Научная статья на тему 'Актуализация профессиональных проб в процессе организации летней психолого-педагогической практики будущих социальных педагогов'

Актуализация профессиональных проб в процессе организации летней психолого-педагогической практики будущих социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / PROFESSIONAL PROBATION / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / TRAINING OF FUTURE SOCIAL TEACHERS / ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ / ORGANIZING SUMMER HOLIDAYS FOR CHILDREN / ЛЕТНЯЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / SUMMER PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Людмила Сергеевна

Представлен опыт организации детского отдыха по месту жительства в рамках проекта «Городское лето». Показаны содержательные и организационно-методические особенности реализации профессиональных проб для студентов будущих социальных педагогов, участвующих в проекте в целях прохождения летней психолого-педагогической практики. Приведены данные эмпирических исследований, отражающие результаты использования профессиональных проб как средства подготовки будущих социальных педагогов к организации досуга, оздоровления и летнего отдыха детей и подростков. Обозначены перспективы исследований в контексте развития научно-педагогического знания, связанного с социально-педагогическими аспектами летнего детского отдыха по месту жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демина Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF PROFESSIONAL PROBATION IN THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRACTICE OF FUTURE SOCIAL TEACHERS

The article presents the experience of organizing children's activities in their residence within the project “City Summer”. It shows the conceptual, organizational and methodological features of the implementation of professional probations for students future social teachers involved in the project in order to pass the summer psychological and pedagogical practice. Substantiates the data of empirical research, reflecting the results of using of probations as a means of professional training of future social teachers for leisure, recreation and summer holidays for children and teenagers. Denotes the perspectives of research in the context of the development of scientific and pedagogical knowledge related to social and pedagogical aspects of summer holidays for children in their residence.

Текст научной работы на тему «Актуализация профессиональных проб в процессе организации летней психолого-педагогической практики будущих социальных педагогов»

Л. С. Демина. Актуализация профессиональных проб в процессе организации...

УДК 378.147.88

Л. С. Демина

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Представлен опыт организации детского отдыха по месту жительства в рамках проекта «Городское лето». Показаны содержательные и организационно-методические особенности реализации профессиональных проб для студентов - будущих социальных педагогов, участвующих в проекте в целях прохождения летней психолого-педагогической практики. Приведены данные эмпирических исследований, отражающие результаты использования профессиональных проб как средства подготовки будущих социальных педагогов к организации досуга, оздоровления и летнего отдыха детей и подростков. Обозначены перспективы исследований в контексте развития научно-педагогического знания, связанного с социально-педагогическими аспектами летнего детского отдыха по месту жительства.

Ключевые слова: профессиональная проба, подготовка будущих социальных педагогов, организация летнего отдыха детей, летняя психолого-педагогическая практика.

Современный выпускник вузовской программы подготовки социально-педагогических кадров должен быть в полной мере готов к осуществлению своей будущей профессиональной деятельности согласно требованиям, обновленным на нормативно-правовом уровне. Его деятельность как педагога предполагает овладение профессиональными (трудовыми) действиями, описанными в профессиональном и образовательном стандартах, а также компетенциями и знаниями, необходимыми для их осуществления [1]. Помимо вышеизложенного, в связи с тем, что область практической социально-педагогической деятельности очень широка, будущий социальный педагог должен быть подготовлен к реализации профессиональных действий в рамках конкретного направления (специализации). Одним из таких направлений является организация досуговой деятельности детей и подростков по месту жительства.

