Научная статья на тему 'Формирование толерантности студентов как средство их социального воспитания в вузе'

Формирование толерантности студентов как средство их социального воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / TOLERANT INTERACTION / SPECIALIST BY SOCIAL WORK / PROFESSIONAL TRAINING / SOCIAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрябина Ольга Борисовна

Статья посвящена вопросам формирования толерантности у студентов специальности «Социальная работа» в вузе. Этот процесс является частью воспитания их профессионально и социально значимых качеств, а также основой их коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to questions of formation of tolerance in students of specialty social work at institution of higher education. This process is the part of upbringing of their professionally and socially significant qualities and also the base of their communicative competence.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности студентов как средство их социального воспитания в вузе»

материала), самостоятельно разрабатывают план выступления. Основными проблемами являются подбор концертного репертуара (для исполнителей), лекционного материала (для лекторов-музыковедов).

Таким образом, сущность общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов заключается в социальной значимости данной деятельности, добровольном характере участия в ней, в трансляции ее участниками культурных ценностей путем предъявления аудитории (слушателям, зрителям и т.д.) образцов культуры и разъяснения их значений.

Библиографический список

1. Иванова Л. К. Добровольческая деятельности как средство социального воспитания будущих специалистов социально-педагогической сферы // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы науч.-практ. конф., посв. 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - С. 389-392.

2. Ишмурадова З.К. Просветительство как культурно-историческое явление и особенности его развития в Средней Азии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ташкент, 1990. - 21 с.

3. Климов С.М. Просветительская деятельность: Экономика, организация, менеджмент: Дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 1996.

4. Ковальчук А.С. Педагогические основы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Л., 1991. - 38 с.

5. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: Монография / Под ред. И.И. Фришман. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - 152 с.

6. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? - М.: Знание, 1982. - 96 с.

7. МудрикА.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2002. - 200 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.

9. Рожков М.И. Формирование рефлексивной позиции как фактор социального воспитания // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000. - С. 33.

10. Серегин Н.В. Художественно-просветительное образование в России как предмет историко-педагогического исследования: Дис. . докт. пед. наук. - М., 2002. - 492 с.

11. Шаблов О.Н. Формирование ценностных отношений у подростков в условиях загородного детского центра: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 224 с.

УДК 378

Скрябина Ольга Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

olga-skryabina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Статья посвящена вопросам формирования толерантности у студентов специальности «Социальная работа» в вузе. Этот процесс является частью воспитания их профессионально и социально значимых качеств, а также основой их коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: толерантное взаимодействие, специалист по социальной работе, профессиональная подготовка, социальное воспитание.

Современная ситуация развития общества требует смены парадигмы мышления. Появились новые идеи, которые знаменуют собой поворот в сознании людей. Одной из таких идей является курс на толерантное взаимодействие, как в повседневной коммуникации, так и в глобальном масштабе: диалоге государств, идеологий, культур. Суть идеи толе-

рантного взаимодействия заключается в осознании человеком многомерности социальной среды, т.е. в возможности равноправного сосуществования различных взглядов на одно и то же явление, а, следовательно, неприемлемость единообразия в суждениях, оценках, идеологии.

Но в сознании современного человека достаточно сильны стереотипы, которые так же зак-

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Скрябина О.Б., 2010

реплены в менталитете общества. Одним из таких стереотипов является нетерпимость, которая долгое время оставалась государственной позицией. Это привело к появлению таких явлений, которые становятся угрозой для мирной жизни человеческих сообществ и международной стабильности. Среди этих глобальных вызовов называют, прежде всего: этно-национальные конфликты; дискриминация в отношении меньшинств; акты ксенофобии, особенно против беженцев и мигрантов; деятельность расистских организаций и акты расистского насилия; религиозный экстремизм; нетерпимость, выраженная в маргана-лизации и исключении из общества уязвимых групп или в дискриминации и насилии против этих групп Решение вопроса с помощью силы, подавление инакомыслия, подчинение меньшинства большинству, остается неизлечимой «болезнью», доставшейся нам от прошлого.

Проблему толерантности сегодня можно назвать одной из наиболее популярных в науке. Понятие, толерантность происходит от латинского глагола tolerance, который означает переносить, выдерживать, терпеть. В различных европейских языках оно имеет разный лингвистический оттенок. Например, в английском языке оно употребляется в качестве существительного - «терпимость» и в качестве глагола - «терпеть». Причем, вызывают интерес случаи применения этого глагола в речи. В этом языке данный глагол употребляется только тогда, когда он является синонимом «допускать» (другие точки зрения, мнения, позиции и т.п.). Он не употребляется в случаях, связанных с испытанием чего-либо (например, боли), безропотным подчинением чему-либо (терпеть оскорбления). В немецком языке глагол «терпеть» и существительное «терпимость» - это слова разного происхождения. Причем понятие терпимость в этом языке употребляется только по отношению к человеку. В русском языке аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру и т.п. В этом значении оно уже давно признано в различных науках.

