DOI 10.23859/1994-0637-2017-2-77-27 УДК 378
Цветкова Мария Александровна
Аспирант, Костромской государственный университет (Кострома, Россия) E-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию феномена «студенческое самоуправление», рассмотрению целей и принципов его деятельности, актуальности развития данной формы воспитательной работы в высшей школе. Особое внимание уделено характеристике органа студенческого самоуправления Института педагогики и психологии Костромского государственного университета - Координационному совету, его структурным единицам. Данный пример органа студенческого самоуправления является эффективным механизмом формирования субъектной позиции обучающихся, их самостоятельности и социальной ответственности на всех уровнях образования.
Ключевые слова. Студенческое самоуправление, соуправление, самоорганизация, функции студенческого самоуправления, Координационный совет, целенаправленность, объединения, воспитательный процесс, деятельность студентов, субъектная позиция._
© Цветкова М.А., 2017
Tsvetkova Maria Aleksandrovna
Post graduate student, Kostroma State University (Kostroma, Russia) E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE ESSENCE OF THE STUDENT GOVERNMENT IN CONDITIONS OF HIGH SCHOOL
Abstract. The article is focused on theoretical essence of the phenomenon of "student government", review of the purposes and principles of its activities, the relevance of the development of this form of educational work in higher school. Special attention is paid to the characterization of the student government of the Institute of pedagogy and psychology of the Kostroma state University - Coordination Council, and its structural units. This example of student government is an effective mechanism of formation of subjective position of students, their independence and social responsibility at all levels of education.
Key words. Student government, co-management, self-organization, the function of the student government, the Coordinating Council, focus, associations, educational process, student activities, subject position.
Введение
В настоящее время можно зафиксировать значительное внимание со стороны государства и общества к вопросам профессионального становления и подготовки обучающихся, обладающих следующими личностными и социально-значимыми компетенциями: умение грамотно решать задачи профессиональной деятельности, работать в команде, умение нести ответственность за принятые действия, способность к поиску нестандартных решений, имеющих высокий уровень социальной мобильности, инициативности и др.
В связи с этим актуальность приобретает развитие на новой демократической основе студенческих объединений и организаций, деятельность которых позволит: обеспечить удовлетворение образовательных, профессиональных потребностей молодежи и социального заказа государства и общества; сформировать у обучающихся профессиональные компетенции в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (например, по ФГОС ВО направления подготовки «Социальная работа» студент должен быть «способен организовывать различные
виды деятельности» (ОПК-5)) [4] и социально-значимые качества личности обучающегося.
Одним из наиболее эффективных механизмов профессионального становления обучающихся, на наш взгляд, является студенческое самоуправление. В течение многих лет проблеме организации самоуправления уделяется большое внимание: результаты исследований отражены в работах С.Н. Белоусова, А.С. Белошицкого, В. Д. Иванова, Ю.Г. Илларионовой, В.А. Караковского, В.О. Королевой, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, М.И. Рожкова, В.А. Середы; И.А. Витин, Л. Маленкова, Н.Н. Никитина, П. С. Павлиди, С.Д. Поляков, С. Слободяник обосновали технологии и подходы к организации студенческого самоуправления.
Студенческое самоуправление как одна из форм воспитательной работы может позволить эффективно включить обучающихся всех уровней образования в социально-значимую деятельность, создать условия для формирования их субъектной позиции относительно своего личностного и профессионального становления. Как отмечает И.Ф. Ежукова, «именно в организации вузовского самоуправления обучающийся оказывается в условиях, максимально приближенных к реальной управленческой практике, к деятельности творческой, инновационной, моделирующей в основных чертах деятельность по реорганизации и преобразованию учебно-воспитательного процесса, всей социальной среды в собственном вузе» [1, с. 3]. В рамках деятельности студенческого самоуправления, как отмечает, М.А.Чистякова, осуществляется «самодеятельная реализация осмысленной демократической позиции студента по отношению к социуму, своей профессиональной подготовке, условиям труда [11, с. 260].
