Научная статья на тему 'Социальная адаптация студенческой молодёжи в профессиональной образовательной организации'

Социальная адаптация студенческой молодёжи в профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / STUDENT / ORGANISATION OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна, Баранова Светлана Константиновна

Начальный период обучения студентов в профессиональной образовательной организации требует от обучающихся ряда усилий и готовности к получению профессии. В зависимости от того, насколько адаптирован студент, зависит его дальнейшее обучение, успеваемость, успешность. В статье проанализированы результаты применения диагностических методик социальной адаптации, выявлены особенности их социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна, Баранова Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social adaptation of student youth in vocational educational organisation

The initial period of training of students in professional educational organisation requires from students a number of efforts and readiness to acquire a profes sion. The article analyses the results of applying the diagnostic methods of social adaptation, the peculiarities of their peculiarities of social adaptation.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация студенческой молодёжи в профессиональной образовательной организации»

Социальная адаптация студенческой молодёжи в профессиональной образовательной организации

УДК 377.018

Грушецкая Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук

Баранова Светлана Константиновна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова i.gru@mail.ru, Svetysik-sunny@yandex.ru

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Начальный период обучения студентов в профессиональной образовательной организации требует от обучающихся ряда усилий и готовности к получению профессии. В зависимости от того, насколько адаптирован студент, зависит его дальнейшее обучение, успеваемость, успешность. В статье проанализированы результаты применения диагностических методик социальной адаптации, выявлены особенности их социальной адаптации.

Ключевые слова: социальная адаптация, студент, профессиональная образовательная организация.

Современное развитие нашей страны характеризуется различными видами модернизаций социально-экономического, ценностного, культурного и психолого-педагогического характера. Данные обстоятельства актуализируют потребность в адаптации к новым ценностным ориентациям и условиям жизни у населения.

Кроме того, на сегодняшний день система профессионального образования находится в стадии реформирования и модернизации. Вследствие данных обстоятельств, характеризуемых изменениями образовательных программ и стандартов, проблемой разрыва в содержании, формах и методах, применяемых на разных этапах обучения, наибольшую актуальность приобретает проблема социальной адаптации студентов в профессиональных образовательных организациях. В настоящее время система среднего профессионального образования характеризуется отсутствием комплексной системы сопровождения социальной адаптации студентов.

По мнению Л.В. Мардахаева, социальную адаптацию следует рассматривать как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [3].

Я.В. Бочарникова рассматривает успешную социальную адаптацию студентов как их включенность в новую социальную среду, в учебно-познавательный процесс, в новую систему отношений [1].

В процессе социальной адаптации студентов к условиям профессиональных образовательных организаций существует ряд трудностей.

А.В. Бучкин отмечает, что процесс социальной адаптации в учреждениях профессионального образования затрудняет: понижение интеллектуального уровня учащейся молодежи, развитие страха у учащихся перед будущим, связанного во многом с низким уровнем знаний; низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности, нежелание и неумение учиться, случайный выбор профессии, предопределенность выбора, выбор профес-

сии, не пользующейся спросом; высокий уровень тревожности, обусловленный многочисленными личными проблемами, ведущий к нервным перенапряжениям; проблемы взаимоотношения с педагогами, классным руководителем и мастером производственного обучения, студентами, нежелание считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни; асоциальное поведение (употребление алкоголя, нецензурная брань, правонарушения, преступления) и ряд других [2].

Наша деятельность по организации социальной адаптации студента включала в себя несколько этапов.

Этап диагностики, основной целью которого является изучение особенностей социальной адаптации студентов. На данном этапе могут быть использованы включенное наблюдение, анализ социально-педагогической документации, тестовые методики (например, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова; психодиагностический опросник «Методика исследования адаптивности студентов» Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой).

В рамках второго этапа - адаптации студентов к учебной деятельности, осуществляется реализация курса подготовки студентов к профессиональной деятельности «Учись учиться», согласно учебно-методическому пособию, разработанному Л.А. Байковой, а также создание памяток из серии «Помощь первокурснику».

