УДК 378
Э.З. Галимова, асп. ЧелГУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Данная статья посвящена выявлению педагогического потенциала воспитательной среды вуза в повышении эффективности профессиональной социализации студентов: определяется актуальность профессиональной социализации студентов в воспитательной среде вуза. В ней уточняется понятие «педагогический потенциал воспитательной среды вуза»; выдвигаются методологические основания, рассматриваются педагогические подходы к осуществлению профессиональной социализации студентов в воспитательной среде вуза.
Ключевые слова: педагогический потенциал, воспитательная среда, профессиональная социализация, профессиональные компетенции, студенческое самоуправление.
В современном мире, развивающемся по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к жесткой конкуренции на рынке труда становится важнейшим фактором развития личности. Основным условием усиления социальноэкономической роли России на международном уровне и повышения благосостояния российского населения является обеспечение успешной профессиональной социализации граждан страны, гарантирующей им качественную профессиональную подготовку и эффективное включение в трудовую деятельность.
Мощными институтами профессиональной социализации личности призваны стать высшие учебные заведения, которые могут обеспечить подготовку специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями и востребованных на рынке труда. Однако анализ современной ситуации на рынке труда свидетельствует о недостаточной эффективности осуществления профессиональной социализации будущих специалистов в вузах. Повышение требований к выпускникам вузов вызывает необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки с целью формирования личности специалиста, обладающей такими качествами как самостоятельность, мобильность, социальная активность, ответственность, профессионализм, способность к адаптации в сложных ситуациях и саморазвитию, а также другими качествами, определяемыми современной реальностью.
Одной из составляющих профессиональной подготовки специалистов в вузе является воспитание личности. Оно, согласно концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития [1]. В связи с этим важнейшей задачей воспитания является формирование способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Следовательно, особую актуальность приобретает проблема организации воспитательной среды в вузах, результаты которой будут способствовать эффективной профессиональной социализации будущих специалистов. Основой проектирования соответствующей воспитательной среды в вузе, с нашей точки зрения, может являться студенческое самоуправление как гарант развития необходимых современному специалисту компетенций.
Обращаясь к изучению педагогического потенциала воспитательной среды в осуществлении профессиональной социализации студентов вуза, мы утверждаем, что профессиональная социализация студентов, под которой мы понимаем процесс приобретения студентом компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности, является актуальной педагогической проблемой. В данной статье мы останавливаемся на исследовании воспитательной среды вуза, которая, по нашему мнению, обладает огромным потенциалом для осуществления эффективной профессиональной социализации студентов.
В настоящее время в России повышается внимание к организации воспитательной среды в вузах, что отражено в федеральных нормативно-правовых документах. В то же время существует недостаточное количество методических материа-
лов по данной проблематике, и, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание проблеме организации профессиональной социализации в воспитательной среде вуза. Данный факт подтвердил актуальность выдвинутой нами проблемы, которая заключается в обосновании профессиональной социализации студентов в воспитательной среде вуза, спроектированной на основе студенческого самоуправления. В связи с этим одной из важней-ших задач проведенного нами исследования являлось определение педагогического потенциала воспитательной среды в осуществлении профессиональной социализации сту-дентов.
В последние годы понятие «потенциал» (от лат. Р^епИа
- сила) получило широкое распространение в науке [2]. Существуют различные подходы к его определению: прогностический (О.И. Генисаретский, Н.А. Носов, И.Т. Филонов, Б.Г. Юдин), ресурсный (В.Н. Марков, Ю.В. Синягин), деятельностный (М. С. Каган) и др. В философии по-тенциал определяется как источник, возможность, средство, запас: то, что может быть использовано для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели [3]. Словарь иностранных слов трактует это понятие как совокупность имеющихся средств, возможностей, ресурсов в какой-либо области [2].
Мы разделяем точку зрения М.Т. Шафикова, который считает, что данное понятие нельзя сводить к возможности или совокупности возможностей, так как при том или ином конкретном содержании и уровне потенциала под влиянием различных внешних причин могут быть реализованы совершенно разного рода возможности. Потенциал, по его мнению, не ограничивается только лишь ресурсами, он может и должен рассматриваться как атрибут какой-либо материальной или идеальной системы [4]. В связи с этим мы трактуем педагогический потенциал воспитательный среды в осуществлении профессиональной социализации студентов как интегративную характеристику воспитательной среды, отражающую спектр воспитательных влияний на формирование личности специалиста.
Среда человека издавна является объектом научного исследования. Однако в последние десятилетия отмечается повышенный интерес к изучению проблем среды, что обусловлено осознанием значительной роли среды в жизни человека, и растущей тревогой по поводу негативных влияний на человека. Путь через влияния среды, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей (И.С. Кон) является одним из направлений косвенных воспитательных влияний. При таком подходе становление личности происходит как бы стихийно, в индивидуальном движении каждого человека в специально педагогически организованной среде [5].
