Научная статья на тему 'Сущностные характеристики коммуникативной толерантности: происхождение понятия'

Сущностные характеристики коммуникативной толерантности: происхождение понятия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2078
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русакова Светлана Владимировна

В статье предпринята попытка дать целостную характеристику коммуникативной толерантности специалистов социономического типа в педагогической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essential characteristics of communicative tolerance: origin of the notion

An attempt to give a complete characteristics of communicative tolerance of socionomical type specialists in pedagogic psychology is undertaken in the article.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики коммуникативной толерантности: происхождение понятия»

экономические дисциплины. В связи с этим в НОЦ планируется расширение масштабов дистанционного образования, а также дальнейшее совершенствование работы по экономическому просвещению обучающихся.

Библиографический список

1. АлексееваМ.А. Школьное экономическое образование: региональный аспект // Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы 4-ой Рос. науч.-практ. конф. - Вологда, 2003. -383 с.

2. Гарманова О.Ю. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения (на примере Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН) // Проблемы развития территории. - 2012. -№ 5. - С. 93-103.

3. Кузнецова Н.И. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже ХХ - XXI столетий: Дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2007. - 282 с.

4. Кураков Л.П., СоболеваЕ.Н., Якимов В.Н. Экономическое образование и воспитание школьников / под ред. В.Н. Якимова. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

5. Леонидова Г. В. Региональный научно-образовательный центр. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН,

2007. - 99 с.

6. Мазанова О.Ю. Выбор активных форм и методов обучения, применяемых на уроках экономики // Научные исследования в образовании. -

2008. - № 4. - С. 39-45.

7. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

8. Новожилова В.В. Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях (на примере многопрофильного лицея и школ): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 206 с.

9. Об образовании: закон РФ. - М.: Новая школа, 1992. - 60 с.

10. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

11. ПоповаВ.И., КельсинаА.С. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4. - С. 110-119.

12. Рябова И.Г. Подготовка будущего учителя к экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 18 с.

13. Экономика // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Мф:/^^ап .yandex. ги

УДК 37.013.77

Русакова Светлана Владимировна

Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Пыть-Ях, Тюменская обл.

[email protected]

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ

В статье предпринята попытка дать целостную характеристику коммуникативной толерантности специалистов социономического типа в педагогической психологии.

Ключевые слова: толерантность, общение, коммуникативная толерантность.

Радикальные изменения в экономике, политике, образовании, затронувшие не только Россию, но и весь цивилизованный мир, идут параллельно с заменой властных отношений толерантными отношениями. Возникновение современного постиндустриального, информационно-коммуникативного общества связано с проблемой формирования человека, готового к восприятию всего многообразия мира, достижению в коммуникационном поле согласия ненасильственными способами и методами. В связи с этим одной из важнейших задач нашего общества и, как следствие, системы образования становится поиск конкретных форм, методов и средств формирования и воспитания толерантности подрастающего поколения.

Понятие толерантности формировалось на протяжении не одного столетия, и поэтому, являясь

«историчным в своём содержании», до сих пор представляет широкое пространство для дискуссий. Следующим моментом, объясняющим наличие нескольких концепций толерантности, является вхождение толерантности в различные парадигмы, и в связи с этим толерантность приобретает соответствующие трактования, «наполняясь своим особым специфическим смыслом».

Толерантность может выступать как поведенческий ориентир, представляющий цель активности личности, действовать как принцип и как норма. Как принцип толерантность переводится в статус руководящей идеи, ориентира, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. В качестве нормы толерантность усиливает устройство социальных взаимодействий, фиксирует, насколько и как точно выполняются правила, регулирования, установленные человечеством. В качестве иде-

10

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Русакова С.В., 2013

ала толерантность будет выступать в случае самого высокого уровня её проявления.

А.Г. Асмолов полагает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение. Толерантность - это терпение, но, прежде всего, терпеливость, являющаяся гранью толерантности, а не терпимость, которая, по нашему мнению, носит некий негативный оттенок, выражает пассивность человека, принятие им всех обстоятельств жизни такими, какие они есть, в то время как «толерантность» это активная позиция человека, готового осознать и принять «другого», взглянуть на мир его глазами. Мало «терпеть» и мириться с фактом инакомыслия другого, с его принадлежностью к иной расе, нации, конфессии. В основе толерантности -труд постановки себя на место другого.

