Научная статья на тему 'Основы воспитания религиозной толерантности в обществе: философский аспект'

Основы воспитания религиозной толерантности в обществе: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1089
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / СЕМЬЯ / ЭТНОС / РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MANKIND / FAMILY / ETHNOS / RELIGIOUS TOLERANCE / INTERNATIONAL AND CONFESSIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нартдинова Сания Сабирьяновна

В данной статье автор обращает внимание на зависимость бытия в мире от многочисленных факторов, которые изменчивы; стремится подтвердить, что толерантность, особенно межнациональные и конфессиональные отношения и воспитание молодежи в духе толерантности, являются главной проблемой современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of education of religious tolerance in society: philosophical aspect

The author pays attention to dependence of life in the world from numerous factors, which изменчивы; to confirm that tolerance, especially international and confessional relations and youth education in the spirit of tolerance are the main problem of modern society, in this article.

Текст научной работы на тему «Основы воспитания религиозной толерантности в обществе: философский аспект»

ния кризисной ситуации, так как при благополучном ее прохождении человек редко осознает данное явление как кризис.

Наступление кризиса обусловлено целым рядом факторов: постепенными качественными изменениями способов выполнения деятельности, социально-профессиональной активностью личности, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, возрастными психофизиологическими изменениями, а также полной поглощенностью профессиональной деятельностью. Однако на любой стадии профессионального становления в качестве фактора, детерминирующего появление кризиса, чаще выделяется социально-профессиональная активность. Именно чувство постоянной неудовлетворенности собой, поиск новых форм и способов самоосуществления в профессиональном труде, концентрация на вопросах профессиональ-

ного развития личности неизбежно приводят человека к противоречию с реальностью, порождают конфликт с собой.

Библиографический список

1. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика (окончание) // Общественные науки и современность. - 2007. - № 3. - С. 108-111.

2. Леонтьев Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки. - 2009. - № 10. -С. 10-13.

3. Радаев В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход // Общественные науки и современность. - 2007. - № 3. - С. 118-121.

4. Сидорина Т.Ю. Человек и его работа: из прошлого в информационную эпоху // Общественные науки и современность. - 2007. - № 3. - С. 42.

УДК 1:316

Нартдинова Сания Сабирьяновна

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

snartdinova@mail.ru

ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

В данной статье автор обращает внимание на зависимость бытия в мире от многочисленных факторов, которые изменчивы; стремится подтвердить, что толерантность, особенно межнациональные и конфессиональные отношения и воспитание молодежи в духе толерантности, являются главной проблемой современного общества.

Ключевые слова: человечество, семья, этнос, религиозная толерантность, межнациональные и конфессиональные отношения.

В опрос о человеческой сущности относится к так называемым «вечным вопросам философии и культуры», т.е. к тем вопросам, которые человечество пытается решить всю свою историю, вновь и вновь обращаясь к ним при любом изменении общественных отношений. И каждый раз ответ на, казалось бы, очевидный вопрос звучит по-новому.

Античной философией проблема человеческой сущности рассматривалась как одна из центральных проблем. Разделив мироздание на микрокосм и макрокосм, бескрайний космос Вселенной и столь же безграничный космос человеческой души, древние греки усматривали сущность человека в отражении микрокосмом макрокосма. «На этом основании старейший софист Протагор провозгласил человека мерой всех вещей. Но эту характеристику назвать исчерпывающей нет оснований» [1, с. 53].

В то время как философия занималась высокими материями, а практическая деятельность человека требовала конкретных знаний, наука стала описывать как устроен и как развивается мир, претендовать на нишу, занятую религией и философией и вытеснять их из нее. В основе философии лежит логика, связывающая отдельные истины. На-

ука требует доказательства и основана на цепочке: факт, теория, эксперимент. Наука изначально рождалась фрагментарной. Отдельные, не связанные между собой знания, описывали и объясняли разные явления. Такая наука не могла конкурировать с религией и философией в описании картины мира в целом.

Религия основана на вере в догматы. По мере развития разума, человека перестал удовлетворять набор несвязанных и, как оказалось, противоречивых догм. Разум, овладевший более сложным инструментарием, индукцией и дедукцией, требовал приведения в систему этих догматов. Так появилась теософия, обосновывающая эти догматы и само существование Бога. Из теософии выросла и философия - мировоззрение, построенное на логике, пытающееся сконструировать непротиворечивую картину мира.

