Научная статья на тему 'Физкультурно-оздоровительная компонента в организации детского летнего отдыха по месту жительства'

Физкультурно-оздоровительная компонента в организации детского летнего отдыха по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ / ДЕТСКИЕ ДВОРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / CHILDREN’S PLAYGROUND / PHYSICAL RECREATION ACTIVITIES / ORGANIZATION OF SUMMER CAMPS FOR CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Л. С., Смышляева Л. Г., Титова Г. Ю., Смышляев А. В.

Представлен восьмилетний опыт Томского государственного педагогического университета по организации детского отдыха по месту жительства. Показаны содержательные и организационно-методические особенности реализации физкультурно-оздоровительной компоненты обсуждаемой социально-педагогической практики. Приведены данные эмпирических исследований, отражающие физкультурно-оздоровительные эффекты летнего отдыха детей на дворовых площадках. Обозначены перспективы исследований в контексте развития научно-педагогического знания, связанного с физкультурно-оздоровительными аспектами летнего детского отдыха по месту жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демина Л. С., Смышляева Л. Г., Титова Г. Ю., Смышляев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING AND RECREATIONAL COMPONENTS IN THE CHILDREN''S SUMMER VACATION RESIDENCE

The article presents eight-year expererience of Tomsk State Pedagogical University for organizing children’s activities in the communities. It demostrates substantive and organizational-methodical implementation features of sports and recreational components of the discussed social and pedagogical practices. The data of empirical research, reflecting the effects of sports and recreational summer camps for children in residential areas. The prospects for research in the context of scientific and pedagogical knowledge related to sports and recreation aspects of summer recreation for children in the community.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-оздоровительная компонента в организации детского летнего отдыха по месту жительства»

УДК 796.035:378.17:379.844

Л. С. Демина, Л. Г. Смышляева, Г. Ю. Титова, А. В. Смышляев

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЛЕТНЕГО

ОТДЫХА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Представлен восьмилетний опыт Томского государственного педагогического университета по организации детского отдыха по месту жительства. Показаны содержательные и организационно-методические особенности реализации физкультурно-оздоровительной компоненты обсуждаемой социально-педагогической практики. Приведены данные эмпирических исследований, отражающие физкультурно-оздоровительные эффекты летнего отдыха детей на дворовых площадках. Обозначены перспективы исследований в контексте развития научно-педагогического знания, связанного с физкультурно-оздоровительными аспектами летнего детского отдыха по месту жительства.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, организация летнего отдыха детей,

детские дворовые площадки.

В настоящее время становится очевидным, что такие общегосударственные проблемы социальной сферы, как снижение жизненного уровня большинства населения, рост асоциального поведения, социального сиротства, ухудшение здоровья детей и молодежи, распространение подростковой преступности, безнадзорности, наркомании, широкая доступность информации, имеющей антивоспитательную направленность, оказывают негативное влияние на духовно-нравственное развитие и физическое здоровье юных россиян. Особенно важной эта проблема становится в летнее время, когда основные образовательные и воспитательные организации не функционируют.

Организация летнего отдыха детей является одной из актуальных проблем педагогики. Вопросами разработки содержания работы по организации детского отдыха занимались такие ученые, как С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская, О. С. Газман, С. А. Шмаков, И. П. Иванов, И. И. Фришман и др. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме досуговой деятельности раскрыты в трудах П. Ф. Лесгафта, В. С. Пирусского и др. [1]. Эти идеи легли в основу разработанного коллективом студентов и преподавателей Томского государственного педагогического университета в 2006 г. социально-педагогического проекта «Городское лето», который успешно реализуется по настоящее время [2].

Цель проекта - организация досуга, оздоровления и личностного развития детей и подростков в летний каникулярный период на детских придомовых (дворовых) площадках по месту жительства.