До недавнего времени не было всеобъемлющих исследований среды и в отечест-венной педагогике. Значение среды в социализации и воспитании человека осознавали многие ученые (Н.В. Крупенина, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов,
B.Н. Сорока-Росинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,
C.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.). Отдельные аспекты средо-
вой проблематики в истории получили освещение в трудах В.Г. Бочаровой, Р.Б. Вендровской, З.А. Галагузовой, Т.Н. Мальковской, В.З. Равкина, В.Д. Семенова,
М.М. Скаткина, Ф.А. Фрадкина и др. Проблемой среды с педагогической точки зрения занимались П. П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, В.Ф. Мануйлов,
В.Я. Нечаев, А.С. Чапаев и др. Среда рассматривается как важнейшее условие формирования личностных качеств, средство усвоения личного опыта формирования отношения к базовым ценностям и приобретения качеств, необходимых для жизни (Н.М. Борытко, Л.П. Буева), способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В. Муд-рик), способ распространения новых культурных ценностей (Е.П. Белозерцев).
Таким образом, можно утверждать, что проблема организации воспитательной среды вуза является предметом пристального внимания широкого круга ученых, но, не-смотря на многообразие работ, в педагогической науке вопрос о педагогическом потенциале в воспитательной среде вуза в осуществлении профессиональной социализации студентов разработан недостаточно, что позволило выделить противоречия:
- социально-педагогического характера - между требованиями, предъявляемыми обществом к современному специалисту, и недостаточной подготовленностью выпускников вузов к активному и эффективному включению в профессиональные отношения:
- научно-педагогического характера - между необходимостью осуществления вузами эффективной профессиональной социализации студентов и недостаточной разработанностью теоретических основ профессиональной социализации студентов вуза в воспитательной среде вуза;
- научно-методического характера - между потребностью педагогической науки в научно-методическом сопровождении профессиональной социализации студентов в воспитательной среде вуза и недостаточной разработанностью его программно-содер-жательного обеспечения в педагогической практике.
Указанные противоречия определи актуальность выбранной проблемы исследования, которая заключается в обосновании профессиональной социализации студентов в воспитательной среде вуза.
Анализ педагогической теории и практики позволяет нам сделать вывод о том, что воспитательная среда вуза - педагогически организованное пространство вуза, в котором формируется личность будущего специалиста, - обладает значительным потенциалом в осуществлении профессиональной социализации студентов. Педагогический потенциал воспитательной среды вуза заключается в совокупности возможностей (условий, факторов и т.д.) для формирования личности будущих специалистов.
В целях реализации педагогического потенциала воспитательной среды при осу-ществлении профессиональной социализации студентов необходимо учитывать следующие положения:
- профессиональная социализация студентов в воспитательной среде вуза должна опираться на методологический фундамент, в качестве которого может рассматриваться совокупность средового, компетентностного, системного, лично-стно ориентированного подходов;
- основой проектирования профессионализирующей воспитательной среды вуза является студенческое самоуправление;
- эффективность профессиональной социализации студентов в воспитательной среде вуза обеспечивается комплексом педагогических условий:
- подготовка студентов к профессиональной деятельности соответствует социально-экономическим потребностям рынка труда;
- студенческое самоуправление реализуется на основе выполнения студентами социальных ролей, отражающих содержание будущей профессиональной деятельности;
- осуществляется продуктивное взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
Апробация данных теоретических положений осуществлялась на базе Челябинского государственного университета, в частности, на факультете Евразии и Востока как неотъемлемого структурного подразделения вуза, основанного в 1998 году в целях выполнения государственного заказа на подготовку регионоведов (специалистов в области международных отношений со странами Востока).
Экспериментальная работа осуществлялась в течение 2005 по 2010 годы в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий. В исследовании были задействованы 246 студентов факультета Евразии и Востока, разбитых на 2 группы: экспериментальная, ЭГ (123 человека) - группа студентов, принимающих участие в организации студенческого самоуправления; контрольная, КГ (123 человека) - группа студентов, не принимавших участия в организации студенческого самоуправления.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 032301 (350300) «Регионоведение», утвержденном
в 2000 году, дается следующая квалификационная характеристика выпускника-регионоведа: Профессиональная деятельность выпускника направлена на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. Она осуществляется в виде разработки научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей [6].
Именно эти положения ГОС ВПО и стали отправной точкой для организации воспитательной среды на факультете Евразии и Востока, которая строится на основе концепции евразийства, согласно которой Восток является основным регионом изучения, под «Евразией» подразумевается Россия как особая цивилизация, сочетающая в себе европейские и азиатские начала при доминировании последнего.
