Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/14PVN115.pdf DOI: 10.15862/14PVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/14PVN115)
УДК 37
Линкер Гульнара Ринатовна
ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»
Россия, Нижневартовск1 Доцент кафедры общей и социальной педагогики Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Творческие учебные задания как средство формирования готовности студентов вуза к организации
летнего детского отдыха
1 628605, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул.Ленина, 56 1
Аннотация. Профессиональная подготовка педагогических кадров к организации летнего отдыха детей и подростков в высших учебных заведениях требует постоянной актуализации и теоретического осмысления содержания профессиональной подготовки будущих педагогов. В научной литературе недостаточно исследована проблема применения творческих учебных заданий в процессе формирования готовности будущих педагогов к организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков. В статье описаны результаты проведенного исследования, в котором раскрыта сущность готовности к организации летнего детского отдыха; описаны мотивационный, когнитивный, операциональный и оценочный компоненты готовности с учетом специфики деятельности педагога в учреждении летнего детского отдыха; представлены и раскрыты ведущие движущие силы формирования готовности будущих педагогов к организации летнего детского отдыха в процессе их обучения в высших учебных заведениях; конкретизированы творческие учебные задания, используемые в процессе теоретической и практической подготовки студентов вуза к воспитательной работе с детьми и подростками в учреждениях летнего отдыха; описаны условия оптимизации процесса профессиональной подготовки студентов к организации летнего детского отдыха. Результаты исследования расширяют знания о средствах формирования готовности будущих педагогов к организации летнего детского отдыха в период обучения в вузе.
Ключевые слова: высшее образование; педагогическое образование; студенты вуза; профессиональная подготовка; бакалавр; организация летнего детского отдыха; летняя практика; педагогическая задача; творческие учебные задания; ведущие движущие силы.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Линкер Г.Р. Творческие учебные задания как средство формирования готовности студентов вуза к организации летнего детского отдыха // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/14PVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/14РУМ15
Профессиональная подготовка педагогических кадров к организации летнего отдыха детей и подростков в высших учебных заведениях, осуществляемая в рамках реализации федеральных государственных стандартов высшего образования по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки в части организации летней практики бакалавров, требует постоянной актуализации и теоретического осмысления содержания профессиональной подготовки будущих педагогов. Этому способствуют, с одной стороны, государственно-общественный заказ на подрастающее поколение, отражающийся в соответствующих федеральных законодательных и нормативно-правовых актах в сфере образования и работы с детьми, подростками и молодежью, принятии и введении федеральных государственных стандартов высшего образования, а также ряд динамических и преобразовательных изменений в социально-экономической, экологической, демографической сферах. С другой стороны, современные подходы к организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых не только как особую воспитательную систему, а прежде всего, как неотъемлемую составляющую жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-нравственные, эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала и происходит освоение жизни ребенком самым естественным, непосредственным образом. В отечественной практике организации летнего детского отдыха накоплен передовой опыт организации воспитательной деятельности с детьми и подростками в детских оздоровительных лагерях. В то же время, в отдельных регионах субъектов федерации развиваются другие доступные и малозатратные формы и способы организации каникулярного отдыха детей и подростков по месту жительства, в дворовых и досуговых площадках, в которых осуществляется педагогическая и целесообразная досуговая деятельность с детьми и подростками в рамках организации их летнего отдыха, опыт организации которой еще подлежит анализу и обобщению в современной педагогической теории и практике.
Одним из способов совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров к организации летнего отдыха детей и подростков в высших учебных заведениях является поиск педагогико-методических средств оптимизации процесса формирования готовности студентов творчески включаться в процесс научно-обоснованного управления жизнедеятельностью детей и подростков в учреждениях летнего оздоровительного отдыха. Осуществление такой оптимизации возможно при введении в процесс профессиональной подготовки педагогических кадров к организации летнего отдыха детей и подростков в вузе учебных заданий творческого характера.
