Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной толерантности уучащихся общеобразовательной школы'

Формирование коммуникативной толерантности уучащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТРУКТУРА / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова Светлана Владимировна

В статье представлен материал, затрагивающий проблему коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы. Представлена структура коммуникативной толерантности;разработана комплексная программа по формированию коммуникативной толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной толерантности уучащихся общеобразовательной школы»

УДК 378

Русакова Светлана Владимировна

соискатель.

Шадринский государственный педагогический институт [email protected]

Rusakova Svetlana Vladimirovna

Candidate.

Shadrinsk state pedagogical Institute [email protected]

Формирование коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы

Formation of communicative tolerance at pupils of comprehensive school

Аннотация. В статье представлен материал, затрагивающий проблему коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы. Представлена структура коммуникативной толерантности; разработана комплексная программа по формированию коммуникативной толерантности.

Annotation. The material is presented in article touching on an issue of communicative tolerance at pupils of comprehensive school. The structure of communicative tolerance is presented; the comprehensive program on formation of communicative tolerance is developed.

Ключевые слова: толерантность, коммуникативная толерантность, структура, комплексная программа.

Keywords: Tolerance, communicative tolerance, structure, comprehensive program.

Радикальные изменения в экономике, политике, образовании, затронувшие не только в Россию, но и весь цивилизованный мир, идут параллельно с заменой властных отношений толерантными отношениями. В связи с этим одной из важнейших задач нашего общества и, как следствие, системы образования становится поиск конкретных форм, методов и средств формирования и воспитания толерантности подрастающего поколения.

Результаты многочисленных исследований (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, В.В. Бойко, Б.С. Гершунский, М.Т. Громкова, П.Ф. Комогоров, А.Н. Лутошкин, Л.И. Маленкова, A.B. Мудрик, О.В. Скрябина, Л.И. Уманский, Г.П. Щедровицкий и др.) показали, что именно толерантность является главным условием эффективного взаимодействия между людьми.

Как показал анализ теоретических исследований, проблеме формирования коммуникативной толерантности, как вида толерантности, уделено недостаточное внимание в научной и методической литературе, тем более, что изменения, произошедшие в политической и экономической жизни Европы,

диктуют новые правила и технологии построения общественных и межличностных отношений в условиях общеобразовательной школы.

Таким образом, цель исследования - изучение коммуникативной толерантности, ее формирование у учащихся общеобразовательной школы.

Коммуникативная толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания.

Рассматривая семантико-этимологическое поле слова «толерантность», необходимо отметить, что толерантность- слово иностранного происхождения.

Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Производные (от лат. tole-rantia) — tolerance и toleration, встречающиеся уже в античности, также несут смысл «страдания».

С другой стороны, значение слова tolero — «кормить, питать» и глагола tollo — «считать своим ребенком, воспитывать, пестовать» напрямую связывают его с идеей подпитывания или «воспитания» человека и, в конечном счете, «образования» личности.

Многие ученые-психологи высказываются об отношении к толерантности как ценности (А.Г. Асмолов, Н. А. Асташова, Г. У. Солдатова и др.), как достойной черте характера (С. К. Бондырева, Г. Оллпорт и др.). Толерантность как ценность социокультурной системы, как внутренний стержень социо-психологического бытия определяет отношение человека к себе, к окружающему миру.

А.Г. Асмолов полагает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение [14].

H.A. Асташова определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, как "уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия" [16,с.76].

И.Б. Гриншпун предлагает рассматривать толерантность как некоторую характеристику индивида по целому ряду параметров, таким как: объектная отнесенность (дифференцированное проявление относительно различных объектов); диапазон толерантности (условная мера толерантности как индивидуальной характеристики), фокус, устойчивость и динамичность толерантности.

И. В. Воробьева определяет толерантность как сложный комплексный феномен, который включает в свой состав личностный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты, психофизиологические предпосылки, обладающий динамичными характеристиками и содержательными отличиями у субъектов педагогического взаимодействия.

С. К. Бондырева считает, что толерантность воспринимается как позитивное качество, но определённая мера интолерантности тоже необходима,

главное, чтобы это не была интолерантность к независимым от человека особенностям (внешний вид, национальная принадлежность).

Толерантность, которую индивид проявляет в процессе общения с окружающими людьми, исследователи называют коммуникативной толерантностью. Коммуникативная толерантность является частной разновидностью толерантности.

