материала), самостоятельно разрабатывают план выступления. Основными проблемами являются подбор концертного репертуара (для исполнителей), лекционного материала (для лекторов-музыковедов).
Таким образом, сущность общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов заключается в социальной значимости данной деятельности, добровольном характере участия в ней, в трансляции ее участниками культурных ценностей путем предъявления аудитории (слушателям, зрителям и т.д.) образцов культуры и разъяснения их значений.
Библиографический список
1. Иванова Л. К. Добровольческая деятельности как средство социального воспитания будущих специалистов социально-педагогической сферы // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы науч.-практ. конф., посв. 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - С. 389-392.
2. Ишмурадова З.К. Просветительство как культурно-историческое явление и особенности его развития в Средней Азии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ташкент, 1990. - 21 с.
3. Климов С.М. Просветительская деятельность: Экономика, организация, менеджмент: Дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 1996.
4. Ковальчук А.С. Педагогические основы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Л., 1991. - 38 с.
5. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: Монография / Под ред. И.И. Фришман. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - 152 с.
6. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? - М.: Знание, 1982. - 96 с.
7. МудрикА.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
9. Рожков М.И. Формирование рефлексивной позиции как фактор социального воспитания // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000. - С. 33.
10. Серегин Н.В. Художественно-просветительное образование в России как предмет историко-педагогического исследования: Дис. . докт. пед. наук. - М., 2002. - 492 с.
11. Шаблов О.Н. Формирование ценностных отношений у подростков в условиях загородного детского центра: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 224 с.
УДК 378
Скрябина Ольга Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
olga-skryabina@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
Статья посвящена вопросам формирования толерантности у студентов специальности «Социальная работа» в вузе. Этот процесс является частью воспитания их профессионально и социально значимых качеств, а также основой их коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: толерантное взаимодействие, специалист по социальной работе, профессиональная подготовка, социальное воспитание.
Современная ситуация развития общества требует смены парадигмы мышления. Появились новые идеи, которые знаменуют собой поворот в сознании людей. Одной из таких идей является курс на толерантное взаимодействие, как в повседневной коммуникации, так и в глобальном масштабе: диалоге государств, идеологий, культур. Суть идеи толе-
рантного взаимодействия заключается в осознании человеком многомерности социальной среды, т.е. в возможности равноправного сосуществования различных взглядов на одно и то же явление, а, следовательно, неприемлемость единообразия в суждениях, оценках, идеологии.
Но в сознании современного человека достаточно сильны стереотипы, которые так же зак-
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Скрябина О.Б., 2010
реплены в менталитете общества. Одним из таких стереотипов является нетерпимость, которая долгое время оставалась государственной позицией. Это привело к появлению таких явлений, которые становятся угрозой для мирной жизни человеческих сообществ и международной стабильности. Среди этих глобальных вызовов называют, прежде всего: этно-национальные конфликты; дискриминация в отношении меньшинств; акты ксенофобии, особенно против беженцев и мигрантов; деятельность расистских организаций и акты расистского насилия; религиозный экстремизм; нетерпимость, выраженная в маргана-лизации и исключении из общества уязвимых групп или в дискриминации и насилии против этих групп Решение вопроса с помощью силы, подавление инакомыслия, подчинение меньшинства большинству, остается неизлечимой «болезнью», доставшейся нам от прошлого.
Проблему толерантности сегодня можно назвать одной из наиболее популярных в науке. Понятие, толерантность происходит от латинского глагола tolerance, который означает переносить, выдерживать, терпеть. В различных европейских языках оно имеет разный лингвистический оттенок. Например, в английском языке оно употребляется в качестве существительного - «терпимость» и в качестве глагола - «терпеть». Причем, вызывают интерес случаи применения этого глагола в речи. В этом языке данный глагол употребляется только тогда, когда он является синонимом «допускать» (другие точки зрения, мнения, позиции и т.п.). Он не употребляется в случаях, связанных с испытанием чего-либо (например, боли), безропотным подчинением чему-либо (терпеть оскорбления). В немецком языке глагол «терпеть» и существительное «терпимость» - это слова разного происхождения. Причем понятие терпимость в этом языке употребляется только по отношению к человеку. В русском языке аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру и т.п. В этом значении оно уже давно признано в различных науках.