Н.А. Асташова определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» [1, с. 76].

Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, полагают, что толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания, способность искренне сопереживать эмоциональному состоянию другого, умение поставить себя на его место - важнейшая черта толерантного человека. Толерантность - важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Е.Ю. Клепцова трактует толерантность как свойство личности, которое актуализируется в ситуациях расхождения во взглядах, оценках, верованиях, поведении людей и проявляется в снижении чувствительности к объекту за счёт задействования механизмов терпения.

И.В. Воробьева определяет толерантность как сложный комплексный феномен, который включает в свой состав личностный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты, психофизиологические предпосылки, обладающий динамичными характеристиками и содержательными отличиями у субъектов педагогического взаимодействия.

В понимании И.Б. Гриншпун, толерантность означает наличие некоего бытийного пространства, в пределах которого человек открыт для взаимодействия с миром без утраты чувства сохранности своего Я. Толерантность как личностное свойство означает широкий диапазон этого пространства, его устойчивость во времени и позитивную динамичность.

Таким образом, отечественные ученые понимают толерантность как ценность социокультурной системы, как достойную черту характера, как внутренний стержень социо-психологического бытия определяющий отношение человека к себе, к окружающему миру.

Понятие толерантность тесно связано с понятием общение. Сформированная у человека толерантность позволяет ему легко вступать в коммуникативные связи с другими людьми, этически грамотная позиция в общении делает человека толерантным.

В настоящее время наукой накоплено большое количество исследований, раскрывающих процессуальные особенности, закономерности, феноменологию общения. Отечественными и зарубежными учеными созданы теоретические подходы и концептуальные модели, позволяющие понять природу, функции, структуру, механизмы различных видов общения и феномена общения в целом.

Психолого-педагогические исследования, имеющие фундаментальное значение для понимания категории общения как формы деятельности и поведения человека, принадлежат таким ученым, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя,

А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.

Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Общение является условием формирования человека как социального существа, способного к совместной жизни с себе подобными. В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. Социально-практический аспект общения проявляется не только в формировании индивидуального, но и группового, коллективного субъекта деятельности. В процессе общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувственных настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность.

Большинство ученых обозначают структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Эти характеристики являются и функциями общения: коммуникативная (обмен

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

11

информацией между людьми), интерактивная (взаимодействие между людьми), перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания). Каждая из этих сторон, или функций, при анализе феномена общения может рассматриваться отдельно.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами -с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.

Рассматривая психологическую трактовку данного понятия, следует отметить, что в «Оксфордском толковом словаре по психологии» (Ребера, 2002) коммуникация в широком смысле - перемещение чего-то с одного места на другое. В Большом психологическом словаре (Мещеряков, 2004) коммуникация (от англ. сommunicate) - сообщать, передавать. В словаре под общей редакцией

А.В. Петровского коммуникация (лат. соттишсо -делать общим) - смысловой аспект социального взаимодействия.

По выражению В.Н. Мясищева участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), «обращаться» к нему.

Г.М. Андреева отмечает, что главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл.

Коммуникация - это не просто передача информации. По А.Н.Леонтьеву, это «система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в совместной деятельности, процессов, актуализирующих социальные отношения и индивидуально психологические взаимоотношения и использующих для этого специфические средства, прежде всего языковые».

Таким образом, понятие «коммуникация» определяется как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств.

В процессе общения с окружающими людьми индивид проявляет толерантность, которую исследователи называют коммуникативной толерантностью. Коммуникативная толерантность является частной разновидностью толерантности.

Проблема коммуникативной толерантности исследуется в работах В.В. Бойко, М.Т. Громковой,

В.М. Гришук, П.Ф. Комогорова, Л.И. Маленковой, А.В. Мудрика, Л.А. Николаевой, О.Б. Скрябиной, Г.П. Щедровицкого, Л.П. Яцевич и др. Исследователи рассматривают толерантность в сущностном аспекте и отмечают, что она является базисом или основой общения. В аспекте развития толерантность представляет собой начало процесса становления общения, которое является конечным пунктом толерантности.