В качестве основы воспитательной среды вуза мы используем студенческое самоуправление. Опираясь на современный этап организации студенческого самоуправления в ряде отечественных вузов, а также на исторически сложившиеся традиции его развития, студенческое самоуправление в вузе можно определить как один из оптимальных социальнопрофессионально направленных способов организации воспитательной среды вуза, обеспечивающих развитие у студентов инициативы, социальной активности и творческой самостоятельности, а также формирование у студентов компетенций будущего специалиста.
Отличительными признаками студенческого самоуправления при таком понимании, с нашей точки зрения, являются: 1) его четкая организационная структурированность, а именно: наличие управляющего студенческого органа в виде коор-дина-ционного центра, состоящего из руководителей отделов, во главе которого находится студент; 2) содержательная, организационная и профессиональная помощь руководителям отделов со стороны преподавателей вуза (факультета), выполняющих функцию консультантов; 3) представительство в каждом отделе от каждой академической группы; 4) содержательное отличие функциональной направленности и содержания деятельности отделов от функциональной направленности и содержания деятельности официальных административных органов факультета; 5) четкая содержательная определенность работы каждого отдела; 6) обязательная аналитико-рефлексивная и корректирующая деятельность по ходу и завершении каждого мероприятия, организуемого в рамках студенческого самоуправления; 7) поддержка студенческого самоуправления административными органами вуза (факультета); 8) ярко выраженная про-
фессионализирующая направленность работы.
Участвуя в организации студенческого самоуправления студенты имеют возможность закрепить полученные в процессе обучения знания, получить опыт профессиональной деятельности, а значит, сформировать профессиональные компетенции будущих специалистов, что значительно повышает эффективность их профессиональной социализации в вузе. Формой участия студентов в работе органов студенческого самоуправления являются мероприятия профессиональной направленности, например, сборы, собрания, совещания, конкурсы, тренинги, мастер-классы, ролевые игры, флеш-мобы, квесты, дебаты, круглые столы и др. В числе используемых методов - проектирование, прогнозирование, моделирование, анализ, игровые, профориентационные и другие методы.
Эффективность организации воспитательной среды на основе студенческого самоуправления, повышающей уровень профессиональной социализации студентов, отражает сфор-мированность компетенций выпускников. На основе положений компетентностной модели выпускника классического университета, разработанной с учетом регионального компо-
Оценочно-критериальный инструментарий выявления уровня среде вуза (на примере факультета Евразии и Востока)
нента Ассоциацией работодателей ПРОМАСС с учетом требований Правительства Челябинской области, а также компе-тентностной модели регионоведа МГИМО (У) МИД, разработан оценочно-критериальный инструментарий выявления уровня профессиональной социализации студентов-регионо-ведов в воспитательной среде факультета Евразии и Востока (см. табл. 1).
Инструментом, позволяющим осуществлять реализацию выдвинутых педагогических условий, является практическая деятельность студентов, направленная на повы-шение уровня профессиональной социализации в вузе в воспитательной среде вуза.
С целью выявления данных результатов после окончания эксперимента был проведен сравнительный анализ данных:
- по выявлению самооценки студентов ЭГ и КГ на предмет наличия у них сформированности профессиональных компетенций;
-по определению мнения преподавателей и работодателей о качестве профессиональной подготовки студентов.
Общие результаты приведены в таблице 2.
