Научная статья на тему 'Уровни формирования коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы'

Уровни формирования коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
501
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / УРОВНИ / LEVELS / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русакова С. В.

В статье предпринята попытка дать структурносодержательную и уровневую характеристику коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF PUPILS OF A COMPREHENSIVE SCHOOL

The article attempts to give a structurally meaningful and level characteristic of communicative tolerance among the students of a comprehensive school.

Текст научной работы на тему «Уровни формирования коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы»

УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

LEVELS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF PUPILS OF A COMPREHENSIVE SCHOOL

С. В. Русакова

В статье предпринята попытка дать структурно-содержательную и уровневую характеристику коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы.

Ключевые слова: толерантность, уровни, коммуникативная толерантность.

Актуальность исследования обусловлена радикальными изменениями в экономике, политике, образовании, затронувшие не только в Россию, но и весь цивилизованный мир, идут параллельно с заменой властных отношений толерантными отношениями. В связи с этим одной из важнейших задач нашего общества и, как следствие, системы образования становится поиск конкретных форм, методов и средств формирования и воспитания толерантности подрастающего поколения.

На основании теоретического анализа можно заключить, что авторы определяют коммуникативную толерантность как психосоциальную характеристику личности с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение (В. М. Гри-шук, В. В. Бойко); устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми (О. Б. Скрябина); способность взаимодействия индивида с другими людьми (В. В. Бойко, В. М. Гришук, Л. П. Яцевич, Е. А. Калач, С. Н. Толстикова).

Таким образом, в рамках исследования формирования коммуникативной толерантности нами используется следующая экспликация данного понятия: коммуникативная толерантность - это психосоциальная характеристика личности, проявляющаяся при взаимодействии личности с окружающими людьми, характеризующаяся бесконфликтным коммуникативным поведением и принятием различных качеств и поступков субъектов для достижения положительных целей. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 г. Пыть-Ях, Тюменской области. В констатирующем эксперименте в качестве генеральной совокупности приняли участие 130 учащихся 8-10-х классов. Целью констатирующего эксперимента было исследование структурно-содержательной характеристики коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы, а также выявление и до-

S. V. Rusakova

The article attempts to give a structurally meaningful and level characteristic of communicative tolerance among the students of a comprehensive school.

Keywords: tolerance, levels, communicative tolerance.

казательство уровневой выраженности показателей исследуемого качества.

Рассматривая структуру коммуникативной толерантности, представляется целостное многокомпонентное образование, в котором по нашему предположению можно выделить следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, деятельностный, мотиваци-онно-ценностный.

В ходе анализа результатов констатирующего эксперимента мы выделили и доказали, опираясь на работы Г. И. Саганенко и В. А. Ядова, пять уровней выраженности сформированности показателей коммуникативной толерантности: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Устойчивость данных по пятичленной и трехчленной шкалам сопоставима: 99% и 95%, то есть попадание исследуемых показателей в данные градации больше, чем в семичленной шкале: там устойчивость равна 75%. Таким образом, трехчленная шкала имеет высокую устойчивость и небольшую ошибку, а пятичленная -более высокую устойчивость и приемлемую ошибку. Следовательно, пятичленная шкала является наиболее устойчивой и надежной.

Качественное описание уровней выраженности показателей сформированности коммуникативной толерантности представлено следующим образом:

Низкий уровень. Свидетельствует о высокой инто-лерантности человека и наличии у него выраженных ин-толерантных установок по отношению к окружающему миру и людям, склонность подгонять партнеров под себя, делать их удобными, характеризуется медленным пониманием материала при обучении, предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. Эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда.

Учащиеся на данном уровне могут делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаи-

моотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. У респондентов низкого уровня тщательно замаскирован негативный настрой по отношению к окружающим: заставляют себя сдерживаться, быть корректными, возникает постоянное напряжение, рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу. На данном уровне сформированности коммуникативной толерантности у учащихся проявляются установки, препятствующие эмпатии: они стараются избегать личных контактов, считают неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедили себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Учащиеся данного уровня сталкиваются с затруднениями в установлении глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия, стремятся добиться своих целей в ущерб другому, не соглашаются на взаимные уступки, предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

Уровень ниже среднего. Такие результаты свидетельствуют о значимой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям, способны подгонять партнеров под себя, делать их удобными, в слабой степени терпимы к дискомфортным состояниям окружающих, уровень свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, эмоции «на каждый день» осложняют взаимодействие с партнерами. Личность старается скрывать свои негативные оценки и переживания, по поводу большинства окружающих делая о них резкие, однозначные выводы. На данном уровне учащиеся склонны делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами. На данном уровне сформирован-ности коммуникативной толерантности у учащихся проявляются установки, препятствующие эмпатии, затрудняющие действие всех эмпатических каналов: они стараются избегать личных контактов, считают неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедили себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия, поэтому учащиеся сталкивается с затруднениями в установлении глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми. Эффективность эмпатии снижается, человек старается избегать личных контактов. Такие личности чаще всего стремятся добиться своих целей в ущерб другому, не соглашаются, прийти к компромиссу на основе взаимных уступок, отсутствует стремление к кооперации.