Данная цель достигается путем решения следующих задач:

1) создать оптимальные условия для творческого развития, раскрытия способностей, укрепления физического и психологического здоровья детей

и подростков путем осуществления комплекса физкультурно-спортивных и творческих дел;

2) развивать чувства коллективизма, дружбы, ответственность, самостоятельность у детей и подростков;

3) осуществлять профилактику детской безнадзорности в летнее каникулярное время;

4) привлекать детей и подростков к здоровому образу жизни через проведение профилактических, спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Участники проекта:

- дети и подростки в возрасте от 5 до 16 лет в количестве 750 человек;

- вожатые - студенты Томского государственного педагогического университета в количестве 50 человек (приведены данные за лето 2013 г.);

- партнеры проекта: управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Томска; Молодежная общероссийская организация «Российские студенческие отряды»; МУ «Центр социальных инициатив» г. Томска; администрации районов г. Томска; депутаты, предприниматели, сотрудники музеев города Томска, специалисты Томского ботанического сада и др.

В процессе реализации проекта можно выделить три основных этапа.

1) подготовительный этап: март - май.

Основная задача этого этапа - создать условия

для успешной реализации проекта. Определяется общая тематика программы, заранее осуществляется подбор и анализ литературы, наглядных материалов по тематике каждой летней смены; планирование смен, корректировка планов, подготовка методических рекомендаций; работа с кадрами: подбор кадров, организация Школы вожатого, проведение организационного педсовета для руководителей кружков; разработка сценариев мероприятий; подготовка инвентаря и выбор площадок;

2) основной этап: июнь - август.

На этом этапе организуется деятельность по реализации целей и задач проекта. Работа направлена на организацию досуговой, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности. Как правило, за лето в рамках проекта проходит 4 двухнедельные смены. В организационной структуре каждой смены условно можно выделить три периода: организационный, основной и итоговый:

1. Организационный период (2 дня): организационное оформление отрядов детей по месту жительства; введение в тематику смены; планирование отрядных мероприятий, кружковой работы; организационные сборы на площадках; инструктаж для вожатых по организации работы в течение смены; знакомство, сплочение, выявление интересов детей; начало работы кружков.

2. Основной период (6 дней): участие в программе смены, коллективно-творческая деятельность детей и вожатых по подготовке и проведению тематических мероприятий; занятия в кружках и спортивных секциях; музыкальные и танцевальные часы; малые игры; рефлексия, коррекция планов, форм, методов работы.

3. Итоговый период (2 дня): подведение итогов игр, участия каждого ребенка в жизни отряда; творческий отчет кружков; анкетирование по итогам смены; торжественное закрытие смены; малый педагогический совет по подведению итогов смены; анализ работы педагогического коллектива; обработка и оформление отчетных материалов смены.

Организация режима каждого дня в рамках основного этапа реализации программы проводится следующим образом:

09.45 - сбор вожатых по планированию;

10.00 - сбор детей на площадке;

10.10 - отрядный круг;

10.30 - тематическая зарядка или подвижные игры;

11.00 - тематические мероприятия;

12.30 - малые игры, занятия в кружках;

13.30 - заполнение детьми личных дневников, подведение итогов дня, планирование работы;

14.00 - сбор вожатых;

3) заключительный этап: сентябрь.

На данном этапе проводится анализ деятельности по реализации проекта: подведение итогов; постановка задач с целью организации дальнейшей продуктивной работы по совершенствованию системы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков.

Каждая смена «Городского лета» посвящена определенной тематике. Так, например, в 2012 г. содержание смен носило профориентационный характер, в 2011 г. студенты организовали для ребят «Праздничное мировое турне», а в 2013 г. органи-

заторы проекта выбрали тему, близкую каждому проживающему в нашем городе, и назвали ее «Хорошо быть томичом!». Ребята, посещающие площадки, узнают много нового и интересного о родном крае - это и легенды Томска, и символика, и известные личности, и праздники, а также традиции, флора, фауна, проспекты, улицы, памятники, зоны отдыха и многое другое.

Независимо от тематики смен одним из ключевых направлений проекта является физкультурнооздоровительная работа, которая призвана решать задачи вовлечения детей в различные формы физкультурно-оздоровительной деятельности, выработки и укрепления гигиенических навыков детей, расширения знаний об охране здоровья и др.

Основные формы организации физкультурнооздоровительной работы:

- утренняя зарядка;

- подвижные и спортивные игры;

- спортивные праздники (например, День физкультурника) и соревнования;

- ознакомление с особенностями летних видов спорта (организация презентаций, индивидуальных спортивных проб);

- теоретические занятия, нацеленные на развитие кругозора в области физической культуры и спорта (викторины, спортивные кругосветки);

- индивидуальные задания по физической культуре для самостоятельного выполнения в течение дня [3].

