой уровня компетентности, а также готовности изменять этот уровень в соответствии с требованиями производства, то есть за счет приспосабливания к его требованиям своего профессионального опыта, за счет выбора им стратегии управления своими профессиональными ресурсами.

В.И. Андреев определяет конкурентоспособную личность как личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами [4].

Рассмотрим студенческое самоуправление как средство подготовки конкурентоспособного специалиста на примере факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета (специальность - регионовед).

Факультет Евразии и Востока был основан в 1998 году в целях выполнения государственного заказа на подготовку регионоведов-востоковедов (специалистов в области международных отношений со странами Востока). Воспитательная работа на факультете строится на основе концепции евразийства, согласно которой Восток является основным регионом изучения, под «Евразией» подразумевается Россия как особая цивилизация, сочетающая в себе европейские и азиатские начала при доминировании последнего. В настоящее время на факультете выделено 4 специализации: Китай, Япония, Арабский регион, Турция.

Студенческое самоуправление является одной из основополагающих задач организации воспитательной деятельности факультета, цель которой - создание воспитывающей среды, способствующей формированию личности будущего специалиста (регионоведа-востоковеда).

Применение компетентностного подхода к

подготовке молодых специалистов на факультете Евразии и Востока позволяет представить образовательную деятельность факультета как систему формирования компетенций выпускника, направленную на создание благоприятных условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося, одним из условий которого является студенческое самоуправление.

Согласно стратегической карте компетенций МГИМО (У) МИД России, специалист в области международных отношений должен обладать следующим комплексом компетенций:

1. Аналитические компетенции: управление информацией и знаниями; способности к анализу и синтезу; управление проектами; управление изменениями.

2. Системные компетенции: лидерство; способность к самостоятельной работе и обучению; применение знаний на практике.

3. Коммуникационные компетенции: работа в команде; работа в международной среде; знание иностранных языков; взаимодействие со специалистами из других областей.

В соответствии с требованиями Правительства Челябинской области, по мнению Ассоциации работодателей «ПРОМАСС», учебно-воспитательный процесс классического университета должен быть ориентирован на формирование у выпускников таких компетенций как системное мышление; принятие решений; ориентация на результат; гибкость; работа в команде; навыки презентаций, переговоров; умение слышать других, принимать обратную связь; аналитические способности; креативность; способность к обучению, самообучению; организаторские способности; делегирование полномочий; умение управлять временем; способность передавать знания, навыки, умение обучать.

Перечисленные компетенции конкурентоспособного специалиста-региноведа, обучающегося в классическом вузе, можно формировать и в процессе студенческого самоуправления факультета. В данном контексте можно выделить основные задачи самоуправления студентов:

- формирование у студентов ответственного и творческого отношения к учебе и общественно-полезному труду, развитие лидерства;

— содействие овладению студентами навыками продуктивной самостоятельной работы и научной организации труда, поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы;

- формирование у студентов активной жизненной позиции, навыков в управлении государственными и общественными делами;

- формирование общественно-значимых и профессионально важных качеств у студентов, содействие формированию компетентности будущих специалистов.

Успешность самоопределения будущих реги-оноведов зависит от взаимодействия следующих факторов: ориентация образовательного процесса на мотивированное развитие склонностей, способностей и интересов студентов, стимулирование личностных достижений и включение в личностно значимую деятельность.

Студенческое самоуправление на факультете Евразии и Востока выступает в роли свободного пространства для удовлетворения социальных потребностей учащейся молодежи в самоутверждении и самоопределении. Основой самоуправления являются: абсолютная добровольность участия и соучастия, свобода выбора деятельности, свободный выход из деятельности. Участие в органах самоуправления как никакая иная деятельность студентов предоставляет им возможность осознать себя личностью, индивидуальностью, самоутвердиться, развить свои интересы и способности, одновременно осознать себя частью коллектива единомышленников.

Говоря о процессе формирования студенческого самоуправления на факультете Евразии и Востока, следует сказать, что первоначально оно было представлено студенческим активом - группой студентов, которые занимались организацией студенческой жизни на факультете.

По истечении пяти лет существования факультета работа студенческого актива приобрела системный характер, выразившийся в создании органа студенческого самоуправления - Совета студенческого самоуправления - специфической организации коллективной деятельности студентов, которая основана на развитии самостоятельности его членов в принятии решений для достижения общезначимых целей.

Выбор структуры Совета студенческого самоуправления на факультете Евразии и Востока обусловлен наличием профориентационного компонента, согласно которому студенты, входящие в состав Совета, организуют студенческую жизнь на факультете с учетом направленности профессиональных интересов.