Социальный педагог в рамках своей компетенции участвует в решении таких общегосударственных проблем социальной сферы, как снижение жизненного уровня населения, социального сиротства, ухудшение здоровья детей и молодежи, распространение подростковой преступности, безнадзорности, наркомании, широкая доступность информации, имеющей антивоспитательную направленность, которые оказывают негативное влияние на духовно-нравственное развитие и здоровье юных россиян. Особенно обостряются эти проблемы в летнее время, когда основные образовательные и воспитательные организации не функционируют. Освоить данное направление деятельности в учебной аудитории сложно, поэтому в процессе подготовки будущего социального педагога в вузе необходимо использовать профессиональные пробы. Однако их реализация в данном случае будет связана главным образом не с их традиционной задачей (профориентацией), а скорее, с возможностями профессиональной пробы как средством

формирования у будущих социальных педагогов навыков осуществления профессиональных действий и направленности на акме.

Организация летнего отдыха детей является одной из актуальных проблем социальной педагогики. Вопросами разработки содержания деятельности по организации детского отдыха занимались такие ученые, как С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская, О. С. Газ-ман, С. А. Шмаков, И. П. Иванов, И. И. Фришман и др. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме досуговой деятельности раскрыты в трудах П. Ф. Лесгафта, В. С. Пирусского и др. [2, 3]. Эти идеи легли в основу разработанного коллективом студентов и преподавателей Томского государственного педагогического университета в 2006 г. социально-педагогического проекта «Городское лето», который успешно реализуется по настоящее время [4].

Цель проекта - организация досуга, оздоровления и личностного развития детей и подростков в летний каникулярный период на детских (дворовых) площадках по месту жительства.

Участники проекта: дети в возрасте от 5 до 16 лет; вожатые - студенты Томского государственного педагогического университета; преподаватели кафедры социальной педагогики Томского государственного педагогического университета. Партнеры проекта: Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Томска; Молодежная общероссийская организация «Российские студенческие отряды»; МУ «Центр социальных инициатив» г. Томска; администрации районов г. Томска; депутаты, предприниматели, музеи города Томска, Томский ботанический сад и др.

В процессе реализации проекта можно выделить три основных этапа.

1) подготовительный этап: март - май.

Основная задача этого этапа - создать условия для успешной реализации проекта. Определяется

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 9 (162)

общая тематика программы, заранее осуществляется подбор и анализ литературы, наглядных материалов по тематике каждой летней смены; планирование смен, корректировка планов, подготовка методических рекомендаций; работа с кадрами: подбор кадров, организация Школы вожатого, проведение организационного педсовета для руководителей кружков; разработка сценариев мероприятий; подготовка инвентаря и выбор площадок;

2) основной этап: июнь - август.

На этом этапе организуется деятельность по реализации целей и задач проекта. Работа направлена на организацию досуговой, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности. Как правило, за лето в рамках проекта проходит 4 двухнедельные смены. В организационной структуре каждой смены условно можно выделить три периода: организационный, основной и итоговый.

Организационный период (2 дня): оформление отрядов детей по месту жительства; введение в тематику смены; планирование отрядных мероприятий, кружковой работы; организационные сборы на площадках; инструктаж для вожатых по организации работы в течение смены; знакомство, сплочение, выявление интересов детей; начало работы кружков.

Основной период (6 дней): участие в программе смены, коллективно-творческая деятельность детей и вожатых по подготовке и проведению тематических мероприятий; занятия в кружках и спортивных секциях; музыкальные и танцевальные часы; малые игры; рефлексия, коррекция планов, форм, методов работы.

Итоговый период (2 дня): подведение итогов игр, участия каждого ребенка в жизни отряда; творческий отчет кружков; анкетирование по итогам смены; торжественное закрытие смены; малый педагогический совет по подведению итогов смены; анализ работы педагогического коллектива; обработка и оформление отчетных материалов смены;

3) заключительный этап: сентябрь.

На данном этапе проводится анализ деятельности по реализации проекта: подведение итогов; постановка задач с целью организации дальнейшей продуктивной работы по совершенствованию системы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков.