Если попытаться составить библиографию работ, вышедших в последние три десятилетия, в названии которых фигурировало бы слово «толерантность» (терпимость), то можно сделать поспешный вывод о том, что эта проблема наконец-то получила заслуженное внимание, и все-

сторонний анализ ее состоялся. Однако, если первое предположение, в общем, соответствует действительности, то второе далеко не так верно. Для большинства авторов, чьи мнения значительно отличаются друг от друга, характерен общий подход к проблеме толерантности - публицистический по форме и социально-политический по содержанию.

Научно-исследовательские работы начала XXI века становятся, с одной стороны, более наукообразными, изучая широкий спектр проявлений толерантности и обосновывая феноменологические и методологические подходы к изучению этого явления, а, с другой, их авторы остро ставят прикладные, технологические вопросы воспитания у взрослых людей (особенно у специалистов образовательной и социальной сфер) и детей толерантного мышления, научения их толерантным способам взаимодействия и т.п.. Большой вклад в изучение проблемы толерантности вносят: философы (В.В. Шалин, М.Ю. Филиппов, М.Б. Хомяков, Н.В. Круглова, Е.В. Магомедова, Р.Р. Валитова, В.А. Лекторский), историки (В.Е. Козлов), психологи (А.Г Асмолов, Н.В. Моль-денгауэр, С.Н. Толстикова, Ф.М. Малхозова, Е.Г. Луковицкая, Е.Г. Виноградова), педагоги (Н.П. Едыгова, З.Ф. Мубинова, П.Ф. Комогоров, И.В. Крутова, Д.В. Зиновьев, П.В. Степанов) и др.

В обобщенном виде исследование проблемы толерантности можно представить в виде трех основных вопросов, по которым ведутся дебаты. Во-первых, почему именно толерантность? Зачем она нужна человечеству? Каковы причины ее сегодняшней популярности? Здесь авторы касаются проблем насилия, фанатизма, дискриминации и, в целом, права личности на уважение и свободу. Во-вторых, что есть толерантность? Речь идет об определении понятия «толерантность», его соотнесения с такими понятиями как «автономия личности», «индифферентность», «релятивизм», «истина». В-третьих, вопрос о границах толерантности, о тех пределах, вне которых она превращается в свою противоположность и становится опасной.

Таким образом, в научном сознании наметился сдвиг в понимании этого явления. Первоначально толерантность воспринимали как терпимое отношение к человеку или явлению, то есть как пассивное, часто индифферентное признание того факта, что кто-то другой, непонятный, неприемлемый находится рядом и с его существо-

ванием необходимо смириться. Но, фундаментальные и прикладные междисциплинарные исследования последних лет доказали несостоятельность подобного подхода. Они позволили выявить истинную сущность толерантности как социального явления. Толерантность предполагает готовность человека жить в многообразном, быстро меняющемся мире, принимать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Поэтому толерантность называют важным компонентом жизненной позиции сформировавшейся, зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям, интересам и ценностям других.

Выявляя признаки толерантности, необходимо акцентировать внимание на нескольких позициях. Толерантность - это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия. То терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия. Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Толерантный подход как и толерантная личность предполагает, что те или иные позиции и взгляды лишь одни из многих и не могут включать в себя все остальные. Толерантная позиция и толерантная личность способны или хотя бы готовы допустить это различие и быть сторонниками плюрализма. Собственно говоря, сама природа и проблема толерантности связана с существованием различий и противоречий, а также возможностью конфликта. Будучи порождением потенциальной конфликтности, толерантность не позволяет ее проявлять. С точки зрения специалистов в сфере деятельности человек-человек, личность толерантна, если она обуздывает свое стремление нанести какой-либо ущерб тому, кто этого, по ее мнению заслуживает; то есть толерантность - это моральная добродетель личности, характеризующая ее отношение к «другому» как к свободной равнодо-

стойной личности, которое состоит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного его определенными свойствами как внешними (раса, национальные особенности), так и внутренними (вероисповедание, почитаемые традиции, нравственные предпочтения и т.п.), настроенность на диалог и понимание «другого», признание и уважение его права на отличие. Толерантность нужна тогда, когда между субъектами общения существует некоторый антагонизм. Когда в силу незнания «другого» и чрезмерного доверия стереотипам или в силу догматичности мышления человек формирует свое отношение к оппоненту как к противнику. Когда это его неприятие грозит вылиться в ту или иную форму агрессии, возникает нравственная проблема толерантности.