Таблица 1
профессиональной социализации студентов в воспитательной
1. № 2. п/ п 3. Критерий 4. Показатели 5. Содержание 6. Уровни
7. 1 8. Когнитивный 9. Сформированность профессиональных знаний 10. - Система профессиональных знаний; 11. - знание содержания, специфики профессиональной деятельности 12. Низкий 13. Средний 14. Высокий
•л 16. Мотивационный 17. Сформированность мотивации профессиональной деятельности 18. - Интерес к профессиональной деятельности, самообразованию, саморазвитию; 19. - мотивация профессиональной деятельно- сти 20. Низкий 21. Средний 22. Высокий
23. 3 24. Аксиологический 25. Сформированность ценностных ориентаций 26. - Ценностное отношение к труду, к профессии, к профессиональной деятельности 27. Низкий 28. Средний 29. Высокий
30. 4 31. Деятельностный 32. Сформированность профес-сиональныхумений и навыков 33. - Система профессиональных умений и навыков 34. Низкий 35. Средний 36. Высокий
7. 3 38. Личностный 39. Сформированность профессионально значимых, личностных качеств 40. - Личностные качества: лидерские, коммуникативные, организаторские, рефлексивные и др. 41. Низкий 42. Средний 43. Высокий
Таблица 2
Результаты выявления динамики уровня профессиональной социализации студентов в воспитательной среде вуза (на примере факультета Евразии и Востока ЧелГУ)____________________________________________________________________________________
Критерии Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
Начало эксперимента Окончание эксперимента Начало эксперимента Окончание эксперимента
1. Когнитивный Низкий 12 % 0 % 30 % 12 %
Средний 53 % 1 % 43 % 15 %
Высокий 35 % 99 % 27 % 73 %
2. Мотивационный Низкий 8 % 0 % 28 % 16 %
Средний 20 % 11 % 11 % 4 %
Высокий 72 % 89 % 61 % 80 %
3. Аксио-логичес-кий Низкий 30 % 0 % 30 % 20 %
Средний 19 % % % 5 21 % 19 %
Высокий 51 % 95 % 49 % 61 %
4. Дея-тель-ностный Низкий 45 % 0 % 38 % 14 %
Средний 13 % 7 % 17 % 29 %
Высокий 42 % 93 % 45 % 57 %
5. Личностный Низкий 12 % 0 % 14 % 19 %
Средний 28 % 0 % 25 % 41,2 %4 %
Высокий 60 % 100 % 61 % 77 %
Итого: Низкий 21,6 % 0 28 % 16,2 %
Средний 25,3 % 4,8 % 23,4 % 14,2 %
Высокий 54,1 % 95,2 % 48,6 % 69,6 %
Анализ результатов свидетельствует, что в экспериментальной и контрольной группах произошло перераспределение студентов по уровням сформированности профессиональных компетенций. Данные итоговой оценки сформированно-сти профессиональных компетенций студентов свидетельствуют о положительной динамике процесса профессиональной социализации студентов в воспитательной среде вуза. Данный факт дает основание считать, что выдвинутые теоретические положения в исследовании подтверждены.
Таким образом, выбор воспитательной среды вуза, в которой реализуется профессиональная социализация студентов, обусловлен анализом и обобщением психолого-
педагогической теории и практики, представленной в работах различных ученых. Воспитательная среда вуза обладает огромным педагогическим потенциалом в осуществлении профессиональной социализации студентов. Несмотря на активное внимание науки к проблеме использования воспитательной среды в формировании и развитии личности и накопленные теоретические, эмпирические материалы, следует отметить недостаточную разработанность проблемы использования воспитательной среды в профессиональной социализации студентов вуза, следовательно, требуется дальнейшая разработка данной проблемы.
Библиографический список
1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Минобразования РФ. - М., 2002.
2. Современный словарь иностранных слов. Около 20000 слов. - М.: Рус. яз., 2001.
3. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев. - М.: Сов. Энцикл., 1983.
4. Шафиков, М.Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания, 2002. - № 1.
5. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: моногр. / науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001.
6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 032301 (350300) «Регионоведение». - М., 2000.
Статья поступила в редакцию 21.05.10
УДК 378.147.34
С.В. Чернышёва, соискатель АГМУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected] E-LEARNING В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье речь идет о e-learning, его применении в процессе обучения вообще и в медицинских вузах в частности, об опыте его внедрения в России и за рубежом.
Ключевые слова: e-learning, образование, медицина, Интернет, Computer Based Training, Web Based Training.
Рост знаний в XXI веке получил невероятное ускорение, он описывается экспоненциальным законом (рис. 1), что приводит к непрерывному накоплению знаний, в результате чего их объём значительно превышает объём знаний предшествующего поколения. По разным подсчётам он удваивается в среднем каждые 5-7 лет. Поэтому необходимо быстрое усвоение новых знаний и преподавателями, и студентами, при этом центральное значение придаётся применению достижений информационно-компьютерных технологий в обучении. Е-leaming открывает возможность для появления новых форм обучения. Дословный перевод с английского языка понятия «е-leaming» - электронное обучение. Существует множество определений данного понятия:
• e-leaming - это компьютеризованное обучение
• e-leaming - это обучение с помощью информационнокомпьютерных технологий [1, с. 41]
• e-leaming - это использование новых мультимедиатехнологий для повышения качества образования [2, с. 116]
• Еврокомиссия (Der europaische Aktionsplan e-Leaming) в 2001 г. определяет e-learning как использование новых мультимедийных и интернет-технологий для повышения качества обучения за счёт улучшения доступа к ресурсам и услугам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы в режиме реального времени [3].
Как видно, единого мнения нет. Понятие «электронное обучение» сегодня как в зарубежных странах, так и в России часто соотносится с использованием Интернета. На самом деле e-learning - более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий. Характерной чертой такого обучения являются мультимедийные материалы, например, тексты, графики, видео, которые большинство получают из Интернета, но иногда и из Интранета.