Тема человеческой природы неисчерпаема. Понимание бытия человека всегда, при любых обстоятельствах, в любых исследованиях относительно. Человек - единственное в известной нам части Вселенной живое существо, обитающее в двух мирах одновременно. С одной стороны, он - природное тело, подчиненное всем физическим, химичес-

© Нартдинова С.С., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

91

ким и биологическим законам, и вне природного мира его существование немыслимо. Но, с другой стороны, человек принадлежит миру вечности. Эта принадлежность человека «двум мирам» была почувствована им уже в глубокой древности. Поэтому он и делит окружающий его мир, противопоставляя мир земной (природный) - миру Божественному, мир преходящий - миру вечному.

1948 году ООН дала миру свою Всеобщую Декларацию о правах человека; хартию о том, какие человеческие права может отстаивать человек как основу своего человеческого достоинства. Статья 18 этой Декларации гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или веру и свободу одному или в сообществе с другими, публично или лично, проявлять свою религию или веру в обучении, практике, поклонении и соблюдении обычаев».

Анализ содержания понятия «толерантности» с позиции разных культур является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia - терпение, англ. - tolerance, tolerantion, нем. - toleranz, фран. - tolerance. В процессе историко-культурного развития категория «терпимости» («толерантность») претерпевала изменения, т.к. менялось само общество. Во главу угла в человеческих взаимоотношениях становились разные идеи.

В этнологическом словаре «Этнос, нация, общество» приводятся два определения понятия толерантности: «Толерантность» - 1) терпимость, снисходительность к кому или чему-либо; 2) в социальном аспекте, толерантность лежит в основе культурных измерений человеческой субъективности, является «барометром», который в той или иной мере позволяет определить уровень общественной зрелости людей, культуру участников социального общения, их готовность к общему поиску путей примирения, согласия и мира. Толерантность требует определенного самоограничения, бывает принципиальной, т.е. базируется на твердых убеждениях о ее необходимости или же прагматической, т.е. целесообразной (ситуационной) практикой отношений» [3, с. 148-149].

Проблема толерантности, затрагивающая интересы науки и религии, имеет глубокие исторические корни. Социально-философское и религиозное обоснование толерантности изучали многие ученые (Л.М. Дробижева, В.М. Золотухин, Г.У Солдатова, П.М. Козырева, В.А. Лекторский, А.В. Перцев, Б.М. Хомяков, С. Хантингтон, И. Валлерстайн, А. Гжегорчик, К. Поппер, А. Токвиль, М. Уолцер,

А. Этциони и др.), определившие три основные подхода к урегулированию конфликтов: предупреждение, улаживание, разрешение.

Конечно, религия несет и этические функции, и социальные. Они оказывают свое влияние на вектор развития религии, активное противодействие

различным проявлениям нетерпимости. Последние десятилетия связаны с ростом этнического самосознания во всем мире. Интерес к своим корням, поиск уверенности в завтрашнем дне, стабильности и защиты связан с обращением к двум межпо-коленным социальным группам - семье и этносу. Именно семья является первым и основным (а иногда единственным) источником знаний об этнических особенностях, свойственных тому или иному народу (старшее поколение является хранителем традиций/ Наши предки прекрасно понимали четыре закона природы: всё связано со всем; всё должно куда-то деваться; ничто не дается даром, природа знает лучше и нам, современным людям, предстоит задача вернуться к истокам, духовным корням. Возврат к духовным корням не предполагает возврата в первобытное состояние. Наоборот, обращение к ним должно способствовать прогрессу современного общества. Академик Д.С. Лихачев, подчеркивая важность развития этнокультур, отметил: «Для жизни не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной сферы - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей среды. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его привязанности к родным местам; его дисциплины, социальности и толерантности» [6, с. 47].

Родители - основные воспитатели детей, их роль в воспитании толерантности у детей огромна. Семья дает ребенку опыт взаимодействия с людьми. В ней он учится общаться, уважать мнение других. В освоении толерантности большое значение имеет личный пример родителей. К сожалению, сегодня подрастающее поколение часто видит не лучшие образцы поведения в семьях. Насилие в семье и на экране телевизоров ведет к насилию, нетерпимости в жизни.

Воспитательные возможности ценностей религиозной культуры в светской школе состоят в том, что ими поддерживаются определенные аспекты общезначимого гражданского воспитания и развития личности детей с дошкольного возраста, молодежи, включающего и формирование толерантных установок в межличностных и социальных отношениях.

