УДК 378
Скрябина Ольга Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Статья посвящена определению педагогической сущности понятия «толерантность», рассмотрению ее структуры, обозначению подходов к процессу ее формирования у студентов в вузе.
Ключевые слова: толерантность, профессиональная позиция, воспитание толерантности, социокультурная среда вуза.
Подготовка специалистов по социальной работе в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова ориентирована не только на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, но и на воспитание профессионально значимых качеств личности будущего специалиста. Одним из них является толерантность. Она актуализируется во всех сферах профессиональной деятельности специалиста: взаимодействии с различными категориями клиентов, коллегами, специалистами других социальных служб и организаций.
Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, важно акцентировать внимание на концептуальной идее Б.З. Вульфова относительно воспитания у молодых людей и девушек этого свойства. Ученый считает, что воспитание толерантности может и не менять отношения человека к другому, даже если оно негативное, то есть нельзя заставить студента изменить свои взгляды и убеждения, вынудить его относится к другому иначе. Воспитание толерантности предполагает более сложный процесс: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования. Основой воспитания толерантности при этом становится накопление студентов опыта толерантного взаимодействия. Поликультурная воспитательная среда вуза в значительной ступени способствует этому процессу. Чем в большее число ситуаций разнопланового взаимодействия включен студент, тем эффективнее у него формируется толерантная позиция. Под поликультурной воспитательной средой ученые понимают динамическую систему равновеликих и разносодержательных культурных элементов, взаимовлияний субъектов воспитательной деятельности, которая способствует приобщению к общечеловеческим
и национальным ценностям, социальным и культурным традициям, расширяя и обогащая жизненный опыт человека
Важной проблемой в науке является обоснование целостной системы формирования толерантности у студентов - будущих специалистов по социальной работе в системе высшего образования. В науке разрабатывается несколько стратегических направлений формирования толерантности: когнитивное (понимание необходимости толерантных действий через изучение многовариантных проявлений интолерантности и насилия); мотивационное (формирование толерантных установок и готовности к терпимому восприятию других людей); коммуникативное (научение совокупности коммуникативных умений и навыков осуществления толерантной коммуникации, подкрепленное эмоциональным регулированием процесса). На практике эти подходы часто смешиваются, но, несомненно, один из них должен является ведущим.
Мы считаем формирование толерантности у будущих специалистов по социальной работе не только желательным, но и необходимым направлением их профессиональной подготовки и личностного становления в вузе. Оно осуществляется двумя взаимосвязанными путями: когнитивным и инструментальным. Когнитивный предполагает усвоение информации о: глобальных проблемах выживания цивилизации, бесперспективности войн и деструктивных конфликтов; имеющемся опыте толерантного взаимодействия народов, религий, конкретных исторических деятелей и современников; результативность толерантного взаимодействия для субъекта в достижении его жизненных планов; уровне развитости собственной способности к толерантному поведению и его соотношением с уровнем развития способности у сверстников и старших из бли-
© Скрябина О.Б., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
163
жайшего окружения; возможностях и путях развития собственной толерантности.
Инструментальный связан с актуализацией некоторых способностей и формированием группы умений: умения безусловно принимать индивидуальность другого, не стараясь переделать, перевоспитать партнера; отсутствие агрессивности, консерватизма и категоричности в суждениях и оценках людей; умение приспосабливаться к характерам, привычкам, физическим и психическим особенностям партнера; умение находить общий язык с разными людьми (отсутствие речевого шаблона); способность к эмпатии; способность с самоанализу, рефлексии собственной деятельности, самопознанию и самовоспитанию; умение организовывать конструктивную коммуникацию-диалог; конгруэнтность вербальной и невербальной речи; способность оставаться самим собой во взаимодействии с людьми.
На основании этого подхода были разработаны программы спецкурса «Развитие толерантности у специалиста по социальной работе» и спецсеминара «Основы толерантной коммуникации в социальной сфере» для студентов 4 и 5 курсов специальности «Социальная работа» КГУ им. Н.А. Некрасова. При разработке спецкурса
мы исходили из основных идей коммуникативного подхода, используя в качестве тактических когнитивное и мотивационное направления. В процессе изучения спецкурса и участия в спецсеминаре студенты проживали многочисленные ситуации толерантного и интолерантного взаимодействия как в жизненных, так и в профессионально значимых условиях. Затем коллективно анализировани когнитивные, мотивационные, ко-нативные и коммуникативные аспекты проявления толерантности, формировали свою толерантную позицию. На завершающих занятиях студентам предлагалось самим составить правила поведения толерантного человека.
Таким образом, становление толерантной позиции студентов социально ориентированных специальностей в воспитательной среде вуза должно осуществляться на протяжении всего периода обучения. Важно обращать внимание на включение их в разноплановую социально ориентированную деятельность в составе различных групп (отличающихся как по возрастному, так и по национальному, религиозному, культурному, интеллектуальному критериям). Кроме этого важное значение имеет научно-исследовательская и учебная деятельность студентов.
УДК 37.018
Зауторова Эльвира Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Некоммерческий благотворительный фонд социальной реабилитации «Доверие», г. Вологда
elvira-song@mail. т
УРОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Автор говорит о необходимости приобщения осужденных к духовно-нравственным ценностям, изменении их внутренних установок, развитии нравственных чувств, выборе дальнейшего пути на свободе. Рассматривается опыт деятельности некоммерческого благотворительного фонда социальной реабилитации «Доверие» г. Вологды.
Ключевые слова: православное воспитание, осужденные.
Сегодня в России сложилась кризисная криминальная ситуация, за совершением каждого преступления стоит конкретная личность. Попадая в исправительное учреждение, осужденный оказывается в особой среде, которая во многом определяет его дальнейшую жизнь. В рамках гуманизации и демократизации исправительного процесса особое внимание уделяется вопросам духовного и нравственного воспитания правонарушителей, развитию и формированию их социальной активнос-
ти. Большую помощь в работе с осужденными и становлению их на путь исправления оказывает православное воспитание.
До недавнего времени осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не имели права на отправление религиозных обрядов. После 1917 года Русская Православная Церковь подверглась жестокому террору со стороны властей и о деятельности тюремных священников в России надолго забыли. Тюремные храмы, имевшиеся во всех местах заключения, были превращены
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Зауторова Э.В., 2012