Научная статья на тему 'Воспитательные потенциалы общественно-просветительской деятельности'

Воспитательные потенциалы общественно-просветительской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL-ENLIGHTENING ACTIVITY / SOCIAL UPBRINGING / STUDENTS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслова Елена Викторовна

Рассматривается сущность общественно-просветительской деятельности, ее связь с категорией «социализация», социально-педагогические функции общественно-просветительской деятельности в воспитании студентов, особенности использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of social-enlightening activity, its relation with category of socialization, social-pedagogic functions of social-enlightening activity in upbringing of students of musical-pedagogic faculty.

Текст научной работы на тему «Воспитательные потенциалы общественно-просветительской деятельности»

УДК 37.013

Буслова Елена Викторовна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

busvit2009@ mail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается сущность общественно-просветительской деятельности, ее связь с категорией «социализация», социально-педагогические функции общественно-просветительской деятельности в воспитании студентов, особенности использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета.

Ключевые слова: общественно-просветительская деятельность, социальное воспитание, студенты, социализация.

Определение специфики и сущности общественно-просветительской деятельности, ее общих и специфических функций, места и роли в общественной жизни позволяет осветить целый ряд явлений, происходящих в социуме, глубже понять процессы социализации и воспитания человека.

Просветительская деятельность в России имеет давние и богатые традиции. У ее истоков стояли сотни известных российских ученых и деятелей культуры (А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, И.И. Мечников,

Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев, К.А. Тимирязев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Л. Эйлер и многие другие), тысячи неизвестных подвижников просветительства. Просветительская деятельность носит общественный характер и, как любая общественная деятельность, «какой бы скромный характер она не имела, всегда оказывает на человека сильное влияние. Общественная деятельность... не ведет к чисто внешним результатам - она изменяет внутренний облик воспитанника, формирует у него потребность активного созидания как свойство личности» [цит. по: 11, с. 26].

Понятие «общественный» имеет несколько значений. На наш взгляд, применительно к просветительской деятельности категории «общественный» более соответствует следующая трактовка: «относящийся к работе, деятельности по добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд коллектива» [8, с. 440]. Для студентов участие в такой работе является важным, поскольку добровольная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом. Добровольчество способствует формированию таких качеств как милосердие,

доброта, стремление придти на помощь, способность к сопереживанию. По справедливому замечанию Л.К. Ивановой, немаловажным результатом участия в деятельности является понимание возможности и собственной способности изменить что-то в обществе, в конкретном мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой способности самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определением своего места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности [1, с. 390].

Основные методические принципы организации деятельности, направленной «на пользу и радость далеким и близким людям», были положены в основу воспитательной концепции педагогики «общей заботы» И. П. Иванова. В основе создания воспитательной системы лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельность воспитанников и наставников, их сотрудничество, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество.

Анализ определений «общественно-просветительской деятельности» в различных контекстах (художественно-просветительская, музыкальнопросветительская, культурно-просветительская и т.п.), общие подходы к пониманию общественного движения, общественных организаций и объединений Н.Ф. Басова, выявленные особенности социальной деятельности, отраженные в работах представителей научной школы М.И. Рожкова, в частности, в исследовании В.В. Рогачева, и трактовка А.В. Мудриком просвещения в контексте социального воспитания позволяют нам рассматривать общественно-просветительскую деятельность как социально-значимую деятельность, основанную на добровольных началах,

© Буслова Е.В., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

91

в ходе которой происходит трансляция ее участниками культурных ценностей путем предъявления аудитории (слушателям, зрителям и т. д.) образцов культуры и разъяснения их значений.

Основу просветительской деятельности, как и других видов деятельности, составляет общение, которое, по определению Х.Й. Лийметса, является «обменом ценностями» [6]. Процесс распространения идей, знаний, опыта всегда имеет двусторонний характер. «Между двумя силами -лицом и обществом, индивидуальным умом и коллективным сознанием - происходит постоянный обмен услуг и влияний. <.> Личные убеждения, распространяясь в обществе, становятся господствующими, входят в общее сознание, нравы, право, становятся правилами, обязательными для всех, то есть делаются общественными фактами» [10, с. 44]. Для того чтобы личная идея вышла из пределов личного существования и стала общим достоянием, необходимо, чтобы она была услышана, «обработана» общественным мнением, иначе любая, самая прекрасная мысль, возникшая в уме одного человека, может погибнуть и погибает бесследно для человечества только потому, что не получает вовремя надлежащей обработки, организации и распространения [2; 3; 4]. А.В. Мудрик обращает внимание на то, что идея возникает, формируется, развивается и находит словесное выражение, т.е. живет «только вступая в существенные диалогические отношения с другими чужими идеями. Человеческая мысль становится подлинною мыслью, воплощенной в чужом голосе, т.е. в чужом, выраженном в слове, сознании. В точке этого контакта голосов-сознаний и рождается, и живет идея» (М.М. Бахтин). Диалог реализует обмен, продуцирование и освоение участниками общественно-просветительской деятельности ценностей культуры. В этом заключается историческая роль просветительской миссии.