Анализ научной литературы позволяет судить о имеющемся воспитательном и образовательном потенциале студенческого самоуправления в профессиональном становлении личности. Именно поэтому перед нами стоит задача теоретически обосновать и раскрыть сущность данного феномена, представить опыт организации деятельности органов студенческого самоуправления на примере Координационного совета Института педагогики и психологии Костромского государственного университета.
Основная часть
В универсальном энциклопедическом словаре управление трактуется как «функция организации систем различной природы (в том числе социальных), обеспечивающая сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализацию определенных программ и действий» [10, с. 1350].
Понятие «самоуправление» можно считать междисциплинарным, изучаемым разными науками: философией, политологией, экономикой, социологией, психологией, педагогикой и др. Следует отметить общий подход к интерпретации данного понятия: большинством исследователей самоуправление понимается как «самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами» [8, с. 356].
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной тематике [6], [5], [2], [9] показывает, что существуют различные подходы к определению понятия самоуправления в зависимости от содержания, форм, особенностей развития и направлений деятельности его органов. Самоуправление рассматривается исследователями: как специфический вид деятельности (Л.И. Новикова), метод формирования коллектива (В.М. Коротов), принцип деятельности общественных организаций и средство воспитания общественников (Н.М. Изосимов), способ организации жизнедеятельности ученических коллективов (М.И. Рожков).
По нашему мнению, студенческое самоуправление представляет собой: во-первых, неотъемлемую часть единой системы внеаудиторного, научно-исследовательского и образовательного процессов; во-вторых, имеет конкретные формы организации социально-ориентированной деятельности - собрание, совет обучающихся для реализации активности, формирования их субъектности в учебной, проектной и творческой деятельности; в-третьих, выступает в качестве ресурса совместной деятельности администрации образовательного учреждения и обучающихся по поиску и принятию решений в вопросах управления вузом.
Согласно Концепции развития студенческого самоуправления в Российской Федерации целями студенческого самоуправления являются:
1. Защита и представление прав и интересов студентов.
2. Содействие студентам в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих студентов.
3. Создание условий для развития чувства социальной ответственности молодежи, участие в решении актуальных проблем Российского общества.
4. Сохранение и развитие демократических традиций студенчества.
5. Содействие органам управления в решении образовательных и научных задач, организации образовательного и воспитательного процессов, а также досуга и быта студентов [3].
Полноценное активное социальное развитие личности будущего специалиста может быть обеспечено деятельностью коллективной самоорганизации, в частности, органами самоуправления при реализации следующих принципов:
1) рассмотрение студенческого самоуправления как одной из формы воспитательной работы и молодежной политики в целом;
2) применение разнообразных форм студенческого самоуправления на всех уровнях образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
3) взаимодействие органов студенческого самоуправления с администрацией вуза.
Опираясь на мнение В.В. Овчинникова, можно выделить отличительные черты студенческого самоуправления:
1) самостоятельность субъектов студенческого самоуправления в управлении собственными делами;
2) самостоятельный выбор органом студенческого самоуправления целей деятельности и путей их реализации;
3) наличие коллективного управления, участие всех членов студенческого самоуправления в его деятельности [7].
С целью обоснования понятия студенческого самоуправления рассмотрим структуру Координационного совета как органа студенческого самоуправления Института педагогики и психологии Костромского государственного университета. Координационный совет начал свою деятельность в 2001 году, когда был создан Институт педагогики и психологии, а официальное оформление произошло в 2008 году, в момент утверждения Положения о его деятельности. За все годы своего существования орган студенческого самоуправления опирается на традиции, которые были заложены студентами-активистами факультетов-предшественников (историко-педаго-гического и социально-педагогического факультетов).
Координационный совет ИПП строит свою деятельность на основе следующих принципов:
- системности, которая проявляется в совокупности элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих определенную
целостность, единство (эффективное взаимодействие студенческих объединений внутри Координационного совета);
- автономности, которая предполагает относительную независимость Координационного совета в постановке целей и задач деятельности, разработке ее основных направлений. У Координационного совета есть возможность формировать независимую и самостоятельную позицию в выборе мотивации деятельности, ее целей, средств достижения, стиля осуществления;
- связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с администрацией, кафедрами и службами Института, с социальными партнерами города, области. Координационный совет имеет долгосрочные контакты в различных областях деятельности (организация социальных акций, проведение научных исследований, мастер-классов, семинаров с учреждениями образования, дополнительного образования, социальной защиты населения г. Костромы и Костромской области, организация молодежного образовательного форума «Патриот» (г. Кострома), всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России» (г. Ярославль), сотрудничество с образовательным центром «Сириус» (г. Сочи) и др.);
- самодеятельности, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности на уровне института, университета, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений;
- целенаправленности, выражающейся в способности Координационного совета ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями Костромского государственного университета.