Таким образом, формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует, прежде всего, взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Воспитание в пространстве диалога культур способно создавать своеобразный духовный иммунитет против экстремизма у развивающейся личности.

Изучение проблемы взаимовлияние различных культур убеждает в том, что именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность куль-

тур разных народов. Существование различных этносов предопределяет возможность возникновения проблем во взаимоотношениях и необходимости толерантных отношений. Уникален пример взаимоотношений среди татар: христиане - крещенные татары и мусульмане-татары; при достаточно дружелюбных взаимоотношениях живет и развивается этот этнос в Татарстане и в Башкортостане; таких примеров немало в России. Этнический обзор народов России дает богатую информацию о нашей великой стране - веками находясь в дружеских отношениях, нации и народности взаимно обогащают друг друга этническими приобретениями, которые выясняют возможности старых обычаев в современных условиях и определяют целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Это позволит развить у подрастающего поколения комплекс качеств, столь необходимых современным детям, таких как вежливость, гостеприимство, уважение к старшим и друг другу, почитание родителей, т.е. толерантное отношение в обществе. Таким образом, этническое воспитание обращено лицом к человеку, к практике, оно служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Вхождение российского образования в мировое образовательное пространство делает его открытым для различных педагогических систем, но и выводит на первый план проблему методологических основ этой деятельности; она должна соответствовать требованиям поливариативности, мозаичности, множественности. Поэтому современному педагогу необходимо формировать у себя особое мировоззрение, позволяющее синтезировать различные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса [1, с. 53].

У истоков практически всех национальных культурных традиций лежит определенное мировоззрение, и практически для всех исторических цивилизаций и культур, включая и российскую цивилизацию и культуру, таким корневым основанием являются традиционные религии. В России формировались самосознание, обычаи, нравственные нормы, весь действующий в течение длительного исторического времени менталитет русского суперэтноса и русской (российской) нации как гражданско-политического сообщества. Религиями в значительной степени определялись базовые ценности российской цивилизации, да и сами эти ценности нередко формулировались на языке религиозной культуры, общности педагогических культур, которые объясняются многими факторами.

Сущность всех мировых религий заключается в формировании нравственной личности. Например, изучение Корана позволяет нам констатировать: ислам провозглашает приоритет общечеловеческих ценностей, заключающихся в принципах

Жизни, Счастья и Свободы. Главными качествами мусульман в Коране считается спокойствие и достоинство. Причем они должны воспитать у себя такое самообладание, которое гарантировало бы совершенно адекватное восприятие издевательств и унижений со стороны неверных. Перечисленные черты характера личности можно взять в качестве примера для всех народов Земли. На основе терпимости, компромисса, уважения точки зрения оппонента они создали бы на Земле взаимоотношения добра и сотрудничества. Данная модель поведения содержит глубоко философский смысл, сокращенный вариант которого был высказан великим Сократом. Когда ему сказали, что недоброжелатели говорят о нем нехорошие вещи, он просто ответил: «Меня это не касается!». Мы это понимаем так: великая мудрость заключается в том, чтобы увидеть свои проблемы и недостатки, и тогда чужие слова, «несправедливое» отношение общества к тебе отойдут на второй план. Каждого касается только то, что есть у него самого: недостатки, ошибки, просчеты и проблемы. Если человек поймет это и начнет исправлять себя, то исправлять какую-либо часть или все общество будет уже незачем и некому [2, с. 63].

Эгоизм можно победить всем миром. Великие русские ученые Циолковский, Вернадский, Чижевский также отметили, что люди спасутся тогда, когда научатся жить вместе, когда они сплотятся и станут единым целым. Разрозненные люди - это легкая добыча для «нечистых сил» на Земле. «Каждый человек просто обязан навести вокруг себя порядок, справедливость и гармонию. Это его обязанность как человека, и как гражданина, и как члена семьи. Каждый из нас не имеет права терпеть нарушения принципов этики человеческих отношений; каждый обязан утверждать и в себе, и в своем окружении честность и неподкупность» [5, с. 179]. Таким образом, фундаментальные морально-этические требования вероучения мусульман - это терпимость к социально-экономическим невзгодам, представителям иных этносов и верований, общественным классам и слоям; нет оснований обвинить данную религию в разжигании экстремизма в какой-либо форме. Наоборот, священный Коран устанавливает, что ислам должен стать духовной альтернативой экстремизму и интолерантных отношений во всех его формах.