В.В. Бойко считает, что коммуникативная толерантность представляет собой «характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных и неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» [33, с. 396].

B.М. Гришук определяет коммуникативную толерантность как психосоциальную характеристику личности с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение, на особый, доброжелательный тип взаимодействия индивида с другими людьми.

По мнению Л. П. Яцевич, коммуникативная толерантность представляет собой профессионально важное качество личности, сформированность которого обеспечивает целостность личностного и профессионального развития будущего специалиста социальной работы.

О.Б.Скрябина определяет коммуникативную толерантность как устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми и характеризующийся наличием в сознании субъекта успешного, личностно-значимого образца терпимого коммуникативного поведения и доминантной направленностью сознания на его выполнение.

В своей работе Е. А. Калач коммуникативную толерантность определяет как важное личностно-профессиональное гуманистическое качество специалиста по связям с общественностью, способствующее успешному осуществлению им своей профессиональной деятельности и, вследствие этого, подлежащее актуализации в процессе подготовки специалиста данной сферы деятельности.

C. Н. Толстикова рассматривает коммуникативную толерантность будущего социального педагога - динамический феномен, обеспечивающий самореализацию индивидуальности социального педагога в профессиональной деятельности; успешная профессиональная деятельность социального педагога опосредуется различными стилями коммуникативной толерантности: синергетическим, результативно-адаптивным, избирательным.

Л. А. Николаева определяет коммуникативную толерантность как личностно значимое профессионально важное качество будущего специалиста в сфере «человек-человек», важная составляющая успешной

профессиональной деятельности юриста; наиболее выраженный и значимый для юристов вид социальных отношений.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования понятия «коммуникативной толерантности» отражен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ понятия «коммуникативная толерантность» в

отечественных исследованиях_

Соде] ржание

Автор(ы) Психосоциальная характерист ика личности Профессион альное качество личности Устойчивое личностное состояние Способность взаимодейств ия индивида с другими людьми

1 2 3 4

В.М. Гришук, 2005 + - - +

Л.П. Яцевич,2010 - + - +

О.Б. Скрябина,2000 - - + +

В.В.Бойко,1998 + - - +

Е. А. Калач,2006 - + - +

С.Н. Толстикова,2002 - + - -

Л. А Николаева,2007 - + - -

Примечание. «+» означает присутствие содержания при определении дефиниции коммуникативной толерантности, предложенного автором.

На основании теоретического анализа, который интегрирован в таблице, можно заключить, что авторы определяют коммуникативную толерантность как:

• психосоциальную характеристику личности с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение (В.М. Гришук, В.В. Бойко).

• устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми (О. Б.Скрябина).

• способность взаимодействия индивида с другими людьми (В.В. Бойко, В.М. Гришук, Л.П. Яцевич, Е.А. Калач, С.Н. Толстикова).

• обеспечивает продуктивную профессиональную деятельность специалистов (Е. А. Калач, С.Н. Толстикова, Л. П. Яцевич).

Таким образом, в рамках нашего исследования формирования коммуникативной толерантности мы используем следующую экспликацию данного понятия: коммуникативная толерантность - это психосоциальная характеристика личности, проявляющаяся при взаимодействии личности с окружающими людьми, характеризующаяся бесконфликтным, коммуникативным поведением и принятием различных качеств и поступков субъектов для достижения положительных целей.

Принципиально важным моментом при рассмотрении коммуникативной толерантности является определение компонентного состава и ее структуры.

Под структурой мы будем понимать строение и внутреннюю форму организации системы, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей.

Традиционно подходы к изучению строения коммуникативной толерантности опираются на исследование компонентного состава содержания и моделирование её уровневой организации.

H.A. Асташова считает, что толерантность является психосоциальной характеристикой личности и определяется как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведении других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия».

Исходя из того, что коммуникативная толерантность представляет собой частное проявление толерантности личности в целом, можно предположить, что структурно феномен коммуникативной толерантности состоит из тех же компонентов.

Когнитивный компонент включает в себя понятие о толерантности, осознание идеи толерантной коммуникации, ее соответствия принципам нравственности. Когнитивная подструктура отражает тип мыслительной деятельности конкретного специалиста, то есть принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений.