Теоретическую базу исследования проблем формирования готовности к эффективной профессиональной деятельности педагога составляют теория развития человека в процессе деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л.Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.), профессиографический подход к исследованию проблем подготовки учителей, воспитателей (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И.Щербаков и др.), концепции воспитания учащейся молодежи средствами внеучебной деятельности (И.П. Иванов, М.Б. Коваль, Р.А. Литвак, С.А. Шмаков и др.). Готовность к педагогической деятельности в целом рассматривается как личностное образование, включающее профессионально значимые качества педагога, совокупность необходимых для этой деятельности общих и специальных знаний, умений, навыков и потребность к осуществлению этой деятельности. Готовность помогает молодому специалисту успешно выполнять свои профессиональные обязанности, правильно использовать знания и опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться в различных жизненно-практических ситуациях.
Исследователи К.М. Дурай-Новакова [2], В.А. Сластенин [8] характеризуют готовность к профессиональной деятельности как интегральное качество личности, которое объединяет
мотивационный, когнитивный, операциональный и оценочный компоненты, а они, в свою очередь, с учетом специфики деятельности педагога в учреждении летнего детского отдыха имеют следующие характеристики:
• мотивационный компонент: положительное отношение к педагогической профессии; потребность в педагогической деятельности; удовлетворенность воспитательной деятельностью с детьми и подростками в учреждении летнего детского отдыха; личностно-значимые мотивы педагога;
• когнитивный компонент: знаний о личности ребенка, ее возрастных и индивидуальных изменениях; знания и представления об особенностях и условиях воспитательной деятельности с детьми и подростками в учреждениях, организующих отдых и оздоровление; знание своих должностных обязанностей; знание нормативных документов по организации летнего отдыха детей и подростков и перспектив развития учреждений летнего детского отдыха;
• операциональный компонент: использование психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности, владение способами и приемами педагогической деятельности; владение специфическими знаниями и умениями по организации летнего отдыха детей и подростков; владение способами и приемами умственной деятельности; умениями решать управленческие и организационные задачи; наличие личного опыта по организации воспитательной деятельности детей и подростков.
• оценочный компонент: наличие идеального или реального образца субъекта деятельности по организации воспитательной деятельности с детьми и подростками; адекватная самооценка своей подготовленности к организации воспитательной деятельности и соответствия решения задач этой деятельности эталонному образцу.
Одной из существенных теоретико-методологических предпосылок достижения образовательных целей профессиональной подготовки студентов вуза к организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков является обнаружение в нем или формирование следующих движущих сил приведения функционирующей педагогической системы в действие и возможного развития ее в целом или входящих в нее отдельных объектов педагогического влияния [7]:
Первая движущая сила: законодательное и нормативно-правовое обеспечение реализации основных образовательных программ высшего образования, действенная практическая поддержка со стороны ответственных лиц и организаций РФ, региона и района (города), инициатив преподавателей вуза по формированию и развитию у студентов вуза готовности к организации летнего отдыха детей и подростков и решению профессиональных задач.
Характеристические признаки ее проявления: издание федеральных образовательных стандартов высшего образования по педагогическому и психолого-педагогическому направлению, предусматривающих в своем содержании летнюю практику в учреждениях летнего детского оздоровительного отдыха; издание основополагающих актов об образовании, об основах молодежной политики, о работе с детскими и юношескими объединениями и региональных актов об организации каникулярного отдыха детей и подростков и т.п.; выступления руководителей федеральной, региональной и местной систем образования на форумах педагогической общественности и активистов детско-подросткового и молодежного движения, в педагогической печати и иных средствах массовой информации по вопросам совершенствования организации отдыха и оздоровления детей и подростков; включение
руководителей образовательных и внешкольных учреждений в работу студенческих педагогических отрядов по реализации программы летнего оздоровительного отдыха; материальное и финансовое обеспечение соответствующими государственными службами образовательно-воспитательной деятельности в учреждениях летнего детского оздоровительного отдыха; деловые встречи, круглые столы, форумы руководства педвуза и представителей местной системы образования с обсуждением вопросов о подготовке студентов вуза к работе в летних оздоровительных учреждениях детей и подростков в рамках организации и проведения летней практики; участие руководителей учреждений летнего детского оздоровительного отдыха в установочных и итоговых конференциях по вопросам организации летней практики, проведение научно-практических конференций, семинаров по проблемам повышения эффективности организации воспитательной работы с детьми и подростками, внедрения педагогических инноваций в сфере организации летнего оздоровительного отдыха и осуществления воспитательной работы с детьми и подростками.