Главной особенностью Координационного совета является то, что в рамках его деятельности эффективно осуществляется функция самоорганизации, так как члены студенческого самоуправления выступают в роли главных организаторов мероприятий различного характера (научно-исследовательского, творческого, образовательного) и уровня (институт, университет, город, регион), приобретая навыки эффективного общения, организаторской и социально-значимой деятельности, формируя профессиональные компетенции. Кроме того, в соответствии с курсом обучения меняется и позиция студента: так, студенты 1 курса являются исполнителями воспитательной программы «Палитра фестивалей», студенты 2 курса выступают организаторами различных мероприятий Фестивалей, студенты 3-4 курсов, магистранты и аспиранты представляют методическое объединение, координируя деятельность организаторов.
На данный момент систему Координационного совета образуют:
• объединение культоргов;
• объединение профоргов - профсоюзное бюро;
• объединение старост - старостат;
• методическое объединение;
• объединение организаторов Фестивалей;
• объединение кураторов «Школы профессионального вожатого»;
• объединение кураторов 1 курса;
• хореографическое объединение;
• вокальное объединение;
• пресс-центр;
• временные объединения, которые работают в течение фестиваля «Студенческая весна» в феврале-апреле каждого года (объединение администраторов программ, объединение актеров, объединение оформителей и т.п.).
Соответственно, каждая структура Координационного совета выполняет определенную функцию.
Социально-правовое направление, в рамках которого осуществляется представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-экономических и иных, связанных с обучением, прав и интересов студентов - направление деятельности профсоюзного бюро Института. Профорги академических групп обеспечивают студентов правовой и социальной информацией, контролируют соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права, льготы, условия учебы и быта, охраны труда, здоровья, окружающей среды, общественного питания и медицинского обслуживания.
Учебно-организационное направление курируют преимущественно старосты академических групп Института. Главная задача работы старост - организация взаимодействия студентов с кафедрами, учебным отделом, администрацией Института и Университета по вопросам, связанным с образовательным процессом. Старосты содействуют организации научных конференций, участию студентов в конкурсах, смотрах курсовых работ, олимпиадах по предметам, встречах с научными деятелями, отслеживают текущую успеваемость и результаты экзаменационных сессий, совместно с администрацией Института организуют стипендиальную комиссию.
Ключевое место в рамках деятельности Координационного совета занимает куль-турно-досуговое направление и социально-значимая деятельность. В реализации данных направлений участвуют все объединения Института без исключения, но ведущую роль играют объединения культоргов, методическое объединение, объединение организаторов, вокальное и хореографическое объединения. Вся их деятельность направлена на проведение традиционных фестивалей в рамках комплексной воспитательной программы «Палитра фестивалей» (Фестиваль профессионалов, или день ИПП (сентябрь), Фестиваль лета (октябрь), Фестиваль творчества (ноябрь), Фестиваль социальных акций (декабрь), Фестиваль спорта (февраль), Фестиваль науки (Март), Фестиваль «Студенческая весна» (апрель), на организацию праздников в соответствии с календарными датами (1 сентября, Новый год, День учителя, День народного единства и др.), на участие в мероприятиях, проектах различных уровней.
Методическое объединение - ключевая структурная единица Координационного совета, целью деятельности которого является разработка программы деятельности органа студенческого самоуправления совместно с директоратом Института педагогики и психологии и социально-педагогической службой (можно говорить не только о самоуправлении студентов в рамках деятельности Координационного совета, но и соуправлении, так как на лицо взаимодействие трех сторон при решении любых вопросов), оказание консультативной помощи студентам второго курса при организации программ «Палитры фестивалей», структурирование методических материалов (разработок, буклетов, программ) в архив. В течение учебного года методист может осуществлять свою деятельность в нескольких направлениях: курирование постоянного творческого объединения, курирование временного творческого объединения в рамках Фестиваля «Студенческая весна», курирование группы-организатора 2 курса в рамках «Палитры фестивалей», курирование мероприятий и проектов на уровне ениверситета, города, региона.