Общественно-просветительскую деятельность ученые рассматривают в неразрывной связи с категорией социализации. Это обусловлено тем, что социализация - это процесс вхождения индивида в социум, становление личности как члена общества. Причем, если, с одной стороны, социализация включает в себя усвоение человеком определенной системы ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в качестве члена сообществ, то, с другой стороны, при этом становятся реальными процессы обретения соб-

ственного социального опыта и активного само-построения личности.

Педагогическим компонентом процесса социализации является социальное воспитание, способствующее формированию у человека качеств, необходимых ему для решения личностных проблем, определения стратегии и тактики построения отношений с другими людьми и различными социальными институтами (М.И. Рожков) [9]. Для понимания социально-педагогических функций общественно-просветительской деятельности мы обратились к концепции А.В. Муд-рика, в которой категория социального воспитания получила наиболее полное обоснование.

Успешному решению задач социального воспитания студентов, на наш взгляд, способствует реализация функций общественно-просветительской деятельности.

Категория «воспитательные», «социальновоспитательные» или «педагогические функции» активно используется в современной педагогической литературе. Методологическое значение для выявления сущности социально-педагогических функций имеют работы С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, И.П. Иванова. Попытки определить существенные признаки «педагогической функции» предприняли В. С. Селиванов, А.Г. Эфендиев, С.А. Шмаков, Н.Ю. Павлова.

Опираясь на традиционные подходы удалось выявить воспитательные потенциалы общественно-просветительской деятельности: ценностный, индивидуально-ориентационный, операционный, интеграционный.

Реализация ценностного потенциала способствует интериоризации студентом таких воплощенных в произведениях музыкального искусства общечеловеческих и общенациональных ценностей, как Добро, Истина, Красота, Человек, Мир, Гармония, Справедливость, Свобода, Благородство, Любовь к человеку и природе и других. Уровень интериоризации гуманистических идей и общечеловеческих ценностей студентов выявляет содержательную сторону направленности их личности, их отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро жизненной мотивации.

Индивидуально-ориентационная функция общественно-просветительской деятельности проявляется в предоставлении студенту возможности выбора формы и способа участия в ней, самоопределении в статусе и участии в ее орга-

92

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

низации и подготовке, соотнесении индивидуальных возможностей с требованиями к осуществлению данного вида деятельности.

Операционная функция связана с освоением студентами основных форм общественного просвещения, способов деятельности и соответствующих образцов поведения студентов, формированием теоретической и практической готовности к трансляции идей и ценностей, заложенных в произведениях музыкального искусства.

Проявлением интеграционной функции общественно-просветительской деятельности служит включение студентов в реальные отношения с людьми разного возраста и уровня общей и музыкальной культуры.

Использование общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета имеет ряд особенностей:

- адекватность целям профессиональной подготовки, которая создает предпосылки для осуществления студентом музыкального просвещения населения на добровольных началах. Общественно-просветительская деятельность включает в себя основные компоненты содержания предметной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета (музыковедческий, исполнительский, методический), поскольку является, согласно Государственному образовательному стандарту по специальности «Музыкальное образование», одной из важнейших сфер профессиональной деятельности учителей музыки;

- определяющая роль в воспитательной работе педагога вуза методического обеспечения совместной деятельности студентов. Учитывая характерные для студенческого возраста высокую степень познавательной мотивации, стремление к самостоятельности, педагог строит свою работу с воспитанниками, главным образом, на основе консультирования, информирования студента, экспертизы;

- поддержка многообразия мотивов участия студентов в общественно-просветительской деятельности (познавательных, эстетических, ценностных, коммуникативных, профессиональных, мотивов, связанных со стремлением к творческой самореализации и других);

- динамика позиции студента от социальной пробы под руководством педагога до самоорганизации собственной деятельности.