Эмоциональный компонент коммуникативной толерантности представлен относительно устойчивыми чувствами человека к объектам, к процессу толерантного взаимодействия с ними, выражающимися в эмоционально-ценностной оценке возникающих межличностных отношений.

Деятелъностный компонент означает предрасположенность к такому типу социального поведения, основой которого является понимание, сотрудничество, коммуникативные умения. H.A. Асташова подчеркивает особое значение деятельностного компонента, объясняя это тем, что «лишь в границах деятельности определенного субъекта любые реальности выстраиваются в смысловой ряд, в жизненную концепцию».

Некоторые исследователи коммуникативной толерантности в качестве одной из центральных подсистем выделяют аксиологическую. Данный компонент включает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его мотивационно-ценностные отношения к коммуникации.

Таким образом, коммуникативная толерантность, рассматривая со стороны своей структуры, представляет целостное многокомпонентное образование, в котором по нашему предположению можно выделить следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный.

Структура коммуникативной толерантности

Компоненты Показатели

Эмоциональный Эмоциональная устойчивость; Терпение; Самоконтроль; Самооценивание: -неумение управлять эмоциями, -неадекватное проявление эмоции, -негибкость, неразвитость, невыразительность эмоции, -нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, -доминирование негативных эмоции.

Рациональный канал эмпатии; Эмоциональный канал эмпатии; Интуитивный канал эмпатии; Установки в эмпатии; Проникающая способность в эмпатии; Идентификация в эмпатии; Общий уровень в эмпатии.

Когнитивный Логическое мышление; Абстрактное мышление - сообразительность; Негативные установки: завуалированная, открытая жестокость, -обоснованный негативизм, брюзжание; Ценность собственного « Я».

Деятельностный Умение выходить из сложных ситуации; Склонность к асоциальному поведению; Независимость; беспечность, жизнерадостность; Общительность:Негативный личный опыт общения с окружающими.

Мотивационно-ценностный Благосклонность мира; Справедливость мира; Доброта людей; Контролируемость мира; Случайность как принцип распределения происходящих событий; Степень удачи и везения; Отношение к окружающему миру.

Среди множества существующих технологий на этапе формирующего эксперимента было отдано предпочтение разработке комплексной программы поэтапного формирование коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы.

Практическая направленность программы заключается в том, что она может быть использована педагогами-психологами общеобразовательных школ, педагогами-психологами средних учебных заведений, при разработке спецкурсов и программ, а также в системе повышения квалификации педагогов-психологов.

Основной целью программы является повышение степени выраженности показателей и уровней сформированности коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы.

В целях увеличения положительного влияния на учащихся, усиления коррекционно-развивающего действия группы используются следующие приемы:

• прием доверия - учащийся выполняет наиболее значимое общественное поручение группы, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

• прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу -поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

• прием поддержки групповых проявлений - поощрение и одобрение группой, усилий участника при выполнении общественной работы при доброжелательных отношениях к нему окружающих;

• Прием, побуждающий учащихся дать объективную оценку своему поступку, задуматься о причинах недовольства группы его поступком.

Принципы при проведении занятий: равноправное межличностное общение на занятиях групп, принцип постоянной обратной связи. Учатся говорить другим у них самих и слушать мнение о себе, принципы самодиагностики для познания себя и особенностей своей личности, принцип стимулирования саморазвития участников, принцип конфиденциальности, прогнозируемые результаты.

Методы проведения занятий обеспечивают взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками. Развитие высших психических процессов выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих разномодальных заданий.

Занятия организованы таким образом, что каждое занятие состоит из организационной, основной и заключительной частей.

Организационная часть направлена на создание комфортной атмосферы и эмоционально-благополучного фона в группе и включает упражнения, направленные на создание работоспособности в группе и ритуал приветствия.

В основной части реализуются основные цели и задачи занятия.

Заключительная часть предусматривает упражнения для завершения занятия, которые выполняют функцию обратной связи и создания позитивного настроения, снятия психоэмоционального напряжения, упражнения на установление позитивного эмоционального состояния, релаксации, мышечное расслабление, подведение итогов и ритуал прощания, который позволяет объединить группу и настроить на дальнейшее продуктивное сотрудничество.

Констатируя процесс формирования коммуникативной толерантности у учащихся, мы исходили из того, что формирование любого опыта осуществляется поэтапно (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).