Формирование толерантной личности, способной к реализации личных и профессиональных компетенций в условиях современного полиэтнического пространства, становится объективным требованием времени. Понимание толерантности как неотъемлемого качества психологической зрелой личности ставит необходимой задачу ее активного формирования и развития.

Отдельными исследователями отмечается наличие парадокса толерантности: «неограниченная

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

93

терпимость должна привести к исчезновению терпимости <...>, во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимым к нетерпимым» (К. Поппер). Следовательно, толерантность - это не индеферентность, т.к. она предполагает активное противодействие различным проявлениям нетерпимости. С целью изучения межэтнической толерантности Т.Г. Стефаненко провел опрос в Московском психосоциальном институте 50 студентов 2-3 курсов. Опрос показал, что 72% опрошенных испытывают позитивные переживания, связанные со своей этнической идентичностью (они считают, что за границей им было бы приятно ощущать себя представителем именно своего народа). Чувство гордости за свою национальную принадлежность коррелировало с возможностью повторного выбора своей национальности, четким осознанием своих национальных корней, желанием, чтобы о россиянах всегда говорили с уважением. Кроме того, обнаружилась прямая зависимость между степенью уважения к своей национальности, с уважением к представителям других национальностей, 38% выразили сомнения в национальной самоидентификации, не выразили чувства гордости за свою национальную принадлежность.

Изучение соотношения таких компонентов этнической идентичности, как «россиянин» как и «русский» (армянин, чеченец и т.д.) показало, что для 55% опрошенных важнее ощущать себя гражданином России, а не представителем своего народа. Вместе с тем 53% респондентов не хотелось бы, чтобы все нации постепенно смешивались. Около 60% опрошенных верят, что конфликты между народами в нашем обществе в будущем прекратятся, что полное взаимопонимание между нациями достижимо. Эти результаты анкетирования подтверждают точку зрения большинства исследователей о том, что существует тесная связь между позитивной этнической идентичностью и межэтнической толерантностью.

В соответствии с Декларацией ЮНЕСКО о принципах терпимости «наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание». Современные подходы к воспитанию в российской педагогической науке объединяет принцип опосредованного воздействия на воспитанника путем создания воспитательного пространства, предоставляющего условия для развития личности, становления системы ценностей человека. При этом позиция воспитателя в воспита-

тельном процессе понимается как позиция равноправного в личностном плане партнёра, вступающего в диалог с воспитанником.

Образ человека, определяющий направленность педагогических усилий, должен предстать как образ свободной и гуманной личности, способной обретать свою духовную сущность, постигая культуру и творя её. Потому что именно через культуру такой личности человек естественно входит в социальную жизнь как активный гражданин.

Для педагога это означает, что ядро содержания воспитания должно составлять ценности всей мировой и национальной культуры, в том числе религиозной культуры. Для современного человека вхождение в общественное пространство своей и зарубежной страны невозможно без усвоения всего величия мировой цивилизации. Это позволит молодому человеку в представителях иных этносов, обществ, менталитетов и конфессий видеть равноправных и достойных уважения людей [4, с. 67].

Таким образом, толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами и сохранения мира на Земле. А это требует навыков налаживания позитивного взаимодействия между людьми разного пола, возраста, национальной и религиозной и социальной принадлежности, которые формируются через призму духовно-нравственного воспитания в семье, в школе, и культурного потенциала общества.

Библиографический список

1. Асадуллин Р.М., Бенин В. Л. Анторопологи-ческие основания педагогического образования. -М.; Уфа: БашГПУ 2000. - 96 с.

2. Добаев И.П. Механизмы социальной и политической мобилизации в радикальном исламе // Ислам и политика на Северном Кавказе. Северокавказское обозрение. - Вып. №1 / Под ред.

В.В. Черноуса. - Ростов-на-Дону, 2001.

3. Козлов В.И. Этнологический словарь. - М., 1996. - С. 148-149.

4. Олейник В.С., Якупов М.Т. Социальные детерминанты экстремизма. - Уфа: Баш ГПУ, 2011.

5. Пеунова С.М. Живи без эгоизма. - Самара: Изд. Дом Светланы Пеуновой, 2013. - 272 с.

6. Ценностные ориентации в подготовке специалистов. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: БГПИ, 1997. - С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.