Вторая движущая сила: активное участие студентов вуза в педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков с оригинальными авторскими начинаниями и творческими предложениями.
Характеристические признаки ее проявления: возникновение у студентов вуза интереса к осуществлению профессиональной деятельности с детьми и подростками в учреждениях летнего оздоровительного отдыха, составление и реализация воспитательных дел с детьми и подростками в школе и детских объединениях, в учреждениях дополнительного образования, в центрах детского технического творчества и в клубах по месту жительства; стремление повысить свою профессиональную компетентность путем изучения дисциплин по организации летнего детского отдыха в рамках формирования индивидуальной образовательной траектории в части выбору дисциплин профессионального блока ФГОС и прохождения специальных курсов и Школ вожатского мастерства; осуществление профессионального самообразования путем самостоятельной проработки новинок психолого-педагогической и методической литературы по вопросам организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков; целенаправленное пополнение индивидуальных «Педагогических копилок» и «Вожатских тетрадей» тематическими разработками общелагерных и отрядных воспитательных дел и мероприятий с детьми и подростками в учреждении летнего отдыха; участие студентов в актуальном обновлении содержания проектируемых программ летнего оздоровительного отдыха детей и подростков и ее элементов; активное участие в конкурсах социальных проектов, вожатского мастерства, вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, в иных доступных состязаниях на профессиональной основе.
Третья движущая сила: нацеленность преподавателей вуза при подготовке студентов к их профессиональной деятельности на достижение возможно высоких показателей - гарантов освоения будущими педагогами в ходе организации летнего детского отдыха целей образования и воспитания детей и подростков, определенных Федеральным Законом «Об образовании в РФ» и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации по работе с детьми, подростками и молодежью и т.д.
Характеристические признаки ее проявления: реализация в профессионально-подготовительной деятельности будущих педагогов к летней практике ставки на новаторско-экспериментаторский подход к педагогическому управлению жизнедеятельностью воспитанников в учреждении летнего детского отдыха за счет оперативной актуализации и обновления ее содержательного и организационно-методического аспектов; организация научно-исследовательской работы студентов вуза в период подготовки к организации летнего детского отдыха и прохождения летней практики; введение в контекст профессиональной
подготовки студентов вуза к организации летнего детского отдыха творческих учебных заданий специально-предметного характера; включение в аудиторную и самостоятельную работу студентов по подготовке к летней практике элементов соперничества, индивидуального и коллективного соревнования в творческом процессе проектирования воспитательного процесса с детьми и подростками в учреждении летнего отдыха; разработка и внедрение в структуру профессиональной подготовки будущих педагогов положений о конкурсах профессионального мастерства будущих педагогов в сфере организации летнего детского отдыха; демонстрация студентам успехов на педагогическом поприще, в общепедагогической и специально-предметной подготовке; организация плановых и оперативных обсуждений в преподавательском и совместно со студенческим активом кругу вопросов о совершенствовании работы по обеспечению оптимальной готовности студентов вуза к воспитательной работе с детьми и подростками, в том числе в условиях организации их летнего оздоровительного отдыха.
Четвертая движущая сила: полноценная программная обеспеченность профессиональной подготовки студентов вуза к организации летнего детского оздоровительного отдыха с нацеливанием на творческий поиск решения актуальных задач совершенствования воспитательной работы с детьми и подростками в учреждениях летнего отдыха.