Схема этапов экспериментальной программы поэтапного формирования коммуникативной толерантности в процессе учебной деятельности представлена на рис.1.

1 этап

Диагностический блок

Цель: выявление особенностей и уровня сформированности коммуникативной толерантности у учащихся

Формы работы психодиагностические методики

2 этап Установочный блок

Цель: побуждение желания взаимодействовать, формирование желания сотрудничать с психологом что-либо изменить в своей жизни.

Формы работы: групповые дискуссии, индивидуальное консультирование

3 этап Когнитивный блок

Цель: дать теоретические знания и практические умения коммуникативной толерантности учащимся и педагогическому персоналу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формы работы:- лекционные занятия,групповые дискуссии

4 этап Коррекционный блок

Цель: формирование коммуникативной толерантности у учащихся по средствам коррекционно-развивающих занятий

Формы работы: ролевые игры, дисскусии, упражнения

5 этап | Блок оценки эффективности коррекционных воздействий

Цель: повышение уровня коммуникативной толерантности у учащихся, появление позитивных поведенческих реакции и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Формы работы: диагностические методики

1

— 1

Результат -

повышения уровня сформированности коммуникативной толерантности

Рис.1. Схема реализации программы формирования коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной

школы

Согласно рис.1, процесс формирования коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы зависит от реализации каждого блока, что определяется целью, задачами, содержанием и назначением каждого этапа. Существование данной структуры делает возможным оптимизировать выбор форм и средств реализации цели - формирования коммуникативной толерантности на каждом этапе. Раскроем содержание каждого этапа.

Первый этап - диагностический блок - на данном этапе осуществлялась психологическая диагностика коммуникативной толерантности у учащихся она необходима для осуществления «входного контроля», выявления состояния формируемого качества у испытуемых. В нашем случае психодиагностика предполагает выявление особенностей коммуникативной толерантности и определение уровня ее сформированности.

Второй этап - установочный блок - на данном этапе по итогам психодиагностического обследования были организованы групповые и индивидуальные консультации с целью информирования и обсуждения полученных результатов, предоставления практических рекомендаций, создания положительной мотивации на готовность личности к изменениям.

Третий этап - когнитивный блок - целью данного этапа явилось формирование теоретических и практических знаний по проблеме коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы и педагогического коллектива по средствам комплексной программы.

Четвертый этап - коррекционный блок - целью данного этапа является гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Пятый этап - блок оценки эффективности коррекционных воздействий -целью данного этапа является измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Таким образом, предполагалось, что результатом работы данного этапа является повышение сформированности показателей и уровней выраженности коммуникативной толерантности у учащихся по средствам коррекционно-развивающей программы.

Качественная оценка полученных результатов данного этапа осуществлялась отзывами участников занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. - 2-е изд., испр. и доп. /А.С. Прутченков. - М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. - 192

2. Грецов А.Г.Тренинг общения для подростков.-СПб.:Питер,2009.-160 с.:

ил.

3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]/ А.Г. Лидерс. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями [Текст]/Ю.В. Саенко. - СПб.: Речь, 2010. - 232 с.

5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга [Текст]/О.В. Евтихов. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 256 с.

6. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: практ. пособие / пер. с нем. - 4-е изд. - М. : Генезис, 2006. - 240 с.: ил.

Literature

1. Prutchenkov A.S. Life school: Methodical development of social and psychological trainings. - 2nd prod. испр. and additional/Ampere-second. Prutchenkov. - M: МООДиМ "A new civilization", Pedagogical society of Russia, 2000. -192 pages.

2 . Gretsov A.G.Trening of communication for teenagers. - SPb a.:piter, 2009.160 pages: silt.

3 . Лидере A.G.Psikhologichesky training with teenagers of [Text] / A.G. Лидерс. - M: Publishing center "Akademiya", 2001.

4 . Saenko Yu.V. Regulation of emotions: trainings of management by feelings and moods of [Text]/Yu.V. Saenko. - SPb. : Speech, 2010. - 232 pages.

5 . Evtikhov O. V. Practice of psychological training of the [Text]/island V. Evtikhov. - SPb. : Rech publishing house, 2005. - 256pages.

6. Fopel K. Energy of a pause. Psychological games and exercises: практ. the grant / lane with it. - 4 prod. - M: Genesis, 2006. - 240 pages: silt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.