Каждая смена «Городского лета» посвящена определенной тематике. Так, например, в 2012 г. содержание смен носило профориентационный характер, в 2011 г. студенты организовали для ребят «Праздничное мировое турне», а в 2013 г. организаторы проекта выбрали тему, близкую каждому проживающему в нашем городе, и назвали ее «Хо -рошо быть томичом!». Ребята, посещающие пло-

щадки, узнают много нового и интересного о родном крае - это и легенды Томска, и символика, и известные личности, и праздники, а также традиции, флора, фауна, проспекты, улицы, памятники, зоны отдыха и многое другое.

Таким образом, студенты в процессе летней психолого-педагогической практики проходили профессиональные пробы по следующим направлениям (специализациям):

- «социальный педагог-методист» (разрабатывают методическое обеспечение программы работы площадок в соответствии с заданной тематикой);

- «социальный педагог-психолог» (осуществляют психологическое сопровождение проекта, проводят диагностику личности ребенка, разрабатывают психологические рекомендации для родителей и др.);

- «социальный педагог-валеолог» (организуют зарядку, спортивные игры и состязания, проводят работу по профилактике употребления ПАВ и пропаганде здорового образа жизни);

- «социальный педагог - организатор досуга» (каждый студент организует на площадке кружковую работу с детьми, участвует в реализации куль-турно-досуговой программы).

Основной педагогический результат профессиональных проб - развитие готовности студентов к социально-педагогическому сопровождению образовательно-досуговой деятельности детей и подростков.

Данный результат достигается посредством последовательного прохождения этапов проектирования:

1) проблематизация деятельности студентов по социально-педагогическому сопровождению с использованием методик феноменологического описания и феноменологической реконструкции инновационного опыта;

2) составление «дорожной карты» развития готовности студентов к социально-педагогическому сопровождению на основе итогов проблематиза-ции;

3) прохождение индивидуальных образовательных маршрутов и коррекция траекторий развития студентов;

4) консультационная поддержка студентов, участвующих в организации образовательно-досуго-вой деятельности детей и подростков;

5) внутренняя и внешняя экспертиза деятельности студентов по социально-педагогическому сопровождению образовательно-досуговой деятельности детей и подростков.

В 2014 г. в эксперименте участвовали студенты Томского государственного университета, проходящие бакалаврскую подготовку по профилю «Соци-

Л. С. Демина. Актуализация профессиональных проб в процессе организации.

альная педагогика», в количестве 48 человек (24 -в контрольной группе и 24 - в экспериментальной).

Сравнительный анализ результатов измерений по указанным критериям до реализации проекта и после показал, что наблюдался значительный прирост по личностному, когнитивному и деятель-ностному критериям в экспериментальной группе (таблица 2).

Таблица 2

Результативность профессиональных проб при прохождении студентами практики (результаты измерений до и после эксперимента)

Осмысление опыта реализации профессиональных проб позволяет определить перспективные на-

Были выделены личностный, деятельностный и когнитивный критерии результативности профессиональных проб (таблица 1).

правления развития системы подготовки будущих социальных педагогов к организации детского отдыха во дворах: привлечение к реализации проекта педагогов, прошедших специальную подготовку; реализация комплексного подхода в организации работы на летних детских дворовых площадках; комбинирование разных форм и методов работы.

Завершая, отметим, что более детальное и системное изучение аспектов социально-педагогического сопровождения детского летнего отдыха по месту жительства является весьма перспективным направлением научно-педагогических исследований. Так, на наш взгляд, интересным было бы проведение специального исследования, связанного с изучением влияния прохождения студентами профессиональных проб в рамках организации детского летнего отдыха по месту жительства на их самоопределение в плане выбора предполагаемого направления будущей профессиональной социально-педагогической деятельности.