Объединение кураторов «Школы профессионального вожатого» и преподаватели Института педагогики и психологии в течение нескольких лет выполняют социальный заказ региона - подготовку педагогов-организаторов временных детских коллективов загородных оздоровительных центров Костромской области. Ежегодно студенты 1-2 курсов получают профессиональные теоретические и практические
основы на занятиях по педагогическим наукам от преподавателей и на мастер-классах от кураторов «Школы профессионального вожатого», которые обобщают и передают собственный опыт анимационной деятельности. В каникулярное время студенты Института 2-4 курсов, магистранты, аспиранты осуществляют профессиональную деятельность в роли аниматоров, вожатых, воспитателей, методистов, педагогов дополнительного образования на базах оздоровительных центров. На протяжении нескольких лет «Школа профессионального вожатого» реализуется не только на территории Костромского региона, но ее представители активно сотрудничают с центрами других областей (Ярославкой, Московской).
Пресс-центр - это объединение, цель деятельности которого в информационном обеспечении студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей о событиях Института педагогики и психологии и Костромского государственного университета в целом. Руководитель, редакторы, фотографы занимаются фото-/ видеосопровождением ключевых событий института и университета, городских, областных, межрегиональных, федеральных мероприятий на базе института, созданием афиш и пресс-релизов, рекламирующих события института и университета, оформлением информационных стендов и официальной страницы института педагогики и психологии в социальной сети «Вконтакте».
Благодаря кураторам 1 курса (объединение студентов старших курсов с целью успешной адаптации студентов 1 курса к условиям вуза), которые совместно с социально-педагогической службой и директоратом Института ежегодно организуют инструктивно-методические сборы 1 курса в начале учебного года. Цель сбора -формирование положительного мотивационно-ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности. Итогом сборов становится освоение студентами 1 курса технологий организаторской работы, демонстрация умений работать в команде, определение эффективности собственных действий, формирование органов самоуправления внутри академических групп (старост, культоргов, профоргов). Кураторы в течение учебного года курируют свои группы, оказывая помощь в учебной деятельности, в подготовке к мероприятиям института и университета. В процессе внеаудиторной деятельности студенты 1 курса становятся не объектами воспитательной работы, а ее субъектами; на 2 курсе выполняют роль организатора, входят в состав объединений по своему выбору, осознавая личный вклад в социально-значимую деятельность института, увеличивая поведенческую активность.
Деятельность всех объединений внутри Координационного совета как органа студенческого самоуправления предполагает активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности учебного заведения, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально-значимой деятельности.
Анализ опыта деятельности Координационного совета ИПП позволил нам сделать следующие выводы. Студенческое самоуправление обеспечивает предоставление обучающимся варианты включения в различные виды социально-значимой деятельности (образовательную, научно-исследовательскую, социально-педагогическую) на основании самостоятельного и осознанного выбора роли (наблюдатель - участник - организатор-руководитель проекта). Поэтапная смена позиции обучающегося - члена студенческого самоуправления - в процессе осуществляемой деятельности позволяет оптимизировать организацию социального опыта. Кроме того, участие в деятельности Координационного совета ИПП стимулирует осмысление обучающимися результатов собственного участия, соотнесение их с поставленными целями и достигнутыми результатами, что оказывает влияние на личностные и профессиональные стратегии жизнедеятельности.
Данные выводы сделаны нами благодаря проведенным исследованиям на основе комплекса диагностических методик: тест-опросник «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» (Ю.М. Орлов), опросник мотивации одобрения (Д. Краун, Д. Марлоу), опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин).