Таким образом, объектом толерантности для человека является не всякий «другой», а лишь тот, кто вызывает негативную реакцию с его стороны. Свободный от старых предрассудков и стереотипов диалог делает возможным непредвзятое восприятие чужого мнения. Внимательно слушая «другого», мы выходим за собственные пределы, но отождествления с ним не происходит. Толерантен лишь тот, кто внутренне готов принять, ассимилировать чужое новое, не поступаясь своей идентичностью и целостностью. Эта ассимиляция активна, так как, с одной стороны, предполагает внутреннюю реорганизацию системы взглядов и представлений, существующую в сознании индивида; во вторых, она интегрирует «чужое», неизбежно видоизменяет, в определенном смысле его к данной системе, сохраняя, однако, самобытность нового элемента. В диалоге происходит становление «я», преодолевается неизбежная односторонность субъективного взгляда на мир, которые, вместе с тем, ближе раскрывается при соприкосновении с иным ведением вещей.

Толерантность не является универсальной категорией: ее содержание и границы, атак же число адептов среди рядовых граждан и активистов социального пространства различаются не только в историческом аспекте, но и в зависимости от культурной традиции, состояния общества и многих других факторов.

Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне -как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на конативном уровне - как действие или осуществляемая через закон и тради-

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

цию общественная норма. Как установка толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие -это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных, противостоящих в несогласии субьектов.

Важной проблемой в науке является обоснование целостной системы формирования толерантности. В этом направлении ведут активный поиск практические педагоги и психологи. Толерантность является одним из принципов гуманистической педагогики, но конкретных механизмов реализации в практической деятельности этого принципа пока разработано недостаточно.

В педагогике разрабатываются несколько стратегических направлений воспитания толерантной личности: когнитивное (понимание необходимости толерантных действий через изучение многовариантных проявлений интолерантности и насилия); мотивационное (формирование толерантных установок и готовности к терпимому восприятию других людей); коммуникативное (научение совокупности коммун умений и навыков осуществления толерантной коммуникации, подкрепленное эмоциональным регулированием процесса). На практике эти подходы часто смешиваются, но, несомненно, один из них является ведущим.

Формирование толерантности у будущих специалистов по социальной работе является не только желательным, но и необходимым направлением их профессиональной подготовки и личностного становления в вузе. Оно может осуществляться двумя взаимосвязанными путями: когнитивным и инструментальным. Когнитивный предполагает усвоение информации о: глобальных проблемах выживания цивилизации, бесперспективности войн и деструктивных конфликтов; имеющемся опыте толерантного взаимодействия народов, религий, конкретных исторических деятелей и современников; результативность толерантного взаимодействия для субъекта в достижении его жизненных планов; уровне развитос-

ти собственной способности к толерантному поведению и его соотношением с уровнем развития способности у сверстников и старших из ближайшего окружения; возможностях и путях развития собственной толерантности.

Инструментальный связан с актуализацией некоторых способностей и формированием группы умений: умения безусловно принимать индивидуальность другого, не стараясь переделать, перевоспитать партнера; отсутствие агрессивности, консерватизма и категоричности в суждениях и оценках людей; умение приспосабливаться к характерам, привычкам, физическим и психическим особенностям партнера; умение находить общий язык с разными людьми (отсутствие речевого шаблона); способность к эмпатии; способность к самоанализу, рефлексии собственной деятельности, самопознанию и самовоспитанию; умение организовывать конструктивную коммуникацию-диалог; конгруэнтность вербальной и невербальной речи; способность оставаться самим собой во взаимодействии с людьми.

О сформированное™ толерантности у будущих специалистов по социальной работе мы предлагаем судить по конативному критерию, отражающему частоту, объем и качество проявления признаков толерантности в поведении и деятельности студента, как в отношении своих сокурсников, преподавателей, других студентов в процессе учебной и внеаудиторной деятельности, так и в отношении клиентов и специалистов социальных служб во время производственной практики.

Таким образом, толерантность может быть названа не только профессионально значимым, но и социально значимым качеством специалиста по социальной работе. Ее формированию необходимо уделять значительное внимание в процессе профессиональной подготовки и социального воспитания студентов. Но, на сегодняшний день, к сожалению, не возможно констатировать концептуальную, теоретическую и методическую целостность педагогического управления данным процессом. Разработки в данном направлении являются перспективной динамической составляющей становления системы профессиональной подготовки студентов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.