Характеристические признаки ее проявления: разработка и введение в образовательно-воспитательный процесс вуза рабочих учебных программ по дисциплине «Организация летнего отдыха детей и подростков», инструктивно-методического лагеря, летней практике; использование в ходе преподавания дисциплин профессионального цикла ФГОС и по курсу «Организация летнего отдыха детей и подростков» традиционных и инновационных образовательных технологий; предъявление студентам в ходе подготовки разного рода творческих заданий по разработке воспитательных и коллективных дел, подбору и описанию игр и игровых программ для воспитанников разного возраста в учреждении летнего детского отдыха, проектированию плана-сетки воспитательных дел с отрядом определенной возрастной категории детей и подростков в учреждениях летнего отдыха, проектированию программ (проектов) летнего оздоровительного отдыха детей и подростков по избранным направлениям воспитательной деятельности в различных учреждениях, в том числе малозатратных и иных развивающихся и доступных формах летнего детского отдыха: детских оздоровительных лагерях дневного и круглосуточного пребывания воспитанников, палаточных лагерей, учреждений санаторного типа, подростково-молодежных клубов по месту жительства, дворовых площадок, «Автобусах радости» и других.
Пятая движущая сила: квалифицированное методическое сопровождение деятельности студенческих педагогических отрядов, работы вузовских преподавателей и занятий студентов вуза в инструктивно-методическом лагере и практической деятельности субъектов функционирования педагогических систем в летних условиях.
Характеристические признаки ее проявления: составление и введение в образовательно-воспитательный процесс вуза сборников методических рекомендаций по организации летнего детского отдыха для студентов-практикантов и педагогических работников учреждений летнего детского отдыха; определение в качестве задач профессиональной подготовки студентов к организации летнего детского отдыха овладение содержанием и различными формами и методами организации жизнедеятельности коллектива детей и подростков в условиях самостоятельной работы в летнем лагере, формирование у студентов опыта творческой педагогической деятельности, исследовательского подхода к педагогическому процессу, формирование профессионально - значимых качеств личности будущего педагога, его активной гражданской позиции, овладение студентами методикой изучения личности
ребенка, подростка, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности, методикой планирования, организации и проведения воспитательных, познавательных, оздоровительных мероприятий с детьми и подростками, развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками, формирование коммуникативных умений студентов и саморазвитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками; навыков самостоятельной работы с детским и подростковым коллективом в условиях учреждениях летнего отдыха; разработка образцов документации для студентов на летней практике (педагогический дневник, включающий бланки характеристики педагогического коллектива, расписание работы кружков, паспорт и список отряда, фотография отрядного уголка, плана-сетки воспитательной работы с детьми и подростками на смену, планирование профессиональной деятельности на каждый день, бланки диагностического исследования личности ребенка и отрядного коллектива, схемы отчета о летней практике; образец методической разработки воспитательного коллективного дела и схемы его самоанализа).
Шестая движущая сила: профессионально-педагогическая состоятельность профессорско-преподавательского состава, ведущих теоретическую и практическую подготовку студентов вуза к организации летнего отдыха детей и подростков на уровне индивидуально-творческого подхода.
Характеристические признаки ее проявления: наличие высшего профессионально-педагогического образования; освоенность теории, связанной с оптимальной организацией летнего отдыха детей и подростков, в том числе в условиях региона; высокоуровневое владение навыками управления жизнедеятельностью детей и подростков в учреждении летнего отдыха; методическая подготовленность к проведению занятий по дисциплине «Организация летнего отдыха детей и подростков», проведению инструктивно-методического лагеря и летней практики; владение традиционными и инновационными технологиями обучения студентов по преподаваемому курсу, оснащенность личного педагогико-методического арсенала многообразными новаторскими разработками в сфере организации летнего детского отдыха; включенность в научно-исследовательскую деятельность по проблемам формирования у студентов готовности к эффективной организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков и наличие ее результативности: участие в научно-практических конференциях различного уровня по избранной проблематике; опубликование учебных материалов по теме, наличие публикаций в сборниках научных трудов, рецензируемых журналах, выполнение и защита диссертации по итогам проведения научных изысканий, участие конкурсах и выполнение грантов в сфере организации летнего отдыха детей и подростков, участие в программах повышения квалификации педагогических работников по эффективной организации и проектированию программ летнего детского отдыха.
