4. Батищев Г.С. Единство деятельности и общения // Принципы материалистической диалектики как теории познания. - М.: Наука, 1984. -С. 194-210.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.
6. Бодалев А.А. Проецирование и взаимодействие в общении // Педагогика. - 1994. - № 1. — С. 11-14.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психоло-гия.-М.: Педагогика, 1991.-4^9 с.
8. Давыдов В. В. К пониманию развивающего обучения//Педагогика. - 1995.-№ 1.-С. 1532.
9. Каган М. С. Мир общения: Проблема меж-субъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. -315 с.
Ю.Кан-Качик В.А. Грамматика общения. -М., 1995.-121 с.
11. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. -М.: Рус. яз., 1992.-254 с.
12. Ксенофонтова А.Н. Педагогическое конструирование речевой деятельности: учеб. пособие. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2001. - 185 с.
13. Ксенофонтова А.Н. Проблемы речевой деятельности в речевом процессе: Учеб. пособие к спецкурсу. - Оренбург: Изд-во ОГПИ,
1995.-100 с.
14. Ксенофонтова А.Н. Речевая деятельность в процессе обучения // Сов. педагогика. - 1986. -№4.-С. 52-54.
15. Кузин Ф.А. Культура делового общения. -М.: Ось-89,1996.-240 с.
16. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. -М.-Воронеж, 2001.-378 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1975.-304 с.
18. Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии.-М.: Наука, 1981.-С. 3-23.
/о Мшьруд РП. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1991. -№6.-С. 23-28.
20. ПрипюкЮ.Д. Общественные отношения и социальное общение // Общественные отношения (социально-философский анализ). - Киев, 1991.-С. 36.
21. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций.-М, 1997.-224 с.
22. Рындак В.Г. Методологические основы образования: Учебное пособие к спецкурсу. -Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2000. -192 с.
23.Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. - М., 1989. -198 с.
О.Б. Скрябина ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Подготовка специачистов по социальной работе в системе высшего образования Российской Федерации ориентирована не только на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, но и на воспитание профессионально значимых качеств личности будущего специачиста. Одним из них является толерантность. Она актуализируется во всех сферах профессиональной деятельности специачиста: взаимодействии с различными категориями кчиентов, коллегами, специалистами других социачьных служб и организаций.
Проблему толерантности сегодня можно назвать одной из наиболее популярных в науке. Понятие толерантность происходит от латинского глагола tolerance, который означает переносить, выдерживать, терпеть. В различных европейских языках оно имеет разный лингвистический оттенок. Например, в английском языке оно употребляется в качестве существительного “тер-
пимость” и в качестве глагола “терпеть”. Причем вызывают интерес случаи применения этого глагола в речи. В этом языке данный глагол употребляется только тогда, когда он является синонимом “допускать” (другие точки зрения, мнения, позиции и т.п.). Он не употребляется в случаях, связанных с испытанием чего-либо (например, боли), безропотным подчинением чему-либо
264
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
© О.Б. Скрябина, 2008
(терпеть оскорбления). В немецком языке глагол “терпеть” и существительное “терпимость” - это слова разного происхождения. Причем понятие терпимость в этом языке употребляется только по отношению к человеку. В русском языке аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру и т.п. В этом значении оно уже давно признано в различных науках.
Если попытаться составить библиофафию работ, вышедших в последние три десятилетия, в названии которых фшурировало бы слово «толерантность» (терпимость), то можно сделать поспешный вывод о том, что эта проблема наконец-то получила заслуженное внимание, и всесторонний анализ ее состоялся. Однако, если первое предположение в общем соответствует действительности, то второе далеко не так верно. Для большинства авторов, чьи мнения значительно отличаются друг от друга, характерен общий подход к проблеме толерантности - публицистический по форме и социально-политический по содержанию.
Научно-исследовательские работы начала XXI века становятся, с одной стороны, более наукообразными, изучая широкий спектр проявлений толерантности и обосновывая феноменологические и методологические подходы к изучению этого явления, с другой стороны, их авторы остро ставят прикладные, технологические вопросы воспитания у взрослых людей (особенно у специалистов образовательной и социальной сфер) и детей толерантного мышления, научения их толерантным способам взаимодействия и т.п. Большой вклад в изучение проблемы толерантности вносят: философы (В.В. Шалин, М.Ю. Филиппов, М.Б. Хомяков, Н.В. Круглова, Е.В. Магомедова, P.P. Валитова, В.А. Лекторский), историки (В.Е. -Козлов), психологи (А.Г. Асмолов, Н.В. Мольден-гауэр, С.Н. Толстикова, Ф.М. Малхозова, Е.Г. Лу-ковицкая, Е.Г. Виноградова), педагоги (Н.П. Ьды-гова, З.Ф. Мубинова, П.Ф. Комогоров, И.В. Крутова, Д.В. Зиновьев, П.В. Степанов; и другие.