Средний уровень. Характерен для респондентов, у которых происходит сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять инто-лерантность, обладают хорошими адаптационными способностями во взаимодействии с людьми, отражает спо-

собность учащихся в большинстве случаев принимать индивидуальности встречающихся им людей, в средней степени умеют скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей. Иногда у учащихся данного уровня наблюдается: общительность, естественность, непринужденность, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. В большинстве случаев присутствует легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов, свидетельство того, что эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами и у них есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. У личности не выражены негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные, но сделаны, возможно, на определенное время. Учащиеся способны в некоторых случаях делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. На данном уровне установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают действие всех эмпатических каналов: они стараются устанавливать личные контакты, во многом считают уместным проявлять любопытство к другой личности, неспокойно относятся к переживаниям и проблемам окружающих. В большинстве случаев студенты способны устанавливать глубокие и тесные эмоционально насыщенные контакты с людьми. В большинстве случаев учащиеся соглашаются на основе взаимных уступок к предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

Уровень выше среднего. Достаточно выражено сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. Учащиеся, находящиеся на данном уровне, обладают достаточно выраженными способностями: более интеллектуально развиты, абстрактно мыслят, эмоции «на каждый день» не осложняют взаимодействие с партнерами. Личность не имеет негативных оценок и переживаний по поводу большинства окружающих: не делает резких, однозначных выводов. Учащиеся на данном уровне не склонны делать необоснованные обобщения негативных фактов в наблюдении за социальной действительностью. Обладают значительным запасом радостного настроения, даже в трудных ситуациях не теряют хорошее расположение духа, всякие огорчения у них быстрее сглаживаются, они чутко отзываются на любое приятное возбуждение, противодействует всяким последствиям огорчения. Учащиеся обладают повышенной чуткостью к внутренним состояниям других людей, уверенностью в себе, они не подвержены случайным колебаниям настроения, трезво оценивают действительность, активны, обладают эмоциональной зрелостью, то есть способны справляться со своими страхами и отрицательными эмоциональными состояниями (гнев, сердитость, раздражение, негодование). Эффективность эмпатии не снижается, учащиеся старают-

ся избегать личных контактов, считают уместным проявлять любопытство к другой личности, с эмоциональной чувствительностью относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее. Учащиеся, находящиеся на данном уровне сформированности коммуникативной толерантности, способны видеть поведение партнеров (то есть обладают интуитивным восприятием); действовать в условиях дефицита исходной информации о них; понимать партнера на основе сопереживаний, постановки себя на его место, участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Высокий уровень. Ярко выражены чертами толерантной личности; способны принимать встречающихся им людей, нет тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я», не склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными; преобладает открытость, готовность к сотрудничеству, быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях, склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению, готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, мягкосердечность, доброта, приспособляемость. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Учащиеся на данном уровне легко включаются в активные группы: щедры в личных отношениях, не боятся критики, эмоции обычно не мешают общаться с партнерами. В большинстве ситуаций веселы, довольны, радостно настроены, даже в трудных условиях не теряют хорошего расположения духа, всякие огорчения у них быстрее сглаживаются, чутко отзывается на любое приятное возбуждение, противодействует всяким последствиям огорчения. У учащихся данного уровня сформированности исследуемого свойства наблюдается высокая потребность (а вместе с ней и ярко сформированная способность) управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, то есть эмоциональная устойчивость. Учащиеся, находящиеся на данном уровне, не имеют негативных оценок и переживаний по поводу большинства окружающих, не склонны делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с

партнерами, и в наблюдении за социальной действительностью. У них просматриваются положительные тенденции отношения к людям в целом, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека. Учащиеся обладают способностью естественно и адекватно ситуации выражать свои чувства, вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции; способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов. Не стремятся добиться своих интересов в ущерб друг другу. Принимают соглашение на основе взаимных уступок и предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. Находясь в спорной ситуации участники приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Хорошо сформировано умение учащихся понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера, то есть быть эмоционально отзывчивыми. Постоянно стремятся к самопониманию.

Таким образом, уровневые изменения позволяют говорить о развитии коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы в процессе учебной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., стер. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. С. 74-85.

2. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность: метод. пособие. СПб.: СПбМАПО, 1998. 24 с.

3. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 240 с. (Сер. «Библиотека психолога»)

4. Толстикова C. B. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования: дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2002. 177 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.