Седьмая движущая сила: включение в образовательный процесс подготовки студентов вуза к организации летнего отдыха детей и подростков практических работников и специалистов, педагогов внешкольных образовательных учреждений, сфер культуры, спорта, туризма, деятелей профессионального движения и пр.
Характеристические признаки ее проявления: создание и сплочение коллектива специалистов из системы образования и примыкающих к ней сфер функционирования государства на местном уровне, участвующих в организации летнего детского отдыха и профессиональной подготовке студентов вуза к проведению летней практики; участие представителей в тематических семинарах, совещаниях по вопросам организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе по вопросам обсуждения текущих и итоговых результатов скоординированной подготовки студентов вуза к организации летнего детского отдыха, по созидательному преобразованию работы на требующих педагогической
коррекции ее направлениях; обмен опытом проведения учебных занятий со студентами в процессе их подготовки к организации летнего детского отдыха, в том числе с задействованием в образовательном процессе творческих учебных заданий; привлечение к образовательному процессу профессиональной подготовки студентов вуза к организации летнего детского отдыха и проведению инструктивно-методического лагеря преподавателей из числа действующих руководителей и практических работников учреждений летнего отдыха детей и подростков, организаций организация и проведение встреч, мастер-классов экспертов и специалистов образовательных организаций, реализующих программы летнего детского отдыха.
Каждая из описанных ведущих сил процесса использования творческих учебных заданий в подготовке студентов вуза к организации летнего детского отдыха есть не что иное, как состояние функционирующей вузовской педагогической системы в соответствующем отношении. Чем выше уровень ее сформированности, степень развитости ее управленческого потенциала, тем ярче выражена в действии глубина ее действия средствами творческих учебных заданий и другого педагогического и методического инструментария на качественное состояние готовности студентов вуза к организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков. Социально-педагогическую ценность данные движущие силы демонстрируют лишь при непосредственном включении их в функционирование педагогической системы, особенно при полноценном включении их как реальных активизаторов профессионального самосовершенствования обучающихся в вузе студентов.
Предъявление студентам творческих заданий в виде педагогических задач нами осуществлен на основе методики анализа учебно-воспитательных ситуаций и решения педагогических задач Л. Ф. Спирина, М. А. Степинского и М. Л. Фрумкина [9]. Под задачей принято понимать результат осознания субъектами деятельности целей деятельности, условий и проблем деятельности, где последнее - результат осознания противоречия между известной целью деятельности и неизвестными путями достижения цели (отсутствием определенной информации или средств достижения цели). Понятие «педагогическая задача» определяется, таким образом, как результат осознания воспитателем педагогической цели, а также условий и проблемы их достижения. Опредмечивающим, уточняющим такую трактовку служит определение Л.М. Фридмана: «Деятельность по решению задач - психическая деятельность, при этом процесс решения отдельной задачи составляет самостоятельную единицу этой деятельности. Операции, из которых состоит каждое умственное действие, применительно к решению задач в нашей терминологии являются элементарными шагами, а правилами ... -алгоритмические и эвристические элементы процесса решения задачи. Решение задачи имеет всегда определенную цель - осуществление требований задачи, а основной целью процесса решения является отыскание этого решения» [11].
