Научная статья на тему 'Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок для детей и молодежи'

Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок для детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР / ПРОФИЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / TEACHER AND ORGANISER / SPECIALISED CAMP / TRAINING SYSTEM / TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Мария Сергеевна, Сомкина Мария Александровна

В статье раскрываются основные идеи, механизмы и формы подготовки студентов к деятельности педагога-организатора профильных площадок для детей и молодежи. Показано, что подготовка стажеров, инструкторов, методистов, руководителей призвана стимулировать продвижение педагога к осознанию собственной педагогической позиции, а также оформлению его педагогического мастерства. Описан опыт организации образовательной площадки подготовки студентов и формирования педагогических отрядов «Школа профессионального вожатого», которая представляет собой творческое объединение студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей Института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Мария Сергеевна, Сомкина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of training teachers and organisers of the relevant areas for children and youth

This article describes the main ideas, mechanisms and forms of training students to the activities of the pedagogue organiser of specialised areas for children and young people. It is shown that the training of trainees, instructors, trainers, managers is designed to encourage a pedagogue to promote awareness of his or her own pedagogic position, as well as to the design of his or her pedagogic skills. Experience in organising educational site of the preparation and the formation of students’ pedagogic teams “School of Professional Leader”, which is a creative union of students, undergraduates, postgraduates and lecturers of the Institute of Pedagogy and Psychology of Nekrasov Kostroma State University, is described.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок для детей и молодежи»

Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок для детей и молодежи

Библиографический список

1. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// festival.1september.ru.

2. Бучкин А.В. Критерии социально-педагогической адаптации студентов среднего профессионального образования // Современные проблемы

науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 42-48.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -М.: Гардарики, 2006. - 269 с.

4. Цегельная Н.В. Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 23 с.

УДК 374

Петрова Мария Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент

Сомкина Мария Александровна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова m-petrova@ksu.edu.ru, shynya2012@mail.ru

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОФИЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В статье раскрываются основные идеи, механизмы и формы подготовки студентов к деятельности педагога-организатора профильных площадок для детей и молодежи. Показано, что подготовка стажеров, инструкторов, методистов, руководителей призвана стимулировать продвижение педагога к осознанию собственной педагогической позиции, а также оформлению его педагогического мастерства. Описан опыт организации образовательной площадки подготовки студентов и формирования педагогических отрядов «Школа профессионального вожатого», которая представляет собой творческое объединение студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей Института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.

Ключевые слова: педагог-организатор, профильная площадка, система подготовки, педагогический коллектив.

В последние годы особо актуальным становится вопрос становления молодого человека компетентного, ответственного, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, обладающего мировоззрением, соответствующим реалиям сегодняшнего дня и современным достижениям науки, с высокой гражданской позицией и правовой культурой. Формирование социального опыта молодого человека происходит посредством реализации образовательных и воспитательных программ не только на базе образовательных учреждений, но и профильных площадках различной направленности. Все большую популярность среди детей и молодежи приобретают профильные смены в загородных лагерях, которые дают возможность заняться творческой деятельностью, приобрести личностный опыт, разнообразить досуг.

В настоящей статье речь пойдет о системе подготовки студентов для работы на профильных площадках в качестве педагогов-организаторов.

Профильная площадка является одной из форм образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными, социально активными детьми и молодежью в каникулярный период. Данные площадки в зависимости от направленности организуются на базе образовательных организаций, пансионатов, загородных учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи, досуговых учреждений, учреждений культуры и спорта.

Ключевыми целями проведения профильных смен являются создание условий для самоопреде-

ления личности молодого человека по отношению к социальной деятельности, развития молодежных инициатив; организация жизнедеятельности, обеспечивающей сознательное выявление и утверждение собственной позиции молодого человека; организации жизнедеятельности, стимулирующей социальную активность и обеспечивающей раскрытие и развитие личностных потенциалов молодежи.

Организация и проведение детских и молодежных профильных смен, лагерей, форумов решает следующие задачи:

- подготовка молодых лидеров к разработке, реализации в муниципальных образованиях, образовательных организациях, детских и молодежных общественных объединениях социальных программ и проектов;

- обмен и обобщение опыта реализации молодежных социальных проектов между отдельными участниками, а также детскими и молодежными объединениями;

- активизация деятельности муниципальных и региональных органов, осуществляющих управление в сфере молодежной политики, образовательных организаций, учреждений системы органов по делам молодежи;

- разработка новых программ, соответствующих интересам и потребностям детей и молодежи;

- патриотическое воспитание молодежи, формирование активной гражданской позиции, ценностного отношения к Родине.

Образовательная программа профильных смен направлена на подготовку участников к разработке

© Петрова М.С., Сомкина М. А., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

155

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

и реализации социальных проектов, создании условий для появления проектов различного уровня и содержания как результатов коллективной или индивидуальной деятельности молодых людей. Профильная площадка предусматривает практическую отработку знаний, умений и навыков в определенных видах социального, художественного, научного, технического творчества, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ.

В Костромском регионе накоплен богатый опыт организации профильных площадок для детей и молодежи. В каникулярное время реализуют свои программы профильные лагеря и форумы «Комсорг», «Соколенок», «Кентавр», «Мир людей», «Академ-городок», «Патриот» и др.

