Научная статья на тему 'Формирование толерантной профессиональной позиции студентов в вузе'

Формирование толерантной профессиональной позиции студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / TOLERANCE / PROFESSIONAL POSITION / TOLERANCE UPBRINGING / HIGHER EDUCATION INSTITUTION EDUCATIVE MEDIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрябина Ольга Борисовна

Статья посвящена определению педагогической сущности понятия «толерантность», рассмотрению ее структуры, обозначению подходов к процессу ее формирования у студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education institution students tolerant professional position formation

The article is dedicated to defining notion tolerance pedagogic essence, its structure examining, marking approaches to its formation in higher education institution students.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантной профессиональной позиции студентов в вузе»

УДК 378

Скрябина Ольга Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Статья посвящена определению педагогической сущности понятия «толерантность», рассмотрению ее структуры, обозначению подходов к процессу ее формирования у студентов в вузе.

Ключевые слова: толерантность, профессиональная позиция, воспитание толерантности, социокультурная среда вуза.

Подготовка специалистов по социальной работе в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова ориентирована не только на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, но и на воспитание профессионально значимых качеств личности будущего специалиста. Одним из них является толерантность. Она актуализируется во всех сферах профессиональной деятельности специалиста: взаимодействии с различными категориями клиентов, коллегами, специалистами других социальных служб и организаций.

Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, важно акцентировать внимание на концептуальной идее Б.З. Вульфова относительно воспитания у молодых людей и девушек этого свойства. Ученый считает, что воспитание толерантности может и не менять отношения человека к другому, даже если оно негативное, то есть нельзя заставить студента изменить свои взгляды и убеждения, вынудить его относится к другому иначе. Воспитание толерантности предполагает более сложный процесс: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования. Основой воспитания толерантности при этом становится накопление студентов опыта толерантного взаимодействия. Поликультурная воспитательная среда вуза в значительной ступени способствует этому процессу. Чем в большее число ситуаций разнопланового взаимодействия включен студент, тем эффективнее у него формируется толерантная позиция. Под поликультурной воспитательной средой ученые понимают динамическую систему равновеликих и разносодержательных культурных элементов, взаимовлияний субъектов воспитательной деятельности, которая способствует приобщению к общечеловеческим

и национальным ценностям, социальным и культурным традициям, расширяя и обогащая жизненный опыт человека

Важной проблемой в науке является обоснование целостной системы формирования толерантности у студентов - будущих специалистов по социальной работе в системе высшего образования. В науке разрабатывается несколько стратегических направлений формирования толерантности: когнитивное (понимание необходимости толерантных действий через изучение многовариантных проявлений интолерантности и насилия); мотивационное (формирование толерантных установок и готовности к терпимому восприятию других людей); коммуникативное (научение совокупности коммуникативных умений и навыков осуществления толерантной коммуникации, подкрепленное эмоциональным регулированием процесса). На практике эти подходы часто смешиваются, но, несомненно, один из них должен является ведущим.

Мы считаем формирование толерантности у будущих специалистов по социальной работе не только желательным, но и необходимым направлением их профессиональной подготовки и личностного становления в вузе. Оно осуществляется двумя взаимосвязанными путями: когнитивным и инструментальным. Когнитивный предполагает усвоение информации о: глобальных проблемах выживания цивилизации, бесперспективности войн и деструктивных конфликтов; имеющемся опыте толерантного взаимодействия народов, религий, конкретных исторических деятелей и современников; результативность толерантного взаимодействия для субъекта в достижении его жизненных планов; уровне развитости собственной способности к толерантному поведению и его соотношением с уровнем развития способности у сверстников и старших из бли-

© Скрябина О.Б., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

163

жайшего окружения; возможностях и путях развития собственной толерантности.

Инструментальный связан с актуализацией некоторых способностей и формированием группы умений: умения безусловно принимать индивидуальность другого, не стараясь переделать, перевоспитать партнера; отсутствие агрессивности, консерватизма и категоричности в суждениях и оценках людей; умение приспосабливаться к характерам, привычкам, физическим и психическим особенностям партнера; умение находить общий язык с разными людьми (отсутствие речевого шаблона); способность к эмпатии; способность с самоанализу, рефлексии собственной деятельности, самопознанию и самовоспитанию; умение организовывать конструктивную коммуникацию-диалог; конгруэнтность вербальной и невербальной речи; способность оставаться самим собой во взаимодействии с людьми.

На основании этого подхода были разработаны программы спецкурса «Развитие толерантности у специалиста по социальной работе» и спецсеминара «Основы толерантной коммуникации в социальной сфере» для студентов 4 и 5 курсов специальности «Социальная работа» КГУ им. Н.А. Некрасова. При разработке спецкурса

мы исходили из основных идей коммуникативного подхода, используя в качестве тактических когнитивное и мотивационное направления. В процессе изучения спецкурса и участия в спецсеминаре студенты проживали многочисленные ситуации толерантного и интолерантного взаимодействия как в жизненных, так и в профессионально значимых условиях. Затем коллективно анализировани когнитивные, мотивационные, ко-нативные и коммуникативные аспекты проявления толерантности, формировали свою толерантную позицию. На завершающих занятиях студентам предлагалось самим составить правила поведения толерантного человека.

Таким образом, становление толерантной позиции студентов социально ориентированных специальностей в воспитательной среде вуза должно осуществляться на протяжении всего периода обучения. Важно обращать внимание на включение их в разноплановую социально ориентированную деятельность в составе различных групп (отличающихся как по возрастному, так и по национальному, религиозному, культурному, интеллектуальному критериям). Кроме этого важное значение имеет научно-исследовательская и учебная деятельность студентов.

УДК 37.018

Зауторова Эльвира Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Некоммерческий благотворительный фонд социальной реабилитации «Доверие», г. Вологда

elvira-song@mail. т

УРОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Автор говорит о необходимости приобщения осужденных к духовно-нравственным ценностям, изменении их внутренних установок, развитии нравственных чувств, выборе дальнейшего пути на свободе. Рассматривается опыт деятельности некоммерческого благотворительного фонда социальной реабилитации «Доверие» г. Вологды.

Ключевые слова: православное воспитание, осужденные.

Сегодня в России сложилась кризисная криминальная ситуация, за совершением каждого преступления стоит конкретная личность. Попадая в исправительное учреждение, осужденный оказывается в особой среде, которая во многом определяет его дальнейшую жизнь. В рамках гуманизации и демократизации исправительного процесса особое внимание уделяется вопросам духовного и нравственного воспитания правонарушителей, развитию и формированию их социальной активнос-

ти. Большую помощь в работе с осужденными и становлению их на путь исправления оказывает православное воспитание.

До недавнего времени осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не имели права на отправление религиозных обрядов. После 1917 года Русская Православная Церковь подверглась жестокому террору со стороны властей и о деятельности тюремных священников в России надолго забыли. Тюремные храмы, имевшиеся во всех местах заключения, были превращены

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Зауторова Э.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.