Обучение студентов решению педагогических задач необходимо проводить в каждом цикле (при решении каждой задачи) по алгоритму (у Л. Ф. Спирина [10] - по эвристической программе) анализа решения воспитательных задач, включающего пять основных этапов: постановка педагогических задач; анализ планирования педагогических действий; анализ практических действий воспитателя и воспитанников; общая оценка выполненной педагогической деятельности на конкретном этапе работы; диагностика личности педагога как субъекта воспитания (гражданская и профессиональная направленность, нравственные, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества личности; общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции). Многократно решая педагогические задачи в соответствии с апробированным и оправдавшим себя алгоритмом, будущие педагоги основательно устраивают общую схему отыскания верных путей к ответу на сформулированной в задаче вопрос, а, овладев столь обобщенным способом осуществления педагогической рефлексии, пользуются им уже как неким умственным шаблоном
методологического характера для выполнения разнообразных творческих учебных заданий, в частности при освоении методики организации летнего отдыха детей и подростков.
Творческие учебные задания, производимые от программируемых ситуаций функционирования учреждения детского отдыха и оздоровления, охватывают в качестве предметов педагогического осмысления практически все реалии жизнедеятельности воспитанников. Так, в процессе подготовки студентам предъявляются разного рода задания по проектированию и теоретическому обоснованию воспитательных и коллективных дел в условиях жизнедеятельности временных детских коллективов, разработке сценариев массовых творческих мероприятий, выбору и описанию игр с детьми разного возраста в летнем лагере, планированию воспитательной работы с детьми и подростками на смену, составлению программ психолого-педагогической диагностики личности ребенка и детско-подросткового коллектива в условиях учреждения летнего оздоровительного отдыха, программ (проектов) летнего отдыха для различных учреждений, осуществляющих отдых и оздоровление, по различным направлениям воспитательной работы с детьми и подростками.
Таким образом, оптимизация процесса формирования у студентов вуза готовности к организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков оказывается эффективным при следующих условиях:
• целенаправленном и уместном использовании творческих учебных заданий в учебно-воспитательном процессе, ориентирующих студентов вуза на проектирование общения с воспитанниками в учреждении детского отдыха с учетом следующих значимых при этом обстоятельств: возраст воспитанников, их интересы, жизненные ценности и ожидания от жизнедеятельности в лагере, собственный личностный и профессиональный потенциал будущего организатора летнего детского отдыха, особенностей общественно-политической ситуации, региональные условия функционирования учреждений летнего детского отдыха как социально-педагогического организма;
• создании и введении в образовательный процесс вуза комплексов рабочих учебных программ и методических пособий по организации летнего детского оздоровительного отдыха для обучения студентов;
• обоснованном сочетании изучения теории педагогического анализа с выполнением учебных заданий творческого характера студентами и непосредственным их участием в управлении детскими коллективами; использовании возможностей детской игротеки в процессе подготовки будущих педагогов к организации летнего детского отдыха. Формирование такой готовности предполагает развитие у будущих педагогов личностной, интеллектуально-педагогической и профессионально-практической готовности к организации летнего отдыха детей и подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веретенникова Л.К. Подготовка студентов к воспитательной работе с октябрятами: дис. ... канд. пед. наук. М., 1985. 266 с.
2. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1983. 52 с.
3. Линкер Г.Р. Актуальные противоречия процесса подготовки будущих педагогов к организации летнего детского оздоровительного отдыха // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 9. С. 181185
4. Линкер Г.Р. Проблемы организации временного трудоустройства учащейся молодежи в учреждениях летнего отдыха детей и подростков // Материалы VIII Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия». Нижневартовск, 2011. с.240-242
5. Линкер Г.Р. Роль курса «Организация летнего отдыха детей и подростков» в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования в вузе к летней практике // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 16. с. 54-59
6. Линкер Г.Р. Социально-культурный аспект деятельности педагогических отрядов // Материалы VII Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия». Нижневартовск, 2010. с.137-138
7. Линкер Г.Р. Творческие учебные задания в структуре формирования у студентов педвуза готовности к организации летнего отдыха детей и подростков: дисс. ...канд.пед.наук / МГОПУ им. М.А. Шолохова. М., 2006. 216 с.
8. Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
9. Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумкин М.Л. Основы педагогического анализа. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1985. 85 с.
10. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. Кострома: КГУ, 1994. 107 с.
11. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.,1977.207 с.
Рецензент: Овсянникова Светлана Констатиновна, доцент кафедры общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет».
Linker Gul'nara Rinatovna
Nizhnevartovsk State University, NVSU Russia, Nizhnevartovsk E-mail: [email protected]
Creative learning tasks as a means of forming graduate students' readiness for organization of summer holidays for children
Abstract. To organize summer holidays for children and teenagers, the professional training of educational personnel in the higher education institutions requires constant actualization and theoretical understanding of the professional training content of future teachers. In the scientific literature the problem of the creative learning tasks application in the process of forming readiness of the future teachers for organization of summer holidays for children and teenagers is not adequately investigated. The article describes the results of the research conducted, during which the essence of readiness for organization of summer holidays for children is disclosed; motivational, cognitive, operational and evaluation components of readiness tailored to teacher activities in the institution of summer holidays for children are described; the leading driving forces of forming readiness of the future teachers for organization of summer holidays for children during their training in the higher education institutions are presented and disclosed; the creative learning tasks used in process of theoretical and practical training of tertiary students for educational work with children and teenagers in the summer holidays institutions are concretized; the optimization conditions for process of the professional student training for organizing summer holidays for children are described. The findings of investigation extend the knowledge about the means of forming readiness of the future teachers for organization of summer holidays for children in the period of their education at the university.
Keywords: Higher education; pedagogical education; tertiary students; professional training; bachelor; organization of summer holidays for children; summer intern; educational task; creative learning tasks; leading driving forces.
REFERENCES
1. Veretennikova L.K. Podgotovka studentov k vospitatel'noy rabote s oktyabryatami : dis. ... kand. ped. nauk. M., 1985. 266 s.
2. Duray-Novakova K.M. Formirovanie professional'noy gotovnosti studentov k pedagogicheskoy deyatel'nosti: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1983. 52 s.
3. Linker G.R. Aktual'nye protivorechiya protsessa podgotovki budushchikh pedagogov k organizatsii letnego detskogo ozdorovitel'nogo otdykha // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2009. № 9. S. 181-185
4. Linker G.R. Problemy organizatsii vremennogo trudoustroystva uchashcheysya molodezhi v uchrezhdeniyakh letnego otdykha detey i podrostkov // Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Deyatel'nostnoe ponimanie kul'tury kak vida chelovecheskogo bytiya». Nizhnevartovsk, 2011. s.240-242
5. Linker G.R. Rol' kursa «Organizatsiya letnego otdykha detey i podrostkov» v professional'noy podgotovke bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v vuze k letney praktike // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: problemy i rezul'taty. 2014. № 16. s. 54-59
6. Linker G.R. Sotsial'no-kul'turnyy aspekt deyatel'nosti pedagogicheskikh otryadov // Materialy VII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «De yatel'nostnoe ponimanie kul'tury kak vida chelovecheskogo bytiya». Nizhnevartovsk, 2010. s.137-138
7. Linker G.R. Tvorcheskie uchebnye zadaniya v strukture formirovaniya u studentov pedvuza gotovnosti k organizatsii letnego otdykha detey i podrostkov: diss. ...kand.ped.nauk / MGOPU im. M.A. Sholokhova. M., 2006. 216 s.
8. Pedagogika: ucheb. posob. dlya stud. ped. ucheb. zavedeniy / V.A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mishchenko, E. N.Shiyanov. M.: Shkola-Press, 1997. 512 s.
9. Spirin L.F., Stepinskiy M.A., Frumkin M.L. Osnovy pedagogicheskogo analiza. Yaroslavl': YaGPI im. K D. Ushinskogo, 1985. 85 s.
10. Spirin L.F. Pedagogika resheniya uchebno-vospitatel'nykh zadach. Kostroma: KGU, 1994. 107 s.
11. Fridman L.M. Logiko-psikhologicheskiy analiz shkol'nykh uchebnykh zadach. M.,1977.207 s.