Структура Совета студенческого самоуправ-

ления факультета Евразии и Востока, действующего на основе Положения, с учетом профориентационного компонента, с 2008 года, Года Семьи, имеет название «7Я» в связи с количеством приоритетных направлений:

1) учебное;

2) научное;

3) профсоюзное;

4) культурно-массовое;

5) спортивное;

6) информационное;

7) общежитие (таблица 1).

Таким образом, выбранные направления работы Совета студенческого самоуправления на факультете Евразии и Востока отражают все основные сферы студенческой жизни и создают среду для самореализации студентов.

Заседания Совета студенческого самоуправления факультета проводятся 2 раза в семестр (в начале и в конце семестра), ежемесячно организуются заседания студенческого актива по направлениям деятельности Совета, еженедельно -заседания студенческого актива курсов.

Формой проявления самоуправления студентов является организация:

1) мероприятий, посвященных национальным и государственным праздникам;

2) мероприятий факультета:

- традиционных (День Знаний, Посвящение в студенты-регионоведы, Мисс факультета, Последний Звонок, День факультета, Выпускной вечер);

- профориентационных (праздники европейской, китайской, японской, арабской, турецкой, евразийской культур; День открытых дверей и др.) и т.д.;

3) подготовка участия студентов факультета в мероприятиях университета:

- традиционных (День Знаний, День рождения университета, Посвящение в студенты, Мисс ЧелГУ, «Вдохновение» и др.);

- научных (научно-практическая конференция «Студент и НТП», Клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» и др.);

- творческих («Весна студенческая», Поэтический конкурс «Духовной жаждою томим», Фестиваль авторской и бардовской песни «По струнам дорог», Рок-Фестиваль «Свободный звук», «Серебряный наперсток» и др.);

- спортивно-массовых (Спартакиада на Кубок первокурсников, Спартакиада ЧелГУ, Турслет и

др);

- студенческого общежития (Открытие жилищного сезона, «Под крышей дома моего» и

др);

- студенческого самоуправления («Новая волна» и др.).

Студенческое самоуправление на факультете Евразии и Востока выполняет инновационную функцию, проявляющуюся во внедрении новых, инновационных проектов («Твое будущее в твоих руках», «РгоАэснова», «Люби жизнь», олимпиады по страноведению и др.) и мероприятий (флеш-мобы, интерактивы, акции и др.).

Руководящую роль в Совете студенческого самоуправления играет президент из числа студентов, отвечающий за внутреннюю (инсайт) и внешнюю (аутсайт) деятельность Совета, избираемый путем открытого голосования.

Инсайт-деятельность - деятельность по организации работы Совета студенческого самоуправления внутри факультета (между органами студенческого самоуправления факультета).

Аутсайт-деятельность — деятельность по организации работы Совета студенческого самоуправления факультета с внешними структурами (с другими подразделениями, организациями университетами, города и т.д.).

В общей сложности в самоуправлении факультета принимает участие около 35 % студентов, организующих жизнь оставшейся части студентов. На факультете в целях стимулирования активного участия студентов в самоуправлении предусмотрено поощрение студентов: моральное (похвала, благодарность и др.), материальное (единовременные стипендии, премии, подарки, билеты в театры и др.). С момента введения в университете традиции вручения персональной стипендии за отличную учебу и активное участие в студенческом самоуправлении имени И.Я. Дю-рягина студенты факультета ежегодно становились стипендиатами. Кроме того, с 2008 г. на факультете введена традиция вручения именной награды студенту за успехи в организации студенческого самоуправления («хрустальный глобус», денежная премия). Также студенты факультета Евразии и Востока становятся ежегодными призерами различных творческих конкурсов, успешность участия в которых во многом зависит от деятельности студенческого самоуправления.

Эффективность организации студенческого самоуправления в формировании конкурентос-

пособных специалистов в области регионоведе-ния отражает самооценка студентов, принимавших участие в работе Совета студенческого самоуправления, по выявлению сформированнос-

ти компетенций выпускников классического вуза (по модели Ассоциации работодателей «ПРОМАСС» с учетом требований Правительства Челябинской области) (См. Табл. 2,3,4).

Таблица 1.

Структура Совета студенческого самоуправления факультета Евразии и Востока «7Я»

№ п/п Направление ССС Органы самоуправления Ответственный Функциональное назначение

1 Учебное Старостат Староста Организация учебной деятельности группы

2 Научное Студенческое научное общество Председатель Студенческого научного общества Организация научной деятельности

3 Профсоюзное Профкомитет факультета Профорг Организация социальной защиты студентов

4 Культурно- массовое Совет культоргов Совет дизайнеров Культорг Дизайнеров Организация культурно- массовых мероприятий факультета

КВН Капитан команды КВН «Сборная Евразии» Дизайнерское оформление этажа факультета, культурно-массовых мероприятий факультета, дизайн костюмов

Театральный коллектив «Host club» Руководитель театрального коллектива Организация выступлений команды КВН факультета Организация театральных постановок на факультете

5 Спортивное Совет спорторгов Спорторг Организация спортивной деятельности на факультете

6 Информационное Совет журналистов Журналист Организация информационного освещения событий факультета в СМИ

7 Общежитие Совет студенческого самоуправления Член Совета студенческого самоуправления Организация проживания студентов

Таблица 2.