Респондентская группа составила 100 студентов первого (50 чел.) и третьего (50 чел.) курса Института педагогики и психологии. Выбор периодичности диагностики определен рядом причин: студенты первого курса - молодые люди, адаптирующиеся к условиям и особенностям образовательного и воспитательного процесса, являющиеся наблюдателями деятельности студенческого самоуправления; студенты 3 курса уже адаптированы к системе отношений и деятельности в условиях института, являются полноценными субъектами (участниками, организаторами, руководителями того или иного направления) в рамках деятельности студенческого самоуправления.
В ходе опытно-экспериментальной работы были получены следующие результаты:
1. Обработка и интерпретация результатов опроса потребности в достижении цели показывает, что у студентов 3 курса выше готовность представить себя перед другими как полностью соответствующим социальным нормам (16 баллов - средний балл уровня мотивации достижения у студентов 3 курса (повышенный уровень потребности в достижении), 9 баллов - средний балл у студентов 1 курса (пониженная потребность в достижении). В процессе наблюдения за студентами 3 курса в рамках деятельности студенческого самоуправления можно отметить их отличительные качества личности: стремление сделать дело лучше, чем раньше, способность внедрять в собственную работу инновационные формы и методы, готовность принимать постороннюю помощь и оказывать ее другим, стремление испытать чувство успеха за любой результат работы.
2. Анализируя коммуникативные и организаторские способности, можно сделать вывод, что студенты 1 курса стремятся взаимодействовать с окружающими их людьми, не ограничивают круг своих знакомств, однако, не все из опрошенных готовы к общению, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений и отстаивать своё мнение, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, теряются перед большой аудиторией, потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью во многих делах, соответственно, коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать (средний уровень коммуникативных умений, показатель 0,62; ниже среднего уровень организаторских способностей, средний показатель 0,59).
3. У студентов 3 курса высокий уровень коммуникативных умений (средний показатель 0,7) и высокий уровень организаторских способностей (средний показатель 0,74). Интерпретируя данные показатели, необходимо отметить, что студенты с данными показателями не теряются в новой, не привычной для себя, обстановке, быстро находят друзей и единомышленников при организации коллективной деятельности и постоянно стремятся расширить круг своих социальных контактов, проявляют инициативу в общении, занимаются общественной деятельностью с энтузиазмом, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
4. Говоря о научно-исследовательском и общественно-значимом направлениях, то в процессе деятельности в рамках студенческого самоуправления студенты старших курсов (3-4), магистранты и аспиранты также развивают и проявляют свои организаторские, проектные, творческие способности. Об этом говорят высокие результаты: участие и победы во Всероссийской студенческой олимпиаде по социаль-
ной работе, всероссийском конкурсе исследовательских работ «Социальная радуга», областном конкурсе «Смотр молодежного самоуправления» и др. Ежегодно студенты, магистранты, аспиранты Института педагогики и психологии становятся лауреатами премии государственной поддержки талантливой молодежи в рамках реализации национального проекта «Образование». Студенты взаимодействуют с внешними партнерами института, выступают в роли педагогов-организаторов загородных детских оздоровительных центров Костромской, Ярославской, Московских областей, являются руководителями, методистами авторских лагерей, принимают участие в организации образовательных форумов областного (молодежный образовательный форум «Патриот», г. Кострома), всероссийского уровней («Будущие интеллектуальные лидеры России», г. Ярославль) и профильных смен образовательного центра «Сириус» (г. Сочи).
Выводы
Таким образом, студенческое самоуправление можно рассматривать как один из структурных компонентов воспитательного и образовательного процессов, который создает условия для развития активности, ответственности, формирования субъект-ности студентов в учебной, научно-исследовательской общественной, профессиональной, творческой деятельности, что на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности вуза. В Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета в течение многих лет осуществляет свою деятельность Координационный совет как орган студенческого самоуправления, который создан в целях обеспечения реальной возможности участия студентов в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебной, научной и социально-педагогической деятельности Института; формирования гражданской культуры, активной гражданской позиции студентов; содействие развитию их социальной зрелости, формирования у студентов умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества. Деятельность Координационного совета, в первую очередь, ориентирована на изменение позиции студента от пассивного объекта воздействия до активного участника развития и преобразования собственной личности, отношений с окружающим миром. Кроме того, можно выделить функции, которые реализуются органом студенческого самоуправления:
1. Формирование общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций (участие в деятельности объединений кураторов «Школы профессионального вожатого», методическое объединение, объединения культоргов, творческие объединения).