Если попытаться составить библиографию работ, вышедших в последние три десятилетия, в названии которых фигурировало бы слово «толерантность» (терпимость), то можно сделать поспешный вывод о том, что эта проблема наконец-то получила заслуженное внимание, и все-
сторонний анализ ее состоялся. Однако, если первое предположение, в общем, соответствует действительности, то второе далеко не так верно. Для большинства авторов, чьи мнения значительно отличаются друг от друга, характерен общий подход к проблеме толерантности - публицистический по форме и социально-политический по содержанию.
Научно-исследовательские работы начала XXI века становятся, с одной стороны, более наукообразными, изучая широкий спектр проявлений толерантности и обосновывая феноменологические и методологические подходы к изучению этого явления, а, с другой, их авторы остро ставят прикладные, технологические вопросы воспитания у взрослых людей (особенно у специалистов образовательной и социальной сфер) и детей толерантного мышления, научения их толерантным способам взаимодействия и т.п.. Большой вклад в изучение проблемы толерантности вносят: философы (В.В. Шалин, М.Ю. Филиппов, М.Б. Хомяков, Н.В. Круглова, Е.В. Магомедова, Р.Р. Валитова, В.А. Лекторский), историки (В.Е. Козлов), психологи (А.Г Асмолов, Н.В. Моль-денгауэр, С.Н. Толстикова, Ф.М. Малхозова, Е.Г. Луковицкая, Е.Г. Виноградова), педагоги (Н.П. Едыгова, З.Ф. Мубинова, П.Ф. Комогоров, И.В. Крутова, Д.В. Зиновьев, П.В. Степанов) и др.
В обобщенном виде исследование проблемы толерантности можно представить в виде трех основных вопросов, по которым ведутся дебаты. Во-первых, почему именно толерантность? Зачем она нужна человечеству? Каковы причины ее сегодняшней популярности? Здесь авторы касаются проблем насилия, фанатизма, дискриминации и, в целом, права личности на уважение и свободу. Во-вторых, что есть толерантность? Речь идет об определении понятия «толерантность», его соотнесения с такими понятиями как «автономия личности», «индифферентность», «релятивизм», «истина». В-третьих, вопрос о границах толерантности, о тех пределах, вне которых она превращается в свою противоположность и становится опасной.
Таким образом, в научном сознании наметился сдвиг в понимании этого явления. Первоначально толерантность воспринимали как терпимое отношение к человеку или явлению, то есть как пассивное, часто индифферентное признание того факта, что кто-то другой, непонятный, неприемлемый находится рядом и с его существо-
ванием необходимо смириться. Но, фундаментальные и прикладные междисциплинарные исследования последних лет доказали несостоятельность подобного подхода. Они позволили выявить истинную сущность толерантности как социального явления. Толерантность предполагает готовность человека жить в многообразном, быстро меняющемся мире, принимать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Поэтому толерантность называют важным компонентом жизненной позиции сформировавшейся, зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям, интересам и ценностям других.
Выявляя признаки толерантности, необходимо акцентировать внимание на нескольких позициях. Толерантность - это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия. То терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия. Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Толерантный подход как и толерантная личность предполагает, что те или иные позиции и взгляды лишь одни из многих и не могут включать в себя все остальные. Толерантная позиция и толерантная личность способны или хотя бы готовы допустить это различие и быть сторонниками плюрализма. Собственно говоря, сама природа и проблема толерантности связана с существованием различий и противоречий, а также возможностью конфликта. Будучи порождением потенциальной конфликтности, толерантность не позволяет ее проявлять. С точки зрения специалистов в сфере деятельности человек-человек, личность толерантна, если она обуздывает свое стремление нанести какой-либо ущерб тому, кто этого, по ее мнению заслуживает; то есть толерантность - это моральная добродетель личности, характеризующая ее отношение к «другому» как к свободной равнодо-
стойной личности, которое состоит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного его определенными свойствами как внешними (раса, национальные особенности), так и внутренними (вероисповедание, почитаемые традиции, нравственные предпочтения и т.п.), настроенность на диалог и понимание «другого», признание и уважение его права на отличие. Толерантность нужна тогда, когда между субъектами общения существует некоторый антагонизм. Когда в силу незнания «другого» и чрезмерного доверия стереотипам или в силу догматичности мышления человек формирует свое отношение к оппоненту как к противнику. Когда это его неприятие грозит вылиться в ту или иную форму агрессии, возникает нравственная проблема толерантности.