Предпосылками включения студентов в общественно-просветительскую деятельность служат компоненты содержания профессиональной подготовки на музыкально-педагогическом факультете включение студентов музыкально-педагогического факультета в общественно-просветительскую деятельность начинается с первого курса и продолжается на протяжении всех пяти лет обучения, усложняясь и наполняясь новым содержанием, становясь все более разнообразной. Особенности включения студентов в общественно-просветительскую деятельность задают логику методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета.

Содержание методического обеспечения ориентировано на решение следующих задач:

- конкретизацию представлений студентов о музыкальном искусстве, исторических этапах и закономерностях его развития, творчестве крупнейших представителей различных стилевых направлений и композиторских школ;

- помощь в выработке индивидуального стиля деятельности, в овладении способами подачи музыкального и лекционного материала и его оперативной корректировки в соответствии с особенностями и запросами слушательской аудитории;

- содействие в освоении способов организации общественно-просветительской деятельности как социального проекта;

- помощь в осуществлении рефлексии, усвоении приемов анализа собственной деятельности.

Основными формами методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета являются консультации и экспертиза. Консультации могут быть систематическими и стихийными (по разовому запросу студентов). Схема проведения консультации включает в себя уточнение проблемы, личностно-ориентированное информирование студента, инструментирование деятельности. Экспертиза осуществляется по инициативе студента и связана с оцениванием реализованных просветительских проектов.

Необходимость консультаций возникает у студентов на этапе подготовки к осуществлению общественно-просветительской деятельности. Тему и название выступления студенты выбирают, ориентируясь на свой музыкальный вкус и возможности музыкального оформления (наличие записей произведений, иллюстративного

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

93

материала), самостоятельно разрабатывают план выступления. Основными проблемами являются подбор концертного репертуара (для исполнителей), лекционного материала (для лекторов-музыковедов).

Таким образом, сущность общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов заключается в социальной значимости данной деятельности, добровольном характере участия в ней, в трансляции ее участниками культурных ценностей путем предъявления аудитории (слушателям, зрителям и т.д.) образцов культуры и разъяснения их значений.

Библиографический список

1. Иванова Л. К. Добровольческая деятельности как средство социального воспитания будущих специалистов социально-педагогической сферы // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы науч.-практ. конф., посв. 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - С. 389-392.

2. Ишмурадова З.К. Просветительство как культурно-историческое явление и особенности его развития в Средней Азии: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Ташкент, 1990. - 21 с.

3. Климов С.М. Просветительская деятельность: Экономика, организация, менеджмент: Дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 1996.

4. Ковальчук А.С. Педагогические основы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Л., 1991. - 38 с.

5. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: Монография / Под ред. И.И. Фришман. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - 152 с.

6. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? - М.: Знание, 1982. - 96 с.

7. МудрикА.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2002. - 200 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.

9. Рожков М.И. Формирование рефлексивной позиции как фактор социального воспитания // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000. - С. 33.

10. Серегин Н.В. Художественно-просветительное образование в России как предмет историко-педагогического исследования: Дис. . докт. пед. наук. - М., 2002. - 492 с.

11. Шаблов О.Н. Формирование ценностных отношений у подростков в условиях загородного детского центра: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 224 с.

УДК 378

Скрябина Ольга Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

olga-skryabina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Статья посвящена вопросам формирования толерантности у студентов специальности «Социальная работа» в вузе. Этот процесс является частью воспитания их профессионально и социально значимых качеств, а также основой их коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: толерантное взаимодействие, специалист по социальной работе, профессиональная подготовка, социальное воспитание.

Современная ситуация развития общества требует смены парадигмы мышления. Появились новые идеи, которые знаменуют собой поворот в сознании людей. Одной из таких идей является курс на толерантное взаимодействие, как в повседневной коммуникации, так и в глобальном масштабе: диалоге государств, идеологий, культур. Суть идеи толе-

рантного взаимодействия заключается в осознании человеком многомерности социальной среды, т.е. в возможности равноправного сосуществования различных взглядов на одно и то же явление, а, следовательно, неприемлемость единообразия в суждениях, оценках, идеологии.

Но в сознании современного человека достаточно сильны стереотипы, которые так же зак-

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Скрябина О.Б., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.