Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок для детей и молодежи
Библиографический список
1. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// festival.1september.ru.
2. Бучкин А.В. Критерии социально-педагогической адаптации студентов среднего профессионального образования // Современные проблемы
науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 42-48.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -М.: Гардарики, 2006. - 269 с.
4. Цегельная Н.В. Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 23 с.
УДК 374
Петрова Мария Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент
Сомкина Мария Александровна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОФИЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В статье раскрываются основные идеи, механизмы и формы подготовки студентов к деятельности педагога-организатора профильных площадок для детей и молодежи. Показано, что подготовка стажеров, инструкторов, методистов, руководителей призвана стимулировать продвижение педагога к осознанию собственной педагогической позиции, а также оформлению его педагогического мастерства. Описан опыт организации образовательной площадки подготовки студентов и формирования педагогических отрядов «Школа профессионального вожатого», которая представляет собой творческое объединение студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей Института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.
Ключевые слова: педагог-организатор, профильная площадка, система подготовки, педагогический коллектив.
В последние годы особо актуальным становится вопрос становления молодого человека компетентного, ответственного, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, обладающего мировоззрением, соответствующим реалиям сегодняшнего дня и современным достижениям науки, с высокой гражданской позицией и правовой культурой. Формирование социального опыта молодого человека происходит посредством реализации образовательных и воспитательных программ не только на базе образовательных учреждений, но и профильных площадках различной направленности. Все большую популярность среди детей и молодежи приобретают профильные смены в загородных лагерях, которые дают возможность заняться творческой деятельностью, приобрести личностный опыт, разнообразить досуг.
В настоящей статье речь пойдет о системе подготовки студентов для работы на профильных площадках в качестве педагогов-организаторов.
Профильная площадка является одной из форм образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными, социально активными детьми и молодежью в каникулярный период. Данные площадки в зависимости от направленности организуются на базе образовательных организаций, пансионатов, загородных учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи, досуговых учреждений, учреждений культуры и спорта.
Ключевыми целями проведения профильных смен являются создание условий для самоопреде-
ления личности молодого человека по отношению к социальной деятельности, развития молодежных инициатив; организация жизнедеятельности, обеспечивающей сознательное выявление и утверждение собственной позиции молодого человека; организации жизнедеятельности, стимулирующей социальную активность и обеспечивающей раскрытие и развитие личностных потенциалов молодежи.
Организация и проведение детских и молодежных профильных смен, лагерей, форумов решает следующие задачи:
- подготовка молодых лидеров к разработке, реализации в муниципальных образованиях, образовательных организациях, детских и молодежных общественных объединениях социальных программ и проектов;
- обмен и обобщение опыта реализации молодежных социальных проектов между отдельными участниками, а также детскими и молодежными объединениями;
- активизация деятельности муниципальных и региональных органов, осуществляющих управление в сфере молодежной политики, образовательных организаций, учреждений системы органов по делам молодежи;
- разработка новых программ, соответствующих интересам и потребностям детей и молодежи;
- патриотическое воспитание молодежи, формирование активной гражданской позиции, ценностного отношения к Родине.
Образовательная программа профильных смен направлена на подготовку участников к разработке
© Петрова М.С., Сомкина М. А., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
155
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
и реализации социальных проектов, создании условий для появления проектов различного уровня и содержания как результатов коллективной или индивидуальной деятельности молодых людей. Профильная площадка предусматривает практическую отработку знаний, умений и навыков в определенных видах социального, художественного, научного, технического творчества, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ.
В Костромском регионе накоплен богатый опыт организации профильных площадок для детей и молодежи. В каникулярное время реализуют свои программы профильные лагеря и форумы «Комсорг», «Соколенок», «Кентавр», «Мир людей», «Академ-городок», «Патриот» и др.
Подготовка педагогических отрядов является необходимым компонентом эффективной реализации профильных программ. Подготовка стажеров, инструкторов, методистов, руководителей призвана стимулировать продвижение педагога к осознанию собственной педагогической позиции, а также оформлению его педагогического мастерства.
Обычно педагогические отряды состоят из студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, что позволяет выделить специфические особенности коллектива:
1. Наличие практического опыта работы у педагогов со временными детскими и молодежными объединениями.
2. Большая часть представителей педагогического коллектива в свое время являлась участниками профильных смен.
3. Происходит изменение позиции педагога: стажер - инструктор - методист - руководитель коллектива - автор программы и пр.
4. Наличие специальных знаний у педагогов, полученных в рамках образовательных программ, изучаемых в вузе.