В обобщенном виде исследование проблемы толерантности можно представить в виде трех основных вопросов, по которым ведутся дебаты. Во-первых, почему именно толерантность? Зачем она нужна человечеству? Каковы причины се сегодняшней популярности? Здесь авторы касаются проблем насилия, фанатизма, дискрими-
нации и в целом права личности на уважение и свободу. Во-вторых, что есть толерантность? Речь идет об определении понятия «толерантность», его соотнесении с такими понятиями, как «автономия личности», «индифферентность», «релятивизм», «истина». В-третьих, вопрос о границах толерантности, о тех пределах, вне которых она превращается в свою противоположность и становится опасной.
В последнее десятилетие в научном сознании наметилось изменение в понимании этого явления. Первоначально толерантность воспринимали как терпимое отношение к человеку или явлению, то есть как пассивное, часто индифферентное признание того факта, что кто-то другой, непонятный, неприемлемый находится рядом и с его существованием необходимо смириться. Но фундаментальные и прикладные междисциплинарные исследования последних лет доказали несостоятельность подобного подхода. Они позволили выявить истинную сущность толерантности как социального явления. Толерантность предполагает готовность человека жить в многообразном, быстро меняющемся мире, принимать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь, она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Поэтому толерантность называют важным компонентом жизненной позиции сформировавшейся, зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям, интересам и ценностям других.
Одним из актуальных в последнее время направлений социальной работы становится меж-культурная социальная работа. Она представляет собой весь спектр услуг по социальной поддержке клиентов - представителей иной по отношению к доминирующей в данном регионе культуры. Это, в первую очередь, семьи вынужденных мигрантов и беженцев, оказавшиеся на новой для них территории в трудной жизненной ситуации; иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации для получения образования или лечения и нуждающиеся в социальной поддержке; трудовые мигранты легально и нелегально находящиеся на территории страны и другие категории клиентов.
Межкультурная социальная работа является сложным направлением деятельности специалистов. Она требует понимания не только особен-
Псдагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008
265
ностей собственной культуры, но и знания основ иной культуры, представителем которой является клиент. Кроме этого специалисту необходимо владеть знаниями в области межкулыурной коммуникации и широким кругом коммуникативных умений, позволяющих эффективно осуществлять социальную поддержку клиента. Но наличие вышеперечисленных знаний и умений, по мнению многих ученых, не гарантирует качественного межкультурного диалога. Для этого необходимо формирование у специалиста толерантности на двух уровнях:
1) психологическом - как внутренняя установка и отношение личности;
2) конативном - как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма.
Как установка толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных, противостоящих в несогласии субъектов.
Важной проблемой в науке является обоснование целостной системы формирования толерантности у специалистов по социальной работе в системе высшего образования. В науке разрабатывается несколько стратегических направлений формирования толерантности: когнитивное (понимание необходимости толерантных действий через изучение многовариантных проявлений интолерангности и насилия); мотивационное (формирование толерантных установок и готовности к терпимому восприятию других людей); коммуникативное (научение совокупности коммуникативных умений и навыков осуществления толерантной коммуникации, подкрепленное эмоциональным регулированием процесса). На практике эти подходы часто смешиваются, но, несомненно, один из них является ведущим.
Формирование толерантности у будущих специалистов по социальной работе является не только желательным, но и необходимым направлением их профессиональной подготовки и личностного становления в вузе. Оно может осуществляться двумя взаимосвязанными путями: когнитивным и инструментальным. Когнитивный путь предполагает усвоение следующей информации:
глобальные проблемы выживания цивилизации, бесперспективности войн и деструктивных конфликтов; имеющийся опыт толерантного взаимодействия народов, религий, конкретных исторических деятелей и современников; результативность толерантного взаимодействия для субъекта в достижении его жизненных планов; уровень развитости собственной способности к толерантному поведению и его соотношение с уровнем развития способности у сверстников и старших из ближайшего окружения; возможности и пути развития собственной толерантности.