Следует отметить, что реализация физкультурно-оздоровительной компоненты в системе детского летнего отдыха по месту жительства, помимо задачи собственно оздоровления детей, обеспечивает еще и развитие у них культуры здоровья, формирование основ здорового образа жизни. В рамках мероприятий физкультурно-оздоровительной компоненты детского летнего отдыха по месту жительства - при необходимом педагогическом сопровождении - происходит становление компетенций, обеспечивающих здоровый образ жизни, таких как: здоровьесберегающая направленность поведения; ориентация на занятия физкультурой и спортом; владение приемами правильной организации двигательной активности; способность к продуктивной самоорганизации; ориентация на соблюдение режима дня; направленность на самопознание; владение приемами самоактуализации.

Представляется важным обозначить тот факт, что по результатам опроса родителей в качестве одного из положительных эффектов детского летнего отдыха на дворовых (придомовых) площадках отмечаются положительные изменения в поведении детей, связанные с ориентацией на соблюдение норм здорового образа жизни и отражающие развитость обозначенных выше компетенций.

Опрошено 47 родителей, опрос проведен в форме неструктурированного интервью.

Специалистами отмечено, что здоровый образ жизни имеет достаточно широкий спектр положительного влияния на различные стороны телесной и психической жизни человека. Среди индикаторов этих влияний: высокий жизненный тонус, хорошее самочувствие, бодрость, собранность, ощущение своей физической привлекательности, оптимистическое настроение.

С целью определения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми в рамках летнего отдыха по месту жительства по части психоэмоциональной составляющей было проведено специальное исследование посредством теста «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение» [4, 5]. Данный опросник основывается на самооценке своего состояния по предлагаемым 30 парам противоположных характеристик, на которые предлагается ответить респонденту. Полученные результаты представлены в таблице.

Таблица

Динамика психоэмоционального самочувствия детей, включенных в отдых по месту жительст-

ва (по данным самооценки)

Этап исследова- ния Название шкалы, показатель уровня, %

Самочувствие Активность Настроение

норма низкий норма низкий норма низкий

Результаты первичной диагностики 71 29 75 25 76 24

Результаты итоговой диагностики 89 11 82 18 88 12

Как видно из приведенных данных, по шкале «самочувствие» показатель уровня в норме на начальном этапе выявлен у 71 %, на итоговом -у 89 %, низкий уровень самочувствия на начальном этапе составил 29 %, а на итоговом - 11 %. По шкале «активность» показатель уровня в норме на начальном этапе составил 75 % исследуемых, а на итоговом - у 82 %, низкий уровень на начальном этапе составил 25 %, на итоговом - 18 %. По шкале «настроение» показатель в норме на начальном этапе выявлен у 76 % испытуемых, на итоговом -у 88 %, показатель низкого уровня на начальном этапе составил 24 %, на итоговом - 12 %.

Таким образом, из результатов диагностики видно, что по всем шкалам существует некоторая разница в показателях. Так, показатели уровня самочувствия, активности и настроения в норме на итоговом этапе выше, чем при первичной диагностике по данным показателям. Интерпретируя данные, можно сделать вывод о положительном влиянии физкультурно-оздоровительной работы на

психоэмоциональное самочувствие детей, включенных в отдых по месту жительства.

Согласно экспертным оценкам (экспертами выступали авторитетные специалисты в сфере физической культуры и спорта, медицинские работники и педагоги дополнительного образования), преимуществами проекта в рамках организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми по месту жительства во время летних каникул являются:

- обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к личности;

- привлечение к реализации проекта вожатых и волонтеров, имеющих способности и увлеченность спортивными видами деятельности;

- сменяемость и разнообразие форм и методов работы;

- организация работы преимущественно в игровой форме, что делает процесс физкультурно-оздоровительной деятельности легким и комфортным для детей;

- удобное расположение площадок (дворы) и режим работы дают возможность посещать их большему количеству детей;

- обеспечение добровольного участия детей и подростков в деятельности;

- доступность (площадки работают бесплатно для всех желающих).