Подготовка педагогов-организаторов профильных площадок является многоаспектной и включает в себя следующие элементы: курс «Школы профессионального вожатого», систематические сборы педагогических коллективов в течение учебного года; участие в реализации комплексной программы воспитательной работы ИПП «Палитра фестивалей», стажировка в загородных детских оздоровительных центрах, педагогическая практика.
В Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова создана уникальная образовательная площадка подготовки студентов и формирования педагогических отрядов «Школа профессионального вожатого», которая представляет собой творческое объединение студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей Института педагогики и психологии. Основными задачами курса являются: сформировать представление о системе
организации и функционирования загородных детских оздоровительных центров, авторских лагерей; сформировать профессионально-педагогические умения и навыки организации жизнедеятельности детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; освоение методики организации воспитательной работы с детьми; овладение техниками педагогического общения, методами индивидуального педагогического воздействия; стимулирование процесса научно-исследовательской деятельности; развитие педагогического мышления, умения видеть, анализировать педагогические явления; развитие профессиональной направленности студентов: стремление овладеть педагогическими технологиями, нацеленность на достижение профессиональной компетентности.
Систематические сборы коллективов в течение учебного года являются ключевыми в процессе подготовки педагогов-организаторов и включают в себя целеполагание и планирование программ смены. Вместе с тем, осуществляется деятельность по формированию конкретных умений, направленная на получение новых знаний в области педагогической деятельности и научной работы. Организация общения, совместного отдыха позволяют создать позитивные взаимоотношения, образовать эффективное взаимодействие внутри педагогического коллектива. Подготовка педагогических отрядов осуществляется по двум направлениям: подготовка по службам (инструкторская служба, методическая служба, психологическая служба, служба управления и др.) и общая подготовка (содержание смены).
Помимо образовательной и научно-исследовательской работы студенты активно включены в социально-педагогическую деятельность, которая реализуется в рамках комплексной программы воспитательной работы «Палитра Фестивалей». Основным становится участие в Фестивале лета, целью которого является популяризация деятельности педагогических отрядов; творческий отчет педагогических коллективов; предъявление образцов деятельности педагога-организатора; презентация результатов научных исследований. Формы участия: коллективные творческие дела, конкурсные программы; научно-практическая конференция; мастер-классы; практикумы; гала-концерт; презентация (педагогических коллективов, газет, опыта работы); авторские консультации.
В рамках педагогической практики и стажировки в ЗДОЦ происходит опробование и закрепление знаний, умений и навыков осуществления исследовательской и педагогической деятельности. Педагог на этом этапе реализует ряд частных программ: программа работы с временным детским объединением (отрядом); программа реализации педагогической идеи лагеря; программа осуществления научного исследования; программа личностного развития.
156
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок для детей и молодежи
Представители педагогических отрядов профильных лагерей принимают активное участие в событиях городского, регионального и всероссийского уровня. Следует отметить участие членов педагогических отрядов в организации научнопрактических конференций, презентацию опыта деятельности в рамках визитов представителей органов власти различного уровня (встречи с губернатором области, представителями областной Думы, Правительства РФ). На протяжении нескольких лет ведется активное сотрудничество с педагогическими коллективами ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Шуйского филиала ИГУ, всероссийских детских центров «Смена», «Орленок» и др. Кроме того, студенты презентуют опыт организации профильных смен в рамках всероссийских молодежных форумов «Всероссийский студенческий форум», «Дорогу весне» и т.д.
Результативность системы подготовки педагогов-организаторов профильных площадок можно оценивать на трех разных уровнях: на уровне области - подготовка высококвалифицированных педагогических кадров для работы в загородных детских центрах области и других регионов, расширение методической базы деятельности лагерей, участие в разработке программ летнего от-
дыха и оздоровления, повышение эффективности организации каникулярного периода; на уровне образовательных организаций - повышение профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов, расширение партнерских отношений, трудоустройство выпускников; на уровне личности - повышение профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций студента, приобретение опыта работы с различными категориями детей и молодежи в условиях лагеря, личностный и профессиональный рост.
Библиографический список
1. Райкина М.А. Непрерывная профессиональная практика студентов в вузе как условие формирования социального опыта будущего специалиста // Психолого-педагогическое обеспечение процесса социального становления личности в современном обществе: Сб. науч. тр. студентов и аспирантов института педагогики и психологии. - Кострома, 2010.
2. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: Дис. ... д-ра пед. наук. - Кострома, 2008.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
157