Третьим этапом является этап адаптации студентов к учебной группе. На нем осуществляется реализация социально-педагогического комплекса тренинговых занятий «Адаптивность или личностный рост студентов первого курса» совместно с психологами профессиональной организации.

4 этап - адаптированность, включает в себя организацию вторичной диагностики студентов, а также организацию рефлексии и анализ эффективности социально-педагогической деятельности в рамках данной проблемы.

Данные этапы социальной адаптации студентов были апробированы на базе двух профессиональных образовательных организаций Костромской области: ОГБОУ СПО «Костромской областной

© Грушецкая И.Н., Баранова С.К., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

153

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

колледж культуры» и ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж». В исследовании принимали участие студенты 1 курса в общем количестве 40 человек в возрасте 15-17 лет, обучающиеся на таких специальностях как «Актерское искусство» и «Машинист дорожных и строительных машин». Выбор участников эксперимента обусловлен тем, что именно данные профессии требуют от студента наиболее высокой степени социальной адаптации.

В ходе первичной диагностики метод наблюдения за студентами на учебных занятиях позволил выявить недостаточный интерес к процессу обучения в колледжах. Анализ социально-педагогических паспортов учебных групп студентов выявил наличие студентов, относящихся к «группе риска» по социально-демографическому, социально-экономическому, социально-педагогическому и социально-психологическому критериям. Наличие данных факторов риска осложняет процесс социальной адаптации студентов.

Проанализировав результаты первичной диагностики студентов посредством многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова следует отметить более высокий личностный адаптационный потенциал у студентов колледжа культуры в сравнении со студентами автодорожного колледжа, более высокий уровень развития коммуникативных способностей и моральной нормативности. Показатели нервно-психической устойчивости у студентов автодорожного колледжа выше, чем у студентов колледжа культуры.

Результаты диагностики при помощи методики Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой позволяют отметить низкий уровень адаптации преобладающего числа студентов обеих профессиональных образовательных организаций к учебной деятельности. Уровень адаптации к учебной группе у студентов колледжа культуры выше, чем у студентов автодорожного колледжа вдвое, что связано с характером учебной и внеучебной деятельности профессиональных образовательных организаций. Студенты колледжа культуры специальности «Актерское искусство» имеют больше возможности для общения друг с другом, так как характер их учебной деятельности носит творческий характер.

По окончании реализации 2 и 3 этапа нами были получены следующие результаты вторичной диагностики. Применяя многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова можно отметить повышение личностного адаптационного потенциала, коммуникативных способностей, нервно-психической устойчивости и моральной нормативности у студентов обоих профессиональных образовательных организаций. Показатели нервно-психической устойчивости у студентов автодорожного колледжа остаются выше, чем у студентов колледжа культуры. Так же, как и при

первичной диагностике отмечается более высокий личностный адаптационный потенциал у студентов колледжа культуры в сравнении со студентами автодорожного колледжа, а также более высокий уровень развития коммуникативных способностей и моральной нормативности.

Результаты вторичной диагностики студентов посредством методики исследования адаптивности студентов Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой свидетельствуют о незначительном повышении адаптации студентов к учебной деятельности и к учебной группе. К тому же, показатели степени адаптации к учебной группе у студентов колледжа культуры остаются выше, чем у студентов автодорожного колледжа. Показатели по шкале «адаптация к учебной деятельности» у студентов обеих профессиональных образовательных организаций равные.

Проанализировав результаты исследования, нами были выявлены следующие особенности социальной адаптации студентов:

- социальная адаптация студентов профессиональных образовательных организаций зависит от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- на осуществление процесса социальной адаптации студентов влияет профиль учреждения, в котором они обучаются: так, среда гуманитарных и творческих образовательных учреждений является наиболее приспособленной для эффективной адаптации студентов к учебной группе, вследствие большого количества внеаудиторных занятий, среда технических профессиональных образовательных организаций, напротив, более эффективна в процессе адаптации студентов к учебной и производственной деятельности;

- студенты 1 курса профессиональных образовательных организаций имеют низкую степень адаптации к учебной деятельности вследствие большого разрыва между содержанием, формами и методами школьного и профессионального образования;

- в основном, студенты гуманитарного профиля являются более адаптированными к учебной группе и имеют более высокий уровень развития коммуникативных навыков по сравнению со студентами технического профиля;

- эффективность социальной адаптации студентов зависит от их мотивации к учебной и профессиональной деятельности и от степени их готовности к обучению.