2. Изменение системы личностных смыслов и активности личности в процессе сотрудничества со студентами и преподавателями (объединение кураторов первого курса, объединение организаторов Фестивалей).
3. Развитие самоконтроля, самоактивизации личности (участие во всех объединениях Координационного совета).
4. Взаимодействие учебной и внеаудиторной деятельности (участие во всех объединениях Координационного совета).
Литература
1. Ежукова И.Ф. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 22 с.
2. Изосимов Н.М. Ученическое самоуправление в средней школе как средство воспитания общественной активности учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1964. 19 с.
3. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2005. №25. С. 39-47.
4. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. URL: http://www.fgosvo.ru
5. Коротов В.М. Самоуправление школьников. М., 1981.
6. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
7. Овчинников В.В. Студенческое самоуправление в России: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 24 с.
8. Радченко Л. А. Ученическое самоуправление как условие развития правосознания школьников // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4 (33). С. 355-358.
9. Рожков М.И. Развитие самоуправление в детских коллективах. М.: ВЛАДОС, 2002. 160 с.
10. Универсальный энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 1551 с.
11. Чистякова М.А. Потенциал студенческих педагогических отрядов в подготовке инновационных кадров // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 2. С. 257-260.
References
1. Ezhukova I.F. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k professional'noi deiatel'nosti: avtoref. diss. kand. ped. nauk [Preparation of students to professional activity: Dr. dis.]. Moscow, 2009. 22 p.
2. Izosimov N.M. Uchenicheskoe samoupravlenie v srednei shkole kak sredstvo vospitaniia obshchestvennoi aktivnosti uchashchihsia: avtoref. dis. kand.ped.nauk [Student government in high school as a means of educating the public activity of students: Dr. dis.]. Leningrad, 1964. 19 p.
3. Koncepciia razvitiia studencheskogo samoupravleniia v Rossiiskoi Federacii [The concept of development of student self-government in the Russian Federation]. Oficial'nye dokumenty v obrazo-vanii [Official documents in education], 2005, no. 25, pp. 39-47.
4. Koordinacionnyi sovet uchebno-metodicheskih obedinenii i nauchno-metodicheskih sovetov vysshei shkoly [Coordinating Council of educational-methodical associations and scientific and methodical councils of the higher school]. Available at: http: //www.fgosvo.ru
5. Korotov V.M. Samoupravlenie shkol'nikov [Students self-government]. Moscow, 1981.
6. Novikova, L.I. Samoupravlenie v shkol'nom kollekive[Self-government in a school team]. Moscow: Prosveshchenie, 1988. 190 p.
7. Ovchinnikov V.V. Studencheskoe samoupravlenie v Rossii: sociologicheskii analiz: avtoref. dis.... kand. sociol. Nauk [Student self-government in Russia: sociological analysis: Dr. dis.]. Moscow, 2007. 24 p.
8. Radchenko L. A. Uchenicheskoe samoupravlenie kak uslovie razvitiia pravosoznaniia shkol'nikov [Student government as a condition of development of legal consciousness of students] Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo institute biznesa [Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of Business], 2015, № 4 (33), pp. 355-358.
9. Rozhkov M.I. Razvitie samoupravlenie v detskih kollektivaav [The development of self-management in children's groups]. Moscow, 2002. 160 p.
10. Universal'nyi ehnciklopedicheskii slovar' [Universal encyclopedic dictionary]. Moscow, Bol'shaia Rossiiskaia ehnciklopediia, 1999. 1551 p.
11. Chistiakova M.A. Potencial studencheskih pedagogicheskih otriadov v podgotovke innova-cionnyh kadrov [The potential of student tutor teams in the preparation of the innovative staff]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo institute biznesa [Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of Business], 2011, no. 2, pp. 257-260.
Примечание. Работа выполнена под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова.
Цветкова М.А. К проблеме понимания сущности студенческого самоуправления в условиях вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2(77). С. 185— 194.
For citation: Tsvetkova M.A. The problem of understanding the essence of the student government in conditions of high school. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 2 (77), pp. 185-194.