Результаты самооценки студентов 1-2 курсов, принимающих участие в работе Совета студенческого самоуправления факультета Евразии и Востока, по выявлению уровня сформированности компетенций будущих специалистов (2005 г.).

№ п/п Название компетенции Уровень сформированности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднег О Высокий

% % % % %

1 Системное мышление - - 20 64 16

2 Принятие решений - - 4 56 40

3 Ориентация на результат _ - 20 32 48

4 Гибкость _ 4 28 40 28

5 Работа в команде . - 8 52 40

6 Навыки презентаций, переговоров 4 12 60 24

7 Умение слышать других, принимать обратную связь - - 16 60 24

8 Аналитические способности . 4 20 48 28

9 Креативность . 4 24 36 36

10 Способность к обучению, к самообучению - 0 6

11 Организаторские способности - 12 16 44 28

12 Делегирование полномочий - 4 12 56 28

13 Умение управлять временем 4 16 16 40 24

14 Способность передавать знания, навыки, умение обучать - - 28 52 20

Таблица 3.

Результаты самооценки студентов 4-5 курсов, принимавших участие в работе Совета студенческого самоуправления факультета Евразии и Востока, по выявлению уровня сформированности компетенций будущих специалистов (2008 г.).

№ Название компетенции Уровень сформированности

п/ Низ-кий Ниже средне- го Сред- ний Выше среднег о Высок ий

% % % % %

1 Системное мышление . 20 ВО

2 Принятие решений - 20 80

3 Ориентация на результат 10 20 70

4 Гибкость 10 30 60

5 Работа в команде . 30 70

6 Навыки презентаций, переговоров . 40 60

7 Умение слышать других, принимать обратную связь 10 20 70

8 Аналитические способности - - 30 70

9 Креативность - . 30 70

10 Способность к обучению, к самообучению - - 10 90

1 1 Организаторские способности - 20 30 50

12 Делегирование полномочий - 20 10 70

13 Умение управлять временем 10 . 30 60

14 Способность передавать знания, навыки, умение обучать - - 30 70

Таблица 4.

Динамика высокой сформированное™ компетенций будущих специалистов, принимавших участие в работе Совета студенческого самоуправления факультета Евразии и Востока (2008 г.)

№ п/п Название компетенции Высокий уровень развития Динамика

ССС (1 курс) Выпускники (5 курс)

% % %

1 Системное мышление 16 80 64

2 Принятие решений 40 80 40

3 Ориентация на результат 48 70 32

4 Гибкость 28 60 32

5 Работа в команде 40 70 30

6 Навыки презентаций, переговоров 24 60 36

7 Умение слышать других, принимать обратную связь 24 70 46

8 Аналитические способности 28 70 42

9 Креативность 36 70 34

10 Способность к обучению, к самообучению 6 0 4

11 Организаторские способности 28 50 22

12 Делегирование полномочий 28 70 42

13 Умение управлять временем 24 60 36

14 Способность передавать знания, навыки, умение обучать 20 70 50

Следовательно, при тщательном изучении данных анкетирования по выявлению самооценки компетенций будущих специалистов, представленных в таблицах, можно сделать вывод о том, что участие студентов в работе органов студенческого самоуправления, в частности, факультета Евразии и Востока, способствует формированию компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда.

Таким образом, будущее страны невозможно без серьезного и ответственного отношения государства к студенчеству как к мобильной социальной группе, где по определенной программе формируются будущие специалисты, готовые к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.

Самоуправление, возникшее как социальное явление в студенческой среде, в сфере управления жизнедеятельностью высшего учебного заведения, охватывает все его сферы и решает важ-

ные задачи по формированию конкурентоспособного специалиста и воспитанию высокообразованной, высоконравственной личности.

Библиографический список

1. Зеер Э. Ф., Шахматова ОН. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 245 с.

2. Информационно-аналитический бюллетень РАПОС № 9. - М., 2006. - 40 с.

3. Материалы Международной научно-практической конференции «Профессиональная подготовленность выпускников к рынку труда: Проблемы и пути решения». - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008.-498 с.

4. Пономарев А.В., Бердников М.А. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста: монография/А.В. Пономарев, М.А. Бердников. -Екатеринбург: УГТУ-УПИ,2006.-273 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.