Осмысление опыта позволяет определить перспективные направления развития физкультурнооздоровительной компоненты при организации детского отдыха во дворах для повышения эффективности данной работы:

- привлечение к реализации проекта педагогов, прошедших специальную подготовку, в том числе успешно прошедших курс подготовки спортин-структоров (тем более что на территории города Томска введен штат инструкторов по физической культуре по месту жительства);

- реализация комплексного подхода в организации физкультурно-оздоровительной работы на летних детских дворовых площадках, комбинирование разных форм и методов работы.

Завершая, отметим, что более детальное и системное изучение физкультурно-оздоровительных аспектов детского летнего отдыха по месту жительства является весьма перспективным направлением научно-педагогических исследований. Так, на наш взгляд, интересным было бы проведение специального исследования, связанного с изучением влияния физкультурно-оздоровительной компоненты в рамках организации детского летнего отдыха по месту жительства на самоопределение детей в плане выбора вида спорта как направления дополнительного образования в рамках посещения ими спортивных школ и секций.

Список литературы

1. Лобанов В. В., Ревякина В. И. Педагогика доктора Пирусского: новаторские опыты оздоровительно-образовательной работы в Сибири

конца XIX - начала XX в. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 202 с.

2. Еремина Л. С. Городское лето: формы организации летнего досуга детей во дворах: метод. пособие / под общей ред. Г. Ю. Титовой.

Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 100 с.

3. Смышляев А. В., Беженцева Л. И., Смышляев С. Н. Физическое воспитание детей в летних оздоровительных лагерях: учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. 140 с.

4. Сборник психологических тестов: пособие / сост. Е. Е. Миронова. Минск: ЭНВИЛА, 2005. 155 с.

5. Беляева Л. А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков // Вестн.

Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 10 (112). С. 162-165.

Демина Л. С., старший преподаватель кафедры социальной педагогики.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: els@sibmail.com

Смышляева Л. Г., доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой, профессор кафедры социальной педагогики. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: sp_pf@tspu.edu.ru

Титова Г. Ю., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики, декан педагогического факультета.

Томский государственный педагогический университет.

Пр. Ленина, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: titova_g@mail.ru

Смышляев А. В., кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры спортивных дисциплин.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: sav@tpu.ru

Материал поступил в редакцию 14.01.2014. L. S. Demina, L. G. Smishlyaeva, G. Y. Titova, A. V. Smishlyaev

PHYSICAL TRAINING AND RECREATIONAL COMPONENTS IN THE CHILDREN'S SUMMER VACATION RESIDENCE

The article presents eight-year expererience of Tomsk State Pedagogical University for organizing children’s activities in the communities. It demostrates substantive and organizational-methodical implementation features of sports and recreational components of the discussed social and pedagogical practices. The data of empirical research, reflecting the effects of sports and recreational summer camps for children in residential areas. The prospects for research in the context of scientific and pedagogical knowledge related to sports and recreation aspects of summer recreation for children in the community.

Key words: physical recreation activities , organization of summer camps for children, children s playground.

References

1. Lobanov V. V., Revyakina V. I. Pedagogy of Dr. Pirusskiy: innovative experiments health-improving and educational work in Siberia of late XIX -earlyXXcenturies. Tomsk, TSPU Publ.,2013. 202 p. (in Russian).

2. Eremina L. S. Urban summer: summer forms of leisure activities for children in the yards. Issue 2: handbook / under the general editorship of G.

Yu. Titova. Tomsk, TSPU Publ., 2012. 100 p. (in Russian).

3. Smishlyaev A. V., Bezhentseva L. I., Smishlyaev S. N. Physical education of children in summer camps: tutorial. Tomsk:, TPU Publ., 2008. 140 p. (in Russian).

4. Collection of psychological tests. Part I: Manual / Comp. E.E. Mironova. Minsk, ENVILA Publ., 2005. 155 p. (in Russian).

5. Belyaeva L. A. Investigation of the influence of physical training and sports upon the development of the emotional sphere of the teenagers

personality. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 10 (112), pp. 162-165 (in Russian).

Demina L. S.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: els@sibmail.com

Smishlyaeva L. G.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: sp_pf@tspu.edu.ru

Titova G. Y.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: titova_g@mail.ru

Smishlyaev A. V.

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: sav@tpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.