По результатам практической работы, нами были сформулированы методические рекомендации по развитию социальной адаптации у студентов профессиональных образовательных организаций гуманитарного и технического профиля, которые могут быть применены в социально-педагогической практике.

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок для детей и молодежи

Библиографический список

1. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// festival.1september.ru.

2. Бучкин А.В. Критерии социально-педагогической адаптации студентов среднего профессионального образования // Современные проблемы

науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 42-48.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -М.: Гардарики, 2006. - 269 с.

4. Цегельная Н.В. Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 23 с.

УДК 374

Петрова Мария Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент

Сомкина Мария Александровна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова m-petrova@ksu.edu.ru, shynya2012@mail.ru

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОФИЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В статье раскрываются основные идеи, механизмы и формы подготовки студентов к деятельности педагога-организатора профильных площадок для детей и молодежи. Показано, что подготовка стажеров, инструкторов, методистов, руководителей призвана стимулировать продвижение педагога к осознанию собственной педагогической позиции, а также оформлению его педагогического мастерства. Описан опыт организации образовательной площадки подготовки студентов и формирования педагогических отрядов «Школа профессионального вожатого», которая представляет собой творческое объединение студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей Института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.

Ключевые слова: педагог-организатор, профильная площадка, система подготовки, педагогический коллектив.

В последние годы особо актуальным становится вопрос становления молодого человека компетентного, ответственного, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, обладающего мировоззрением, соответствующим реалиям сегодняшнего дня и современным достижениям науки, с высокой гражданской позицией и правовой культурой. Формирование социального опыта молодого человека происходит посредством реализации образовательных и воспитательных программ не только на базе образовательных учреждений, но и профильных площадках различной направленности. Все большую популярность среди детей и молодежи приобретают профильные смены в загородных лагерях, которые дают возможность заняться творческой деятельностью, приобрести личностный опыт, разнообразить досуг.

В настоящей статье речь пойдет о системе подготовки студентов для работы на профильных площадках в качестве педагогов-организаторов.

Профильная площадка является одной из форм образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными, социально активными детьми и молодежью в каникулярный период. Данные площадки в зависимости от направленности организуются на базе образовательных организаций, пансионатов, загородных учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи, досуговых учреждений, учреждений культуры и спорта.

Ключевыми целями проведения профильных смен являются создание условий для самоопреде-

ления личности молодого человека по отношению к социальной деятельности, развития молодежных инициатив; организация жизнедеятельности, обеспечивающей сознательное выявление и утверждение собственной позиции молодого человека; организации жизнедеятельности, стимулирующей социальную активность и обеспечивающей раскрытие и развитие личностных потенциалов молодежи.

Организация и проведение детских и молодежных профильных смен, лагерей, форумов решает следующие задачи:

- подготовка молодых лидеров к разработке, реализации в муниципальных образованиях, образовательных организациях, детских и молодежных общественных объединениях социальных программ и проектов;

- обмен и обобщение опыта реализации молодежных социальных проектов между отдельными участниками, а также детскими и молодежными объединениями;

- активизация деятельности муниципальных и региональных органов, осуществляющих управление в сфере молодежной политики, образовательных организаций, учреждений системы органов по делам молодежи;

- разработка новых программ, соответствующих интересам и потребностям детей и молодежи;

- патриотическое воспитание молодежи, формирование активной гражданской позиции, ценностного отношения к Родине.

Образовательная программа профильных смен направлена на подготовку участников к разработке

© Петрова М.С., Сомкина М. А., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.