Таким образом, объектом толерантности для человека является не всякий «другой», а лишь тот, кто вызывает негативную реакцию с его стороны. Свободный от старых предрассудков и стереотипов диалог делает возможным непредвзятое восприятие чужого мнения. Внимательно слушая «другого», мы выходим за собственные пределы, но отождествления с ним не происходит. Толерантен лишь тот, кто внутренне готов принять, ассимилировать чужое новое, не поступаясь своей идентичностью и целостностью. Эта ассимиляция активна, так как, с одной стороны, предполагает внутреннюю реорганизацию системы взглядов и представлений, существующую в сознании индивида; во вторых, она интегрирует «чужое», неизбежно видоизменяет, в определенном смысле его к данной системе, сохраняя, однако, самобытность нового элемента. В диалоге происходит становление «я», преодолевается неизбежная односторонность субъективного взгляда на мир, которые, вместе с тем, ближе раскрывается при соприкосновении с иным ведением вещей.
Толерантность не является универсальной категорией: ее содержание и границы, атак же число адептов среди рядовых граждан и активистов социального пространства различаются не только в историческом аспекте, но и в зависимости от культурной традиции, состояния общества и многих других факторов.
Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне -как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на конативном уровне - как действие или осуществляемая через закон и тради-
96
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
цию общественная норма. Как установка толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие -это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных, противостоящих в несогласии субьектов.
Важной проблемой в науке является обоснование целостной системы формирования толерантности. В этом направлении ведут активный поиск практические педагоги и психологи. Толерантность является одним из принципов гуманистической педагогики, но конкретных механизмов реализации в практической деятельности этого принципа пока разработано недостаточно.
В педагогике разрабатываются несколько стратегических направлений воспитания толерантной личности: когнитивное (понимание необходимости толерантных действий через изучение многовариантных проявлений интолерантности и насилия); мотивационное (формирование толерантных установок и готовности к терпимому восприятию других людей); коммуникативное (научение совокупности коммун умений и навыков осуществления толерантной коммуникации, подкрепленное эмоциональным регулированием процесса). На практике эти подходы часто смешиваются, но, несомненно, один из них является ведущим.
Формирование толерантности у будущих специалистов по социальной работе является не только желательным, но и необходимым направлением их профессиональной подготовки и личностного становления в вузе. Оно может осуществляться двумя взаимосвязанными путями: когнитивным и инструментальным. Когнитивный предполагает усвоение информации о: глобальных проблемах выживания цивилизации, бесперспективности войн и деструктивных конфликтов; имеющемся опыте толерантного взаимодействия народов, религий, конкретных исторических деятелей и современников; результативность толерантного взаимодействия для субъекта в достижении его жизненных планов; уровне развитос-
ти собственной способности к толерантному поведению и его соотношением с уровнем развития способности у сверстников и старших из ближайшего окружения; возможностях и путях развития собственной толерантности.
Инструментальный связан с актуализацией некоторых способностей и формированием группы умений: умения безусловно принимать индивидуальность другого, не стараясь переделать, перевоспитать партнера; отсутствие агрессивности, консерватизма и категоричности в суждениях и оценках людей; умение приспосабливаться к характерам, привычкам, физическим и психическим особенностям партнера; умение находить общий язык с разными людьми (отсутствие речевого шаблона); способность к эмпатии; способность к самоанализу, рефлексии собственной деятельности, самопознанию и самовоспитанию; умение организовывать конструктивную коммуникацию-диалог; конгруэнтность вербальной и невербальной речи; способность оставаться самим собой во взаимодействии с людьми.
О сформированное™ толерантности у будущих специалистов по социальной работе мы предлагаем судить по конативному критерию, отражающему частоту, объем и качество проявления признаков толерантности в поведении и деятельности студента, как в отношении своих сокурсников, преподавателей, других студентов в процессе учебной и внеаудиторной деятельности, так и в отношении клиентов и специалистов социальных служб во время производственной практики.
Таким образом, толерантность может быть названа не только профессионально значимым, но и социально значимым качеством специалиста по социальной работе. Ее формированию необходимо уделять значительное внимание в процессе профессиональной подготовки и социального воспитания студентов. Но, на сегодняшний день, к сожалению, не возможно констатировать концептуальную, теоретическую и методическую целостность педагогического управления данным процессом. Разработки в данном направлении являются перспективной динамической составляющей становления системы профессиональной подготовки студентов в целом.