Таблица 1

Средства фиксации достигнутого результата

Критерий Уровни Средства измерения

элементарный функциональный творческий

Личностный: эмоционально-ценностная позиция по отношению к сопровождению образо-вательно-досуговой деятельности детей и подростков Равнодушно относится к сопровождению образовательно-досуговой деятельности детей и подростков Ответственно подходит к сопровождению образовательно-досуго-вой деятельности детей и подростков Лично заинтересован в повышении качества сопровождения образова-тельно-досуговой деятельности детей и подростков Анкета, рефлексивная беседа, экспертная оценка

Когнитивный: сформированность представлений об организационно-педагогических условиях социально-педагогического сопровождения образовательно-досу-говой деятельности детей и подростков Имеет слабое представление об организационно-педагогических условиях социально-педагогического сопровождения образовательно-досуговой деятельности детей и подростков Имеет четкое представление об организационно-педагогических условиях социально-педагогического сопровождения образовательно-досуго-вой деятельности детей и подростков Имеет четкое представление об организационно-педагогических условиях социально-педагогического сопровождения образовательно-досуговой деятельности. Способен применять имеющиеся знания на практике Опросник

Деятельностный: степень готовности к осуществлению социально-педагогического сопровождения образова-тельно-досуговой деятельности детей и подростков Не обладает функциональной компетентностью Способен успешно действовать как исполнитель Может действовать как организатор и эксперт Опросник, ситуационные задачи

Критерии До эксперимента После эксперимента

ЭГ, доля студентов, % КГ, доля студентов, % ЭГ, доля студентов, % КГ, доля студентов, %

Личностный 66,7 62 20,3 42,3

Когнитивный 11,6 14,1 69,6 22,5

Деятельност-ный 14,5 14,1 10,1 32,4

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 9 (162)

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификации (степень): «бакалавр») / утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2010.

2. Данилков А. А., Данилкова Н. С. Командообразование в детском коллективе: учеб.-метод. пос. Новосибирск: Твердый знак, 2013. 214 с.

3. Игровые модели досуга и оздоровления детей / авт.-сост. Е. А. Радюк. Волгоград: Учитель, 2008. 207 с.

4. Смышляева Л. Г., Демина Л. С., Титова Г. Ю., Смышляев А. В. Физкультурно-оздоровительная компонента в организации детского летнего отдыха по месту жительства // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). Вып. 1 (142), 2014. С. 146-150.

Демина Л. С., ст. преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: els@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 16.06.2015.

L. S. Demina

ACTUALIZATION OF PROFESSIONAL PROBATION IN THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL

PRACTICE OF FUTURE SOCIAL TEACHERS

The article presents the experience of organizing children's activities in their residence within the project "City Summer". It shows the conceptual, organizational and methodological features of the implementation of professional probations for students - future social teachers - involved in the project in order to pass the summer psychological and pedagogical practice. Substantiates the data of empirical research, reflecting the results of using of probations as a means of professional training of future social teachers for leisure, recreation and summer holidays for children and teenagers. Denotes the perspectives of research in the context of the development of scientific and pedagogical knowledge related to social and pedagogical aspects of summer holidays for children in their residence.

Key words: professional probation, training of future social teachers, organizing summer holidays for children, summer psychological and pedagogical practice.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 "Psihologo-pedagogicheskoye obrazovaniye" (kvalifikatsii (stepen'): "bakalavi"). Utverzhden Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [State Educational Standard of Higher Professional Education for qualification 050400 Psychological and pedagogical education (qualifications (degree): bachelor). Approved by the order by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation] (in Russian).

2. Danilkov A. A., Danilkova N. S. Komandoobrazovaniye v detskom kollektive [Team building in children's groups]. Novosibirsk, Tverdyy znak Publ., 2013. 214 p. (in Russian).

3. Radyuk E. A. Igrovye modeli dosuga i ozdorovleniya detey [Game models of leisure and health activities for children]. Volgograd, Uchitel' Publ., 2008. 207 p. (in Russian).

4. Smyshlyayeva L. G., Demina L. S., Titova G. Yu., Smyshlyayev A. V. Fizkul'turno-ozdorovitel'naya komponenta v organizatsii detskogo letnego otdykha po mestu zhitel'stva [Physical training and recreational components in the children's summer vacation residence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 146-150 (in Russian).

Demina L. S.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: els@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.