В.В. Бойко считает, что коммуникативная толерантность представляет собой «характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных и неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» [2, с. 396].

B.М. Гришук определяет коммуникативную толерантность как психосоциальную характеристику личности с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение, на особый, доброжелательный тип взаимодействия индивида с другими людьми.

О.Б. Скрябина отмечает в своей работе коммуникативную толерантность как устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми и характеризующийся наличием в сознании субъекта успешного, личностно-значимого образца терпимого коммуникативного поведения и доминантной направленностью сознания на его выполнение.

В своей работе Е.А. Калач коммуникативную толерантность подчеркивает как важное личностно-профессиональное гуманистическое качество специалиста по связям с общественностью, способствующее успешному осуществлению им своей профессиональной деятельности и, вследствие этого, подлежащее актуализации в процессе подготовки специалиста данной сферы деятельности.

По-мнению Л.А. Николаевой коммуникативная толерантность трактуется как личностно значимое профессионально важное качество будущего специалиста в сфере «человек-человек», важная составляющая успешной профессиональной деятельности юриста.

C.Н. Толстикова рассматривает коммуникативную толерантность будущего социального педагога как динамический феномен, обеспечивающий самореализацию индивидуальности социального педагога в профессиональной деятельности; успешная профессиональная деятельность социального педагога опосредуется различными стилями коммуникативной толерантности: синергетическим, результативно-адаптивным, избирательным.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования понятия «коммуникативной толерантности» отражен в таблице 1.

12

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

Таблица 1

Анализ понятия «коммуникативная толерантность» в отечественных исследованиях

Автор(ы) Содержание

Психосо- циальная характеристика личности Профессиональное качество личности Устойчивое личностное состояние Способность взаимодействия индивида с другими людьми

В.М. Гришук, 2005 + - - +

Л.П. Яцевич, 2010 - + - +

О.Б. Скрябина, 2000 - - + +

В.В. Бойко, 1998 + - - +

Е.А. Калач, 2006 - + - +

С.Н. Толстикова, 2002 - + - -

Примечание. «+» означает присутствие содержания при определении дефиниции коммуникативной толерантности, предложенного автором.

Таким образом, результаты анализа понятийнотерминологического аппарата, описывающего коммуникативную толерантность человека, позволяют сделать вывод об отсутствии четкой семантической демаркации терминологии данного понятия, а также то, что большинство исследователей для его описания употребляют близкие по значению термины как синонимичные. Коммуникативная толерантность определяется как:

- характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» (В.В. Бойко);

- психосоциальная характеристика личности с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение (В.М. Гришук);

- устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми (О.Б. Скрябина);

- как личностно значимое профессионально важное качество будущего специалиста в сфере «человек-человек» (Л.А. Николаева).

Анализ приведенных дефиниций коммуникативной толерантности показал, что они полностью либо в значительной степени являются неопераци-онализированными и, следовательно, недоступными для их непосредственного эмпирического изучения. Трудность определения коммуникативной толерантности через его эмпирические индикато-

ры, вероятно, связана со сложностью и многоком-понентностью данного понятия.

Таким образом, в рамках нашего исследования формирования коммуникативной толерантности мы находим следующую экспликацию данного понятия: коммуникативная толерантность - это психосоциальная характеристика личности, проявляющаяся при взаимодействии личности с окружающими людьми, характеризующаяся бесконфликтным, коммуникативным поведением и принятием различных качеств и поступков субъектов для достижения положительных целей.

Библиографический список

1. Асташова H.A. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-ме-тод. статей. - М.: Изд-во Моск. психолого-социаль-ного ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

2. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. - СПб.: СПбМАПО, 1998.

3. Бондырева С.К., КолесовД.В. Толерантность: (введение в проблему). - М.: Изд-во Моск. психо-лого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2003.

4. Толстикова C.B. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования: Дис. ... канд. психол. наук. -Калуга, 2002.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.