Инструментальный путь связан с актуализацией некоторых способностей и формированием группы умений: умения безусловно принимать индивидуальность другого, не стараясь переделать, перевоспитать партнера; отсутствие агрессивности, консерватизма и категоричности в суждениях и оценках людей; умение приспосабливаться к характерам, привычкам, физическим и психическим особенностям партнера; умение находить общий язык с разными людьми (отсутствие речевого шаблона); способность к эмпатии; способность к самоанализу, рефлексии собственной деятельности, самопознанию и самовоспитанию; умение организовывать конструктивную коммуникацию-диалог; конгруэнтность вербальной и невербальной речи; способность оставаться самим собой во взаимодействии с людьми.
На основании этого содержания были разработаны программы спецкурса «Развитие толерантности у специалиста по социальной работе» и спецсеминара «Основы толерантной коммуникации в социальной сфере» для студентов 4 и 5 курсов специальности «Социальная работа» К ГУ им. Н.А. Некрасова. При разработке спецкурса мы исходили из основных идей коммуникативного подхода, используя в качестве тактических когнитивное и мотивационное направления.
Содержание спецкурса рассчитано на углубление и расширение знаний, практических умений и навыков студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», а также на завершение формирования у них мативационно-ценностного отношения к выбранной профессии. Спецкурс конкретизирует и опирается на широкий круг ранее изученного материала в блоке дисциплин общепрофессионального цикла. Он призван не только теоретически обогатить студентов, но и усовершенствовать их профессио-
266
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
Интерпретация меж культурных различий в поэтическом дискурсе
нальные умения и навыки.
Объем спецкурса рассчитан на 32 часа учебного времени. Учитывая его комплексный характер, предлагается вести синтетические теоретико-прикладные занятия (по сути сочетающие элементы лекционных и практических). В процессе изучения содержания спецкурса студенты могут использовать нормативно-правовые документы, монографические и периодические издания, справочные материалы.
Изучение спецкурса завершается экзаменом, программа которого предусматривает проверку не только усвоенных знаний, но и сформирован-ность практических умений и навыков по организации специалистом по социальной работе толерантной коммуникации с клиентом. Экзамен может быть организован в двух формах: тради-гщонной (вопрос-ответ) и креативной (разработка и защита программы развития толерантности у одной из категорий клиентов специалистов по социальной работе). Выбор студентом той или иной формы экзамена уже показывает степень усвояемости материала и степень готовности проявить толерантные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности.
Особую роль в формировании готовности студента к толерантному взаимодействию с клиентом играет его научная деятельность. Сегодня на кафедре социальной работы Костромского государственного университета имени Н.А. Нек-
расова студенты в рамках курсовых и квалификационных работ осуществляют научный поиск в нескольких направлениях: «Социальное консультирование мигрантов с учетом аспектов межкуль-турного взаимодействия», «Организация взаимодействия мигрантов и коренного населения в рамках социальной работы по месту жительства», «Развитие толерантности студентов - будущих специалистов по социальной работе в рамках внеаудиторной деятельности», «Социально-педагогические аспекты развития толерантности в многонациональном классе», «Программирование деятельности загородных детских оздоровительных центров по организации межкультурной коммуникации», «Моделирование комплексного Центра оказания социальной помощи и поддержки мигрантам в период адаптации и интеграции».
Таким образом, толерантность является профессионально значимым качеством специалиста по социальной работе, ее формирование становится основой подготовки специалиста к межкультурной социальной работе. Но сегодня, к сожалению, невозможно констатировать концептуальную, теоретическую и методическую целостность педагогического управления данным процессом. Разработки в данном направлении являются перспективной динамической составляющей становления системы профессиональной подготовки студентов в целом.
А.А. Павильч ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
В создании целостного образа определенного народа и его культуры значительная роль принадлежит художественному дискурсу как текстовому единству, способному поэтически воссоздать этнокультурную действительность, выявить ее ценностные доминанты, коммуникативные характеристики представителей культурной общности, принципы взаимодействия чеювека с окружающей средой, особенности восприятия времени и пространства, психологическое, конфессиональное и символическое измерения культуры
Осваивая пространство культуры, человеку ничивать свое и чужое, которые нередко воспри-
постоянно и неизбежно приходится ощущать кон- нимаются на уровне бинарных оппозиций - пря-
траст между привычным и незнакомым, разгра- мо противоположных ментальных конструкций,
О А.А. Павильч, 2008
267