Подготовка педагогических отрядов является необходимым компонентом эффективной реализации профильных программ. Подготовка стажеров, инструкторов, методистов, руководителей призвана стимулировать продвижение педагога к осознанию собственной педагогической позиции, а также оформлению его педагогического мастерства.

Обычно педагогические отряды состоят из студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, что позволяет выделить специфические особенности коллектива:

1. Наличие практического опыта работы у педагогов со временными детскими и молодежными объединениями.

2. Большая часть представителей педагогического коллектива в свое время являлась участниками профильных смен.

3. Происходит изменение позиции педагога: стажер - инструктор - методист - руководитель коллектива - автор программы и пр.

4. Наличие специальных знаний у педагогов, полученных в рамках образовательных программ, изучаемых в вузе.

Подготовка педагогов-организаторов профильных площадок является многоаспектной и включает в себя следующие элементы: курс «Школы профессионального вожатого», систематические сборы педагогических коллективов в течение учебного года; участие в реализации комплексной программы воспитательной работы ИПП «Палитра фестивалей», стажировка в загородных детских оздоровительных центрах, педагогическая практика.

В Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова создана уникальная образовательная площадка подготовки студентов и формирования педагогических отрядов «Школа профессионального вожатого», которая представляет собой творческое объединение студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей Института педагогики и психологии. Основными задачами курса являются: сформировать представление о системе

организации и функционирования загородных детских оздоровительных центров, авторских лагерей; сформировать профессионально-педагогические умения и навыки организации жизнедеятельности детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; освоение методики организации воспитательной работы с детьми; овладение техниками педагогического общения, методами индивидуального педагогического воздействия; стимулирование процесса научно-исследовательской деятельности; развитие педагогического мышления, умения видеть, анализировать педагогические явления; развитие профессиональной направленности студентов: стремление овладеть педагогическими технологиями, нацеленность на достижение профессиональной компетентности.

Систематические сборы коллективов в течение учебного года являются ключевыми в процессе подготовки педагогов-организаторов и включают в себя целеполагание и планирование программ смены. Вместе с тем, осуществляется деятельность по формированию конкретных умений, направленная на получение новых знаний в области педагогической деятельности и научной работы. Организация общения, совместного отдыха позволяют создать позитивные взаимоотношения, образовать эффективное взаимодействие внутри педагогического коллектива. Подготовка педагогических отрядов осуществляется по двум направлениям: подготовка по службам (инструкторская служба, методическая служба, психологическая служба, служба управления и др.) и общая подготовка (содержание смены).

Помимо образовательной и научно-исследовательской работы студенты активно включены в социально-педагогическую деятельность, которая реализуется в рамках комплексной программы воспитательной работы «Палитра Фестивалей». Основным становится участие в Фестивале лета, целью которого является популяризация деятельности педагогических отрядов; творческий отчет педагогических коллективов; предъявление образцов деятельности педагога-организатора; презентация результатов научных исследований. Формы участия: коллективные творческие дела, конкурсные программы; научно-практическая конференция; мастер-классы; практикумы; гала-концерт; презентация (педагогических коллективов, газет, опыта работы); авторские консультации.

В рамках педагогической практики и стажировки в ЗДОЦ происходит опробование и закрепление знаний, умений и навыков осуществления исследовательской и педагогической деятельности. Педагог на этом этапе реализует ряд частных программ: программа работы с временным детским объединением (отрядом); программа реализации педагогической идеи лагеря; программа осуществления научного исследования; программа личностного развития.

156

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок для детей и молодежи

Представители педагогических отрядов профильных лагерей принимают активное участие в событиях городского, регионального и всероссийского уровня. Следует отметить участие членов педагогических отрядов в организации научнопрактических конференций, презентацию опыта деятельности в рамках визитов представителей органов власти различного уровня (встречи с губернатором области, представителями областной Думы, Правительства РФ). На протяжении нескольких лет ведется активное сотрудничество с педагогическими коллективами ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Шуйского филиала ИГУ, всероссийских детских центров «Смена», «Орленок» и др. Кроме того, студенты презентуют опыт организации профильных смен в рамках всероссийских молодежных форумов «Всероссийский студенческий форум», «Дорогу весне» и т.д.

Результативность системы подготовки педагогов-организаторов профильных площадок можно оценивать на трех разных уровнях: на уровне области - подготовка высококвалифицированных педагогических кадров для работы в загородных детских центрах области и других регионов, расширение методической базы деятельности лагерей, участие в разработке программ летнего от-

дыха и оздоровления, повышение эффективности организации каникулярного периода; на уровне образовательных организаций - повышение профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов, расширение партнерских отношений, трудоустройство выпускников; на уровне личности - повышение профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций студента, приобретение опыта работы с различными категориями детей и молодежи в условиях лагеря, личностный и профессиональный рост.

Библиографический список

1. Райкина М.А. Непрерывная профессиональная практика студентов в вузе как условие формирования социального опыта будущего специалиста // Психолого-педагогическое обеспечение процесса социального становления личности в современном обществе: Сб. науч. тр. студентов и аспирантов института педагогики и психологии. - Кострома, 2010.

2. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: Дис. ... д-ра пед. наук. - Кострома, 2008.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.